Конспект занятия "Битый небитого везёт"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Клиндухова Анна Ивановна

Разработка предназначена для средней группы детского сада. Она будет актуальна для педагогов, учителей, воспитателей детского сада и родителей, принимающих активное участие в развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bityy_nebitogo_vezyot4.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по сказкотерапии с детьми 4-5 лет.
Тема: «Битый небитого везёт».


Автор: Клиндухова Анна Ивановна, воспитатель МБДОУ д/с «Радуга» пгт Клетня Брянской области
Актуальность.
Очень важно использовать сказки, пословицы и поговорки для развития детей с целью постановки правильной речи, умения сосредотачиваться, укрепления памяти. К тому же, в этих произведениях запечатлена мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо, поэтому можно поразмышлять вместе с ребенком и об этом. 
Сказки помогают воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но процесс это не простой и не быстрый, так как доброта - это и отзывчивость, и стремление помочь, и умение проявить сочувствие. Воспитание доброты начинается с воспитания жалости, сострадания. Детская жалость, сострадание – первая ступенька на долгом пути к человечности. Эти качества могут проявляться по отношению к сверстнику, взрослому, цветку, животному.
Разработка предназначена для средней группы детского сада. Она будет актуальна для педагогов, учителей, воспитателей детского сада и родителей, принимающих активное участие в развитии ребенка.

Цель:
- Познакомить детей с содержанием сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» через «театральные» приемы.
Задачи:
- воспитывать любовь к сказкам, воспитывать нравственные качества (доброту, сочувствие, сострадание);
- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; 
- пробуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказки;
- развивать логику, мышление;
- снять физическое и психическое напряжение;
- развивать речь ребенка (научить делать выводы и отвечать на вопросы полными предложениями);
- обогащать словарный запас (дети должны узнать значение слов: воз, прорубь, ясни, не ворохнется, кадушка).
- объяснить значение поговорки «Битый небитого везет»;
- создавать положительные эмоции, развивать слуховую память, учить детей внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова через «сказочку – шумелочку».

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Физические минутки: 
- Екатерина Железнова (музыка с мамой) «Ты похлопай вместе с нами».
- Подвижная игра «Хитрая лиса».
Цель: развивать у детей скорость реакции на словесный сигнал, развивать внимания; упражнять детей в беге и в прыжках на обеих ногах.

Материал к занятию: 
- куклы – перчатки для кукольного театра: дед, бабка, лиса, волк. 
- декорации из картона для кукол: лошадь с санями, рыбка, ведерко.
- коврик;
- магнитофон;
- музыка для релаксации: «Шум дождя и пианино» или «Релакс»;
- музыка Екатерины Железновой (музыка с мамой) «Ты похлопай вместе с нами»;
- цветная бумага;
- сказочка-шумелочка «Лиса и рыба» (от Екатерины Железновой);
- музыкальные инструменты: ксилофон, маракасы, бубенцы, деревянные ложки.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Давайте дружно встанем в кружок, сделаем разминку.
Включается музыка Екатерины Железновой (музыка с мамой) «Ты похлопай вместе с нами».
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли два главных героя нашей новой сказки. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать о каком из героев идет речь.
-Готовы? Тогда начнем.

-Хитрая плутовка, рыжая головка. 
Хвост пушистый - краса. 
А зовут ее. (ответ детей: лиса) 
-Молодец, Мишенька. Вот она наша лисичка-сестричка, держи первого героя сказки. Педагог достает из-за театра лису и дает ребенку.

-Зубовато, серовато. 
По полю рыщет: 
Телят, овец ищет. (ответ детей:волк)
-Молодец, Катенька! Педагог достает из-за театра волка.

- Вот мы и узнали кто герои нашей сказки.
- Ребята, а волк и лиса - это дикие или домашние животные? (ответ: дикие)
- А где живут дикие животные и кто о них заботиться? (ответ: В лесу. Дикие животные заботятся сами о себе).
- Молодцы, ребята. А теперь садимся поудобнее на стульчики и посмотрим сказку, о том, как же живут наши волк и лиса.
- Произносим наши волшебные слова: «Сказка, сказка, приходи и игрушки оживи. Где ты, сказка, отзовись и ребятам покажись».

Педагог уходит за кукольный театр.
Показ сказки в кукольном театре «Лисичка – сестричка и серый волк».

