Проект "Пасха"
проект (подготовительная группа) на тему

Юлия Баражакова

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: среднесрочный

Возраст: 6 – 7 лет (подготовительная группа)

Участники: воспитатели, музыкальный   руководитель, дети группы, родители воспитанников.

 

Актуальность проблемы:

Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу».

 Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться    богатством культурных традиций.

                                                                    «Воспитание, если оно не хочет быть                                                                         бессильным, должно быть народным,                                                                         должно быть пронизано народностью».

                                                                                                               К. Д. Ушинский 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №42».

Проект:

 «Светлый праздник Пасхи».

Авторы проекта:

Воспитатель подготовительной группы №4:

Баражакова Ю.В.

Сорокина М.С.

Музыкальный руководитель:

Герасимова Ж.Н.

г. Ярославль

2016г

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: среднесрочный

Возраст: 6 – 7 лет (подготовительная группа)

Участники: воспитатели, музыкальный   руководитель, дети группы, родители воспитанников.

Актуальность проблемы: 

Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу».

 Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться    богатством культурных традиций.

                                                                   «Воспитание, если оно не хочет быть                                                                  бессильным, должно быть народным,                                                                         должно быть пронизано народностью».

                                                                                                               К. Д. Ушинский

Известно, что впечатления, полученные в детские годы, остаются в нашей памяти надолго. Именно поэтому дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русских народных традиций. Мы взрослые должны уже сейчас начать знакомить наших детей с историей нашей Родины, с ее культурой, с ее праздниками.

 Не секрет, что в наши дни культура праздника практически отсутствует, мы стали забывать о своем культурном прошлом, о своих традициях и обычаях. А ведь именно народные праздники всегда объединяли всех людей: взрослых и детей. А человек, соприкасаясь с ними, становится более мягким, добрым, чутким.

 Мы считаем, что наши дети должны быть носителями русской народной культуры и национальных традиций. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Проблема:

Недостаточное представление детей о цикле народно- христианских праздниках, традициях, обычаях.

Цель проекта.

Приобщать дошкольников к народной культуре. Возрождать русскую традицию празднования Светлого Христова Воскресения.

Задачи работы с детьми: 

 1.Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресенье Христово», его историей, обычаями и обрядами, связанными с праздником.

 2.Познакомит с литературными произведениями, посвященными празднику Пасхи.

 3.Создать условия для реализации творческой деятельности детей и развивать их творческие умения.

 4.Развивать интерес к русской культуре. Воспитывать патриотические чувства к православным традициям своего народа.

 5.Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства.

Задачи работы с родителями: 

1.Познакомить родителей с темой, целью и актуальностью данного проекта.

 2.Подготовить   консультации для родителей о праздновании Пасхи.

 3.Активизировать деятельность родителей и детей по теме проекта.

Работа с соц. партнерами:

  • Посещение мини-музеев детского сада.
  • Посещение библиотеки.

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Православный праздник «Пасха», информировать о теме, целях и задачах актуального проекта.
  • Консультация для родителей «Как объяснить ребенку, что такое Пасха?»
  • Презентация.
  • Конкурс «Пасхальное яйцо».
  • Оформление мини-музея тряпичной куклы «Берегиня»

Итоговое мероприятие:

  • Сказка «Пасхальный сюрприз».
  • Выставка на тему: «Пасхальное яйцо».
  • Выставка детских работ
  • Альбом «Виды росписи пасхальных яиц»
  • Мини-музей тряпичной куклы «Берегиня»

Ожидаемый результат:

У детей и родителей сформируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.

Дети и родители получат знания об обычаях и традициях праздника.

Познакомятся со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.

Дети научатся играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни,

Получат навыки в декоративно-прикладном искусстве.

               Приложение

                                                                                          Приложение 1

Беседа на тему «Что такое пасха?»

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

16 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына - Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой. Люди ходят, друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.

Беседа «Почему мы красим яйца?»

«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца? (Ответы детей).

Призадумалось яйцо:

Кто же я, в конце концов?

Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?

- А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?

И почему?

- Красный цвет – это цвет радости. И еще это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьи.  Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

Как отмечали Пасху на Руси

Пасха на Руси всегда отмечалась широко и очень торжественно. И подготовка к Пасхе начиналась заранее. В городах украшали витрины каруселями с расписными яйцами. Хозяйки старались как можно лучше убраться в доме, заранее покупали угощения. Специально к празднику проращивали зерна овса или пшеницы на большом деревянном блюде, чтобы потом подать на зеленой полянке расписные яйца. В чистый четверг обязательно мылись в бане, красили яйца и пекли куличи.

В субботу люди одевались во все лучшее и всей семьей шли в церковь, на пасхальное ночное богослужение. Потом обменивались расписными яйцами со словами: «Христос воскрес! – Воистину воскрес!», а с утра садились за праздничный стол. На Пасху было принято накрывать богатые столы, запекали целого поросенка или барашка, а всего блюд могло быть 48 (по числу дней поста). Куличами угощали не только родственников и друзей, но и нищих. Пасху отмечали 40 дней, то есть столько времени, сколько Христос являлся своим ученикам после воскресения. Но при этом не только гуляли и ели досыта, но обязательно навещали больных, ходили в приюты и богадельни, приносили угощения заключенным.

                                                                                                          Приложение 2

ОД в подготовительной к школе группе

«Светлое Воскресение Христово»

Цель: Расширять знания детей о народных праздниках, обучать расписывать яйца;

Развивать образное и творческое мышление и наблюдательность;

Воспитывать аккуратность, трудолюбие и усидчивость;

Прививать чувство уважения к народным традициям.

Материал: вырезанное из бумаги яйцо, акварель.

Предварительная работа: Рассматривание писанок, разучивание хороводных песен и русских народных подвижных игр.

Ход ОД

В.- Дорогие ребята, скоро мы будем отмечать день Светлого Христова Воскресения. Кто знает, как называется этот праздник? (Пасха)

В.- Правильно. Наш мини-музей посвящен именно этому празднику. Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа. Вы знаете кто такой Иисус Христос? (Сын Божий)

В.- Неделя перед Пасхой называется страстной. Великий четверг напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте и его тело поместили в пещеру. А на третий день, ночью, Иисус Христос ожил. К Великому празднику люди готовили и сейчас готовят разные угощения. Скажите дети, кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?

