Картотека прогулок для старшего дошкольного возраста "Весна"
картотека (старшая группа) на тему

Липаткина Галина Владимировна

Картотека прогулок для старшего дошкольного возраста "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_vesna.doc1017 КБ

Предварительный просмотр:

№ 1

Почему март называют «утром года».

Цель: Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где прогревает солнце, появляется первая травка. Обсудить с детьми (в солнечный день).

Русская народная потешка:

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота,

Первый март пришел –

Всех детей провел;

А за ним и апрель –

Отвори окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь, гуляй.


№ 2

Наблюдение за поведением птиц на участке.

Цель: Побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах.

Стихотворение И.Никитина:

Звонко тенькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна!

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

- Что делают птицы весной?  (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов и т.д.).

№ 3

Наблюдение за солнцем на небе.

Цель: Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше. Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений.

Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней –

                Не поймаешь    (тень).

 

 


№ 4

Сравнительное наблюдение.

Цель: Определить, что изменилось по сравнению с февралем: снег тает на солнце, рыхлый, ручейки в солнечную погоду, сосульки, капель (откуда берется, как звенит).

Дидактическая игра «Угадай!»:

  • Веселая, звонкая, прозрачная – что это?

(капель, сосулька).

  • Холодный, снежный, светлый, весенний, солнечный – что это?

(день).

№ 5

Наблюдение за небом.

Цель: Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Уточнить, что снег и лед – это разное состояние воды.

Загадка: Пушистая вата

                Плывет куда-то.

                Чем вата ниже,

                Тем дождик ближе.   (Облако)

 


№ 6

Наблюдение за изменениями погоды.

Цель: Показать зависимость повышения температуры воздуха на изменение в природе. Учить детей самостоятельно делать выводы на основе наблюдений (становится еще теплее, появились проталины, началась капель).

Стихотворение Ф.Тютчева:

Зима недаром злится,                Умылася в снегу

Прошла ее пора –                И лишь румяней стала

Весна в окно стучится                Наперекор врагу.

И гонит со двора.                        И все засуетилось,

Взбесилась ведьма злая        Все нудит Зиму вон –

И, снегу захватя,                        И жаворонки в небе

Пустила, убегая,                        Уж подняли трезвон.

В прекрасное дитя…                Зима еще хлопочет

Весне и горя мало:                И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

 

№ 7

Наблюдение за кормушкой.

Цель: Определить какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравиться? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?

Загадка: Рук нет, а строить умеет (птица).

               


№ 8

Наблюдение за таянием снега.

Цель: Наблюдение за таянием снега. Где он тает быстрее всего (у ствола дерева)? Корни деревьев впитывают воду. На крышах домов с солнечной стороны часто появляются сосульки. Подумайте, почему?

Дидактическая игра «Умный словесник»:

  • Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря (полынья).
  • Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной (половодье).
  • Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (распутица).
  • Небольшой водный поток (ручей).
  • А как назвать его ласково? (ручеек).

№ 9

Наблюдение за признаками весны (апрель).

Цель: Обсудить народные приметы и пословицы:

  • Много снега – много хлеба.
  • Вода с гор потекла – весну принесла.
  • Весенний дождь лишним не бывает.
  • Длинные сосульки – к долгой весне.
  • Из берез течет много сока – к дождливому лету.

Стихотворение С.Маршака «Апрель»:

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.


 № 10

Наблюдение за воздухом.

Цель: Определить какими свойствами обладает воздух (бесцветный, прозрачный, без запаха).

Стихотворение «Прозрачный невидимка»:

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

   Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе? Лесной воздух не только чистый, но и целебный. В городе воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнен частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений. 

Подумайте, когда воздух в городе становится свежее, чище? После дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть. Что делают люди, чтобы очистить городской воздух? (люди сажают в городе деревья, особенно хорошо очищает воздух тополь).  

 № 11

Наблюдение за признаками весны в неживой природе.

