Доклад "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей."
материал (средняя группа) по теме

Захряпина Светлана Александровна

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_proekta.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи

по вопросам экологического воспитания детей.

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

В наше  время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяется все больше внимания.  Причиной  этого выступают безграмотная, неправильная с экологически точки зрения, расточительная деятельности человека в природе, ведущая  к нарушению экологического равновесия.

     Неслучайно работа с родителями по экологическому воспитанию детей является одним из неотъемлемых направлений работы   дошкольного учреждения. Именно семья является фундаментом, на котором формируется личность, закладываются основы культуры отношений как с окружающим миром в целом, так и с миром природы в частности.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников. А это возможно только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская экспериментальная деятельность. Ведь в процессе детского исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, учится экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет огромный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда укрепляется здоровье ребенка, развивается психика.

Сотрудничество с семьями детей    это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.  

       Методика организации работы с родителями включает .

  1. Создание условий для организации работы с семьей:

- составление перспективного плана работы по взаимодействию с ДОУ в экологическом воспитании детей;

-определение целей и задач;

- обеспечение специальной литературой;

- изучение наглядной пропаганды по теме;

- разработка конспектов, сценариев, совместных взаимодействий в свете новых подходов в работе с семьей;

- подбор текстов, разрабатывание и составление анкет и памяток для родителей.

2. Организация практической работы с родителями:

- контрольные срезы по выявлению уровня экологической культуры родителей;

- анкетирование  Экологическое воспитание детей «Книга в семье» (чтение художественной литературы);

- родительские собрания; круглый стол;  КВН; «Поле чудес»  (Знатоки природы. Что мы знаем о природе? );

- индивидуальные беседы;

- посещение семей;

- педагогическое просвещение родителей;

- проведение лекций, бесед, консультаций  «Не причиняя вреда природе. Пусть цветут травы. Поклонись ягодке. Ребенок и животное.»;

-выпуск тематических папок – передвижек, памяток, устных журналов, мини – газет «В помощь родителям»; тематические ширмы. « Азбука поведения в природе», « Прогулки в природу», «Берегите птиц», «SOS!», «Что можно наблюдать с детьми в природе». «Сокровище леса».

- организация день открытых дверей;

-проведение вечеров – встреч с родителями в экологической гостиной;

-проведение совместных экологических праздников;

- организация совместных мини – походов с целью изучения флоры и фауны родного края;  Рассказать и показать детям  природное наследие Кстовского района    которое включает в себя леса, реки и парки.  Что река Волга - самая большая река в Европе,  и наш город  построен на берегу Волги.  Не далеко от города, есть замечательный  Зеленый город. Он дает человеку чистый воздух, грибы, ягоды, лекарственные растения. Лес – это родной дом для огромного количества животных, птиц и насекомых. Рядом с нашим детским садом есть Лукерьинский пруд, где весной каждый год прилетают утки и разводят потомство. Мы с детьми ходим на экскурсию, наблюдаем за ними, подкармливаем.

- совместные экскурсии  в детскую библиотеку (тематическое, по подбору произведений на экологическую тематику)      

Эффективной формой работы является выставочная деятельность:   «Мир, окружающий нас, прекрасен», «Мы твои друзья, природа», «В объятиях родной природы»,«2017 - Год экологии»,  где освещаются самые актуальные вопросы: охрана окружающей среды, ценность лесов и эффективное использование лесных ресурсов, питьевая вода и её качество, пути решения экологических проблем.

        Так же проведение экологических акций в нашем дошкольном учреждении стало одной из интересных форм работы.

Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками, детьми и их родителями. Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, что делает их особенно ценными.  Дети – дошкольники могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

      К таким, например,  относится «Сдай батарейку, спаси ежа». Такая  акция  проводилась, чтобы дети и родители не выбрасывали батарейки в мусор, а утилизировали их.

     Акция  «Берегите деревья» была организованна , чтобы  выяснить, что много требуется вырубки деревьев для бумаги, книг, журналов. Проводился сбор макулатуры.

     Акция « Зеленая елочка – живая  иголочка», - акция против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом. Эта акция разработана (С.Н.Николаевой) Наряду с наблюдениями, беседами,  изготовлением плакатов, подсчитываем  сколько загубленных елок,  делаем  выводы, организовываем  выставку поделок  «Елочек» из разного материала, чтобы сохранить зеленую красавицу.

     Акция ко Всемирному дню охраны окружающей среды. Проводится в нашем ДОУ ежегодно 5 июня. Детям и родителям рассказывается о том, что это за день. Предлагается нарисовать агитационные рисунки по охране окружающей среды, и с этими рисунками мы выходим на пруд, развешиваем их там и на территории нашего ДОУ. Рисунки, нарисованные детьми, призывающие беречь природу, заставляют остановиться родителей да и просто прохожих, и подумать о важном….

Организация и экологизация развивающей предметной среды:

- оборудование экологических функциональных зон групповой комнаты: обучения, коллекции, релаксации, библиотеки;

- создание лабораторий (приобретение с помощью родителей оборудования для проведения элементарных опытов);

- подбор видового  состава растений;

- организация мини – огорода на окне; дать знания детям о том , что растения живые, их сажают семенами в землю, поливают, выращивают.

  - ( потом мы   весной совместно с детьми и родителями пересаживаем рассаду в огород  на участке;  Продолжаем формировать познавательный интерес   о  выращивание  культурных растений (помидор, огурцов, редиса, лука, моркови, салата, свеклы, гороха). Развиваем  умение  ухаживать за растениями в открытом грунте  (полив, взрыхление, прополка сорняков).  Развиваем  наблюдательность –  замечать изменения в росте растений.  Воспитываем  уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

 - организация экологического музея;

Создание домашних «уголков хорошего настроения»;

- изготовление декораций для проведения игр – занятий, праздников, вечеров;

- приобретение кукол персонажей (фея Экологии, Лесовичок, Карлосон, гномик, Незнайка);

- изготовление экологических игр, пособий, альбомов;

-обеспечение детской природоведческой литературой.

- сочинение совместных экологических сказок;  Можно сказать, что придумывая собственные экологические сказки, дети упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.  «Привычка лес засорять», «Спор цветов»,  «Как река рассердилась»;

- составление «Красной книги»,    расширить и углубить знания о редких растениях и животных, встречающихся в нашей местности внесенных в Красную книгу,  развивать понимание значения роли животных и растений в жизни человека; навыки бережного отношения к живому; и  выявлять причины исчезновения   изучаемых растений и животных.

Важно рассказывать родителям о каждом виде работы, который выполнил сегодня ребенок: полил он растение, насыпал зерна в кормушку для птиц – ведь многим родителям и  голову не придет предложить ребенку дома поухаживать за комнатными растениями, понаблюдать за следами животных на снегу, взять горсть зерна  насыпать в кормушку у подъезда. Если ребенок все это будет выполнять не только в садике, но и дома, это для него будет нормой поведения, а не чем-то разовым и по напоминанию воспитателя.

Данные формы взаимодействия  вызывают у родителей желание сотрудничать,  делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека,  который любит природу и  заботится о ней.

Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи поможет ребенку осознать свое место в природе, почувствовать свое единство с ней, важность и необходимость бережного, заботливого отношения ко всем живым организмам и всему природному окружению в целом.

Уважаемые коллеги, не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями! Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых.Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила по...

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей

   Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей»

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. Эта работа сложна и многогранна. Разрыв между требованиями, предъявляемыми...

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы детского сада....