Проект "Сказка - ложь, да в ней намёк"
проект на тему

Мокрецова Алла Николаевна

Через сказку можно донести до ребёнка урок. Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Пояснить его суть, выявить главный смысл сказки. Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_-_lozh_da_v_ney_namyok.docx58.93 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова» - Детский сад №1 «Журавушка».

Проект

«Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Мокрецова Алла Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Холмогоры 2016 г.

Оглавление:

  1. Визитная карточка.
  2. Пояснительная записка.
  3. Литература.
  4. Актуальность проекта.
  5. Гипотеза.
  6. Цель проекта.
  7. Задачи проекта.
  8. Вид проекта.
  9. Проблемы, на решение которых направлен проект.
  10. Этапы реализации проекта.
  11. Объект.
  12. База исследования.
  13. Участники проекта.
  14. Механизм  реализации проекта.
  15. Ресурсное обеспечение проекта.
  16. Риски проекта.
  17. Предполагаемые результаты.
  18. Результаты реализации проекта.
  19. Рефлексивная записка.

  1. Визитная карточка.

«Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок…»

Через сказку можно донести до ребёнка урок. Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Пояснить его суть, выявить главный смысл сказки. Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь.

Чтение сказок в годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Со сказки начинается  знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …»

В.А. Сухомлинский.

2. Пояснительная записка.

Сегодня, когда по-иному и фундаментально решаются проблемы образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто их решает, а это – в первую очередь, педагоги общеобразовательных учреждений, - непоколебимой остаётся идея приобщения детей к художественной литературе. Именно художественное произведение позволяет ребёнку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы.

Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Сказка с давних пор носит не только развлекательный, но и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение, волю. Так же это животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений.

Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания: дети учатся оценивать поступки людей, жизненные ситуации.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

Сказка – это кладезь народной мудрости и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.                                                                                              Никитина отмечает: «Во всём строе народной сказки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребёнка и глубоко задевают их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чём не повинную падчерицу, глупый царь - самодур грозится погубить героя. Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы – и зло наказывается, справедливость торжествует».

Вводя дошкольника в мир сказок, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа.

Она неизменный спутник детства. Ребенок любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. От юного слушателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, принятие самостоятельных решений. Осмысление и дача оценок поведению героев сказок учит детей делать умозаключения, способствует формированию творческой личности.

Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.

3. Литература:

Н. Исаева Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19

4. Актуальность проекта:

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем.

Родители стали значительно реже читать детям сказки. Ребёнок часто сидит перед телевизором, компьютером, забывая о том, что сказки являются одним из самых доступных средств, для духовно-нравственного развития ребенка и формирования гуманных чувств.

Сказки  вселяют в детей уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

5. Гипотеза: Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является  народное творчество. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно народное творчество становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.

6. Цель проекта: воспитание нравственных качеств личности и создание условий для духовно-нравственного развития дошкольников через   сказку.

7. Задачи.

Образовательные:

  • Познакомить детей с русскими народными сказками, сказками народов мира, понятиями авторская и народная сказка, видами сказок (волшебными, сказками о животных, бытовыми сказками).
  • Способствовать развитию умения детей понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения.

Развивающие:

  • Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, произвольное внимание, наблюдательность, память,  мышление.
  • Развивать интеллектуальные качества личности детей, инициативность и выдержку.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками.
  • Воспитывать чувства дружбы, ответственности и коллективизма.

8. Вид проекта: познавательный, творческий, практико – ориентированный, кратковременный, групповой.

9.        Проблемы, на решение которых направлен проект.

Для педагога: Поиск форм работы с детьми и родителями для реализации проекта в соответствии с ФГОС.

Для детей: Чему учит сказка?

10.        Этапы реализации проекта.

I этап –  организационно – подготовительный.

- подбор и изучение литературы по теме проекта,

- проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.

II этап – практический.

 - обогащение развивающей среды – уголок чтения,

 - проведение открытых мероприятий с детьми, родителями, педагогами.          

 III этап – заключительный.

- обобщение результатов работы

11. Объект:

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста и их родителей.

12. База исследования:

Детский сад №1 «Журавушка».

13. Участники проекта:

Дети, родители,  воспитатели подготовительной группы, педагоги детского сада

14. Этапы реализации проекта: 16.02.2016г.-16.03.2016г.

15.        Механизм  реализации проекта.

Направление работы

Содержание деятельности

Срок исполнения, исполнители

Познавательное развитие.

Художественно – эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Тематические физкультминутки. Речедвигательные гимнастки по сюжетам сказок. Пальчиковые гимнастики по сказкам. Совместный оздоровительный досуг «Маша и Медведь». (Приложение 3.)

