"Эксперименты с воздухом"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Камаева Анастасия Евгеньевна

Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения.  Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эксперименты с воздухом

Слайд 2

Воздух — естественная смесь газов(главным образом азота и кислорода — 98-99 % в сумме, а также аргона, углекислого газа, воды и водорода), образующая земную атмосферу. Воздух необходим для нормального существования на Земле живых организмов. Кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма и используется в процессе окисления, в результате которого происходит выделение необходимой для жизни энергии

Слайд 3

Бумажные гонки. Воздухом можно двигать предметы. Предлагаем устроить такую игру: каждому игроку понадобится картонка и лист бумаги. Одну сторону листа нужно отогнуть. Вместо финишной ленты натяните нитку. Теперь по команде машите картонками позади листов бумаги, и воздух будет двигать их вперед.

Слайд 4

Проверим, есть ли воздух. Возьми пустую прозрачную пластиковую бутылку. Этот опыт покажет, так ли она пуста, как кажется. Опусти бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Смотри, что будет с водой. Видишь, из горлышка входят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Слайд 5

Фокус с водой. Наполни водой пластмассовую кружку до краев. Положи на нее кусок картона и переверни, придерживая картон. Убедись, что между картоном и кружкой нет зазоров. Убери руку и посмотри, что будет. Воздух давит на картон и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутой кружке.

Слайд 6

Воздух охлаждается. Проделай этот опыт, чтобы узнать, что происходит, когда воздух охлаждается. Положи в полиэтиленовый пакет несколько кубиков льда и раскроши их с помощью скалки. Насыпь лед в бутылку и заверни крышку. Потряси бутылку, потом поставь ее. Смотри, что произойдет с бутылкой, когда лед охладит внутри нее воздух. Когда воздух охлаждается, он сжимается. Стенки бутылки втягиваются, так что внутри не остается пустого пространства.

Слайд 7

Извивающая змея. Нарисуй на бумаге большой круг и вырежи его. Проведи по кругу линии, чтобы получилась спираль. Раскрась спираль в виде змеи и вырежи ее. С помощью иголки продень сквозь голову змейки нитку. Подержи змейку над батареей. Поднимающийся воздух заставляет змейку вертеться.

Слайд 8

Парусные суда. Пусти плавать по воде пустую пластмассовую ванночку. Попробуй заставить ее плыть, подув на нее. Теперь проткни вязальной спицей лист бумаги, чтобы получился парус. С помощью пластилина установи спицу в ванночке. Посмотри, как легко ты теперь можешь заставить лодку двигаться, дунув на парус. На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее. Попробуй паруса разного размера и посмотри, какой действует лучше.

Слайд 9

Кто быстрее? Вырви из блокнота два листа бумаги. Скатай один из них в шарик. Подними обе бумажки на одну высоту и одновременно выпусти из рук. Угадай, какая из бумажек приземлится первой. Когда бумажки падают, на них с низу давит воздух. Плоский листок занимает больше места, поэтому на него давит больше воздуха. Вот почему он падает медленнее, чем шарик.

Слайд 10

Звук при сотрясении Вот как можно измерить, сколько воздуха входит в твои легкие. Наполни водой пластиковую бутылку и опусти ее горлышком вниз в большой таз с водой. Теперь осторожно вставь в горлышко согнутую трубочку. Сделай глубокий вдох и медленно выдохни воздух через трубочку. Свободное от воды пространство в верхней части бутылки показывает, сколько воздуха тебе удалось выдохнуть. Пусть этот опыт проделает твой приятель. Посмотрите, кто из вас выдохнет больше воздуха.

Слайд 11

Музыкальные бутылки. Подуй над горлышком пустой бутылки. Заметь, получился ли какой-нибудь звук. Когда ты дуешь над горлышком, ты заставляешь вибрировать воздух внутри бутылки. Он производит звук. Налей в бутылки разное количество воды. Посмотри, меняется ли звук. Чем больше воды ты нальешь, тем меньше воздуха останется в бутылке. Меньшее количество воздуха вибрирует быстрее, поэтому получается более высокий звук.

Слайд 12

Сделай парашют. Тебе понадобится: пластиковый пакет, ножницы, ведро, фломастер, клейкая лента, нитки, пластилин, очень легкая игрушка. Поставь ведро на пакет. Обведи его и вырежи круг. Клейкой лентой прикрепи к кругу четыре длинные нитки. Свяжи концы ниток и вдави узел в кусочек пластилина. Прилепи к пластилину игрушку. Возьми парашют за верхнюю часть и брось с высоты. Посмотри, как парашют наполняется воздухом. Воздух давит на парашют снизу вверх, поэтому игрушка падает медленно. Попробуй проделать этот опыт с игрушками потяжелее. Падают ли они быстрее?

