Проект «Фольклор и дети»
проект (старшая группа) на тему

Токмина Елена Аркадьевна

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре – основе самосохранения народа. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка. У детей освоение окружающего мира невозможно без игр, песен, присловий. Поэтому на занятиях мы обращаемся к фольклору в его различных формах, стараемся привить любовь к народному творчеству методом «погружения» в народную культуру. На занятиях дети поют народные песни, водят хороводы; через народные игры, танцы идут к пониманию народной жизни. Русскую народную музыку и сказки используем так же на праздниках и развлечениях. В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Фольклор и дети»50.17 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Токмина Елена Аркадьевна, музыкальный руководитель

Тема:

Фольклор и дети

Вид проекта:

Краткосрочный

Тип проекта:

Творческий.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Возраст детей:

6-7 лет.

Срок реализации:

1 июня – 1 июля 2017 года 

Актуальность темы

Перемены, которые происходят в воспитании детей, радуют и обнадеживают. Введение новых предметов, пересмотр прежних программ — требование времени. И как нужно все продумать, предусмотреть — ведь зерна «разумного и вечного» взойдут через годы! Избежать ошибок можно лишь анализируя уроки прошлого и внимательно вглядываясь в день сегодняшний. Что-то было упущено педагогикой 10 лет назад, если сейчас так остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания.

Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина — «орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее — «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой? Серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, станет духовным наследником его традиций. А значит, вырастет настоящим человеком.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре – основе самосохранения народа. Поэтому в нашем ДОУ разработана и внедряется парциальная «Программа дополнительного образования «Радуга творчества», разработанная на основе программы Ольги Анатольевны Соломенниковой «Радость творчества». Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством». Она способствует более углубленному изучению художественного народного творчества.

Приобщение к истокам русской народной культуры начинается с колыбельной песни, в которой воплощены народная мудрость, традиции, обычаи. Но большинство из нас весьма поверхностно знакомо с культурой своего народа. Как жили русские люди? Как работали?  Как отдыхали? Какие праздники отмечали? Какие пели песни? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка.

У детей освоение окружающего мира невозможно без игр, песен, присловий. Поэтому на занятиях мы обращаемся к фольклору в его различных формах, стараемся привить любовь к народному творчеству методом «погружения» в народную культуру. На занятиях дети поют народные песни, водят хороводы; через народные игры, танцы идут к пониманию народной жизни. Русскую народную музыку и сказки используем так же на праздниках и развлечениях. В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар. Жизнь ребенка дошкольного возраста должна быть насыщена в первую очередь народным искусством. Механически внести в программу музыкальных занятий игры и песни, обряды и народные промыслы — значит не сделать почти ничего, если не внести в занятие сам дух фольклора.

Цель: Обогащение знаний детей и родителей народными песнями разных жанров. Привитие интереса, чувство уважения и любви к народной песне.

Задачи:

1.Познакомить детей с детскими народными песнями разных жанров (колыбельные, плясовые, хороводные, лирические, игровые, частушки).

2.Формировать исполнительские навыки.

3.Развивать музыкальные способности, учить играть на шумовых инструментах.

4.Развивать коммуникативные навыки детей в общении со сверстниками и

взрослыми, обогащать словарный запас и духовный мир детей.

5.Вызвать эмоциональное сопереживание в исполнении песен, игр, возрождать интерес к русским народным играм с пением.

6.Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русской народной музыкальной культуре.

Совместная деятельность детей и родителей:

•        Разучивание стихов дома с детьми.

•        Чтение русских народных сказок.

•        Слушание народных мелодий в звукозаписи.

•        Подготовка нарядов к инсценировке.

Содержание проекта:

•        Знакомство с жанрами устного народного творчества. (песни, частушки, попевки, заклички, поговорки, приговорки, дразнилки, прибаутки, игры).

•        Знакомство с русскими народными играми.