Цель: Определить, как изменился снег  с приходом весны? Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? Как изменилась почва с приходом весны?

Дидактическая игра «Подбери слово» - упражняться в подборе существительных и в правильном согласовании слов.

  • Солнечный, веселый…
  • Ясная, холодная…
  • Серое, хмурое…
  • Робкая, ранняя…
  • Всходит, появляется, прорастает…      
  • Прилетают, возвращаются…

  № 12

Что такое ледоход?

Цель: Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. Сначала лед на реках темнеет, потом во льду появляются трещины, и лед раскалывается. На реках льдины несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь, друг на друга.

Стихотворение С.Баруздина «Ледоход»:

Ледоход! Ледоход!

Раскололся зимний лед!

Может, это ледокол

По Москве-реке прошел?

Нет, большие ледоколы

Никогда не ходят тут.

Это от лучей веселых

Льдины скользкие бегут.

Но лучи их догоняют –

Льдины тают, исчезают

И дают простор волне.

Льдины место уступают

Солнцу, свету и весне!

№ 13

Наблюдение за таянием снега и льда.

Цель: Определить, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в тени). Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки с солнечной стороны тают, а в тени – нет? Установить связь с температурой воздуха, используя термометр. Обратить внимание на образование луж, ручейков (игра с лодочками).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов.

- Что можно сказать о снеге? Снег что делает?  (идет, падает, кружится, летает, ложиться, блестит, тает, переливается, скрипит…)


 № 14

Продолжать наблюдение за признаками весны.

Цель: Продолжить наблюдение за изменениями в неживой природе. Учить детей делать выводы в результате накопленного опыта.

Вопрос: Снега почти не осталось. Почему?

Дидактическая игра «Скажи, наоборот, о весне» - учить подбирать антонимы к словам.

Весна:

  • Ранняя – поздняя
  • Затяжная – дружная
  • Теплая – холодная
  • Веселая – грустная.

 

№ 15

Наблюдение за вербой.

Цель: Обратить внимание, на изменения внешнего вида вербы. Показать, что уже появились белые «барашки».

Приметы:

  • Увидел на вербе пушок, - весна под шесток.
  • Без вербы – не весна.

Загадка: Белые овечки бегают по свечке (верба).


  № 16

Наблюдение за деревьями.

Цель: Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.

Загадка: Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.      (Дерево)

Упражнение на составление и распространение предложения.

  • На опушке выросла (какая?) … сосна.

(Какая? высокая, стройная, красивая).

  • У неё (какой?) … ствол.

(Какой? длинный, прямой, голый).

  • Только вверх растут (какие?)… ветки

(Какие? Густые, пушистые, иглисты).

№ 17

Наблюдение за одеждой людей.

Цель: Выявить взаимосвязь в изменении одежды людей  и погодных условий.

Вопрос: Как изменилась температура воздуха с приходом весны? Почему люди стали одеваться легче?

Стихотворение Ф.Льва «Весна-красна»:

На дворе весна-красна!

Чем весна-красна ясна?

Солнцем жарким, светом ярким,

Клейкой почкой, первым листочком,

Небом ясным, солнцем красным.


 № 18

Наблюдение за почвой.

Цель: Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.

 

 

№ 19

Наблюдение за насекомыми.

Цель: Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе (у нас в мае). Предложить детям найти насекомых.

Стихотворение «Ты сачком их не лови!»:

Насекомые хлопочут,

Наполняя жизнью сад:

Там кузнечики стрекочут,

Тут комарики звенят.

Каждый занят важным делом:

Золотистая пчела

На цветок душистый села,

Сок медовый собрала.

Вот в кустах возле тропинки

Деловитый муравей,

Уцепившись за травинку,

Доит усиками тлей.

Ты не трогай их, не надо,

Ты сачком их не лови!

Пусть живут с тобою рядом

Мотыльки и муравьи.

 


№ 20

Наблюдение за опавшими листьями после таяния снега.

Цель: Вспомнить, какими они были осенью, сравнить, отметить изменения. Объяснить детям, что все ценные питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу, и дерево растет.

