Использование инструментов ТРИЗ для планирования образовательного процесса
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Ильинская Наталья Менеровна

Морфологическая таблица для работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме "Игрушки" с использованием ТРИЗ - технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki_igry_triz.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ используется в работе с дошкольниками с 1987 года и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей. Как же встроить в свою систему работы, регламентированную различными нормативными документами, материалы имеющихся пособий по ТРИЗ?

   Путь, по которому идет большинство воспитателей государственных образовательных учреждений - использование на традиционном содержании элементов ТРИЗ в виде творческих заданий: алгоритмов, игр, проблемных ситуаций.

 Избежать ошибок в планировании  поможет схема работы по внедрению технологии ТРИЗ на основе комплексно-тематического планирования:

1. Формулировка цели и задач, включающих обязательную нравственную составляющую и практическую пользу ребенку, его окружению и другим людям.

2. Отбор содержания в соответствии с возрастом и уровнем развития, имеющихся представлений, умений и навыков детей группы.

3. «Точка удивления» — интригующее начало изучения темы, таящее в себе неожиданность, загадку, интерес, и мотивирующее детей задуматься и задавать вопросы, побуждающее искать ответы на свои вопросы и стремиться самим проникнуть в тайны и загадки изучаемого материала.

4. Подбор средств реализации, методов, приемов, различных видов деятельности, обеспечивающих выполнение требований традиционной педагогики и позволяющих максимально использовать возможности ТРИЗ-педагогики, на основе Морфологической таблицы.

5. Завершение темы, позволяющее детям продемонстрировать полученные навыки и поделиться с другими детьми или взрослыми. Желательно предусмотреть различные возможные формы: деятельностные, продуктивные, наглядные и т.п.

   Работа по данной схеме позволит воспитателю дошкольного учреждения осуществлять развивающее обучение на основе ТРИЗ-технологии не вступая в противоречие с требованиями образовательной программы учреждения и ФГОС ДО, то есть, осуществить интеграцию самым оптимальным и безболезненным способом.

Предлагаю вашему вниманию Морфологическую таблицу для работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Игрушки» с использованием ТРИЗ.

Признаки, классификация

противоречия

Задачи, проблемные ситуации

(Да-нетки)

РТВ

Физическое развитие

Игра «Раз, два, три – ко мне беги»

(по определенному признаку)

Подвижная игра «Карусели»

Как сложить мячи, чтобы они не раскатывались?

«Где мишка?» (простр. нагл.)

Психогимнастика «Зайки и слоны»

Развитие речи

Составление описательных рассказов.

Антонимы:

медленный – быстрый; мягкий – твердый;

легкий – тяжелый…

«Придумай игрушку»

(морфологическая таблица)

«Угадай игрушку» «Игра «да-нетка»

Составление загадок об игрушках по первой модели

Художественно - эстетическое развитие

Рисование

«Неваляшка»

Аппликация из рваной бумаги (большой лист сделать маленьким)

Лепка «Пирамидка» из соленого теста (как сделать тесто твердым)

Аппликация из готовых форм «Разложи игрушки по полочкам» (ориентировка на листе)

Аппликация «Машина» по морфологической таблице

Познавательное развитие

«Волшебный экран» (признаки и свойства игрушек, родовая принадлежность)

Мяч твердый -мяч мягкий;

Шарик большой - шарик маленький…

У машины сломалось колесо. Чем можно заменить?

«Что я загадала?»

Работа с пособием «Волшебная дорожка»

Игра «На что похоже?»

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»

Игры с матрешками (одна – много, большая – маленькая)

Игры с песком (как сделать песок послушным)

Игра «Волшебный мешочек»

Игра «Теремок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по использованию инновационной ТРИЗ технологии в образовательном процессе ДОО (для воспитателей подготовительных групп)

В пособии представлены игры и тренинги на формирование у детей системного мышления; игры с элементами ТРИЗ наумение выявлять ресурсы объекта; игровые приемы обучения творческому рассказыванию с исполь...

Конспект деловой игры. Тема: "Использование приемов ТРИЗ- педагогики в образовательном процессе".

Изучение с педагогами методики применения в работе данных приемов....

Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе

Внедрение ТРИЗ-технологии в образовательный процесс...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА ТРИЗ «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка &laq...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию « Откуда хлеб берётся» для старшего возраста. с использованием инструментов ТРиЗ (синквейн, системный оператор,морфологический ящик).

Вид детской деятельности: коммуникативная деятельность.Тема образовательной деятельности: "Откуда хлеб берётся".Цель:  формировать у детей представление о ценности хлеба, получение кото...

Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов "Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста"...