Д.- Сырная или творожная пасха, куличи, крашеные яйца.

В. - Этот день знаменит не только вкусными угощениями. Богат он и обрядами. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Молодые умывались с золота, серебра, красного яичка в надежде разбогатеть.

В. - Скажите пожалуйста почему принято красить яйца в красный цвет?

Д. - Когда воскрес Иисус Христос, известили царя, но он не поверил и сказал, что скорее яйцо покраснеет чем Иисус воскреснет. Яйцо покраснело у царя на глазах и тогда он поверил.

В. - В этот день звонят в церкви колокола. Звонили по особому. Торжественно. Этот звон зовется Пасхальный Благовест. Давайте вместе скажем «Пасхальный Благовест».

В.- Кто знает, что означает слово БЛАГОВЕСТ?

Д.- Благая, хорошая весть. Услышать что-то хорошее

В.- Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы вместе встанем в хоровод и покличем весну.

(Дети встают в круг и водят хоровод).

- Хоровод поводили, теперь давайте поиграем.

(Дети делятся на 2 команды и играю в игру «Перенеси яйцо ложкой»).

- Хорошо плясали, хорошо играли. Сейчас предлагаю приготовить подарки для родных. Будем испытывать свое умение в росписи пасхальных яиц. Хотите? (Да).

- Тогда проходим и садимся на свои места. (Дети садятся за столами, обращаю внимание на осанку)

- Посмотрите, яичко замерло. Оно приглашает вас на минутку фантазии. Закройте глаза и представьте себе как будете украшать яички.

- Представили? (Да).

- Тогда открываем глаза, говорить не надо, что будете делать. Потом, после окончания работы покажете друг другу свои работы. На столах у вас бумажные контуры яиц и краски. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка. (Дети берутся за работу. Играет спокойная музыка. Воспитатель, медленно шагая между столами, оказывает индивидуальную помощь.)

- Мир вокруг нас… Огромный, таинственный, многоцветный, удивительный. Каждый человек делает открытия в этом мире, удивляется его чудесам. А порой чудеса оказываются совсем рядом, и не нужно идти за ними за тридевять земель. Стоит только пристальнее вглядеться в окружающие тебя вещи, предметы. Чудо – даже обыкновенное куриное яйцо. В различных сказаниях – яйцо символ Возрождения. Когда холодное дыхание зимы обрушивается на землю лютым морозом, только в яйце таится зародыш будущей жизни, и с приходом весны из него зарождается новый мир. Яйцо – символ Солнца и Жизни.

Подведение итогов. 

Посмотрите на свои работы. О чем вы думали, когда раскрашивали их? Ответы детей

С какими чувствами разрисовывали яйца? Ответы детей

 Я думаю, что ваши рисунки чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.

Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.

                         

                                                                                                               Приложение 3

Пасхальные игры:

  1. Игра «Перенеси яйцо в ложке»: Берёшь яйцо, кладёшь в ложку и пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, тот победителем стал.

  1. Игра «Катись яичко»: Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами;

«Ты катись, катись яичко,

 Быстро, быстро по рукам,

У кого сейчас яичко-

 Тот сейчас станцует нам».

 После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.

  1. Игра «Чиж»: Дети встают в хоровод и поют песню:

«По дубочку постучишь,

 Вылетает пестрый чиж,

У чижа, у чижика - хохолочек рыженький.

 Чиж, чиж, не зевай - себе пару выбирай».

После этих слов дети перестраиваются в пары, затем тройки, четверки, пяте

  1. Игра «Летели две птички»: Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Ход игры: Дети встают в круг и поют песню «Летели две птички».

  Летели две птички

                 Ростом невелички.

                 Как они летели,

                Люди все глядели.

                Как они садились,

               Люди все дивились.

               Как они вставали,

              Крепко целовали.

 В такт пению играющие машут «крыльями» (руками). На слово «садились» все приседают, на слово «вставали» — поднимаются.

 * Невеличка — 1. Человек маленького роста, 2. Маленькая птичка.

                                                                                                 

           

  Приложение 4

Конспект развлечения

«Светлый Праздник Пасхи».

В зал под фонограмму русской народной музыки заходят дети старшей и подготовительной групп, в русских народных костюмах.

Встают полукругом.

Ребёнок:

Распушила ветки верба,

Песни ласточек слышны.

Праздник света, праздник веры

Есть у ласковой весны.

Ребёнок:

Колокольным перезвоном

Славят люди праздник тот,

С добрым словом и поклоном

Обнимается народ.

Ребёнок:

«Жив Христос! Христос воскресе!» -

Носит тёплый ветерок.

Праздник пасхи так чудесен,

Сердцу каждому урок.

Ребёнок:

О чём звонят колокола?

О мире на планете,

К любви и дружбе призвала

Молитва на рассвете.

Ребёнок:

О чём звонят колокола?

О состраданье к людям,

Мы их ошибки и дела

С обидой не осудим.

Ребёнок:

О чём звонят колокола?

О доброте сердечной

Пусть помощь наша и мала,

Но полбеды залечит.

Ребёнок:

О чём звонят колокола?

О радости безмерной.

Как птице дал господь крыла,

Так даст нам сила вера.

Песня «Здравствуй лучик солнечный».

Звучит Пасхальный колокольный звон.

Ребёнок:

Утро! Небо ярко блещет

Светлой алою зарёю.

Громко песня раздаётся

Над проснувшейся землёй.

Ребёнок:

То замрёт, то снова льётся

В трелях трели без конца.

Это птичек славят хоры

В песнях радостных Творца.

Ребёнок:

Вся природа славит бога.

Встань, послушай и взгляни,

И в молитве благодатной

Ты колени преклони.

Ребёнок:

Что ж, ребята, запоём,

Весну-Красну зазовём.

Пусть к нам с Пасхою придёт

И веселье принесет.  