№ 21

Наблюдение за почками тополя.

Цель: Сравнение почек тополя и березы. Обратить внимание на то, что почки тополя крупнее по сравнению с почками березы.

Стихотворение В. Товаркова «Первые листья»:

На могучем тополе

Дружно почки лопнули.

А из каждой почки

Вылезли листочки –

Развернули трубочки,

Распушили юбочки,

Оглянулись, улыбнулись

И сказали: «Мы проснулись!»

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов.

- Что делают почки весной?  (наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются, из почек появляются первые листочки – нежные, зеленые, душистые, пахучие…)


№ 22

Наблюдение за тенью.

Цель: Обратить внимание детей на темное пятно тени, которое постоянно следует за ними в солнечный день. Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше). На что похожи тени детей? Предложить детям попробовать догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать?

Пословица: От высокого дерева и тень большая.

Загадка: Она туда, куда и ты,

Ни пить, ни есть не просит.

Но так боится темноты,

Что тут тебя и бросит  (тень).

 

№ 23

Наблюдение за дождем.

Цель: Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить, почему они появляются.

Загадка: Люди ждут меня, зовут,

                А приду к ним – прочь бегут,  (дождь)


 № 24

Наблюдение за облаками.

Цель: Предложить рассмотреть облака и сказать, на что они похожи. Облака не могут быть похожи друг на друга, они постоянно изменяют свою форму.

Пальчиковая игра «Облако»:

     Беленькое облако. Округленные руки перед собой, пальцы в замок.

     Поднялось над крышей. Не расцепляя рук, поднять их над головой.

     Устремилось облако. Выпрямить руки.

     Выше, выше, выше.  Потянуться руками вверх.

     Ветер это облако  Плавные покачивания руками над головой из  стороны в сторону. 

     Зацепил за кручу. Сцепить руки кончиками пальцев над головой.

     Превратилось облако  Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить.

     В дождевую тучу. Присесть. 

  

№ 25

Наблюдение за солнцем.

Цель: Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются – темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.

Загадка: Что выше леса,

                Краше света,

                Без огня горит? (солнце).


  № 26

Наблюдение за деревьями.

Цель: Показать детям зависимость количества тепла и начало появления листьев. Солнце – это источник тепла. Разные деревья по-разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. От количества тепла зависит и начало появления листьев.

 

№ 27

Наблюдение за распусканием листьев на деревьях и кустарниках.

Цель: Отметить, что распускаются листья не одновременно на разных растениях. Первыми распускают листья ольха, осина, а затем береза. На распускание листьев требуется много питательных веществ. Эти питательные вещества поступают к почкам из корней по стеблю.

Загадка: Протянет нам десятки рук

                И тысячи ладошек              (дерево).


 № 28

Наблюдение за растениями.

Цель: Выявлять признаки пробуждения растений (набухание почек). Учить узнавать растения по почкам. Цветение березы – сережки. При наблюдении за цветением березы уточнить знания детей о том, что сережки – это цветы.

Стихотворение А.Прокофьева «Береза»:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю её, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То яркую, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками

Под ветром низко клонится

И гнется – но не ломится!

 

№ 29

Наблюдение за грозой.

Цель: Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.

Загадка: Нашумела, нагремела,

               Все промыла и ушла.

               И сады и огороды

               Всей округи полила.    (Гроза)


  № 30

Наблюдение за одуванчиком.

Цель: Сравнить величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние тепла и света на рост растений. У одуванчика утром венчики цветов раскрываются, а вечером вновь закрываются. Наблюдения зарисовать (стадии роста, цветения и образования семян).

Загадка: На зеленой хрупкой ножке

                Вырос шарик у дорожки.      (Одуванчик)

№ 31

Наблюдение за растениями.

Цель: Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца.

Загадка: Летом цветет,

                Зимой греет,

                Настанет весна –

                Потечет слеза         (береза).


