Детская игрушка и ее воспитательная ценность
статья на тему

Ходорик Анна Геннадьевна

В данной статье дана информация о значении игрушки в жизни детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_igrushka_ee_vospitatelnaya_tsennost.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Детская игрушка, ее воспитательная ценность.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Януш Корчак писал: «Игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». К. Д. Ушинский утверждал, что для ребёнка игра - это «действительность гораздо более интересная, чем та, которая

его окружает. Интересна она для ребёнка потому, что понятнее, а понятнее, потому

что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зреющий человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями».

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка.

Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались

многие педагоги и психологи.
   Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

     Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих

действий с ним. Кукла – обобщенный образ человека, позволяет  детям  воспроизвести  целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других (например, у Деда Мороза - длинная шуба, большая шапка, палка, мешок с подарками).

     Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью  ребёнок  создаёт  задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов,

их материалы и т.д. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному 

развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек,

игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные

и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются

для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют

детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию

сосредоточенности и устойчивости внимания.
  К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается

к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины

воображения, которые само же к ним привязало». Так же Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться

в игре ребёнка, как в ней будут применяться

игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей,

изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное

отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных

нравственных переживаний.

        Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, игры в городки развивают быстроту реакции, точность и координированность движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки, мячики резиновые, - развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий.

      Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г. А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать

с игрушками. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Методика ознакомления детей с новой игрушкой

       Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества. Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

        При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение,

способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес,

настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить  об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир. Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания. Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т. д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т. д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.

Список литературы:

1. Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. центр «Академия»,2006

3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982

4. Ядешко В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Педагогическая и воспитательная ценность сказок для детей раннего возраста»

Консультация для воспитателей«Педагогическая и воспитательная ценность сказок для детей раннего возраста»...

Практикум для родителей "Общение ребенка в семье как диалог. Для чего? В чем воспитательная ценност и секреты?

Предлагаю Вашему вниманию маленький практикум для родителей. Этот материал помогает по новому строить сотрудничество с семьей. Учим родителей прислушиваться к своим детям, слышать их, а не только себя...

Воспитательная ценность русских народных сказок

Воспитательная ценность русских народных сказок заключается ещё и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение це...

Воспитательная ценность малых форм устного народного творчества.

Развитие речи происходит уже с самого рождения ребенка. Что помогает родителям в этом сложном процессе? Что поможет ребенку быстрее осознать себе и свой действия в этом мире. Все уже давно придумано, ...

Воспитательная ценность русских народных сказок

Сказка несет в себе культуру, а так же мировоззрение своего народа....

Консультация для родителей "Безопасность и педагогическая ценность детской игрушки"

Консультация для родителей "Безопасность и педагогическаяценностьдетской игрушки"...

Игрушка: её виды, воспитательно- образовательная ценность. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь.

 Игрушка, что это, для чего она  нужна, классификация, воспитательно- образовательная ценность.   Целостный педагогический процесс (ПП) дошкольного учреждения. Терминология,...