Хоровод «Веснянка

Во время хоровода в центр круга заходит Весна – ведущая.

Дети садятся на стульчики.

Весна-ведущая:

Вы меня, Весну-Красну,

Звали – зазывали?

Знаю, так я вам мила,

Как меня вы ждали!

Светит солнышко с небес

Лучом весеннего привета,

Шумит вдали зелёный лес,

И гимн звучит: «Христос Воскрес!»

Дети:

Воистину Воскрес!

Ребёнок:

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольный,

Чтоб душа запеть могла.

Ребёнок:

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон,

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон.

Песня «Камаринская» П. И. Чайковский. (С колокольчиками и треугольниками, бубнами)

Весна-ведущая:

Вы радость разнесли мою.

Вас от души благодарю.

Я вам берёзку принесла,

Её листочки распушились от тепла,

От моего весеннего дыханья,

От моего весеннего сиянья.

Девицы красные, вы ветки берите

И хоровод весенний заводите.

Хоровод «Деревца»    

Ребёнок:

В день апрельский мы с весною

Пасху красную встречаем

И на волю всей семьёй

Божьих птичек выпускаем.

Ребёнок:

Птички радостно взлетают,

Птичью песенку поют,

Нас с весною поздравляют

И приветы с неба шлют.

Ребёнок:

Зима красна белыми снегами,

Лето – ягодой, грибами,

Осень житом и снопами,

А Веснянка – Весна

Тёплым солнышком красна.  

Весна-ведущая:

Так давайте же Солнышко разбудим!

Закличка

«Солнышко-вёдрышко»

Солнышко появись,

Красное обрядись,

Поскорей, не жалей,

Нас ребяток обогрей.

В зал заходит Солнышко (девочка) с яйцом в руках.

Солнышко:

Я – Солнце ясное! Я – Солнце красное!

Землю я обогреваю,

С Пасхой всех поздравляю!

Счастья всем желаю,

И яйцом пасхальным угощаю!

Вот оно, какое большое-пребольшое!  (Садится)

Весна-ведущая:

Спасибо тебе, ясное Солнышко!

Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ  

Надежды. Хотите я вам раскрою маленькую, но очень важную тайну:

Из яйца, из нижней части

Вышла мать – Земля сырая.

Из яйца, из верхней части

Встал высокий свод небесный,

Из желтка, из верхней части

Солнце светлое явилось,

Из белка, из верхней части,

Ясный месяц появился.

Из яйца, из пёстрой части,

Звезда сделалась на небе.

Кто яйцо друг другу дарит,

Счастлив целый год бывает!

Счастья я вам всем желаю,

И яйцом пасхальным угощаю!

Вот оно какое: большое-пребольшое!

Ребёнок:

За яйцо благодарим,

Мы ж свои тебе дадим.

Вот они смотри какие:

Яркие и расписные.

Их разрисовали сами,

Разукрасили цветами.

Ребёнок:

Обменяться нам пристало,

Ведь сама же ты сказала:

Кто яйцо друг другу дарит,

Счастлив целый год бывает.

Счастья мы тебе желаем,

Яйца крашены вручаем!

Дети обмениваются с Весной крашеными яйцами.

Весна-ведущая:

Благодарствую. Как раз

Мне нужны они сейчас.

С ними будем мы играть,

По кружку передавать.

Становись честной народ

К нам в огромный хоровод

Игра «Катись яичко» (по кругу)

Ребёнок:

Будем в хороводе мы плясать,

Праздник Пасху отмечать.

Игра «Летели две птички».

Весна:

А мы дальше поиграем:

Берёшь яйцо, кладёшь в ложку

И пробежишься с ним немножко.

Кто первым прибежал,

Тот победителем стал!

Игра «Бег с яйцом»

Игра «Чиж».

Ребёнок:

Хорошо весной гулять,

Пасху красную встречать.

Ребёнок:

На весенний выйдем луг,

Становитесь дети в круг.

Ребёнок:

Ты мой друг,

И я твой друг!

И запело всё вокруг.

Ребёнок:

А поём мы о России,

Потому что нет нигде

Родины красивей.

Песня «Белый, синий, красный»

Выходит ребёнок с куличом в руках

Ребёнок:

Мы поклонимся Весне,

Мы поклонимся Красне,

Хорошо, что к нам пришла,

Этот праздник принесла!

Для тебя, Весна, старались, как могли,

Для тебя кулич пасхальный испекли.

Весна-ведущая:

Через год приду опять с вами Пасху величать,

А сейчас зову с собой за праздничный стол:

Кулич да крашенки отведать!

Дети с Весной идут в группу, пить чай с пасхальными угощениями.

                                                                                                           

  Приложение 5

Рекомендуемая литература для чтения детям:

Александр Блок – "Вербочки"

Александр Куприн - "Пасхальные колокола"

Алексей Плещеев - "Как солнце блещет ярко..."

Аполлон Майков - "Христос воскрес!"

Аполлон Майков - "Вербная неделя"

Афанасий Фет - "Уж верба вся пушистая..."

Василий Никифоров-Волгин - "Плащаница"

Василий Никифоров-Волгин - "Светлая заутреня"

Василий Никифоров-Волгин - "Канун Пасхи"

Вильгельм Кюхельбекер - "На Воскресение Христа"

Владимир Бенедиктов - "Воскресная школа"

"Великая суббота"

Иван Шмелев - "Лето Господне" (Отрывок)

Константин Бальмонт - "Вербы"

Константин Бальмонт - "Красота Благовест"

Константин Роше - "Христос воскрес! "

Константин Фофанов - "Под напев молитв пасхальных..."

К. Р. "Тебе, Воскресшему, благодаренье!.."

Лев Зилов - "Легенда о Христовом жаворонке"

Лидия Чарская - "Колокола"

Милей Стремин - "По утрам еще морозит..."

Михаил Лермонтов - "Молитва"

"Молитва"

Семён Надсон - "Сила любви"

Сергей Городецкий - "Солнце плыло из-за утренней зари..."

Сергей Есенин - "Сохнет стаявшая глина..."