•        Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:

•         Дети активные, любознательные, интересуются народной музыкой.

•    Умеют эмоционально откликаться на народные песни, задают вопросы взрослому.

•          Проявляют больше самостоятельности в различных видах детской

деятельности, в случаях затруднения обращаются к педагогу.

•        Обогащенный музыкальный опыт детей.

•        Задатки культурного слушания народных песен.

•        Умение петь песни, попевки, заклички, играть в народные игры, выполнять плясовые движения.

•        Умение играть на детских музыкальных инструментах.

•          Желание выступать перед родителями и сотрудниками детского сада.

Продукт проектной деятельности:

- Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки» с сайта shebzavod.ucoz.ru Составитель: Копылова М.А. 

Ресурсное обеспечение проекта

Информационное:

- Программа Ольги Анатольевны Соломенниковой «Радость творчества». Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством». - Мозаика-Синтез, 2008.

- «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях»

Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина. – М.:Гном-Пресс, 2000.

- Библиографическое описание: Никулина Л. А., Мирошникова Т. А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1051-1052.

- Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Мет. Пос. для педагогов дошк. обр. уч. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова - СПб, 2008.

- Картотека народных хороводных игр. 

- Загадки на экране о народных инструментах;

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления в музыкальном зале в народном стиле, костюмы для детей, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, проектор, для исполнения песен необходим музыкальный центр и фортепиано.

Системная паутинка проекта

Структура проекта

Номер цикла

Образовательные области

Тема цикла

Сроки реализации

Содержание цикла

1.Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие

«Герои русских народных сказок»

Июнь,

1 неделя

(С 5.06-11.06)

Изучение запросов и возможностей родителей воспитанников (опросы, беседы);

Чтение с детьми русских народных сказок.

2.Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие

«Знакомство с потешками и прибаутками»

Июнь,  

2 неделя

(С 12.02-18.01)

-Разучивание с детьми частушек, потешек, прибауток, стихотворений.

3.Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие

«Русские народные песни»

Июнь,

3 неделя

(С 19.02-25.02)

-Слушание русских народных песен в совместной и самостоятельной

деятельности детей и взрослых;

- разучивание с детьми песен и попевок.

3.Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие

«Русские народные игры»

Июнь,

4 неделя

(С 26.02-30.06)

-проведение народных подвижных, хороводных игр в непосредственно образовательной деятельности и в

самостоятельной.

Этапы работы над проектом

Этапы, задачи

Деятельность педагогов

Деятельность семьи

1 этап Организационный (подготовительный):

- определение цели и задачи проекта, составление плана реализации проекта;

- подбор нотного и литературного материала (песен, загадок, стихотворений,

пословиц, поговорок) для заучивания;

- работа с методическим материалом, литературой по теме проекта;

- сбор фотоматериала по проекту.

Вхождение в проблему (осознание и личностное ее восприятие)

Принятие задач проекта

Осмысление традиций, ценностей семьи, знакомство с традициями русского народа.

Дополнение задач проекта.

2 этап. Практический (реализация проекта).

Погружение в тему проекта.

- Проведение цикла непосредственно образовательной «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» (О русском быте и гостеприимстве).

- Знакомство с убранством горницы, предметами русского быта;

- Беседа об истории появления народных песен.

- Разучивание с детьми и родителями песен и попевок;

-Проведение народных подвижных, хороводных игр,

- Заучивание стихов о народных инструментах, пословиц о русской песне.

Поиск информации о русском быте.  Планирование совместной деятельности.

Распределение ролей в выполнении проекта.

Осознание родителями важности сохранения народных традиций.

3 этап. Заключительный (результат проекта).

Проведение праздника «Русские посиделки»

Обогащение детско-родительских отношений в творческой деятельности над проектом.

Поощряют осуществление проекта.

Дают необходимые рекомендации.

