Народные игры в детском саду
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Колмакова Ирина

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Материал будет интересен воспитателям, инструктору по физической культуре, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_igry.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры в детском саду

(методическое пособие в помощь воспитателям детского сада, воспитателям по физической культуре)

Составила: Колмакова Ирина Сергеевна, воспитатель ОЧУ ПМГ

Сменялись эпохи и государства, а игры продолжали жить. По устным рассказам стариков, по преданиям, по случайным ссылкам авторов личных дневников, описаниям путешественников, которым они не придавали особого значения, просто добросовестно старались воссоздать картины увиденного, мы убеждаемся в удивительной живучести прежде всего подвижных народных игр. Правда, они меняли свои названия, упрощались или усложнялись их правила, но остались жить и поныне, часто со странными, непереводными названиями, со смешной считалкой-речевкой, звучащей как заклинание:

Кулю, кулю-баба!

Не выколи глаза,

Сын под окошком,

Свинья под лукошком.

Пора что ли?

Так причитал или кулюкал водящий в самой популярной детской игре – «пряталки», «прятушки», «палочка-выручалочка», «ухоронки», «кулючки». «Прятушки» отличаются классической простотой. Водящий закрывает глаза руками или шапкой и произносит какую-то игровую скороговорку типа:

Раз, два, три, четыре, пять,

Я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват.

Вот как выглядела эта игра много лет назад. Ребята прошлых веков отстругивали подходящую палочку и приступали к выбору «водыря», приговаривая: «Палка мене, людей боле». В этот миг все хватались за палку руками, водить шел тот, чей кулак оказывался сверху. Затем кто-нибудь из игроков забрасывал палку что было сил, а «водырь» бежал за ней, возвращался к установленному месту и причитал:

Палочка пришла,

Никого не нашла.

Кого первого найдет,

Тот за палочкой пойдет.

И дальше дети играли так же, как сегодня играют в «прятушки», с той только разницей, что эту «палочку-выручалочку» любой из спрятавшихся может «уворовать» и опять далеко-далеко отбросить, тем самым выручив «застуканных».    

Писатель-мемуарист Андрей Тимофеевич Болотов в своей книге «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков», изданной в 1754 году, рассказывает о том, во что играли дети в 18 веке.

«Случилось как-то мне увидеть, что ребятишки во дворе играли в так  называемую «КИЛКУ». Мне игра сия полюбилась чрезвычайно, и больше потому, что она имела некоторое подобие войны. Все играющие разделялись на две партии, и одна партия старалась «килку», маленький, круглый обрубочек от деревянного кола, гнать в одну сторону и догонять до конца двора или уреченного какого-нибудь места, а другая партия старалась ей в этом воспрепятствовать и гнать «килку» в другую сторону двора и также до какого-нибудь уреченного места, и которой партии удается прежде всего до своего желания достигнуть, тот и выигрывает. Чтобы удобнее можно было сию килку гнать, то каждый человек имеет палку с кочерыжкой на конце, дабы кочерыжкой можно было ему килку и совать, и по земле гнать, а ежели случится на просторе, то и ударять, чтобы летела дальше и могли ее подхватить и гнать дальше его товарищи. Словом, игра самая задорная, исполненная огня, рвения, усердия, и играющие должны употреблять наивозможнейшее проворство и скороспешнейше бегать за килкой для успевания скорей ее ударить и притом наблюдается в ней некоторый порядок. Впрочем, была сия игра у нас в деревне в таком тогда обыкновении, что в зимнее досужнее вечернее время играли в нее не только ребятишки, но и самые старые взрослые люди вместе с ними».

Красочная картина этой игры, нарисованная автором, не оставляет сомнений: это же хоккей!

Ну а городки – игра исконно русская. Она была распространена еще в Древней Руси, а увлекаются ею и по сей день. Игра простая, но требующая больших площадок и несложного оборудования. Потому и доступна. Дает заряд бодрости, развивает глазомер и сноровку. Потому и популярна. Многие выдающиеся люди были любителями городков. С увлечением играл в них Александр Суворов. Большим поклонником городков был Л. Н. Толстой, особенно любивший играть с крестьянской молодежью. Увлекались игрой в городки академик И.Павлов и певец Ф. Шаляпин.

До сих пор не забылись и старинные ЖМУРКИ, более известные в те далекие времена под названием «слепой козел».

Правила этой игры остались почти без изменений, забылись только присловья. Водящий назывался «слепым козлом», выбирался по жребию и должен был начинать ловить спрятавшихся лишь после того, как один из них скажет: «Слепой козел, не ходи к нам ногой, поди в кут, где холсты ткут, там тебе хлыстик дадут».