5.Подбор иллюстраций

Н. Рерих «Русская пасха».

Н. Пимоненко «К заутрене».

С. Жуковский «Пасхальный натюрморт».

Н. А. Кошелев «Дети, катающие пасхальные яйца».

С. Ф. Колесников «Пасха»

Б. Кустодиев «Христосование»

                                                                                        Приложение 6

                                                                                         Подготовила: Баражакова Ю.В.

Консультация для родителей:

«Пасха - главный православный праздник года»

Праздник Светлого Христова Воскресения — Пасха —самый большой православный праздник Слово «Пасха» пришло к нам с греческого языка и означает «прихождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово— это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Начинают праздник Пасхи со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес».

На Пасху муж с женой при всех не христосуются — это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться.

Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», — выздоравливает даже тяжело больной человек. Девушки на выданье и вдовицы говорили: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь».

Убранству стола и кушаньям именно в праздник Пасхи уделяется особое внимание. Как будто сама весна, радостная, со звоном колоколов и щебетаньем птиц, накрывает праздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости.

С давних времен хранится обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе! » начиная таким образом свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа — два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Пасхальный кулич— это церковно-обрядовая пища. По благословению и освящению христианских пасок и куличей, верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говенье, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Праздник Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

В пасхальной корзинке обязательно должны присутствовать символы Пасхи: кулич, который символизирует Христа, и крашенки — символ воскресения.

Освятить можно продукты, которые будут на праздничном столе. Обратите внимание! Православная церковь не приветствует освящения спиртных напитков. Даже церковное вино — кагор — лучше оставить дома.

Конечно, если вы не будете строго соблюдать все правила, то это не является смертельным грехом, но постарайтесь все их придерживаться. Ведь священнослужители прекрасно понимают, что прихожане далеко не все люди, разбирающиеся в тонкостях веры, зачастую, в церкви появляющиеся только раз, на Пасху. Но корзиночки свои приносят искренне, поэтому никаких особых запретов церковь не ставит, чтобы каждый почувствовал себя ближе к Христу, чтобы в его сердце зародилась вера

Консультация для родителей на тему:

«Как объяснить ребенку, что такое Пасха»

                                                                                         Подготовила: Баражакова Ю.В.

                             Пасха. История Пасхи для детей

Пасха. История Пасхи для детей

Как рассказать детям о празднике Пасха?  Предложите детям вот такую интересную историю о празднике .

Пасха

Сегодня ярче светит солнце,

Сильнее ветер бьёт в оконце,

И крик несётся до небес:

«Христос воистину Воскрес!»

http://kladraz.ru/images/img325.jpg

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Алёнка и Саша сегодня очень заняты. Мама разрешила им разрисовать писанки к Пасхе. Ловко работают дети. Будут на яйцах и солнышко, и деревья, и волны! А мама с бабушкой на кухне пасхальные куличи пекут. Бабушка пообещала, что, пока тесто будет выстаиваться, она расскажет историю этого праздника.

Слушайте и вы...

Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Готовились к нему 7 недель — 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной. Великий Четверг — день духовного очищения, принятия таинства причастия. Страстная Пятница — напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота — день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха — воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.

Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Ты же помнишь рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Иисуса допрашивали перед синедрионом — высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел.

В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. В этот скорбный день надо молиться.

Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».

http://kladraz.ru/images/img326%281%29.jpg

Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху — праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.

Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое действо — раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. Волнистые линии — это моря-океаны. Круг — яркое солнышко. По традиции, готовые крашанки и писанки складывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда — на нежно-зелёные листья салата, которые специально выращивали к празднику. Сочная зелень и яркие цвета пасхальных яиц создавали праздничное настроение.

А когда мама выпекает пасхальные куличи, во всём доме стоит сладкий аромат ванили, изюма — настоящего праздника!

В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение (Пасхальная Служба Божья). В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья — куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашанки. В корзину кладут соль — символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.

Вернувшись домой, люди разговляются — едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!» Свячёное яйцо нарезают на столько частей, сколько присутствующих лиц. На столе горит свеча как напоминание о светлости этого дня. Начинать пасхальный завтрак обязательно надо с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае нельзя выбрасывать.

Всю Светлую неделю длится праздник. В сёлах был обычай: вечером скрипачи ходили по сёлам и под окнами играли в честь Христа.

Стихи о Пасхе для детей

Вербочки

1.Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

                                                      Понесли домой.

                                                      2.Огонёчки теплятся,

Прохожие крестятся,

                                                      И пахнет весной.

3. Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня.

4.В воскресенье вербное

Завтра встану первая

Для святого дня.

                                                                                              Автор: А. А. Блок

Пасхальный благовест

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

                                                                                                  Автор: С. А. Есенин

http://kladraz.ru/images/img327.jpg

                                                             

                                                                 

Консультация для родителей

«Что рассказать детям о празднике Пасха?»

Пасха - Праздник Светлого Христова Воскресения - самый большой и торжественный православный праздник. Однако смысл праздника Пасхи, его традиции могут быть непонятны детям. Постарайтесь найти время и расскажите детям библейскую историю, поясните, почему праздник так называется; почему Пасха отмечается всегда разного числа; расскажите и про то, зачем на Пасху красят яйца и, конечно, про знаменитые пасхальные куличи.

Почему у Пасхи нет постоянной даты

Древние евреи отмечали Пасху с 14 на 15 число первого лунного месяца Нисана как день избавления от египетского рабства. В эту ночь было полнолуние, следовавшее сразу после весеннего равноденствия. И именно в эту ночь был распят Христос. На третий день Христос воскрес, этот день стал называться воскресеньем. В 325 г. на первом Вселенском соборе было решено отмечать христианскую Пасху в первое воскресенье, следующее за полнолунием после весеннего равноденствия. С тех пор мы отмечаем Пасху по лунному календарю и именно поэтому Пасха относится к так называемым «подвижным» праздникам.

