Семинар
материал на тему

Маклакова Надежда Васильевна

+

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «О/бучение письму и чтению Е.Е. Шулешко»

Малые таблицы

Таблицу «Аквариум» дополняют четыре так называемые «малые таблицы», в которых наряду с печатными буквами представлены письменные - строчные и заглавные. Эти таблицы имеют размер 80х60 см. Каждая из них представляет собой два распложенных рядом квадрата, каждый 32х32 см. Между квадратами - 10 см. Это расстояние, а также полоса той же ширины, прилегающая к квадратам снизу, заполнены каким-либо изобразительным мотивом - он нужен для того, чтобы дети легко отличали таблицы друг от друга и могли называть их по названию картинок.

 Каждый квадрат в малых таблицах разлинован на 16 малых квадратов клеток. В клетках на строчках стоят буквы. В нижних и верхних рядах - печатные, а в двух средних - письменные. Буквы стоят в шахматном порядке, через одну клетку. Пустые клетки нужны для того, чтобы в них ставить условные слоговые значки, когда будет проходить работа с «письмом Незнайки».

 В малых таблицах печатные буквы даны перевернутые, в зеркальном изображении. Это сделано для того, чтобы рукописные буквы сразу воспринимались, как совершенно отдельные, отличные от печатных. Такой приём обеспечивает большую устойчивость образа рукописных букв. Специально обращать внимание детей на перевернутость букв не надо. Обычно это не привлекает их внимания. Если у детей возникает вопрос, почему буквы перевернуты, надо сказать, что все дети уже хорошо знают печатные буквы и узнают их в любом положении, поэтому буквы нарисовали вверх ногами.

 В малых таблицах сохранен принцип группировки букв, который дети уже освоили в «Аквариуме». Парные буквы («б-п», «в-ф» и т.д.) представлены в одной таблице, рядом, причем один член пары - печатная буква, а другой - рукописная. В другой таблице те же буквы даны в обратном соотношении - та, что была печатной - рукописная, а та, что была рукописной - печатная. Пары букв как бы образуют взаимные отражения: письменная «к» - печатная «г», письменная «ф» - печатная «в» и т. д. Здесь лежит ещё одно обоснование перевернутости печатных букв: они как бы отражения письменных.

 Малые таблицы сопровождают детей весь период обучения, их часто достают, вешают, раскладывают на полу, поэтому они должны быть исполнены на достаточно прочной бумаге и снабжены, как и «Аквариум», планкой с веревочкой для подвешивания.

 Основной способ работы с этими таблицами таков. Видно, что буквы и цифры различаются цветом. При этом они размещены так, чтобы можно было сказать, над какой или под какой цифрой найти букву. Цвет этой буквы и цвет цифр одинаков. Адресуя вопрос к собеседнику, ребёнок станет уточнять местоположение того предмета, на который надо смотреть. Таким образом он будет строить адрес места буквы. В итоге у ребёнка возникает представление о неповторимости буквы по личному названию, по месту, по цвету, по облику. Непроизвольно в его речь войдут все 33 личных русских имени букв. До шести лет занятие по поиску печатной буквы (а после - рукописной), в связи с которой можно задать вопрос ровеснику или взрослому, очень увлекает детей. После шести лет он с удовольствием ведёт разговор о письменных буквах, если ему представят предмет разговора - картины, где письменные буквы расположены среди печатных. Достаточно двух месяцев, чтобы научиться правильно называть буквы и стать знатоком их месторасположения.

 До обучения письму ребёнок осваивает мысль о совпадении имени буквы с каким-то отрезком речи. И это верное наблюдение. Вместе с тем ребёнку покажется верным и обратное утверждение: звучание передается буквами поименно. А это уже заключение ложное. Оно так гипнотизирует взор, что при видении печатного текста глаз не желает видеть больше, чем набор букв. Ребёнок попадает в плен побуквенной выразительности печатного текста. Когда же для него облик печатной и облик рукописной буквы равноправны и имя буквы принадлежит трем и более обликам букв, то он не может выдвинуть ложного заключения. Когда же он осваивает различение имен согласных букв на две группы по месту гласного и согласного звуков, то ему станет точно известен именно тот отрезок речи, какой соответствует имени буквы. Поэтому при таком изучении букв исключается появление чтецов-побуквенников.