Что же такое народная игра?

Народными мы называем как собственно игры, так и различные виды спорта, которые имеют развлекательную основу и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального искусства.

Народная игра – средство обучения и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование ребенка через рефлексию. Она – отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа.

Народная игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности.

Игры – удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Игры являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования ребенка.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны малышам. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Игра – деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая задача, совместные усилия для ее достижения, общие интересы и переживания сближают, определенные правила помогают воспитывать целеустремленность. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не закрыл глаза – выходит из игры, не добежал до черты – нарушил правила и т.д.). Задача воспитателя – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. На помощь приходят мудрые народные считалки.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей было и остается глубокое знание и свободное владение педагогом обширным игровым материалом, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально- положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

      Одним словом,   задача педагога заключается в том, чтобы научить детей   самостоятельно и с удовольствием играть.

Картотека русских народных игр

Гуси - лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей, идет между ними перекличка:

  • Гуси – гуси!
  • Га – га – га.
  • Есть хотите?
  • Да, да, да.
  • Гуси – лебеди! Домой!
  • Серый волк под горой.
  • Что он там делает?
  • Гусей щиплет.
  • Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры.

Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый становится волком.

Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов «Ну, бегите же домой!».

У медведя во бору

Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песню:

У медведя во бору грибы, ягоды беру!

Медведь постыл на печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесенных последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Краски

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. После этого хозяин приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

- Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры. Хозяином становиться покупатель, который набрал больше красок. Игру можно усложнить, чтобы забрать угадавшую краску, покупатель должен ее догнать.

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди на поле,

Едут там трубачи, да едят калачи.

Погляди на небо, звезды горят,

Журавли кричат: «Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!»

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колоны, а тот, кто остался без пары горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря – зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становиться зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Лапта

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5 – 10 см).

На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, с другой – кон.

Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьют следующий игрок, - тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросить в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Птицелов

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке, на зеленом дубочке.

Птицы весело поют. Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет. Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становиться птицеловом.

Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки должны останавливаться на месте точно по сигналу.

Молчанка

Перед началом игры все игроки произносят певалку:

Первенчики, червенчики, летали голубенчики

По свежей росе, по чужой полосе.

Там чашки, орешки, медок, сахарок –

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами, потешками, шутками. Если кто-то засмеется, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.          

Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до игроков. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Городки

На земле чертят два города и на некотором расстоянии, которое определяется по договоренности, отмечают чертой место, с которого играющие будут метать биту. В каждом городе ставят городки.

Играющие делятся на две команды, равные по силе и ловкости. В каждой команде есть свой ведущий. Начинает игру та команда, которая это право получила по жребию. Игроки одной из команд выбивают городки из города противника. Пока город не разожжен, т. е.  не выбито из него ни одной рюхи, бьют с кона; когда же разожгут город, то получают право бить с полукона, т. е. ближе к расположению фигур.

По условию бьют по очереди: сначала игроки одной команды, а затем другой. Цель игры – выбить из города противника все рюхи.

Игра кончается, когда из города выбиты все рюхи. Проигрывает та команда, которая не успела выбить все городки.

Правила игры. Каждый играющий бьет только один раз. Если первый игрок выбил рюху, то все остальные бьют с полукона. Если бита при отбивании рюх не выкатилась из города, то остается там, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе с рюхами. По окончании игры команды меняются городами. Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Каждая команда имеет по две биты. Рюхи ставят у передней черты города или на ней на равном расстоянии от боковых сторон.

Бычок серенький

Играющие становятся в круг, с помощью считалки выбирают «бычка». «Бычок» встает в центре, остальные идут по кругу под песенку:

Бычок пестренький,

Долгохвостенький,

Рожки востренькие,

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На лужок водили.

Ты нас не бодай,

С нами поиграй,

Скорей догоняй!

«Бычок» им отвечает: «Му-у-у! Догоню!» - бежит за детьми, пытаясь поймать кого-нибудь.

Правила игры. Когда «бычок» осалит игрока, тот должен остановиться. «Бычком» станет тот, кого поймают последним.

Тише едешь – дальше будешь

Играющие становятся на одну черту, а водящий шагов на 10 впереди.

Он поворачивается к всем спиной и говорит: «Тише едешь – дальше будешь!», после чего разворачивается лицом. Остальные игроки в это время должны незаметно сделать один шаг вперед. Тот, движение которого водящий заметил, возвращается на один шаг назад.

