Консультация для педагогов «Лаборатория в детском саду»
консультация на тему

Мельникова Ольга Ивановна

 

Консультация для педагогов

«Лаборатория в детском саду»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагоговC:\Users\Оля\Desktop\56a9fb9f9b813.jpg

«Лаборатория в детском саду»

Лаборатория – учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы. (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»).

В детском саду лаборатория создаётся для познавательного развития детей, для повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности – дети превращаются в учёных, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Оформление лаборатории

        При наличии условий, под лабораторию можно переделать обычные подсобные помещения.  Желательно, чтобы в них были краны с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам — быстро приводить в порядок столы и оборудование. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой, которые ребята придумывают вместе с воспитателем. Оборудовать лабораторию рекомендуется небольшими столиками и стульями.  Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На отдельных полочках можно расставить стеклянные колбы, пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты; на подоконниках и вблизи них — ящики с растениями для наблюдений, несколько комнатных растений, устроить мини-огород или мини-теплицу. Искусственных растений в лаборатории следует избегать. Украсят стены часы, барометр, картины (пейзажи), панно из природных материалов, портреты известных ученых.

Оборудование

         Для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные, материалы различных размера и формы: стаканчики разной степени прозрачности и цвета из-под мороженого, йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, коробки из-под тортов, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). Ни в коем случае нельзя приносить в детский сад флаконы из-под лекарств и различных химических веществ. Подойдут и большие прозрачные пластмассовые банки, например, для круп. Из обычных пластиковых бутылок, разрезанных пополам, получится дождемер (для измерения количества выпавших осадков) и ловушка для почвенных животных. Верхняя часть бутылки переворачивается и вставляется в нижнюю наподобие обычной воронки. На стенках дождемера фломастером наносятся метки-черточки.

В сборе и изготовлении оборудования принимают участие и дети, и родители. При таком подходе сам процесс оформления лаборатории имеет воспитательное значение.C:\Users\Оля\Desktop\56a9fb9f9b813.jpg

В лаборатории необходимо иметь:

  • Лупы;
  • Микроскопы (Микроскоп не должен быть слишком сложным в использовании; лучше всего подходят специальные детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований. Чем дороже микроскоп, тем сложнее приготовить для него препараты. Вряд ли целесообразно покупать микроскоп в расчете на каждого ребенка. Достаточно иметь пять приборов на подгруппу. Если же микроскоп всего один, дети могут по очереди рассматривать объекты);
  • Термометры;
  • Песочные часы;
  • Будильник;
  • Большие и маленькие магниты;
  • Магнитную доску;
  • Миски и другие ёмкости различных размеров;C:\Users\Оля\Desktop\56a9fb9f9b813.jpg
  • Весы; 
  • Линейки;
  • Верёвки разной длины;
  • Бумагу;
  • Фломастеры.

Комплект оборудования к конкретному занятию готовится для каждого юного ученого заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке. После проведения опытов ребенок сам убирает свой поднос. В лаборатории хранится и оборудование для проведения исследований на улице: совочки, емкости и т. п.

Материалы для работы

В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий), шишки, мхи, лишайники, кусочки коры деревьев. Предложите детям поискать во дворе детского сада или дома предметы, которые, с их точки зрения, могли бы представлять интерес для ученых. Попросите принести их в лабораторию и объяснить свой выбор. Выделите для таких материалов специальный уголок.

Какими бывают лаборатории

        Лаборатория в отдельном помещении (говорилось выше).

        Мини лаборатория в групповом помещении.

Мини-лаборатория в экологической комнате может занимать небольшой, хорошо освещенный угол или совмещаться с учебной зоной. В этом случае необходимо иметь рядом с экологической комнатой небольшое помещение или хотя бы шкафы, чтобы хранить в них оборудование и массовые материалы для проведения занятий.

Мини-лаборатория в группе может быть стационарной, временной и передвижной.  Первая из них предполагает наличие отдельного столика, на котором всегда находятся те или иные материалы и оборудование для исследования.C:\Users\Оля\Desktop\56a9fb9f9b813.jpg

Временная мини-лаборатория организуется воспитателем на определенный срок для закрепления материала или проведения тех или иных опытов

Передвижная мини-лаборатория представляет собой этажерку на колесиках, с широкими полками, на которых размещаются оборудование и материалы. Этот вариант удобен при отсутствии в группе свободного места.

Дети старшего возраста могут пригласить в лабораторию малышей, показать им самые простые опыты, оборудование, познакомить с результатами своих наблюдений. Такие совместные занятия дают большой воспитательный эффект.

(по материалам статьи Н.Рыжовой  «Как воспитать Эйнштейна».

Журнал «Обруч», 2004 г., №5)

Источник: https://drive.google.com/file/d/0B_U3GsdcL230enJULWU4X095cU0/view?usp=sharing

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Скакалка в детском саду"

Прыжки через скакалку - это один из самых эффективных упражнений, совмещающий в себе аэробный длительный непрерывный бег, атлетическую мощь, эстетичность танцев...

Консультация для педагогов АРТТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Что такое арттерапия?Арт  терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня счита...

Консультация для педагогов Оформление территории детского сада

Консультация для педагоговОФОРМЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДАОсобое место в работе коллектива педагогов детского сада должно отводиться ландшафтному дизайну, который должен быть рациональным в и...

консультация для педагогов и родителей детского сада по музукальному движению

метод движения состоит из двух частей, развитие ребёнка в музыкальной деятельности....

Консультация для педагогов "Пластилинография в детском саду"

Консультация для педагогов "Пластилинография в детском саду"...

консультация для педагогов "Математика в детском саду"

Обучение детей математике в детском саду....

Консультация для педагогов «АППЛИКАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.ФГОС»

ВВЕДЕНИЕАппликация –способ создания художественных изображений, узоров путём вырезания и наклеивания их на бумагу и другие материалы.Аппликация из бумаги является одним из видов изобразительной деятел...