Главные вкладки

    Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»
    статья на тему

    На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всестороннее развитие личности обучающегося и педагога», было принято решение: начать резолюцию программы духовно-нравственного воспитания  «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» авторы – профессор И. А. Кузьмин и профессор А. В. Камкин.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon innovatsiya_v_do.doc59 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

    Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40»

    (МБОУ «СШ №40»)

    628615 Российская Федерация,                                Телефон: (3466) 26-32-50        

    Ханты-Мансийский автономный округ-Югра                 Тел/факс (3466) 26-19-82

    г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 29а                                        E-mail: mbousosh40-nv@yandex.ru 

     04.12.17г.                          № 138                                                                                                            

    Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС»

    Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

    На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всестороннее развитие личности обучающегося и педагога», было принято решение: начать резолюцию программы духовно-нравственного воспитания  «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» авторы – профессор И. А. Кузьмин и профессор А. В. Камкин.  

           Программа существенно наполняет образовательные области новым социокультурным и духовно-нравственным содержанием:

    • «Социально – коммуникативная развитие»,
    •  «Познавательное развитие»,
    •  «Речевое развитие»,
    •  «Художественно – эстетическое развитие»,
    •  «Физическое развитие»

       Главными целями программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования являются:

    • первичное приобщение детей, их родителей, педагогов к не​преходящим духовно-нравственным и социокультурным ценнос​тям нашего Отечества;
    • организация взаимодействия детей и взрослых, развитие еди​ного контекста воспитания в семье и дошкольной Организации, формирование активной педагогической позиции родителей;
    • формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получать значимые социокультурные ре​зультаты,
    • создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире.

     

             С целью решения задач данной программы в образовательную программу  дошкольного отделения было внесено дополнение в раздел «Вариативные формы, способы и средства реализации программы». И данное направление по формированию системы жизненно-важных ценностей, морально-нравственные установки и основы духовно-нравственного развития реализуется в дошкольном отделении как дополнительное образование во внеурочное время.

    Одним из средств в вопросах духовно-нравственного воспитания и приобщения подрастающего поколения социокультурным ценнос​тям нашего Отечества,   является музейная педагогика.  

      С целью решения задач данной программы  «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования в дошкольном отделении разработан и реализуется проект  «Мини-музей русского быта «Горница».

    Цель проекта: слайд

    Задачи проекта: слайд

    Этапы проекта: слайд

    Ожидаемые результаты проекта: слайд

               С целью приобщения детей к национальной русской культуре и традициям был создан мини-музей русского быта и культуры «Горница», со старинной утварью и народными костюмами, предметами народных промыслов и музыкальными инструментами. В помещении музея имеется уголок русского жилища с предметами быта, изделиями народных мастеров, так как это важная часть в преподавании предмета. Дети, видя перед собой предметы старины, красивую и нужную в хозяйстве утварь, вещи, предметы декоративно- прикладного искусства, которые были необходимы нашим предкам раскрывают богатство культуры народа, учатся понимать и любить прекрасное, приобщаются к труду по законам красоты; вживаются в народную русскую культуру, усваивают обычаи, погружаются в мир сказок, песен, потешек, игр. За каждым экспонатом своя история, прошлая жизнь русского народа. Экспонаты музея в сочетании с грамотным композиционным решением могут стать очагом народной культуры у ребят в детском саду.

    Предметы нашего музея подбирались с учетом ряда принципов:

    - каждый предмет знакомит дошкольников с историей жизни народа,

    - предметы различны по назначению, использованию,

    - любой из них должен быть оригинальным, привлекательным, красивым.

    Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Ребенка необходимо подготовить к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир. На предваряющих музейные посещения занятиях в детском саду педагог должен раскрыть своим воспитанникам смысл такого непростого феномена, каким является музей. В музейной педагогике наиболее приемлемы методики, отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идет о социальных ролях, создание игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, о театрализации, совместной поисково-исследовательской деятельности.

    Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, ребусы, командные соревнования и т. д. Они тесно взаимосвязаны между собой. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т. п.

    В создании и пополнении экспонатов музея активное участие принимают родители воспитанников. Дети очень гордятся тем, что в музее хранятся предметы, изделия их бабушек, пап, мам и родственников. Они чувствуют себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Экскурсии по музею очень заинтересовали дошкольников, помогли им осознать разнообразие национальных культур. Все предметы музея, прежде всего, выполняют информативную функцию.

    Эффективны и совместные исследования с родителями, например, в рамках тем«Моя родословная»«Путешествие в старину»«Необычные вещи» и т. д.

    Посещение музея русского быта и культуры является одним из способов закрепления и систематизаций знаний, полученных на занятиях. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к экспонатам музея. В помещение музея был создан интерьер русской комнаты быта, что дает детям возможность поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.

    Основная часть занятий проводится в музее русского быта и культуры, где дети знакомятся с жилищем русского народа. Дети, видя перед собой предметы старины, красивую и нужную в хозяйстве утварь, вещи, предметы декоративного искусства, которые были необходимы нашим предкам – раскрывают богатство культуры народа, учатся понимать и любить прекрасное, приобщаются к труду по законам красоты; вживаются в народную русскую культуру, усваивают обычаи, погружаются в мир сказок, песен, потешек, игр. На занятиях дети узнают из чего строили дома, откуда брали материал для строительства домов; как располагались деревни и т. д.   В старину жили в деревянных домах, все предметы сделаны очень просто и по необходимости. Местоположение каждого предмета было определенным и традиционным. Так нехитро, но рационально был организован интерьер русского дома. В помещении музея детей также знакомим с предметами быта, разгадываем загадки о предметах быта, об орудии труда.

    Самым красивым предметом, что привлекло внимание детей в комнате русского быта и культуры, был расписной сундук. Он расписан цветками и листьями - завиточками. Детям объясняем, что в старину сундуки служили для хранения одежды, изготовленные из дерева, для прочности его обивали железными полосками. В музее детей знакомят также с предметами и изделиями декоративно-прикладного искусства русских (кожаная мозаика, ювелирное искусство, ткачество, вышивка, при этом рассказывая о народных обычаях и обрядах. Например, если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Детей с малых лет приучали к труду, с 6-7 лет девочек учили уже вышивать, готовить приданое. Дети с интересом рассматривают изделия: салфетки, наволочки, скатерти, у них формируется интерес к историческому прошлому русского народа, уважение и любовь к труду мастериц. Ведь каждая вещица, предмет хранит отпечаток личности мастера, создавшей её, пользовавшегося ею, а значит –отпечаток душ людей. Это и есть духовное наследие  русского народа.

    Полученный детьми познавательный и эмоциональный опыт общения в музее благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

    Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

    Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

    Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

    Выступление на родительском собрании по теме: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

    В вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения одним из средств является музейная педагогика. Культурное наследие во всем его многообразии должно сл...

    Консультация для родителей на тему "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

    Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через изучение традиций, малых фольклорных жанров, декоративно-прикладного творчества.Задачи: раскрыть яркость и образность фольклорных жанро...

    Воспитание детей на традициях русской народной культуры

    Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Вот и мы с вами давайте не оставим этого без внимания и привьём любовь к ру...

    Консультация для родителей "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

    В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к тради...

    "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

    Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Чем раньше м...