  № 32

Наблюдение за землей и почвой.

Цель: Показать взаимосвязь - почва растениям  (деревьям, кустарникам, травам и цветам) необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу – влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаемее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?

Стихотворение «Часть родной земли»:

Весною буйно все растет,

Деревья расцвели!

Когда придешь на огород,

Возьми комок земли.

Смотри – он теплый, он – живой,

Пропитан влагой дождевой.

В нем корешки цветов живут,

Он червякам дает приют,

В нем влага, воздух, перегной…

Он часть твоей земли родной!

 № 33

Наблюдение за жизнью зимующих птиц весной.

Цель: Объяснить чем отличается жизнь птиц весной от жизни их осенью и зимой?  (теперь они реже прилетают к кормушке).

Стихотворение О.Г.Зыковой «Синицы»:

Ох, и хитрые же птицы,

Желтогрудые синицы.

Только лишь в большую стужу

Эти птицы с дятлом дружат.

Ну, а летом все синицы

Сами могут прокормиться.


  № 34

Наблюдение за лиственницей.

Цель: Закрепить знания детей о дереве «лиственница». Лиственница – самое многочисленное дерево России. Лиственничные леса занимают у нас самые большие площади. Отметить, что крона и ствол дерева напоминают по форме конус. Сейчас из почек появились пучки нежных, молодых хвоинок с особым ароматом. Её светло-зеленые хвоинки, в отличие от других хвойных пород, осенью желтеют и опадают. Вместе с хвоей появились маленькие, изящные, красные шишечки.

Загадки:  

  • Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
  • Похожа на ёлку, но мягкие иголки.

Зимой раздевается,

Весной одевается.    (Лиственница)

Упражнение «Составь предложение» - упражнять детей в использовании многозначных слов в собственной речи (шишка, иголки).

№ 35

Наблюдение за тенью.

Цель: Выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня? Для этого, очертить палочкой на песке или на асфальте тень дерева или другого неподвижного объекта во время утренней прогулки, а затем вечером. Сравнить положения тени в разное время суток.

Загадка: От кого, мои друзья,

                Убежать никак нельзя?

                Неотвязно в ясный день

                Рядом с нами бродит…  (тень)


 № 36

Предложить послушать звуки кукушки.

Цель: Расширить знания детей о птицах. В отличие от других птиц, кукушка не вьет весной гнезда для высиживания яиц. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.

Стихотворение О.Г.Зыковой «Кукушка»:

О птицах не вспоминаю,

Все летаю и летаю,

Посижу я на суку,

Покричу – ку-ку, ку-ку.

И в чужие гнезда яйца

Отложу я без стыда,

Потому, что я – кукушка

Своего не вью гнезда.

Я кричу ку-ку, ку-ку,

Клюв не раскрывая.

Посмотрите на меня,

Я одна такая!

Загадка: Мать-отца не знаю,

                Но часто называю,

                Детей знать не буду –

                Чужим сбуду (Кукушка). 

 № 37

Наблюдение за трудом взрослых в огороде.

Цель: Помочь ребенку запомнить огородный инвентарь, понимать его назначение.

Дидактическая игра «Для чего?»:

Ведущий задает вопросы, дети по очереди отвечают. За ответ – фишка. Победитель тот, кто набрал больше фишек.

 

Вопросы:

  • Какие орудия труда огородника ты знаешь?
  • Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок для старшего дошкольного возраста

В картотеку входит все, что касается наблюдения: потешки, загадки, дидактические игры, и т.д....

Картотека прогулок для младшего дошкольного возраста

Прогулочные карты - младшая группа...

Картотека прогулок для младшего дошкольного возраста.

Прогулки для детей в возрасте от двух до трех лет, на все времена года....

Картотека осенних прогулок для старшего дошкольного возраста

С наступлением холодного осеннего сезона наступает и самая живописная пора. Осень любит жёлтые, красные, оранжевые краски, а иногда осыпает всех нас золотом листопада. Осенние прогулки способствуют об...