Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края
статья (старшая группа) на тему

Литвишко Марина Николаевна

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем городе, его достопримечательностям, обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления у детей.
У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.  Постепенно родители стали активными участниками в жизни группы: помогают в организации мероприятий и сборе краеведческого материала, повышают свой интеллектуальный уровень и педагогическую компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.                                                                                               Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации определены 10 базовых национальных ценностей как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Содержание духовно нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с этими базовыми национальными ценностями.

Дошкольный возраст — это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты, и события — это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

 Патриотическое воспитание дошкольников направлено на воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями. В своей группе на основе диагностики и индивидуальных бесед с детьми, я сделала вывод: дети имеют поверхностные знания о родном крае, городе, Родине в целом. Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.

Исходя из актуальности этого направления, я приняла решение, что оптимальным решением для формирование патриотических чувств у дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края возможно реализовать через проектную деятельность, которую я назвала: «Семилуки. История моего города».

Основная цель всей работы звучала так:

«Знакомить детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывать гуманную, духовно-нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Создать условия для решения задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Вся планируемая и проводимая работа направлена на решение основных задач патриотического воспитания дошкольников:

1.        Дать знания о прошлом и настоящем малой родины, природных богатствах края.

2.        Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор дошкольников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

3.        Формировать образное представление о прошлом и настоящем своего города, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине, жителям города.

4.        Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.

5.         Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;

6.        Воспитать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово, ритмопластика;

7.        Воспитать гражданско-патриотические чувства через изучение исторических событий нашей страны.

На подготовительном этапе было важно заинтересовать родителей проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников, заинтересовать идеей самих ребят. Для этого использовались беседы индивидуального и подгруппового характера. В процессе совместного обсуждения с детьми и родителями был осуществлен выбор темы изучения истории города Семилуки в соответствии с интересами и возможностями; совместно составлен план маршрута экскурсий; подобраны необходимые наглядные материалы: фотографии, иллюстрации, художественная литература, пословицы, поговорки о родном крае.

Вместе с ребятами мы решили больше узнать об истории своего родного края, о знаменитых   и героических людях наших мест, в честь  которых названы улицы города, о наших  земляках, совершивших  трудовые и боевые подвиги.

 Совместно с педагогами и специалистами нашего ДОУ мы разработали программу знакомства дошкольников с историей родного города под названием «Семилуки. История моего города» по следующим разделам:  

-история развития города;                                                                                                                                          

-семья и её корни;

-героическое прошлое предков;

- современный город

Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная деятельность, которые проходили в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников. Совместная деятельность проводилась с опорой на партнерскую позицию педагога при партнерской форме организации, как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности. Необходимая дисциплина в ходе образовательной деятельности достигалась через создание системы интересов детей, в том числе и через выбор интересной и значимой для них тематики образовательного процесса.

Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое. Рассказывая детям об истории рождения нашего города Семилуки, я поведала о том, что он лежит на правом берегу р. Дон в 11 км к западу от областного центра г. Воронеж. Хотя наш город еще молод, ему сейчас чуть больше 60 лет. Но во время раскопок ученые узнали, что на территории современного города Семилуки существовало древнее поселение периода Киевской Руси. Здесь отыскали славянское городище.

Дети подготовительной группы вместе с родителями готовили презентации и рассказывали о истории возникновения нашего города из одноименного поселка, о строительстве огнеупорного завода, который был известен далеко за пределами Воронежской области.

Результаты моей работы показывают, что использование иллюстраций по знакомству с родным городом, его достопримечательностями и историческими памятниками, вызывают у детей интерес, повышают степень осознанности усвояемого материала, учат ребенка чувствовать красоту родной земли, любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства.

В нашем детском саду есть мини-музей "Русская изба", где дети могут познакомиться с историей быта родного края, Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, так как все экспонаты интерактивны- их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними. Для расширения и углубления знаний о бытовых предметах старины, об укладе жизни я организовала экскурсию в городской краеведческий музей. В нем дети получили много полезных сведений о нашем городе, о его жителях, природе.

Совершенно необходим, по-моему, опыт такого общения как приглашение родителей на праздники, с тем, чтобы рассказать сказку или спеть песню о родном крае, рассказать об интересных поверьях и обычаях своего народа. Например, как мы отмечаем Масленицу (проводы зимы, когда пекутся блины, поются частушки, танцуют; отмечаем Рождество - люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; отмечаем Пасху- пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца.

Родители и дети приняли активное участие в организации экспозиции мини-музея «Наши деды (прадеды) – славные победы». Совместными усилиями были оформлены альбомы «Ордена и медали ВОВ», «Они сражались за Родину», «Памятники героям», «Военная техника»; мини-библиотека «Рассказы, повести, стихи о ВОВ», собрана мини-коллекция «Музыка военных лет». Дети имели возможность не только самостоятельно почитать книги о героях, послушать любимые песни («Бравые солдаты», «Катюша», «День Победы» и др.), но поделиться своими впечатлениями, полюбоваться наградами, подержать их в руках. Я предложила родителям провести беседы с детьми о Великой Отечественной Войне и составить рассказ на тему: «Ветераны в нашей семье». Принести фото, письма, грамоты, предметы военного времени. Рекомендовала родителям посетить с детьми вечный огонь и парад посвящённый Дню Победы.

На открытое районное мероприятие были приглашены гости и ветеран ВОВ Сурай К.И. Дети, совместно с родителями оказывали посильную помощь в подготовке к мероприятию: подготовили костюмы, выучили стихотворения, песни военных лет и подготовили поздравительные открытки для ветеранов. Ребята пели песни военных лет, читали стихи, танцевали. Клавдия Ивановна рассказала ребятам о трудных днях времен Великой отечественной войны. Малыши подарили ей цветы. После проведенного мероприятия, все участники мероприятия возложили цветы к памятнику героям 2-й Воздушной армии генерала Степана Акимовича Красовского.

День Победы - великий праздник. Но это и день памяти, скорби и предупреждения: человечество должно сделать всё, чтобы те страшные события никогда не повторились. А наш долг – помнить и передавать память поколениям, выросшим в мирные годы.  

 Итог работы

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем городе, его достопримечательностям, обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления у детей.

У детей появилось чувство гордости за свой город, за людей, участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту.

У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.  Постепенно родители стали активными участниками в жизни группы: помогают в организации мероприятий и сборе краеведческого материала, повышают свой интеллектуальный уровень и педагогическую компетентность.                                                                                                    

Важно отметить, что необходимость патриотического воспитания в нашем обществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает понимание наиболее важных, социально-значимых целей и задач, а также главных подходов к их достижению. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. Необходимо и нам, взрослым, помнить, что, если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края

В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...

папка -передвижка "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника через приобщение к истории и культуре родного края"

Чувство патриотизма формиркется в дошкольном возросте. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков....

Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края.

В данной работе отмечена акктуальность формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте и представлен конспект занятия по ознакомлению  скультурой родного края....