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшей группы «Тайны воздушного шарика».

Цели:
• Развитие у детей познавательного интереса.
• Повышение интереса к исследовательской деятельности.
Задачи:
• Развитие навыков проведения исследовательских работ.
• Развитие социальных навыков: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою позицию; способствовать формированию у детей познавательного интереса;
• Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
• Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
Материалы: воздушные шарики, тазик с теплой и холодной водой, бутылочка, фен.
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие
2. Социально-коммуникативное развитие

Ход НОД

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы на некоторое время станем учеными-исследователями, а эта группа превратится в маленькую лабораторию. Знаете, что такое лаборатория? (Это место, где проводят различные опыты, эксперименты, изучают новые вещества, делают открытия).
            А кто знает как надо вести себя в лаборатории? (В лаборатории нужна строгая дисциплина, осторожность и порядок; не надо толкаться, мешать друг другу, громко разговаривать).
              В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем белые халаты (дети надевают халаты).
         Ну вот, теперь мы похожи на настоящих учёных. Я буду руководителем научной группы, а вы мои помощники. Теперь мы можем познакомиться. Здравствуйте, коллега!
(здоровается с каждым ребёнком)
Сегодня в лаборатории мы будем изучать свойства одного вещества, название которого вы должны отгадать:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем. (дети отвечают)
Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе. 
Сегодня утром к нам в лабораторию пришла посылка, на ней написано: «В научную лабораторию. Для юных исследователей». Значит эта посылка для нас, давайте её откроем. Ребята, а здесь письмо от Воздушного Шарика, он предлагает с ним поиграть - отгадать его тайны. Согласны? А чтобы нам было легче, он прислал нам вот такие воздушные шары. Но прежде чем приступить к исследованиям, расскажите мне, что вы знаете о воздухе? Что это такое? Зачем он нужен?
(ответы детей)
А можно ли увидеть воздух? (ответы детей)
Итак, уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. И первое задание, это нужно узнать имеет ли воздух вес. А вы как думаете? (ответы детей)
Опыт 1:
Подвешиваем два надутых шарика на палочку, на одинаковом расстоянии. (попросить помочь ребёнка подержать палочку). Палка находится в горизонтальном положении. Затем один шарик лопаем, надутый шарик перевешивает. Мы увидим, как палочка наклоняется в сторону надутого шарика, потому что воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Из этого опыта можно сделать вывод, что воздух имеет массу и его можно взвесить. Воздух имеет вес.
Физкультурная минутка.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов. 
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Продолжим наши эксперименты. И следующее задание от Шарика. Нужно узнать, что происходит с воздухом когда он нагревается и охлаждается. Как вы думаете, бывает теплый или холодный воздух? Когда бывает теплый (холодный)?
Опыт 2. Нагревание и охлаждение воздуха.
Пустой шарик надо надеть на горлышко стеклянной бутылки. Затем подержать бутылку в течение одной минуты в горячей воде.
Шар надуется! Теперь поставьте бутылку под струю холодной воды — шар опадет.
Объяснение. Воздух расширяется при нагревании, проникает внутрь шарика и надувает его, а при охлаждении сжимается, занимая первоначальное место в бутылке. (дать детям попробовать самостоятельно выполнить опыт).
А в следующем задании не из лёгких - нам предлагается повесить шарик в воздухе. Давайте попробуем.
(дети пробуют повесить шарик в воздухе). А теперь посмотрите, что сделаю я.
Опыт 3.
Включить фен, на его тёплую воздушную струю положить шарик. Воздушный шар повиснет на этой тёплой струе.
Объяснение: Шарик держится в воздух, потому что воздух от фена теплый и как бы засасывает шарик, в котором находится холодный воздух. Это и позволяет воздушному шарику не падать
(дети пробуют сами провести опыт)
Задания Шарика мы все выполнили, вам понравились наши исследования, а исследователями быть понравилось? (ответы детей). У меня в руках воздушный шарик. Нарисуйте на нём своё настроение, если вам сегодня было интересно красным маркером, а если не очень, то чёрным (дети рисуют).
Работали вы сегодня очень хорошо, как настоящие ученые. Мне с вами было тоже очень интересно. А теперь посмотрим, какой подарок нам оставил Воздушный Шарик.
(из посылке раздаёт фигурки животных из воздушных шаров).