- Вот и закончилась наша сказка. Понравилась? (ответ детей: да)
- А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.
- Я, ребята, буду лисой (педагог надевает на руку куклу-перчатку лисы), а вы – зайчиками. Листочки цветной бумаги - вашими домиками. Выбирайте, какой цвет вам больше нравиться и запомните его.
- Итак, готовы, ребята? (ответ детей: да)

Подвижная игра «Хитрая лиса».
Ход игры: Одного из играющих выбирают «лисой». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках (на листочках цветной бумаги), лиса находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, педагог говорит:
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лису перехитрим: быстро, быстро убежим.

Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «лиса» выходит и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики.
Если на занятии присутствуют еще зрители, то можно попросить, чтобы один из зрителей поменял местами листочки цветной бумаги пока дети идут к лисе. Повторять три раза.

- Поиграли? Отдохнули? (ответ детей: да)
- А теперь давайте сядем на наш теплый и уютный коврик и поговорим о сказке.
-Ребята, в сказке встречались слова, которые могли быть вам непонятны. Давайте вспомним их.
-Итак, «воз» - что это, по-вашему? (ответы детей). Воз – это повозка (сани) с грузом.
Прорубь – это отверстие, прорубленное во льду водоема для ловли рыбы.
Ясни – яснее, светлее.
Не ворохнется - не шевелится, не двигается.
Кадушка – это небольшая бочка. 
- Молодцы, ребята!
- А как называлась сказка?
- Кто герои сказки? (ответ: дед, баба, лиса, волк)
- Как лисица добыла себе рыбки? (ответы детей)
- А что сказала волку? (ответ: поймала)
- Поверил ли волк лисе? Куда и зачем он пошел? (ответы детей)
- Что случилось у проруби? (ответы детей)
- Что сделала лиса в избе? (ответы детей)
- Почему волк повез на себе лису? (ответы детей)
- Что приговаривала лиса, когда волк нес ее домой? (ответ: битый небитого везет)
- Какая лиса в этой сказке? Какой волк? (ответ: лиса - рыжая, хитрая; волк - глупый, доверчивый, добрый).
- Молодцы, ребята, вы очень внимательно смотрели сказку. А как вы думаете, что означает поговорка «Битый небитого везет»? (ответы детей)
- Ребята, так говорят в тех случаях, когда чьей-то глупостью безнаказанно пользуются хитрые и изворотливые. А как в нашей сказке хитрая лисичка использовала доверчивого волка? (ответы детей). 
- Какие вы молодцы, ребята! А теперь мы превратимся в музыкантов и обыграем нашу сказку на музыкальных инструментах. Итак, выбирайте себе инструменты. 

Инструменты необходимо раздать с учётом возможностей детей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Педагог объясняет детям роль каждого инструмента в сказочке-шумелочке. Педагог включает на магнитофоне сказочку-шумелочку, если нет такой возможности можно прочитать.
- Готовы, ребята! Тогда начнем!

Текст сказочки – шумелочки «Лиса и рыба».
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит (пауза, дети играют на бубенцах и деревянных ложках).
Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!». Бросил он лису в сани (пауза,дети играют на ксилофоне), а сам пошёл впереди (пауза,дети играют на маракасах).
Лошадка бежит, колокольчиком звенит (пауза,дети играют на бубенцах и деревянных ложках).
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке (пауза,дети играют на ксилофоне: дрынь-дрынь).
Выбросила всю рыбку и сама убежала (пауза,дети играют на маракасах).

- Какие же вы молодцы! 
- Ребята, а кого вам больше всего жалко в сказке и почему? (ответы детей)
- Ну вот, и подошло к концу наше занятие. Теперь мы встанем в кружок. Возьмемся за ручки и улыбнемся. Давайте покажем, что мы дружим друг с другом. И ни когда не будем поступать так со своими друзьями, как поступила хитрая лиса с волком.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сказка в стихах " Битый небитого везет"

Сказка в стихах для инсценировки с детьми....

Сценарий кукольного спектакля "Битый небитого везет"

Действующие лица:ДедБабкаЛисаВолкНа переднем плане слева изба, справа несколько заснеженных деревьев, посредине – рябина. На втором плане – зимний лес и озеро. Рядом с избой лошадь, запряженная в сани...

Настольный театр "Битый не битого везёт"

Сценарий для постановкирусской народной сказкив кукольном театре....

Развлечение для детей (кукольный спектакль "Битый небитого везет")

Развлечение для детей дошкольного возраста...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ЧТО ВЕЗЁТ САМОЛЁТ"

Цель: Автоматизация звука [С] в предложении. Ход игры: На игровое поле (большой самолёт) положить окошко с картинкой и предложить ребёнку сказать, кого или что везёт самолёт. Например: Самолёт ве...

"Что везёт самолёт?"

Красочная игра на автоматизацию звука [с] в начале, середине и в конце слова, а так же в словосочетаниях и предложениях....