 

Почему праздник Светлого Христова Воскресения называется Пасхой

Слово «пасха» имеет греческие происхождение, оно переводится как «прехождение», «избавление». Мы уже знаем, что на Пасху отмечалось избавление евреев от египетского рабства, поэтому название праздника соответствовало его смыслу.

Почему на Пасху красят яйца, пекут куличи и делают пасху

Они символизируют чудо воскрешения Христа. Знаем мы и о том, что самые правильные пасхальные яйца красного цвета.

А вот зачем на Пасху пекут кулич? Дело в том, что согласно библейской истории Христос после воскрешения приходил к ученикам во время их трапез. Ученики специально оставляли в середине свободное место и ставили перед ним хлеб для Христа - артос. Постепенно появилась традиция оставлять на Пасху артос в храме, а позднее и в каждой семье стали печь свой артос. По традиции хлеб для Христа пекут в виде кулича из сдобного теста, добавляя в него орехи и изюм. Ставя на пасхальный стол кулич,  верующие надеются, что в их доме незримо присутствует воскресший Христос.                                                                              

Еще одно традиционное пасхальное блюдо – это пасха. По сути это сладкий творожный десерт с различными добавками, но пасха выкладывается на блюдо в виде усеченной пирамиды и символизирует гроб, внутри которого произошло чудо воскрешения. Поэтому на самом верху пасхи должны быть буквы «ХВ» («Христос Воскресе!»), на боках – изображения креста, копья, трости, ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Христа.

История

Пасха, день воскрешения Иисуса Христа. Этому празднику уже более 2000 лет, и многие традиционные действия потеряли свой смысл в глазах обычного человека. Однако, тем не менее, многие на Пасху пекут куличи, замешивают паску и красят куриные яйца в разные цвета, так принято.                                              

       Почему же этот праздник всегда был одним из самых массовых? Кроме дня воскресения Христа, этот день знаменит окончанием строгого поста. Строгий пост накладывал запрет на любые увеселения, а так же очень строго ограничивает продукты, которые в этот период нельзя употреблять постящимся. Многие праздники специально переносились на время после поста, чтобы отпраздновать, как следует. Сами религиозные традиции - крестный ход, всенощная служба - были необычайно яркими, в сравнении с рутинными и обыденными днями строгого поста. Во время всенощной люди освящали в церкви традиционные блюда, чтобы потом подать их на стол, в светлый праздник Пасхи. Традиционно в день праздника люди христосовались - говорили друг другу "Христос воскресе" - "воистину воскресе" и обменивались троекратным поцелуем. Сегодня эта традиция поддерживается даже неверующими людьми.

Итак, как же происходит само празднование? Пасхе предшествует Страстная неделя, посвященная различным религиозным действиям, предваряющим праздник. Основная подготовка к Пасхе начинается с Чистого четверга, в этот день принято навести везде порядок, в том числе и в душе, а так же выкупаться. Этот день посвящен мирскому, обычному бытовому труду, чтобы в страстную пятницу и в субботу готовиться встретить праздник с чистым сердцем и душой. Наверное, не стоит принимать значение дня столь буквально, и устраивать генеральную уборку с больших букв, более глубокий смысл дня был очиститься духовно. Далее следует Страстная пятница, день выноса плащаницы, воспоминаний о смерти Христа. Это день, в который не должно быть дел мирских, только духовные. Конечно, в наших реалиях сложно избежать бытовой рутины, но можно стараться делать лишь необходимое. В этот день верующие посещают богослужение, происходит целование плащаницы, которая будет находиться в храме три дня, в честь трех дней нахождения Христа в гробу. Ну а в субботнюю ночь и происходит освящение традиционных кушаний и всенощная молитва. После этого, собственно и приходит воскресенье - день Пасхи.

Перед пасхой хозяйки не только готовили еду, они украшали весь дом салфетками и букетами первоцветов, все это символизировало воскрешение и жизнь. Дети и взрослые начинали Пасхальную трапезу, съедая традиционно окрашенное в красный цвет яйцо. По преданию яйцо стало красным в руках императора Тиберия, когда Мария Магдалина пришла известить императора о воскрешении Христа. Император, конечно же, не поверил, сказав, что это невозможно, и такая же вероятность воскрешения, как если это яйцо в его руках покраснеет. Согласно легенде, яйцо покраснело, и родилась традиция.

Куличи пеклись с дохристианских времен, изначально их смысл был в самой форме, пасхальный кулич и яйца были символами плодородия, однако традиция сохранилась и в христианстве, и хозяйки до сих пор выпекают эти сдобные кексы, покрывая их глазурью. Паска, или же пасха - это творожное блюдо. Традиционно ему придавали форму пирамидки, ставили печать из букв ХВ (Христос воскрес). Творог для пасок брали самый лучший, несколько раз перетирали и сдабривали всевозможными пряностями, орехами, изюмом, а так же добавляли в творог сливок и яиц. Такие паски делались небольшими, так как хранится это блюдо очень не долго.

Консультация для родителей на тему:

«Русское народное творчество в жизни дошкольника».

   Мы, городские жители, находясь в своих квартирах, перестали ощущать великую радость пребывания  в нашем общем доме – Природе. Потеря природных связей уносит не только физическое, но и душевное здоровье, разрушает наши нравственные устои. И здесь есть чему поучиться у наших предков.

   Если обратиться к годовому кругу календаря, то становится очевидным тот факт, что дети внесли свой собственный вклад в русскую культуру и сохранение традиций русской духовности.

   Участие детей в православных праздниках и календарных обрядах, в игровом и обрядовом фольклоре открывает целый мир детского творчества. Деревенские ребята участвовали почти во всех календарных праздниках, где им отводилась особая роль. Чаще всего дети были предвестниками важных событий в жизни сельской общины. В дни зимнего солнцеворота, на Святках дети кликали Коляду, славили Рождество, потом встречали «широкую гостью Масленицу», закликали солнышко и весну с жаворонками, на Троицу завивали берёзку.

   Приобщение дошкольников к русской народной культуре даёт возможность современным детям окунуться в мир детства прошлых поколений, гармонично совместить музыкальный, устный, игровой фольклор и прикладное детское творчество.