Предварительный просмотр:

                 

«Экспериментирование с воздухом»

     

Воздух – это то, чем мы дышим. Он состоит из природной смеси газов и необходим всему живому на земле: человеку, животным, растениям и т.д. Когда мы вдыхаем воздух, в наш организм попадает кислород, который попадает в кровь и даёт необходимую жизненную энергию. Без воздуха человек может прожить не больше пяти минут, что делает его самым важным элементом окружающей среды.

Воздух формирует собой атмосферу – оболочку вокруг нашей планеты Земли, которая позволяет нам спокойно дышать и жить. Понять, что такое воздух можно, если детально разобрать, какие свойства воздуха.

Воздух нельзя увидеть, понюхать и попробовать на вкус. Но, когда дует ветер, движение воздуха можно почувствовать.

Каждый из нас испытывает на себе давление воздуха. Казалось бы, как такое возможно, если воздух – невесом, мы не ощущаем его, не видим и не можем почувствовать? Но на самом деле, воздух тоже обладает своей массой, как и любой другой элемент в окружающей среде. Просто масса его настолько мала, по сравнению с нашей собственной и с массой других материальных объектов, что мы её не ощущаем. Давление воздуха объясняется силой притяжения магнитного ядра Земли.

Плотность воздуха меняется в зависимости от слоя атмосферы и удалённости от земного шара. Ближе всего к Земле плотность воздуха меньше, и чем дальше от Земли, тем ниже температура, больше давление и, соответственно, больше плотность воздуха.

Вкуса, цвета или запаха воздух не имеет.

Наряду с природными свойствами, существуют физические свойства воздуха.

Воздух сжимается и расширяется под воздействием давления и температуры. От высокой температуры и низкого давления воздух расширяется, от низкой температуры и высокого давления воздух сжимается.

         Свойства воздуха такие же важные, как свойства любого другого вещества, поэтому их нужно знать и понимать каждому.

        

С воздухом можно производить простейшие опыты:

Опыт 1.

« Воздух»

 Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2.

«Пузырьки воздуха»

Опустить банку в стакан с водой, но держать его, немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана , и его место занимает вода.

Опыт 3.

« Ветер»

Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями – теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый  - от батареи подниматься вверх. Значит они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт 4.

«Волны»

Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке – свое «море». Красное, черное, желтое. (Подкрасьте воду акварельной краской) Дети – это ветры. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем сильнее волны.

Опыт 5.

«Буря»

Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?  Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.

Опыт 6.

«Ветер – это движение воздуха»

Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется  и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха

Опыт 7.

«Летающие семена»

Дайте детям по одному летающему и по одному  нелетающему семени. Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена – например, фасолинку и семечко клена. Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница  в скорости  их падения. Если вы будете бросать семена с очень маленькой высоты, то желаемого результата не достигнете. Семена клена можно немного  «подкрутить», тогда они будут падать как в природе. Летающие семена падают медленнее.

Опыт 8.

«Яйцеглотатель»

 Положи в графин бумажку  и подожги ее. Сверху на горлышко положи крутое, очищенное от скорлупы яйцо: его засосет внутрь. При горении воздух  воздух в бутылке разрежается, и под давлением наружного воздуха яйцо засасывается.

Опыт 9.

« Стакан – непроливайка»

Положи карту на стакан с водой. Придерживая карту рукой, быстро переверни стакан и убери руку: карта будто приклеилась к стакану.

Опыт 10

«Прыгающая монетка»

Положи на бутылку монетку и поставь  ее в очень горячую воду.  Монета подпрыгнет. Объем нагреваемого воздуха быстро увеличивается. Не уменьшаясь  в бутылке, он с силой давит на монету.

Опыт 11.

«Капризы пламени»

Дунь в бутылку  и зажми горлышко большим пальцем. Поднеси бутылку к пламени свечи и отпусти палец: свеча погаснет. Сжатый воздух вырвался наружу  и погасил пламя.

Дунь на свечу через воронку: свеча все равно горит. Воздух скользит вдоль стенок воронки, не задевая пламя

Опыт 12.

«Пламя загрязняет воздух»

Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем свечи ( на расстоянии 1- 2 см.) стекло или фарфоровую чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагревается быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти.

Опыт 13.

«Живая змея»

Вырежи из тонкой бумаги змею. Подвесь ее над кастрюлей с горячей водой. Змея начнет подниматься вверх. Горячий воздух легче холодного: поднимаясь, он увлекает за собой и бумагу.

