Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС ДО и ПС /Профстандарта/
методическая разработка на тему

Панкова Галина Владимировна

В статье рассматриваются пути формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОО, уровни становления профессиональной компетентности воспитателя относительно его профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_profkompetentnost.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Панкова Галина Владимировна

воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 23 «Вишенка»

galy83p@yandex.ru

 

Лузан Мария Миграновна

воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 23 «Вишенка»

luzan.maria@ya.ru

Сергеева Маргарита Александровна

воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 23 «Вишенка»

margo23@.ru

Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО

в контексте ФГОС ДО и ПС /Профстандарта/.

Аннотация. В статье рассматриваются пути формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОО, уровни становления профессиональной компетентности воспитателя относительно его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетенция педагога, педагог, профессиональный стандарт педагога.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы. Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника [1]. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способном к сотрудничеству.

В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе образования, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов этой сферы.

Включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворенности граждан России его качеством, а в конечном итоге переход из положения «догоняющего развития» к реальной конкурентоспособности российского образования с мировыми лидерами в этой сфере вносит изменения в характер деятельности педагогов [2].

Запросы современной жизни предполагают повышение профессионализма педагогов. Сегодня педагогу необходимо организовывать образовательный процесс, не только опираясь на идеи личностно-развивающего образования; но и владеть современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, внедрять инновации в педагогическое проектирование на основе анализа и самоанализа профессиональной деятельности.

Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на развитие компетентности педагогов, повышение качества образовательного процесса, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных. В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога. При переходе к реализации ФГОС это направление требует особого внимания.

Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам  педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога [3].

И для того чтоб повысит эту самую компетентность, для начала нам стоит разобраться, что же это такое?

          Подходы к определению профессиональной компетентности в настоящее время нельзя назвать однозначными. По мнению В.Н.Введенского, целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широким его содержанием, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия, как «профессиональная готовность», «квалификация», «профессионализм», «педагогическое мастерство», «профессиональная культура», «компетенция»[4].  Гершунский Б.С. определяет профессиональную компетентность как функциональную грамотность, которая востребуется и актуализируется на собственно профессиональном уровне[5]. Понимание профессиональной компетентности как «единства теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеристики профессионализма», мы находим в трудах А.И.Мищенко, В.А.Сластёнина [6].

Л.М.Митина включает в понятие «педагогическая компетентность» знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности [7].

В.Н. Введенский пишет, что профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике.

Наиболее обоснованным определением понятия «профессиональная компетентность» предложил  Т.Г. Браже. Он обозначает, что «профессиональная компетентность определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений педагога, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний)» [8].

В. И. Андреев предлагает включить в профессионально-педагогическую компетентность педагога знание базовых понятий; закономерностей учебного процесса и дидактических принципов; современных теорий и технологий обучения; требований к подготовке и эффективному проведению различных форм организации обучения; основных образовательных и воспитательных систем и теорий; методологии и методологических принципов обучения; методов педагогического исследования [9].

Из этого  следует, что на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенными набором компетенций.

С позиции А.А. Майера, модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, деятельности, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она так же должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент [10].

Проанализируем понятие профессиональной компетентности педагога с точки зрения психологии (А.М. Бородич, Р.С. Буре, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.), что позволит нам выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог:

  • стремление к личностному развитию и креативность;
  • мотивация и готовность к инновациям;
  • понимание современных приоритетов дошкольного образования;
  • способность и потребность в рефлексии.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  • воспитательно-образовательной;
  • учебно–методической;
  • социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, педагог должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка [11].

Социально – педагогическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОО.

Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт педагога. Сначала его хотели ввести с 1 января 2015 года, но согласно приказу Минтруда от 25.12.14, зарегистрированного в Минюсте 19 февраля 2015 года, пункт 2 данного приказа вступает в силу 1 января 2017 года.

Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС ДО и Законом об образовании.

Согласно этому проекту современный педагог дошкольного образования должен:

•        Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

•        Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

•        Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

•        Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

•        Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

•        Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

•        Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

•        Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

•        Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

•        Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

•        Владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста [12].

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,  которые  представляют  собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одновременно данные ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного образования.  В стандарте указывается, что «…..при соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».

          В связи с  чем возникла проблема формирования ключевых предпосылок подготовки педагога к внедрению ФГОС ДО и создания системы мероприятий организационно-методического  сопровождения педагогов – как одного из необходимых направлений методической службы дошкольного учреждения. Сейчас,  как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, подумать,  как устранить перегрузку. Подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего  особенно не изменяется.  Кроме того, сегодня развивающемуся дошкольному образованию и дошкольному учреждению необходима творчески мыслящая личность, активная, мобильная.