   И, может быть, пока наши дети гадают на ромашке, просят улитку «высунуть рога», а божью коровку «улететь на небко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

                                      Подготовила муз. руководитель: Герасимова Ж.Н.

Консультация для воспитателей на тему:

«Народная музыка».

   Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень разнородным, русская музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-угорские, тюркские и другие прототипы. Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века) песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности.

   Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни, частушки. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме).

    Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты, духовые инструменты. В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны.

   В эпоху Средневековья скоморохи — исполнители народной музыки подвергались преследованиям, а музыкальные инструменты уничтожались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли.

   Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как мандолина, семиструнная гитара, баян, являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века).

    В XIX веке музыкантом В. В. Андреевым был создан оркестр русских народных инструментов, в котором русские народные инструменты, такие как балалайки и домры, были усовершенствованы.

Виды народного творчества

 Основными видами народного творчества принято считать устное творчество или «фольклор», изобразительное или декоративно-прикладное искусство и обрядово-календарное. Определяющим признаком народности является бесписьменная (устная) передача, в том числе танца и музыки.
  К произведениям устного народного творчества, «фольклора», учитывая разночтения в трактовке этого понятия, условно можно отнести:
- музыкальный фольклор;
- творчество слова;
- народный театр.


  Множественные виды художественного творчества также условно можно разделить на несколько групп:
- изобразительное и декоративно-прикладное искусства;
- народная архитектура, зодчество;
- художественно-технологические промыслы.
  Каждый из видов имеет свою внутреннюю многогранную структуру, по-своему повествуя о жизни людей в разные временные эпохи, в различной среде обитания, реализуя всевозможные сюжеты, образы, обычаи.

Музыкальный фольклор включает в себя:
  Вокальные жанры. Песни, баллады, припевки, былины, плачи – песня сопровождала человека от рождения до смерти. Колыбельные младенцу, считалки и потешки для детей постарше, хороводы для молодых, свадебные обрядовые и похоронные плачи есть в песенном наследии любого народа.
Инструментальная музыка. Танцевальные наигрыши, инструментальные пьесы, пастушеские мелодии.
  Танцевальное творчество. Пляс, хоровод, кадриль, полька и т. д. В танцевальных ритмах отражается темперамент и характер народа, раскрываются различные стороны его жизни.
   Творчество слова имеет самые разнообразные формы и содержание:


Сказочно-мифологическая тематика. Былины, главными героями которых являлись богатыри, сильные и добрые. Сказки волшебные и бытовые несут в себе нравственную основу, в сказке всегда торжествует добро и справедливость. Этническая мифология, легенды – события невероятные, чудесные воспринимались слушателями как достоверные события. Существуют легенды о происхождении городов, морей, о подвигах и необычайных приключениях.


Обрядово-бытовая тематика. Пословицы, поговорки, загадки – образные изречения, выражения, высказывания облеченные в определенный ритм и подкрепленные рифмой. Игры, обрядовые и календарные песни являются непременным атрибутом всех праздничных гуляний, значимых событий в жизни семьи и общины.


Религиозная тематика. Духовные стихи, легенды, новеллистические сказы. Праздники престольные и календарные. Этиологические былинки, рассказы о христианских праздниках.


Народный театр тесно связан с устным народным творчеством
Кукольный театр, театр теней. Представление, в котором в роли играют различные виды кукол, руководимые актерами. Свои истоки театр кукол берет в языческих обрядах и играх с условными символами богов.

Театр «живых» актеров. Театрализованные действия сопровождали календарные праздники, семейные обряды и содержали элементы перевоплощения, что и послужило основой для развития народных театров и драмы.


Изобразительное и декоративно-прикладное творчество:
 Декоративная роспись по дереву, металлу, керамике. Уникальное явление в народном творчестве, рукотворные предметы, в которых естественность и возвышенность отвечают на потребность людей в красоте. Множественные народные промыслы имеют многовековую историю и древние традиции.
 Блузы и платья с народной вышивкой. С тех пор как люди научились сшивать кожу и меха при помощи иглы, вышивка стала придавать изделиям из ткани национальное своеобразие, превратилась в искусство. Украсить вышивкой можно не только одежду, но и обувь, предметы интерьера, аксессуары и даже целые шатры.
 Тканые покрывала, полотенца, напольные дорожки. Ручное ткачество – одно из самых старинных ремесел. Тканые пояса, нарядные дорожки, полотенца под образа вынимались только по большим праздниками, их бережно хранили и отдавали дочерям в приданое.
 Лубок. Простая и лаконичная народная картинка, исполненная в простой и даже грубоватой манере, тем не менее, несла в себе наглядно-нравоучительную функцию.


Художественные ремесла и промыслы:
 Керамика. Изделия из глины, самого доступного и простого материала, вначале были просты и незамысловаты. С появлением гончарного круга появилась посуда, более сложные в исполнении горшки и кувшины.
 Ковроткачество, кружевоплетение. Существуют различные техники и школы плетения кружев. Ажурный, тонкий орнамент создается из шелковых, металлических, шерстяных и х/б нитей.
 Ювелирное искусство, ковка, литьё, чеканка. Художественная обработка металлов для получения рельефных изображений.
 Резьба по дереву. Мастерство резчиков по дереву берет свои корни в глубокой истории, когда из древесины различных пород делали буквально все: предметы быта, украшения, дома, небольшие лодки и огромные корабли.
 Народная игрушка. Сделанная и украшенная своими руками игрушка приносила радость, а порой являлась своеобразным оберегом для ребенка. Делали игрушки из подручных и безопасных материалов: глины, соломки, тряпиц, деревянных баклуш, вязали из ниток.
 Изделия бытовой обстановки, поделки. Сделанные с душой умелыми руками самоделки приносят практическую пользу и доставляют радость взрослым и детям.
 Орудия труда с элементами художественной обработки.
 Архитектура, деревянное и каменное зодчество, постройки.

                                             Подготовила: муз. руководитель  Герасимова Ж.Н.

             

Консультация для воспитателей на тему:

             «Знакомим детей с народными праздниками и обрядами».

