Интеллектуальная игра «Фантастическое путешествие в космос (к планетам Солнечной системы)».
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Шилеева Надежда Григорьевна

«Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnye_igry_-_kopiya.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение д/с № 27 Чеховского управления образования.

«Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».

Подготовительная к школе группа.

Интеллектуальная игра «Фантастическое путешествие в космос  (к  планетам Солнечной системы)».

Подготовила и провела воспитатель Шилеева Н.Г.

Февраль 2018г.

 Что такое интеллект. Это – ум, это совокупность человеческих способностей (мыслительная (умственная) способность человека. Интеллект – это способности к пониманию и разрешению проблем. Но не маловажную роль играет генетика.

Одним из средств развития творческих способностей у ребёнка являются интеллектуальные игры.

Творчество – это форма активности и самостоятельной деятельности, приводящая к созданию чего – то нового.

Цель игры: изучение свойств внимания (логическое мышление, переключаемость концентрации).

Задачи: содействовать повышению уверенности в себе (земляне умные, талантливые, догадливые), проверить подготовку к школе.

Материал: Глобус, ракета из плотного картона, материал на диске с изображением планет Солнечной системы с изображением планет Солнечной системы, раздаточный материал на каждого ребёнка (конверты с геометрическими фигурами, танграм, по одной полоске, листы с изображением  «необычного рисунка», простой карандаш, конверты с заданиями ( для воспитателя), молоток, игла, утюг нож, ножницы в натуральном виде, наушники для воспитателя.

Предварительная работа. С/р игра Мы – космонавты». Знакомство с планетами Солнечной системы. Презентация проекта «Планеты Солнечной системы» - воспитанника группы  Петрова Тимофея, работа с глобусом, картой, атласом.

Ход. Воспитатель: «Ребята, на какой планете мы живём? Правильно. Значит мы земляне. Земля – это планета солнечной системы. А какие ещё планеты солнечной системы вы знаете? Ответы детей: «Меркурий, Венера,  Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. А Луна, что это? (правильно. Это спутник Земли).  Показ на экране каждой планеты через флэшку. Представим себе, что на этих планетах живут другие существа – Кто? (спросить у детей) инопланетяне (значит, с иной, другой планеты). Мне пришли сигналы с названных вами планет, инопланетяне приглашают нас к себе в гости и предлагают поиграть в интеллектуальные  (умные) игры. Полетим? Как я вам уже сказала, что путешествие наше  будет фантастическим. Почему? Ответы детей. (Если затрудняются, помочь с ответом).  Но полетим мы не на планеты, а останавливаться будем рядом с ними. Как вы думаете почему?  Правильно (потому что на планете Меркурий очень жарко, а на других – холодно.  Но мы можем приземлиться на планете Марс. Почему? Правильно (на Марсе днём + 15градусов, а ночью холодно, но мы постараемся прилететь туда днём. Вот наша ракета под названием «Мыслитель». Садитесь в неё.» Даёт команду «Пуск». Полетели на планету Меркурий. Пока летят в ракете, вспоминают, что Меркурий очень близко находится к Солнцу. Там очень жарко, поэтому мы быстро должны выполнить задание и улететь от этой  планеты. Прилетели. Находят конверт с заданием, воспитатель читает что предлагают инопланетяне.

1).

  1. Интеллектуальная игра «Цепочка».

Цель: способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур, мышления и математических представлений.

Задание. «Постройте цепочку так, чтобы в ней не было ни одной одинаковой геометрической фигуры».

Краткое описание. От произвольно выбранной фигуры построить как можно длинную цепочку.

  1. Игра «Геометрическая мозаика».

Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах и их основных цветах; о величине предметов, развивать зрительное восприятие, память. Способствовать развитию интеллектуальных способностей.

Краткое описание. Предложить детям разложить вырезанные фигуры по группам: по цвету ( синие ,  зелёные, красные); по размеру Большие синие треугольники, маленькие зелёные квадраты, половинки и четвертинки кругов). Из геометрических фигур выложить какой – нибудь предмет (ты).

2). Летят к планете Венера (краткое описание планеты). На экране эта планета. Конверт с заданием Воспитатель читает. Здесь задачи – шутки на смекалку и сообразительность.

Цель: умение видеть, замечать необычное в обычном.

Задачи: создать у ребят положительное, эмоциональное состояние, способствовать развитию логического мышления.

а) «Ты да я, да мы с тобой. Ск. Нас?» - двое.

б) «Как только с помощью одной палочки образовать треугольник на столе, на доске?» - положить на угол стола.