 Существует ещё один приём, направленный на активное усвоение печатных букв. Этот приём очень прост: дети в конце каждого занятия пишут на листках, где они работали, свои имена печатными буквами. Этот приём вводится не с первого занятия, а где-нибудь около второй-третьей недели обучения, когда уже есть уверенность, что все дети знают хотя бы какие-то печатные буквы. Некоторые из детей пяти с половиной лет уже умеют писать своё имя печатными буквами, другие ещё нет. Но практически все они могут написать хотя бы первую букву своего имени или несколько букв из него. Воспитателю не нужно показывать каждому, как пишутся печатные буквы, из которых состоит его имя. Лучше будет, если дети, побуждаемые просьбой воспитателя, узнают дома, как пишутся их имена. Это поддержит и разовьет интерес детей к занятиям. Не все дети сразу научатся подписываться под работой. Пускай на первых порах подписываются так, как могут: первой буквой или первыми двумя-тремя буквами, или пропуская некоторые буквы, или путаясь в начертании несимметричных букв. Постепенно, побуждаемые вопросами и помощью воспитателя, все дети научатся правильно писать своё имя печатными буквами. Эта несложная и на первый взгляд «несерьёзная» работа очень важна: она нужна, чтобы дети не утеряли представления о конечной цели своих занятий. Умение написать своё имя печатными буквами приходит довольно легко и быстро. Оно дает ощущение уверенности в себе, реальности достигнутого результата, рядоположенности этого несложного дела с более сложными делами, составляющими основное содержание занятий.

 

Подписывать свои работы дети будут в течение всего года. Позже, узнав условные значки для записи слогов, они смогут подписываться значками. Ещё позже тот, кто сможет, будет подписываться письменными буквами. Эти новые варианты подписи будут служить той же цели: они призваны убедить детей, что они, дети, все могут и умеют, что им очень легко и приятно учиться грамоте. Пускай подпись несовершенна, что-то в ней не вполне правильно, но зато - это подпись, реальный законченный результат некоторых усилий, а значит, успех и связанное с ним удовлетворение.

РУЧНЫЕ ЗНАКИ СЛОГОВ 
И ОВЛАДЕНИЕ УСЛОВНОЙ СЛОГОВОЙ ЗАПИСЬЮ

Ручные знаки

Ручные знаки вводятся в работу с детьми очень ненавязчиво и постоянно. Детям не надо объяснять ничего из того, что было изложено выше по поводу ручных знаков. Нужно просто, говоря о разных принципах группировки букв, обратить внимание детей на возможность классификации их по типу алфавитного имени. Это легко сделать в разговоре о том, сколько можно насчитать разных букв. Например, при помощи таблицы «Аквариум».

 Кроме групп букв на «Аквариум» дети в это время (4-5 неделя обучения) уже знают, что есть письменные буквы (об этой работе будет рассказано ниже, в соответствующем разделе). Кроме того, они знают о существовании строчных и заглавных букв, как печатных, так и письменных. Поэтому подсчёт букв может быть самым разнообразным.

 Так, букв с названием, например, «Ка», четыре: и строчная письменная, и заглавная письменная. Можно считать все буквы - имеющие одно и то же алфавитное имя и имеющие разные имена - тогда русских букв окажется больше ста. Можно считать только имена букв, а не их графическое воплощение - тогда их будет 33. Можно считать только печатные буквы - и строчные, и заглавные, или только письменные, или только строчные (письменные и печатные) или только заглавные. Можно не во всем алфавите, а в какой-то группе букв из «Аквариума».

Все только что перечисленные варианты подсчета букв касаются именно самих букв как различных вариантов начертания. А ведь можно считать только имена букв - тогда их окажется всего 33 в алфавите или какое-то определенное количество в каждой из групп, которые есть на «Аквариуме».

