План самообразования «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников»
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Пахомова Марина Сергеевна

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Дидактические игры в экологическом воспитании играют очень важную роль, так как с помощью игры, что является любимой деятельностью детей, можно создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.

Опыт — один из сложных и трудоемких методов обучения, позволяющий выявить сущность того или иного явления, установить причинно-следственные связи. Применение этого метода на практике позволяет педагогу одновременно решать несколько задач. Но опытническая работа только тогда приносит пользу, когда она проводится методически правильно, и дети видят результаты своего труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Средняя группа 

Воспитатель: Пахомова М. С.

Тема: «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников»

Цель и задачи самообразования по теме:

 Цель: исследование игры и познавательно-исследовательской деятельности как средства экологического воспитания дошкольника

 Задачи:

 - изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно экологические игры;

 - развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

 - воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

Направление:познавательно – исследовательское.

Актуальность темы:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Дидактические игры в экологическом воспитании играют очень важную роль, так как с помощью игры, что является любимой деятельностью детей, можно создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.

Опыт — один из сложных и трудоемких методов обучения, позволяющий выявить сущность того или иного явления, установить причинно-следственные связи. Применение этого метода на практике позволяет педагогу одновременно решать несколько задач. Но опытническая работа только тогда приносит пользу, когда она проводится методически правильно, и дети видят результаты своего труда.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • проявляют  познавательную активность;
  • проявляют интерес к явлениям природы (живой и неживой);
  • умеют устанавливать логические связи и зависимости предметов и действий;
  • сравнивают, классифицируют, отражают результаты в речи;
  • умеют устанавливать логические связи и зависимости предметов и действий;
  • принимают активное участие в экспериментировании с различными-предметами: воспринимают цель, все действия выполняют последовательно, оценивают результат.

Основные вопросы, намеченные для изучения.

 1. Выявить особенности экологической игры и эксперимента.

 2. Рассмотреть методику организации некоторых экологических игр и

 экспериментов.

3.  Оформить экологическую копилку (экологические игры, опыты и эксперименты.

 4. Подготовиться к НОД по познавательному развитию «Воздух вокруг нас»

Этапы разработки:

  • Подготовительный (сбор информации по проблеме,  изучение литературы по теме).
  • Организационный (работа с детьми и родителями по теме)

Литература по теме:

  1. Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П.: Детство-Пресс, 2013. – 300с.
  2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников, - М.: Мозаика-Синтез, 2011, - 128 с.
  3. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром.– М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.
  4. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2012 – 240 с.
  5. Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2014. – 185 с.
  6. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
  7. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
  8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
  9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  10. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

 Чей опыт предполагается изучить по данной теме:

 1. Поддъяков Н. Н. «Исследовательская активность ребенка».

 2. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду».

Работа с детьми:

  • Проведение дидактических игр по экологии  - один раз в неделю (см. приложение №1)
  • Проведение опытов и экспериментов- один раз в неделю(см. приложение № 2)

Подбор консультаций и папок – передвижек для родителей на тему:

  • «Формы и методы ознакомления детей с природой» (декабрь)
  • «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой» (декабрь)

Приложение №1

Картотека дидактических игр по экологии в средней группе.

Месяц

Название игры

Цель игры

СЕНТЯБРЬ

«Что где растёт?»

«Вершки и корешки».

«Что сажают в огороде?»

«Определи на вкус»

«Найди, о ком расскажу».

Формировать у детей элементарные представления о том, где растут овощи, фрукты, цветы, ягоды, грибы.

Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды – вершки, у некоторых  съедобны и вершки и корешки.

Способствовать умению классифицировать предметы по отдельным признакам (по месту их произрастания).

Упражнять в умении определять вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький).

Закрепить умение находить животное по его характерным признакам.

ОКТЯБРЬ

«Раз, два, три дерево назови».

«Кто живёт в лесу».

«Кто знает, пусть продолжает».

«Найди листок, какой покажу».

«Собери дерево из частей»

Закрепить название деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина).

Закрепление знаний о животных, живущих в лесу.

Учить подбирать слова к обобщаемому слову (насекомые - это…).

Способствовать умению находить листок по показу.

Закреплять умение собирать из частей целое.

НОЯБРЬ

«Кто с хозяином живёт, что хозяину даёт? »

«С какой ветки детки?»

«Загадки о животных» (лесных и домашних).

«Кто ползает, а кто летает»

«Сложи картинку»

«Да и нет».

Закрепить знания детей о домашних животных, и пользе,  которую они приносят.

Закреплять знания о деревьях и их плодах.

Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

Формировать знания детей о насекомых и способах их передвижения.

Совершенствовать умение собирать из частей целое. Закреплять знания о временах года.

Упражнять детей в распознавании овощей и фруктов.

ДЕКАБРЬ

«Кто во что одет».

«Охотник и пастух».

«Когда это бывает?»

«В магазине растений»

«Кто живёт у нас зимой».

«Какое время года»

Закрепить умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть).