Организация совместной деятельности с детьми (народные игры, разучивание народных песен), бесед на заданную тему: «Русская песня – душа народа!», «Частушка-хохотушка», «Русский быт» и др. для углубления представлений детей о русских народных семейных традициях.

Совместное выполнение продукта проекта (согласование действий, обмен мнениями, внесение дополнений, собственная художественно-продуктивная деятельность). Придумывание частушек, оформление костюмов к празднику.

В результате проведенной нами работы можно сделать вывод об эффективности использования педагогической технологии «Метод проектов» при формировании у детей дошкольного возраста интереса к истокам русской культуры.

Только через практическое освоение фольклорного материала в его целостности через общение с народными мастерами, посещение выставок, музеев, просмотр кинофильмов, проведение фольклорных праздников постепенно раскрывается уникальное единство красоты и пользы, характерное для мироощущения и быта многих народов. При этом принципиально важно, чтобы освоение фольклорного материала происходило как в жизни, то есть естественно, без нажима, на добровольных началах. У детей складывается понятие о народной песне как об азбуке нравственности: все народные песни — это размышления о главных для человека вопросах — как прожить жизнь счастливо, о чем мечтать, что беречь.

Познакомившись с основными правилами, ребята, пофантазировав, сочиняют свой хоровод и придумывают новые элементы пляски. Постижение содержания народных песен, игр, проникновение в их характерный склад, способствуют развитию у детей понимания прекрасного, истинного, любознательности, приобретение знаний о жизни и быте народа, обогащение песенного и художественного репертуара произведениями народного творчества, стремление изучить традиции родной страны. Подбор репертуара способствовал развитию навыков выразительного пения, выразительной речи, мимики, движений. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе.

Фольклор — доступная всем без исключения форма выражения себя, своего мироощущения. Особая привлекательность традиционного фольклора для современного человека заключена в возникновении специфических психических состояний при исполнении народных песен, танцев. Эти состояния характеризуются чувством подъема, праздничности, единения с коллективом, внутренней раскрытости навстречу друг другу участников фольклорного действия. Наконец занятия фольклором — это содержательный, наполненный досуг, причем досуг коллективный, несущий ценный воспитательный заряд, нормы и ценности совместного действия и совместной жизни. В конечном итоге, для всех нас важно осознать не только то, каковы истоки тех или иных традиций, но и то, что питает в течение долгих лет мировую жизнь людей разных национальностей; как, сохраняя свою самобытность, наши предки умели уважать обычаи других народов и стремились сохранить согласие между собой.

СЦЕНАРИЙ

фольклорного праздника «Русские посиделки»

Сцена ярко украшена. Посреди сцены стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда.

Ведущий: Россия, Россия, края дорогие, 
                  Здесь издавна славные люди живут 
                  Они прославляют просторы родные 
                  Раздольные песни поют. 

русская народная песня «В хороводе были мы» все гр.

Ведущий: Дорогие, гости! В старину люди по вечерам собирались на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши веселые посиделки. Милости просим, гости дорогие! Удобно ли вам, гости дорогие? Всем видно? И всем ли слышно? Всем ли места хватило?  В тесноте — не в обиде.

Ведущий: Мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком русском чуде мы вам расскажем, должны узнать сами.

В избе – изба, на избе – труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идет. (печь)

Ведущий: Да, русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей. А какие угощения она нам дарит!

 (Две сестры сидят на лавке и разговаривают друг с другом)

Хозяйка: Алёнка, Машка, хватит языком чесать, быстро беритесь за работу. Не ровен час, гости придут, а у вас рушник ещё не готов.

   Девочки садятся вышивать. Зазвенел колокольчик, заплакал младенец в люльке

Хозяйка: Ванюшу разбудили.

(Хозяйка подходит к люльке, берёт ребёнка на руки, поёт колыбельную.)

Ай люли, люли, люли,

Прилетели гуленьки,

Стали гульки ворковать,

Мово Ваню забавлять.