 И в этом контексте, где происходит произвольная игра с графической стороной букв и их названиями, нужно точно направленными вопросами вызвать ориентировку детей на разницу в звуковой стороне имён согласных букв.

Это будет третий принцип классификации и подсчета букв (первые два - по графическому облику и по названиям) - по типу звучания алфавитного названия согласных букв.

 Лучше всего это сделать, оперируя представлениями о сходстве различных имён букв. Это может происходить примерно так:

 Воспитатель. Ребята, а буквы в группе, которые слева внизу у водоросли, похожи друг на друга? Они отличаются от других букв?

Дети. Да, похожи. Отличаются.

Воспитатель. В чём же сходство?

Дети. Они все вместе в этом углу. Они голубые и зеленые. У них есть пары. Они согласные. Они стоят одной линией.

Воспитатель. Все это так. А вот имена у них похожи или они все разные?

Дети. Разные. Немного похожи Б и В, Ж и З.

Воспитатель. А вот буквы в другой группе (показывает группу «ЛМРН»). У них имена похожи?

Дети. Похожи. Разные.

Воспитатель. А чем они похожи? А вот на имена первой группы (показывает «БВГДЖЗ») они похожи или нет?

Дети. Похожи. Нет. Нет.

Воспитатель. Чем они похожи? Послушайте «эр, эл, эм, эн, бэ, вэ, гэ».

 Дети постепенно приходят к мысли, что сходство и различие алфавитных имён у этих двух групп согласных букв заключается в местах согласного и гласного звуков в имени букв.

 Дети употребят эти слова, так как они знакомятся с понятием «согласный», «гласный звук» на занятиях по фонематическому анализу с начала учебного года в старшей группе. Достаточно будет и того, что дети согласятся между собой, что, например, «у этих букв «э» в конце имени, а у этих - в начале имени». Такое представление места звука - это как раз то, с чем и нужно работать дальше.

 Говоря о сходстве и различиях имён букв в разных группах, воспитатель должен иллюстрировать произнесение этих имён ручными знаками.

Произнося, например, «бэ» нужно детям поднять левую руку так, чтобы уголок из пальцев всем был виден, и провести пальцем правой руки по уголку слева направо, от кончика большого пальца к кончику указательного так, чтобы движение вдоль большого пальца соответствовало звуку «б», а вдоль указательного - «э».

Так же надо иллюстрировать произнесение всех названий букв этого типа. Названия букв другого типа дети показывают на правой руке, тоже слева направо, от кончика указательного пальца до кончика большого.

Движению вдоль указательного пальца и здесь соответствует произнесение гласного, движение вдоль большого - произнесение согласного. При произнесении имён букв с показом ручных знаков нужно подчеркнуть протяженность гласного звука, которая отражается в большей длине указательного пальца по сравнению с большим: «б-э-э», «э-э-л».

 Сначала нужно только самому иллюстрировать произнесение названий букв ручными моделями. Дети, видя эти модели, будут пытаться повторить их.

Неизбежно будет происходить путаница в положении рук.

Воспитателю не нужно ничего объяснять группе в целом, он должен просто поправлять положение рук каждого ребёнка по ходу дела, как бы между прочим. Спешить с этим не надо, группа должна освоить ручные знаки постепенно, в течение 2-3 недель.

Кто-то из детей сам верно скопирует положение рук воспитателя, к другому надо подойти, встав рядом, своими руками поставить его кисть в нужное положение и, проведя по углу указательным пальцем его другой руки, правильно произнести слог - название буквы.

 Можно попросить ребёнка, хорошо усвоившего принцип показа имён букв, обучить этому искусству соседа по столу, это будет полезно обоим.

Если ребёнок путается со своими пальцами, не может поставить кисти рук в нужное положение (особенно часто это бывает с правой рукой), можно помочь ему, показав, как собрать из двух уголков на руках рамочку-прямоугольник, через который как через окошечко, можно посмотреть одним глазом. (При этом нужно высоко поднимать правый локоть.)

К 7-8-й неделе обучения уже все дети могут классифицировать согласные буквы по типу их алфавитных имён и иллюстрировать руками эти разные типы имён букв.