в) «Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?

г) «Почему слон не берёт пищу руками?»

д) « Как Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?» - одна девочка должна взять яблоко вместе с корзиной.

е) «У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?» - четверо.

ж) «Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки, на каждой большой ветке по 4 маленькие ветки, сколько яблок росло на берёзе?» - на берёзе не растут яблоки.

з) «Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2кг. Сколько будет весить курица. Если она будет стоять на двух ногах?» - 2кг

и) Сколько раз надо сложить круг, чтобы получилось 8 частей – 3раза.

е)Предложить детям придумать свою необычную задачу.

3) Прилетают на планету Земля. Читают письмо в конверте. Надо лететь на Луну, но Луна  - это что? (спросить у детей) - это Спутник Земли, а мы с вами путешествуем к планетам. 4) Летят на планету Марс.  (несколько слов о Марсе). Воспитатель: «Утверждают космонавты и мечтатели, что на Марсе будут яблони цвести». А как вы думаете -  почему? (ответы детей). Если затрудняются – помочь. Потому, что на Марсе дневная температура +15, а ночью -50). Прилетели, читают письмо. Рассмотреть «Необычный» рисунок. Задание. Рассмотреть рисунок и назвать «Каких животных вспомнил художник, когда придумывал и рисовал этого диковинного зверя?». Затем предложить детям нарисовать части тела любого животного, которого, как они считают, нет на этом рисунке - цель: концентрация внимания, рассуждение, логика.

5) Прилетают к планете Юпитер.(несколько слов о Юпитере).  Воспитатель читает задание. «Опасные, но нужные предметы».

Цель: развивать словесно – логическое мышление. Задача. Учить составлять  небылицы, загадки, маленькие стихотворения об этих предметах.

Краткое описание. Разложить перед детьми (в нашем случае все предметы заранее разложены на отдельном столе, который по сигналу воспитателя, принесёт мл. воспитатель) – утюг, молоток, ножницы, игла, нож. Инопланетяне предлагают детям определить, какие предметы опасны для игр и почему, где следует хранить их, как надо вести себя, если в руках находится подобный предмет, можно ли отвлекать того человека, который режет,  что – нибудь прибивает, гладит ит. П. Что может произойти в этом случае? Придумайте какие – нибудь небылицы, стихи, загадки об этих предметах.

6) Летят к планете Сатурн. (несколько слов о планете). Читает письмо. Игра «Что случилось со словами?».

Цель: совершенствовать фонематическое восприятие детей.

Воспитатель читает письмо: «А сейчас вам предстоит выполнить трудное задание – догадаться, что случилось со словами соль – моль, рот – кот, сел – мел, рок – скок, киска – миска. Предложить детям самим придумать аналогичное.

7) Прилетают к планете Уран. (несколько слов о планете). Читают задание. «Блиц вопросы».

а) «Что больше 4+1 или 1+4?

б) «Какой день недели стоит перед средой и после понедельника?»

в) «Сколько линий надо провести в круге, чтобы получить 4 дольки?»

г) Какое животное даёт нам белый напиток?»

д) «Шапка, панама, кепка, шляпа – одним словом»

е) «Белый гриб, поганка, мухомор, жёлудь – что лишнее?»

и) предложить детям самим придумать какой – нибудь необычный вопрос.

8) Прилетают к планете Нептун. (несколько слов о планете). Задание «Танграм».

Возвращаются на планету Земля, воспитатель поощряет детей словом, выслушивает впечатления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию языкового анализа и синтеза «Путешествие звука [Р] по Солнечной системе»

   Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию языкового анализа и синтеза «Путешествие звука [Р] по Солнечной систе...

Игра – соревнование по экологическому воспитанию "Планеты солнечной системы"

Уточнить знания детей о планетах солнечной системы, их особенностях и последовательности расположения по отношению к солнцу....

Интеллектуальная игра-викторина Путешествие в страну сказок

Викторина для дошкольников на материале сказок...

Конспект тематического мероприятия "Путешествие с Лунтиком по Солнечной системе"

Тематическое мероприятие посвященное Дню космонавтики в подготовительной группе.Авторы: Батазова Л.А , Щербакова О.Своспитатели МБДОУ ЦРР детский сад №15....

Конспект тематического мероприятия "Путешествие с Лунтиком по Солнечной системе"

Тематическое мероприятие, посвященное Дню космонавтики в подготовительной группе.Авторы: Батазова Л. А., Щербакова О. С.воспитатели МБДОУ ЦРР ДС№15 "Парус" г. Новоалтайска...