  Именно этой проблеме   посвящена работа инновационной площадки «Организационно-методическое сопровождение педагогов ДОУ в режиме перехода на ФГОС ДО», которая работает в нашем ДОО. Нами было разработано пособие, в котором представлена модель организационно-методического сопровождения педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Подобраны материалы для проведения диагностики профессионально-значимых умений и качеств, консультаций, семинаров  для педагогов. Данное пособие может быть использовано методическими службами дошкольных образовательных организаций для  создания системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров внутри ДОО.

Итак, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Постоянная готовность педагога, то есть его способность мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.

         Ссылки на источники

         1. Гаргай В.Г. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения. // Педагогика, 2004. - № 2. с. 72-79

2. Волобуева Л.М., Миренко И.А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2006. - № 6

3. Коптяева, О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности [Текст]: дис. …канд. психол. наук / О.Н. Коптяева. – Ярославль: [б. и.], 2009. – 176 с.

4.      Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога /В.Н.Введенский //Педагогика. – 2003. - № 10. – С. 51-55.

5.      Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1997.

6.      Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

7. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 176 с.

8. Гаргай В.Г. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения. // Педагогика, 2004. - № 2. с. 72-79

9. Емельянова, Е. Тренинг профессионального роста: развитие ключевых компетентностей у сотрудников ОУ в системе непрерывного образования/ Е. Емельянова// Школьный психолог: прил. к газете «Первое сентября». – 2010. - №22. – Книга в газете.

10. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2007. - № 1

11. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.

12.        Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва

"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

Pankova Galina Vladimirovna
educator, MUNICIPAL budget preschool educational institution MOE Krasnodar "child development Centre – kindergarten № 23 "cherry"
galy83p@yandex.ru



Luzan, Mary Migranova
educator, MUNICIPAL budget preschool educational institution MOE Krasnodar "child development Centre – kindergarten № 23 "cherry"
luzan.maria@ya.ru

Sergeeva Margarita Aleksandrovna
educator, MUNICIPAL budget preschool educational institution MOE Krasnodar "child development Centre – kindergarten № 23 "cherry"
margo23@.ru

The development of professional competence of the teacher. o. o
in the context of the GEF and TO the PS /Profstandart/.

Abstract. In article ways of formation of professional competence of teachers at the OED, the levels of formation of professional competence of a teacher regarding his professional activity.
Key words: competence, professional competence of the teacher, the teacher, the professional standard of the teacher.

References
1. Gargi V. G. training of teachers in the West: the reflective teaching model. // Pedagogy, 2004. - No. 2. S. 72-79
2. Volobueva L. M., Morenko A. I. Active methods of training in the technical work DOE // Management of Preschool Educational Institution. – 2006. - No. 6
3. Kopteva, O. N. Motivational readiness of teachers to innovative activity [Text]: dis. ...candidate. psychol. Sciences / O. N. Koptyaeva. – Yaroslavl: [b. I.], 2009. – 176 p.
4. Vvedensky, V. N. Modeling professional competence of teachers /V. N. Vvedensky //Pedagogy. – 2003. - No. 10. – P. 51-55.
5. Gershunsky B. S. Philosophy of education for XXI century. - M., 1997.
6. Slastenin V. A. etc. Pedagogy: Ucheb.a manual for students. the high. PED. proc. institutions /V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shijanov; Under the editorship of V. A. Vol. - M.: Publishing center "Academy", 2002. - 576 p.
7. Kashlev, S. S. Interactive methods of teaching pedagogy / S. S. Kashlev. – Minsk: Vysheishaya SHKOLA, 2004. – 176 p.
8. Gargi V. G. training of teachers in the West: the reflective teaching model. // Pedagogy, 2004. - No. 2. S. 72-79
9. Emelyanov, E. Training professional growth: development of key competences of the employees OU in the system of continuous education/ E. Emelyanov// School psychologist: Mgr. to the newspaper "First of September". – 2010. - №22. – The book in the newspaper.
10. Mayer A. A. Model of professional competence of the teacher of preschool education Management of Preschool Educational Institution. – 2007. - No. 1
11. Khokhlova, O. A. Formation of professional competence of teachers/ O. A. Khokhlov// Guide senior caregiver – 2010. - No. 3.- P.4.
12. Order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation of 18 October 2013 N 544н Moscow
"About approval of professional standard "Teacher (teaching activities in the field of preschool, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентность педагогов доу в контексте ФГОС

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования,  является развитие кадрового потенциала.  Приоритетность данного направле...

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отн...

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

Проект будет полезен старшим воспитаттелям, методистам и заведующим, а также педагогическому коллективу детских садов. Раскрывает этапы сопровождения педагога по сопровождению в его профессиональном р...

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования»

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования»...

Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС ДО

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы. Современная система дошкольного обр...

Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»

Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....