Упражнять детей в группировке диких и домашних животных.

Закрепить знания детей о частях суток, упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток.

Закрепить знания детей о растениях, умение правильно их классифицировать.

Закрепление знаний о зимующих птицах нашего края и их названия.

Способствовать умению детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года.

ЯНВАРЬ

«Разрезные картинки».

«Кто, где живёт»

«Бывает - не бывает»

«Зоологическое лото»

«Все по домам».

Закреплять знания детей о строении тела домашних животных.

Закреплять знания детей о насекомых и месте их обитания.

Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Упражнять в умении объединять предметы по месту их обитания.

Учить, по внешнему виду домика, определять животное, в нём живущее.

ФЕВРАЛЬ

«Чьи детки?»

«Загадки об овощах»

«Найди по названию».

«Когда это бывает»

«Кто, что любит»

Способствовать умению называть животных и их детёнышей.

Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

Закреплять знания  о птицах, развивать слуховое восприятие.

Уточнить и углубить знания детей о временах года.

Уточнить представления детей о том. Чем питаются дикие животные.

МАРТ

«Когда это бывает»

«Какая сегодня погода?»

«Узнай по вкусу».

«Магазин цветов».

«Съедобное или несъедобное»

Учить отгадывать загадки по характерным признакам времён года.

Способствовать умению по описанию выбирать нужные картинки.

Упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий , кислый, солёный, горький).

Способствовать умению описывать комнатные растения, которые нужно купить.

Закреплять знания детей о съедобных  и несъедобных растениях.

АПРЕЛЬ

«Где спряталась матрёшка»

«Какую пользу приносят».

«Опиши, мы отгадаем».

«А что потом?»

«Птицы,

которые прилетают весной».

Закрепить знания названий растений, воспитывать любознательность.

Закреплять знания детей о домашних животных, и пользе, которую они приносят.

Способствовать умению классифицировать растения по их признакам.

Закреплять знания о частях суток, о деятельности детей в разное время суток.

Закрепить знания детей о перелётных птицах.

МАЙ

«Кто, где живёт?»

«Найди ошибку».

«Магазин  Цветы».

«Четвёртый лишний».

«Парные картинки».

Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания.

Развивать внимание, учить находить ошибки в изображении времён года.

Способствовать умению описывать цветы, которые нужно купить.

Способствовать умению замечать ошибки, развивать наблюдательность.

Воспитывать наблюдательность, умение находить в предметах, изображённых на картинках, сходства и различия.

Приложение №2

Картотека игр – экспериментов для детей средней группы.

Месяц

Название игры

Цель игры

СЕНТЯБРЬ

«Путешествие с капелькой»        

«Вода прозрачная, но может менять цвет»        

«Значение воды в жизни растений»        

«Водяной у нас в гостях»        

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды.

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы        

Создать целостное представление о значении воды в жизни растений.

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях

ОКТЯБРЬ

«Ветер, ветер ветерок».        

«Поиски воздуха»        

«Летающие семена»        

«Песочная страна»        

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.        

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.        

НОЯБРЬ

«В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича»

«Плавающие и тонущие предметы»        

«Плавающее перо»        

«Мех. Зачем зайчику другая шуба»        

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет ,плавает. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека        

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.        

ДЕКАБРЬ

«Песок, глина»        

«Волшебная рукавичка»        

«Метал»        

«Действие магнита на предмет»        

Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.        

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)        

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)        

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.        

ЯНВАРЬ

«Как снег становиться водой»        

«Льдинка и снежинка»        

«Вода, лед, снег»

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.        

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.        

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.        

ФЕВРАЛЬ

«Волшебная кисточка»        

«С водой и без воды»        

«Путешествие в мир стеклянных вещей»        

«Как достают скрепку из воды»        

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.        

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)        

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе        

МАРТ

«Почему растаяла Снегурочка»        

«Освобождение бусинок из ледяного плена»        

«Теплая капелька»        

«Стекло,его качества и свойства»        

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.        

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.        

Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой .        

Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина, прозрачность и свойства: хрупкость)

АПРЕЛЬ

«Чудеса растений»        

«Нужен ли корешкам воздух»        

«Почва( песок, глина, камни)»        

«Солнечные зайчики»        

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.        

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.        

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.        

Формировать представления о свойствах солнечных лучей        

МАЙ

«Зачем растения вертятся»        

«Растениям – теплую водичку»        

«Передача солнечного зайчика»

«В мире пластмассы»

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.        

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.        

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...

«Игры и эксперименты как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Выступление на пеагогическом совете № 4 МАДОУ д/С № 6 общеразвивающего вида станицы Калининской...

Участие на ГМО "Игры и эксперименты. как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко- Школы"

Видеопоказ эксперимента ОД на ГМО "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко школа"...

Мастер-класс для педагогов "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов "Игры и экспериментирование, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста". Данный  мастер - класс поможет найти что-то новое те...

Мастер-класс по теме: «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...

«Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объе...