Aаа-ааа-ааа...  (Хозяйка положила младенца в люльку. Стук в дверь.)

Хозяйка: Заходите, гости дорогие! (Заходят гости.)

Здравствуйте, люди добрые! Милости просим.

1-й гость:

Рады видеть вас у печки,

Без неё и дом пустой.

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

2-й гость:

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

На печи всё красно лето,

У печи и сплю, и ем».

(Гости низко кланяются печке.)

Ведущий: Хозяйка, что есть в печи – всё на стол мечи.

Хозяйка: Гости дорогие, чем богаты – тем и рады.

(Хозяйка вынимает из печи пироги и ставит на стол.)

Хозяйка:

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Вот они румяные на столе лежат,

С мясом и повидлом,

Запахом дразнят!

Ведущий: В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли. 

 Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его, да ешь.

Во время пения, при словах «высокинький» - поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая

«пирог».

Из-за печи выходит Домовой

Домовой: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.  И для всех гостей, званых да почетных, я приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Коробок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

Ведущий: Итак, бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. 

  • Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  • Щетина у чушки, чешуя у щучки.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.

Ведущий: Дорогой Домовой, видишь, как у ребят ловко получились твои скороговорки и усищи у осы их не напугали! Послушай, песню о том, как дети на луг ходили и что они там делали.  

Хоровод «Мы на луг ходили» ср.гр

Ведущий: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

  • Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар). 
  • Четыре братца под одной крышей живут (стол) 
  • Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето). 
  • Сама не ест, а всех кормит (ложка)
  • Красное коромысло через реку повисло (Радуга).

  • Ползун ползет, иголки несет (Ёж).
  • Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу (Петух).

Две девочки читают частушки перед исполнением пляски.

-Эх, топни нога, топни правенькая.
Я плясать пойду, хоть и маленькая.

-Пойду плясать по соломушке,
Раздайся народ по сторонушке!

Частушки (девочки)

Ведущий: Домовой, отгадай и ты теперь загадку:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса

Кто это? ...(Лиса)!

Домовой: Ой-ой-ой! Я боюсь Лису, она всегда обманывает!

Ведущий: А наши ребята не боятся Лисы, вот посмотри!

Игра «Белые гуси» ср. гр

Домовой: А сейчас честной народ, всех зову я в хоровод!

              Начинается игра – Золотые ворота!    

Игра «Золотые ворота»

Домовой: Ну, здорово с вами, ребята!

Ребенок: Домовой, домовой,

Ты с седой бородой.

Что мы делала вчера,

Разгадать тебе пора!

Дети показывают пантомиму (движения из хоровода «На горе-то калина»): ломают веточки, вяжут в пучочки, бросают на дорожку. Домовой пытается отгадать, путается, говорит невпопад.

Ведущий: Ты, Домовой, не знаешь песню, оттого и путаешься.

Домовой: А вы меня научите, я с утра до вечера ее петь буду!

Хоровод «На горе-то калина»

 Домовой: Теперь и я песни петь буду, спасибо вам ребята, позабавили меня! Пора мне дом сторожить, покой людской охранять. До свидания!

Домовой уходит 

Ведущий: Ну вот мы и познакомились с русскими песнями, играми, хороводами. Понравились вам наши русские посиделки? Тогда до новых встреч!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора.

Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он                    ...

Проект «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель проекта: развитие речи воспитанников 1 младшей группы средствами малых форм фольклора.      Задачи проекта:Формирование раннего...

Проект "Фольклор в развитии речи детей"

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного н...

Презентация проекта "Фольклор - детям" часть 1

Презентация проекта "Фольклор - детям" часть 1...

Презентация проекта "Фольклор - детям" часть 2

Презентация проекта "Фольклор - детям" часть 2...

Проект "Фольклор. Использование Фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

quot;Нравственно - эстетическое воспитание дошкольников"Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества средствами музыкально - театрализованной деятельности и изоб...