Опыт 14.

«Прыгающая монетка»

Положи на бутылку монету и поставь ее в очень горячую воду. Монета подпрыгнет. Объем нагреваемого воздуха быстро увеличивается. Не умещаясь в бутылке, он с силой давит на монету.

Опыт 15.

«В воде есть воздух»

Возьмите стаканы с водой. Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что наблюдаете? Откуда пузырьки? Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.

Опыт 16.

«Воздух невидим»

Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Опыт 17.

« Воздух имеет вес»

Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.

Опыт 18.

«Воздух при нагревании расширяется»

Поставьте открытую пластмассовую  бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко ненадутый шарик. Затем поставьте бутылку в  миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спуститься, так как воздух при охлаждении сжимается.

Опыт 19.

«Воздух занимает место»

Налейте полмиски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую  пробку стаканом. Погрузите стакан в воду. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом. Находящийся  в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому накрытая стаканом вода вместе  с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в миске



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

в подготовительной группе

«Воздух-невидимка»

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

         Цель НОД: углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.

    Образовательные задачи:

  Дать основы знаний о природной стихии – воздухе. Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире. Показать, где и в каком виде существует воздух  в окружающей среде.

    Развивающие задачи:  Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.

     Воспитательные задачи:  Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; бережное отношение к природным  ресурсам и к своему здоровью.

     Методы и приемы: Беседа, рассказ персонажей и воспитателя, игры-исследования, подвижная игра «Самолеты», игра с бумажными самолетиками.

     Развивающая среда – «Мини-лаборатория»:    Воздушные шары, банка с водой, стаканчик с водой и соломинка на каждого ребенка, трубочка для выдувания мыльных пузырей,  бумажные самолетики, изготовленные заранее.

Ход непосредственно образовательной деятельности         

   Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто спорит за дверью? Давайте посмотрим!

   (Открывают дверь и видят, что там спорят Незнайка и Знайка)

          Воспитатель. Здравствуйте! Что случилось, Незнайка? О чем вы спорите, Знайка?

 Знайка. Незнайка говорит, что воздуха нет, потому что его никто не видит. А я говорю, что я тоже не видел воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете?

 Ребята. Ответы детей. (Я тоже не вижу воздух)

Воспитатель. Ребята, кто согласен с Незнайкой и думает, что воздуха нет, встаньте рядом с ним, а кто согласен с Знайкой – рядом с ним.

Незнайка. (обращается к Знайке). Знаю, знаю (передразнивая  его) – это твое любимое слово. А я тебе не верю. Ты докажи, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.

Знайка. Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть.

Воспитатель. Чтобы доказать, что вокруг нас есть воздух, нужно перейти в нашу лабораторию и делать опыты. ( Переходят в лабораторию)

(В лаборатории дети занимают места, где приготовлено все оборудование для опытов)

Знайка. (Берет в руки стакан). Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы, но не оценивает их).

 Незнайка. Ну что ты пристал к нам со своим стаканом! Каждому ясно, что в нем ничего нет.

Знайка. (Загадочно улыбается). Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас проверим.

Воспитатель. Возьмите каждый свой стакан и, держа его вертикально вверх дном, медленно опускайте в воду. Но стакан следует держать точно вертикально. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Ребята(Пытаются ответить на вопрос). Потому что там что-то есть, что не пускает воду в стакан.

Воспитатель. Да, ребята, в стакане есть воздух, он не пускает воду в стакан.

Знайка. Ребята, а теперь повторим опыт: опустим стакан в воду и немножко его наклоним. Что увидели?

Ребята.( Ответы детей).   В воде видны пузырьки.

 Воспитатель. Откуда они взялись?

Ребята. ( Ответы детей).   Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

Воспитатель. А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет?

Ребята. ( Ответы детей). Потому что воздух нельзя увидеть, он невидимый.

Воспитатель. Да, правильно. Он прозрачный и бесцветный.

Знайка. Незнайка, ты теперь убедился в существовании воздуха?

Незнайка. Эка, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я, например, знаю, как можно увидеть воздух. Теперь я буду вами руководить.(Берет стакан с водой и опускает в него соломку, в это время воспитатель раздает детям такие же стаканы с водой  и соломинки).

Незнайка. Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям). Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды. (Дети выполняют) (Фото2)

Знайка. Молодец, Незнайка, это интересный опыт.

Незнайка. А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать. Они такие красивые, разноцветные и летают! Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри?  (Ответы детей).