Так играют, пока кто-нибудь не окажется на одной черте с водящим. Игра повторяется.

Правила игры. Игроки не могут сделать шаг, пока водящий не произнес свои слова.

Прятки

Участвуют обычно непроизвольное число игроков. Выбирается водящий и какой-нибудь предмет – «кон» (дверь, стена и др.). водящий считает до 20 (возможны различные варианты слов, которые он произносит), остальные в это время прячутся. Водящий находит кого-либо, после чего они наперегонки должны добежать до «кона» и дотронуться до него.

Правила игры. Тот, кого находят первым, становится водящим.

Яша

Эта игра – хороводный вариант «Жмурок».

Из числа играющих по считалки выбирают водящего – «Яшу». Играющие становятся в круг, в центре сажают Яшу, завязывают ему глаза, после чего образуют вокруг водящего замкнутую цепь, взявшись за руки, приговаривая:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Ты грызешь орешки

Для своей потешки.

Яша делает вид, будто грызет орехи. При последнем слове играющие останавливаются, хлопают в ладоши, а Яша, встав, с закрытыми глазами кружится. Играющие поют:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

Яша с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него и отгадывает, кто это.

Правила игры. Играющие не должны подсказывать водящему.

Вышибала

Выбирают двух водящих по считалке. На земле чертят большой прямоугольник или круг.

Водящие (вышибалы) встают друг напротив друга, один из них держит в руках мяч. Остальные игроки стоят между ними, но как можно дальше от того, у кого в руках мяч. Задача водящих – осалить мячом всех, находящихся в прямоугольнике, те же стараются увернуться, перебегают от одной стороны к другой. Играющие могут ловить мяч, набирая тем самым себе «свечи». Каждая «свеча» дает возможность играющему оставаться в игре до тех пор, пока его не выбьют. Осаленный игрок выходит из игры.

Игра заканчивается тогда, когда выбит последний игрок. Побеждает тот, кто остается последним. Ну а те, которые были выбиты первыми, становятся водящими.

Правила игры. Играющие не могут выходить за линию круга (прямоугольника).

У дедушки Трифона

Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в круг и говорит: «Ну, сынки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте». Скажет это водящий и запоет. Весь хоровод идет по кругу, и все поют:

У дедушки Трифона,

Семеро детей.

Семеро детей,

Семь сыновей.

Дедушка Трифон показывает, какие огромные глаза у его сыновей, и поет: «С такими глазами». Все остальные останавливаются и показывают, какие у них огромные глаза, повторяют: «С такими глазами». И снова идут по кругу.

Они не пили, не ели,

Все на дедушку глядели

И все делали вот так!

И все делали вот так!

Остальные подхватывают. А дедушка Трифон выдумывает разные движения и показывает. Играющие должны проворно и быстро повторить все движения и разом остановиться. При каждом новом движении говорят:

И все делали вот так!

И все делали вот так!

Правила игры. Игрок, не успевающий или ошибающийся, становится рядом с дедушкой и повторяет его действия и всех остальных.

Пирог

Выбирают водящего по считалке, становятся в две шеренги, друг против друга. Водящий приседает в центре – он «пирог». Все поют и двигаются:

Экий он высоконький,            Руки поднимаются вверх.

Экий он широконький,          Руки разводятся в стороны.

Экий он мягонький.                Руками гладят живот.

Первый из каждой шеренги бежит и дотрагивается до «пирога». Кто первый задел – уводит «пирог» к себе в шеренгу. Кто опоздал – становится «пирогом». Игра продолжается пока интересно играть.

Литература:

  1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М.: ЦГЛ, 2005.
  3. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  5. Шмаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг с русскими народными играми в детском саду.

Физкультурный досуг с русскими народными играми в детском саду....

Статья на тему. Народные игры в детском саду

Как использовать игры народные .Классификация....

Буклет "Русские народные игры в детском саду".

Буклет "Русские народные игры в детском саду"....

Народные игры в детском саду

Презентация на тему "Народные игры в деском саду"...

Детские народные игры в детском саду

Русские народные игры очень разнообразны: настольные игры, детские игры, хороводные игры для детей  и взрослых с народными песнями, плясками, прибаутками. Издавна игры служили средством самопозна...

Детские народные игры в детском саду

Все мы знаем, что народные игры с давних пор использовались не просто для развлечения, но и обучения, воспитания, психологической разгрузки, а на гуляньях и празднествах обязательно входили в «к...

Проект "Русские народные игры в детском саду"

Проект "Русские народные игры в детском саду"...