Тематические комплексы упражнений по мотивам сказок. Подвижные игры с масками. Физкультурный досуг «В гости к Солнышку». Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Медведь и пчелы»

Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки (Приложение 3.)

Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок. Использование в игре различных видов театра. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр». Игры – драматизации. Просмотр и обсуждение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь». Дидактическая  игра «Кто из какой сказки?». Кубики «Сложи сказку».

Труд

Безопасность

Познание

Изготовление масок и костюмов к постановке сказок. Изготовление книжки – раскладушки «Любимые сказки».

Беседа на тему: «Что было бы, если бы». Обсуждение персонажей сказок, составление таблицы «хорошие и плохие поступки». Проект «Как избежать неприятностей в сказке «Волк и семеро козлят».

Проблема: Зачем нужна сказка?

Дидактические игры: «Отгадай из какой сказки этот герой»», «Закончи предложение (отрывок)», «Назови добрых героев сказок», «Отгадай сказку». (Приложение 2.)

Тематические пазлы.

Творческое придумывание сказки по набору иллюстраций.

Презентация для детей «В гостях у сказки».

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Вступительная беседа о сказках. «Откуда сказка пришла?». Чтение отрывков из сказок. (Приложение 1.) Рассказывание сказок. Беседа о нормах и правилах поведения «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Рассказывание сказок по цепочке  («Теремок», «Колобок», «Репка»). Пересказ сказки по ролям. Театр сказок на фланелеграфе.

Игры на развитие коммуникативных качеств, этюды. (Приложение 2.)

Чтение, слушание, рассказывание сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и Медведь». (Приложение 1.) Прослушивание ауд. диска «Русские народные сказки».

Организация выставки портретов героев сказок. Аппликация по сюжету сказки «Колобок». Рисование по сюжетам сказокРаскрашивание иллюстраций по сказкам. Показ иллюстраций к сказкам. (Приложение 4.) Выставка книг: «Сказка к нам приходит».

Музыка

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Режимные моменты

Прослушивание музыкальных произведений. Игры в музыкальном сопровождении. Тематические танцы «Бабка – Ежка», «Колобок» и т. д.

Чтение сказок детям. Просмотр мультфильмов и кинофильмов по сюжетам сказок. Соц. партнерам: заказ абонементов в театр «Ангажемент», Кукольный театр. Договор с библиотекой о проведении тематической выставки.

Ситуативный разговор с детьми, обсуждение. Дидактические игры «Продолжи сказку», «Отгадай сказку», «Загадай персонажа сказки». Рассматривание иллюстраций и открыток к сказкам.

16.        Ресурсное обеспечение проекта.

Сборники русских народных, авторских сказок, сказок народов мира, иллюстрации к сказкам,  репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи  сказок.

17.        Риски проекта.

Отсутствие желания у родителей идти на контакт и участвовать в совместных мероприятиях.

18.        Предполагаемые результаты.

Для детей: при работе над сказкой дети проявляют высокую активность, с большим интересом выполняют упражнения, творческие задания, стремятся к самостоятельности, высказывают свои предложения, доказывают свою точку зрения.

Самостоятельно рассматривают иллюстрации в книгах, комментируют, узнают героев сказок.

Развивается познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки.

Для родителей: организовать в семье совместную деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка в пополнении знаний сказок.

Активные участники мероприятий.

Для педагогов: повышение педагогической культуры посредством знания сказок.

19.        Результаты реализации проекта.

20.        Рефлексивная записка.

Проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат, сблизила детей, родителей и педагогов, а также, родители расширили свой кругозор и стали больше читать детям, приобретать много новой и полезной литературы.

Результаты  работы показали, что сказки в жизни ребёнка занимают  важное место. В ходе работы получилось заинтересовать  сказочной жизнью не только детей, но и их родителей.  Сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) научились находить пути выхода из трудных ситуаций. Хочется верить, что заложенные сказкой  в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты будут определять жизненный путь дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка....ложь иль в ней намёк?

Материал для педагогов, родителей....

«Сказка ложь, да в ней намёк….»

Конспект педагогического мероприятия по правовому воспитанию детей в подготовительной к школе группе "Декларация прав человека"...

Сказка - ложь, да в ней намёк...»

проследить как русский народ через сказки учил детей относиться к старшим....

Сказка- ложь, да в ней намёк...!

Сказка- ложь, да в ней намёк...!...

Консультация для родителей "Сказка - ложь,да в ней намёк..."

Консультация для родителей "Сказка - ложь,да в ней намёк..."...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...