 

Овладение условной слоговой записью

Следует отметить исток всей работы по грамоте, который не имеет вида ни чтения, ни письма, а предстает как счёт звуков в слове.

Именно он должен быть прожит ребёнком неформально в совместной деятельности.

Произойти это должно в усвоении смысла выражений «слог с правой руки» и «слог с левой руки» и создании с помощью пальцев рук слогов в 2 и 3 звука.

В этой работе возникает доверие к рукам, действующим по слуху, и доверие своему слуху, выраженное словами «два звука», «три звука». Совместная парная деятельность оформляется в игровой ситуации под названием «ловля звуков». Здесь есть и отгадчики, и загадчики. Первые угадывают слово по сказанным и показанным руками числу звуков, вторые (два ребёнка) ищут вид показа руками двух звуков из четырех, взятых из середины слова.

Воспитатель помогает отгадать тем, что рисует на доске «уголком» два звука из середины, соблюдая их последовательность слева направо в паре (длинная линия угла - гласный звук, короткая линия угла - согласный звук). Кружочки слева и справа от уголка отмечают крайние звуки, которые «уловлены» одним из партнёров.

 Эта игра доступна детям и весной, когда они считаются старшей группой. Уверенность в счете на слух является надежной опорой во всей дальнейшей работе. Её воспитание начинается на музыкальных занятиях, когда надо на слух определить число прозвучавших звуков. Как мы знаем, и представления о ритме и о темпе речи складываются на музыкальных занятиях.

 Как же начинать работу с детьми по овладению условной слоговой записью? Этот материал вводится следующим образом. Надо заранее подготовить «письмо от Незнайки», написать крупно и разборчиво (дети уже знают письменные буквы и некоторые из них, наверно, способны прочесть 2-3 слова) текст на листке, вложить в конверт, на конверте написать адрес детского сада и группы.

Текст письма таков: «Ребята, я тоже знаю буквы. А Знайка уже умеет писать. Я говорю, а Знайка записывает. Я придумал игру. Для этой игры я посылаю вам значки - уголки. Их надо ставить возле букв на таблицах. Есть и значок неуголок. Он ставится возле букв, которые на «Аквариуме» стоят над цифрами. А уголки около других букв. Один уголок стоит на голове, а ноги вверх. Он ставится возле многих букв. Поставьте его возле «цэ» и «че». Другой уголок стоит на линии на ногах. Его поставьте возле «эр» или «эм». А теперь догадайтесь, возле каких ещё букв нужно ставить уголок на голове?»

 

«Ваши друзья Незнайка и Знайка»

На занятии, как обычно, должны быть большая и малые таблицы. Малые таблицы надо разложить на полу.

После прочтения письма (письмо надо показать детям, дать в руки - пусть попробуют разобрать несколько слов) каждому ребёнку надо дать карточки со значками-уголками («на голове» и «на ногах»).

Неуверенным в себе, растерявшимся детям можно дать значки-неуголки (значок гласного), чтобы они поставили их возле тех букв, которые на «Аквариуме» над цифрами (в малых таблицах возле каждой буквы специально оставлена свободная клеточка).

Пусть все думают, куда поставить значок. В это время не надо торопить ребят. Пусть сначала расставят значки-уголки возле тех букв, о которых сказано в «письме Незнайки». Пусть поставят значки-неуголки около гласных - «тех букв, которые на «Аквариуме» над цифрами». При этом ведь тоже вспоминаются названия букв, и они могут натолкнуть кого-нибудь на нужную мысль.

 Кто-то, наверное, решится поставить значок-уголок около какой-то буквы. Если догадка верна, надо одобрить его действия, подтвердив, что около этой буквы Незнайка предложил ставить именно такой значок - на голове или на ногах.

Если предложение неправильное, надо постараться вовлечь в разговор о нем других детей, может, кто-то из них выскажет верную мысль. Любое разъяснение верной догадки все должны выслушать.

 Если дети в первый день не догадались о сути дела - не надо их торопить. А на следующий день (желательно, чтобы между этими двумя занятиями не пришелся день без занятий по грамоте) надо сказать детям, что вчера «письмо Незнайки» не было дочитано до конца, там осталась приписка, которую воспитатель сперва не заметил.