Знайка. И я люблю мыльные пузыри пускать. Ребята, возьмите трубочки для мыльных пузырей и пустите в воздух мыльные пузыри. Что с ними происходит? (Ответы детей). А что находится внутри пузырька, как ты думаешь, Незнайка?

Незнайка. Ну что ты глупые вопросы задаешь? Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло.

Знайка. Неужели, ребята, и вы так думаете?

Ребята. (Ответы детей). Нет, в пузырях воздух.

Знайка. А что было бы, если бы внутри пузырей оказалось мыло?

Ребята. (Ответы детей). Они не смогли бы летать.

Знайка. Правильно. Потому что мыло тяжелее, чем воздух.

Незнайка. Воздух, мыло – какая разница. Вот ты мне лучше скажи – и я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята, подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайца, лисы тоже есть нос. А как дышат растения? Куда они свои носы спрятали?

Знайка. А у растений нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки – отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.

Незнайка. Значит, и колокольчику, и березе, и всем-всем нужен воздух? А я об этом не знал. А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто рот открываю?

Знайка. А это очень просто. Ребята, и ты, Незнайка, поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете?  (Ответы детей: ладошкам становится тепло от дыхания)

Знайка. А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте ладошкой закрыть рот и нос и не дышать. Что почувствовали?  (Ответы детей: долго не дышать невозможно).

Знайка. Правильно, без дыхания невозможна жизнь.

Воспитатель. Для дыхания воздух должен быть свежим, богатым кислородом. А обогащать воздух кислородом помогают зеленые растения. Вот почему важно охранять природу, озеленять сады, улицы, парки. И бережно относиться к растительному миру!

Незнайка. Так, теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха  сразу – в  шарике. Он так и называется – воздушный шарик. Давайте, ребята, надуем шарики. (У каждого ребенка шар, каждый пробует надуть его).

Воспитатель. А теперь попробуйте нажать на воздушный шар: вы чувствуете, как воздух внутри сжимается. А если сильнее нажать, что произойдет с шариком?

Ребята.  (Ответы детей). Он лопнет.

Воспитатель. Это сжатый воздух резко вырывается наружу.  

Знайка. Ну что, Незнайка, понял, что есть воздух?

Незнайка. Да, теперь понял, что воздух вокруг нас. Просто я считал,  раз я воздух не вижу, значит, его нет. А ты меня убедил, что он есть.

Воспитатель. Спасибо вам, Знайка и Незнайка, за то, что показали нам, что воздух всегда вокруг нас. Он дает возможность жить всему живому на земле. А сейчас я приглашаю всех поиграть в подвижную игру «Самолет»

                               Руки в стороны – в полет

                               Отправляем самолет,

                               Правое крыло вперед, 

                               Левое крыло вперед.

                               Раз, два, три, четыре –

                               Полетел наш самолет.

Воспитатель. Полетали самолеты и приземлились на аэродроме.  (В свободном  от мебели пространстве)

Воспитатель. Ребята, воздух нужен не только для дыхания, но и помогает летать птицам, самолетам. Воздух помогает им удержаться наверху. У нас есть самолетики, которые мы смастерили заранее. Сейчас мы их будем запускать и увидим, как воздух, обтекая их крылья, некоторое время удерживает их  наверху.  (Игры с самолетиками)

Воспитатель.  Ребята, давайте скажем Знайке и Незнайке спасибо и попрощаемся с ними. (Прощаются).

Воспитатель. Ребята,  вам понравилась сегодня встреча с Знайкой и Незнайкой? Почему?

Ребята.  (Возможные ответы детей). Потому что они были смешные. Знайка очень много знает. С ними проделали интересные опыты.

Итог.

Воспитатель. Ребята, что вы узнали сегодня о воздухе, о его свойствах?

Ребята. (Ответы детей). Воздух есть везде. Он прозрачный, бесцветный,  поэтому мы его не видим. Он нужен всему живому на земле.

         Воспитатель. Теперь вы знаете, что без воздуха невозможна жизнь на планете Земля.

И нужно следить, чтобы он был всегда свежий и богатый кислородом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».

Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....

Видео занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)

МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»  Ичалковского муниципального района Республики Мордовия» с. Кемля     Тема: «Открыт...

План (конспект) НОД «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

План (конспект) НОД  «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)Автор-разработчик: Феничева Л.А.Длительность: 25 минутЦель: познакомить детей с основными свойствами воздуха.Задачи...

Тема: «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)...