                                                           Подготовила: Баражакова Ю.В.

   Сущность развития личности ребенка, по определению Л.С. Выготского, состоит в присвоении им накопленного человеком опыта, как духовного, так и материального. Что заложено в начале жизни, то остается навсегда. Поэтому особенно важно напитать душу ребенка высокими ценностями, зародить интерес к истории и культуре своей Родины, своего народа. Народная культура несет в себе образец отношений человека к природе, семье, роду, стране, чего так не хватает в нашем современном обществе, где нарушена связь времен, изменились отношения, идеалы.

   Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». Ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Поэтому в образовательной деятельности познавательного цикла входят экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, игры, сказки, музыка. Особое место занимает знакомство детей с народными праздниками и обрядами, которые близки и понятны им, вызывают яркие эмоции. Праздник для ребенка — это не только удовлетворение игровых, двигательных, эмоциональных и социальных потребностей, но и важный пример для подражания.

   Праздники играли значительную роль в жизни русского народа, прежде всего, они, способствовали консолидации жителей одного села, деревни, городского квартала. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина или ремесленника, психологическую разрядку, а совместное времяпровождение, активное общение создавали иллюзию равенства, снимало социальную напряженность. Праздники позволяли продемонстрировать свои творческие возможности, таланты, способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение окружающих, передать свое умение молодым.

   Тематика и содержание народных праздников определяются традиционным для русской культуры земледельческим календарем, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой, связанный с определенным моментом в кругообороте года. Неразрывная связь человека с природой по-своему выражается в ожидании праздника как духовного события, является составной частью годового ритма и образом движения в будущее.

   Деление года определяют дни весеннего и осеннего равноденствия. Издавна они отмечались праздниками Пасха, Иван Купала, Кузьминки (осенний праздник, связанный с окончанием большинства сельскохозяйственных работ), Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и др.

   Неповторимая, эмоциональная, духовно-нравственная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников: воспитателей, детей, родителей. Приобретенный опыт и совместные переживания детей и взрослых становятся базой для поддержания народных традиций в семье: социальной общности и справедливости, благодарности и почитания, гостеприимства. Праздник сближает детей с природой и оставляет глубокий след в их душе. Жизнь ребенка не только наполняется радостью и смыслом, но и богатыми эмоциями, а жизнь становится гораздо здоровее.

   Активное сотрудничество воспитателей, детей, родителей при подготовке к празднику включает в себя традиционные русские игры, хороводы, изменение интерьера и украшение помещений, участков, изготовление поделок, подарков. Масленица, Ярмарка, Пасха, Троица, Жаворонки (Сороки), Колядки, Посиделки — все эти праздники проходят ярко и весело. Они проходят с закличками, зазывалками, прибаутками, играми, потехами, песнями и плясками. Интересна история проведения Колядок в детском саду. На посиделках с бабушками и прабабушками дети узнают, в чем смысл колядок — это пожелание семьям доброго здоровья, хорошего урожая и всех благ: «Дай Бог тому, кто в этом дому». «Кому песни поем, тому сбудется — не минуется».

   Связь поколений и передача семейного опыта осуществляется в таких праздниках, как Пасха и Ярмарка. К Пасхе люди готовятся задолго, ей предшествует Великий пост, во время которого запрещалось всякое веселье, озорство. При подготовке к празднику совместно с детьми расписываем яйца и проводим яичные бои («Чьё яичко прокатиться дальше?», «Попади и сбей яйцо» и др). На святочной неделе дети знакомились с обрядом Прощенного воскресенья, когда люди примиряются, просят у всех прощения, даже у своих врагов, и затем сами просили прощения у воспитателей, родителей, сверстников.

   Самый веселый и самый любимый детьми праздник — Ярмарка. На таких праздниках дети поют, танцуют, меряются богатырской силой, слушают и исполняют народную музыку.С удовольствием играют на ложках, бубнах, трещотках, дудочках и свистульках. В разгар праздника «продают» свой товар с потешками, закличками, зазывалками, угощают честной народ выпечкой и горячем чаем. Объединение детей и взрослых создает добрую, радостную атмосферу, надолго остается в их памяти, создает тепло и взаимопонимание между поколениями.

   Народные праздники — явление синкретическое, поэтому приобщать детей к народной культуре необходимо одновременно с расширением знаний об окружающем мире, воспитанием потребности общаться с природой, приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности, в едином интегрированном пространстве.

 

Консультация для воспитателей

«Как познакомить детей с праздником Пасхи»

                                                                                    Подготовила: Баражакова Ю.В.

Прежде чем говорить с детьми о таких праздниках как Пасха, необходимо, чтобы сами педагоги были грамотными и понимали их смысл и значение. Знакомить детей с христианскими праздниками надо очень осторожно, лучше с разрешения родителей.

Можно сделать поделки, рисунки, организовать игры, но при этом понимать, как в доступной  простой форме объяснить детям смысл праздника.

Обычай красить яйца и печь куличи возник в древности. Это языческий обряд, как и праздник Масленицы, когда сжигают чучело, пекут блины и встречают весну. Крашенки- яркие, разрисованные яйца. Дети дарили их друг другу, катали по желобку (чье дальше укатится), разбивали яйца друг о друга, обменивались, и тем самым желали друг другу любви, добра, богатства, прощали друг друга.

У праздника Пасхи есть несколько названий. Одно из них—встреча весны. 15 день весеннего месяца нисан. Природа обновляется, очищается, как и человек. Предшествует пост, люди проводят его в молитве, каются и очищаются к новой жизни, возрождаются.

Яйцо несет глубокий смысл. Тело - скорлупка, душа - белок, желток - дух.

Триединство, как и Бог—триедин: Отец, Сын, Дух святой.

«Сын пришел на Землю, чтобы сыны человеческие стали сынами божьими».

Распятие: своей кровью на Голгофе Христос смыл наши грехи и возродил людей к новой  жизни с Богом.

«И так возлюбил нас Господь, что отдал Сына своего единородного, дабы мы не погибли, но имели жизнь вечную».