 «Я вам ещё помогу. Возле букв по имени «Ха» и «Гэ» ставьте «уголок на голове». Возле букв по имени «Эс» и «Эф» ставьте «уголок на ногах»».

 Скорее всего теперь, когда 4 «уголка на голове» и 4 «на ногах» расставлены по местам, и около гласных стоят «значки-неуголки», дети легко догадаются, в чем дело, и кто-то из них отождествит ручные знаки и значки-уголки.

Если этого все же не случилось, воспитателю нужно, произнося одно из алфавитных названий букв, упомянутых в «письме Незнайки», показать его на пальцах, продемонстрировать соответствующую ручную модель структуры слога. Тогда дети непременно сообразят, что «уголок на голове» равен изображению знака «левой руки», и, соответственно, «уголок на ногах» - изображению знака «правой руки».

Теперь не составит никакого труда расставить все значки около соответствующих букв. И всякий раз, ставя значок у буквы, дети показывают соответствующую ручную модель, произнося имя буквы. Ведя пальцем по значку, они тоже произносят имя буквы. Таким образом, акт проговаривания тесно связывается с движением, двигательная составляющая прочно входит в образ слога.

 Следующий шаг - это осознание детьми того, что «значком-уголком» можно записать не только имя буквы, но и те серединки четырёхбуквенных слов, о которых они говорили чуть раньше. Этот шаг совершается очень легко, ведь дети делили серединки слов на группу левой и группу правой руки. И теперь, чтобы записать условными значками четырёхбуквенное слово целиком, нужно к соответствующему слоговому значку, подходящему к серединке слова, добавить запись первого и последнего звуков. Не нужно объяснять детям словами правила записи тех или других звуков. Нужно просто показать им, как записывается то или другое слово. Например, работа со словом «крот» может протекать таким образом.

 Воспитатель. Ребята, кто мне скажет, что в середине слова «крот»? Если мы первый звук возьмем в левую руку, последний в правую, то что останется во рту?

Дети. Ро!

Воспитатель. Правильно, «ро». Покажите «ро».

Дети показывают.

Воспитатель. На какой руке у тебя «ро»?

Дети. На левой.

Воспитатель. Да, слог «ро» показать на левой руке. А можете ли вы записать этот слог знаком-уголком? Кто запишет не доске этот слог условным значком? Иди, Таня.

 Таня выходит к доске, проводит две параллельные горизонтальные линии - это её строка, намечает середину строки тремя-четырьмя точками. В нижней половине строки она пишет знак, одновременно произнося слог: «роо», интонацией подчеркивая длительность гласного звука.

 Воспитатель. Садись, Таня. Давайте все запишем этот значок на своих подставках. (Дети рисуют полоски и пишут). Записали? А теперь смотрите. Что у нас осталось от слова «крот» в кулачках? Первый и последний звуки. Ребята, эти звуки, они гласные или согласные?

Дети. Согласные.

Воспитатель. Давайте теперь прибавим к нашей записи запись этих звуков, один на первом месте, а другой на последнем. Вот так: (дорисовывает на доске и произносит все слово, ведя одновременно по записи мелом, стараясь, чтобы произнесение каждого звука точно совпадало с показом соответствующей части записи). Все видят? Иди сюда, Миша, и прочти по этой записи наше слово. Веди указкой по записи, чтобы все видели, что ты читаешь.

Воспитатель. А кто ещё придумает слова, которые можно тут прочесть?

 Дети могут не сразу включиться в эту деятельность. Тогда воспитателю нужно предложить им 1-2 слова с этой же слоговой структурой (скажем, снег и стол) и попросить их проверить, подходит ли запись к этому слову. Дети без особого труда выяснят, что эта запись к словам подходит. Тогда можно дать какое-то внешне похожее слово, имеющее другую слоговую структуру, скажем, слово «сорт» или «бант». Пусть они проверят, подходит ли оно. Выяснится, что не подходит. Постепенно дети вовлекутся в эту игру и начнут придумывать подходящие слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...