«Христос умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания»

Бальмонт писал:                   Одна есть в мире красота

Любви, печали, отреченья

И добровольного мученья

За нас, распятого Христа.

Воскресение: шесть дней работай, а седьмой день отдай Богу.

Ритуальный пасхальный ужин Христа с учениками. Тайная вечеря, смысл тайного причастия. Они ели жертвенного ягненка, Христос сравнивал себя с агнецом, вино со своей кровью. Хлебоприломление.

Это христианская пасха.

У праздника Пасха несколько названий:

1. Песах (от пасах) на иврите—миновал, прошел мимо—в память о том, что Господь выел евреев из Египта, повелел им заколоть ягненка, а кровью помазать косяки дверей. Уничтожил первенцев Египта, миновав еврейские дома.

2. Мацот—евреи питались мацой в годы египетского рабства, и во время выхода из Египта, тесто не успело закваситься.

3. Праздник свободы—в память выхода из Египта.

4. Праздник Весны.

Евангелие—благая весть. «Свет Евангелия  да осветит мир!»

         

Литература: 

  1. «Библия для детей» – издательство «Паломникъ» 2007 г.
  2. «Пасхальный подарок» книжка - раскраска, издательство «Смирение» 2014 г.
  3. «Пасхальный подарок для детей» - издательство Благотворительный фонд «Покровъ» 2013г.
  4. Ишимова А. О., Есенин С.А., Майков А. Н. - Пасхальная книга для детей - издательство Москва «Никея» 2013 г.
  5. Куцвева Н. Г. «Детям о Пасхе Христовой» - издательство Белорусская Православная церковь, 2013г.

      12.Казакевич А. Н. «Пасха» - издательство ОлмаМедиаГрупп 2011г.

      13.Салищева М. Н. «Пасха» издательство «Карапуз» 2009г.

      14. Журнал «Справочник музыкального руководителя» -М, ЗАО «МЦФЭР»

      15. «Знакомство детей с русскими народным творчеством» -  Санкт –Петербург

      «Детство –Пресс»,2001г.

      16. И.А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» (подготовительная группа)-С-П, «Детство-Пресс»,2013г.

       17.  М.Ю. Картушина «Осенние детские праздники», «Зимние детские праздники», «Весенние детские праздники» -М. Творческий Центр «СФЕРА» 2012

     



Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\38ed1a956232a5afd0773b7871ccc9d4.jpg

Весенние народные календарные праздники.

3 марта – Овсянничек. В этот день дети кормили птиц, специально выпеченными пирожками из овсяной муки – овсянничками. Птичка-овсянка в этот день издавала звуки, похожие на слова: «Покинь сани»

13 марта – Василий – Капельник. В этот день обычно бывает оттепель. Говорили: «Придёт Василий-капельник – и зима заплачет», собирали в лесу целебные почки сосны, Примечали: на Василия Тёплого солнце в кругах – к урожаю.

17 марта -  Герасим – Грачевник. На грачевники возвращались в родные края первые весенние птицы – грачи. О них сложили пословицы: «Грач на горе – весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай!», «Грач зиму расклевал». Примечали: прилетели грачи и дружно взялись за ремонт своих гнёзд – через день-два будет тёплая погода.

30 марта – Алексий Тёплый.  Это день рыболова, так как рыба возвращается к жизни с зимовья. Говорили: «На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается», «Алексей Тёплый  зиму-зимскую на нет сводит». На улице дети обливались талой водой, дающей здоровье, и трижды восклицали; «Лада!». В деревнях устраивали гусиные бои. Если в берёзах к этому времени пробуждался сладкий сок, то устраивали праздник берёзового сока.

1 апреля – Дарья – Поплавиха. Этот день называли обманным. Считалось, что шутка и смех отгоняют от людей нечистую силу, дают душевное и физическое здоровье. Чем веселее прожить этот день, тем больше счастья будет в этом году. Говорили: «Апрель обманет, под май подведёт».

Апрель – Пасха. Великий христианский праздник, наступающий в воскресенье, после семинедельного Великого поста. Светлое Христово Воскресение – день, в который совершился его переход от смерти к жизни вечной. Празднование длится неделю. Люди поздравляют друг друга с праздником, обмениваются крашеными яйцами. Любимой пасхальной забавой было катание яиц с  бугорочка. С  Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи: пели веснянки, водили хороводы, качались на качелях.

18 апреля – Федул – Ветреник. Говорили: «Ветреник Федул теплячком подул», «До Федула дует сиверок, с Федула теплынью тянет». На Федула растворяли окна. С первым весенним ветром прилетают сверчки и расселяются по огородам. По поверью, кто первым в этот день услышит сверчка, тот приманет на землю тепло.

Конец апреля – Ярилины игры.  По всей Руси готовились к земледельческим работам. На оттаявших полях устраивали состязания, представления, водили хороводы.

6 мая – Георгий Победоносец.  Георгий Победоносец – покровитель земледелия и пастушества, хранитель Святой Руси. Победа Георгия над Змеем изображена на гербе Москвы. В народе считали, что Георгий-змееборец способен ограждать от змей людей и животных. Этот день отмечали как праздник пастухов. На него пекли обрядовое печенье в виде коров, лошадей, коз и просили, чтобы  Святой Георгий охранял летом скотину от волков, чтобы всё вокруг росло и процветало.

15 мая – Борисов день. День Бориса и Глеба называли барыш-день и праздновали его для получения весь год барыша, проводили ярмарки-свистуньи. В это время начинают  петь соловьи. Примечали: «Соберётся петь в эти дни  птичий царь – весна зацветёт дружно», «Соловей поёт всю ночь – будет солнечный день».

22 мая – Никола Вешний.  Никола Вешний – покровитель лошадей. В этот день впервые отправляются с лошадьми в ночное и там празднуют с песнями и хороводами до самой зари.

26 мая – Лукерья – Комарница. С Лукерьи появляются комары, что указывает на скорое потепление. Примечали: «Комаров много – дождь завтра будет». В это время начинается сбор лекарственных трав.

 


Предварительный просмотр: