АРТ – ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
статья на тему

Искандарова Нелля Амангельдыевна

Арт- терапия относительно молодое направление в российской психолого- педагогической практике,  дает большой воспитательный, развивающий и обучающий эффект. Арт-терапевтическая работа может помочь наладить более тесный контакт с детьми, научить понимать и принимать свои проблемы и свое «Я» Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, не требуя при этом никаких способностей к изобразительной деятельности или художественным навыкам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Арт -терапия в работе с детьми41.5 КБ

Предварительный просмотр:

АРТ – ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Н.А. Искандарова,

Психолог ГБУ РБ ЮМЦ «Семья»

Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других стремление научиться самому. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Социальные изменения, наблюдаемые в современном обществе, объективно провоцируют увеличения числа неблагополучных семей, одновременно с этим изменяется качественный состав контингента детей, объединенных понятием «дети группы риска». Доминирующей частью его стали неблагополучные дети, которые лишены родительского внимания, поддержки. Проблема неблагополучных семей в настоящее время одной из самых острой и актуальной, так как число «детей группы риска» не уменьшается, а непрерывно растет. Поддержка таких детей из семей находящихся в трудной жизненной ситуации, помощь в их реабилитации, успешном эмоциональном и умственном развитии заключается в создании оптимальных условий для адаптации и самореализации личности ребенка (полноценная жизнь, наполненная творческими делами).

Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитание детей. Данной проблемой просвещены труды современных ученых Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой, О.В. Хухляевой, И.В. Киселевой, Л.С. Выготский, отмечая положительное влияние искусства, как развитие психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в развитии. Ребенок с проблемами, действуя в удивительном мире искусств, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, страхов и тревожности. Арт-терапия позволяет вывести переживание ребенка во внешнюю форму через продукты творческой деятельности, создать новые позитивные переживания, проявлять творческие способности, удовлетворить потребность в творчестве. Арт-терапия облегчает психотравмирующие ситуации, так как использует невербальные каналы взаимодействия, воздействует непосредственно на эмоции человека. Арт-терапевтическая работа может помочь наладить более тесный контакт с детьми, научить понимать и принимать свои проблемы и свое «Я» Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, не требуя при этом никаких способностей к изобразительной деятельности или художественным навыкам. Кроме того, продукты изобразительного творчества является объективным свидетельством настроений и мыслей ребенка, что позволяет использовать их для диагностики. Арт-терапия позволяет познать себя и окружающий мир.

        Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. В коррекционной работе с детьми использую такие виды арт-терапии как, сказкотерапия, аква-пескотерапия, изотерапии, цветотерапии, игротерапия, музыкатерапия.

Сказкотерапия. В увлекательной и доступной для понимания словами сказка показывает ребенку окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами коррекционной работы с детьми.

Аква-пескотерапия. Игра с песком – одна из форм естественной активности ребёнка, а вода это первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Эти незатейливые упражнения с песком и водой на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Такого рода взаимодействие с песком и водой не только стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, но и способствует развитию речи, внимания, памяти, обогащению эмоционального опыта ребенка, при трудностях в адаптации.

Изотерапия. Одной разновидностью арт-терапии является изотерапия, то есть терапия рисованием. Уже известно, что изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом. Если правильно организовать изотерапию, то у детей совершенствуется не только познавательная деятельность (восприятие, воображение, мышление, внимание), но и также совершенствуется эмоционально-волевая сфера, а именно: умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Развивается творческая активность, умение мыслить смело и свободно, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым, учится ориентироваться в духовных ценностях общества.

Цветотерапия. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике. Для активизации поведения малоактивных, пассивных детей используются задания с использованием тёплых оттенков цвета ( цветные фотографии, задание с цветными фишками и т.д.). Гиперактивным детям предлагаются игры с холодным оттенком цвета, что помогает развивать у детей внимание, сосредоточение.

Игротерапия. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, повышает самооценку. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного контакта между взрослыми и детьми. Игра снимает напряженность, расширяет способность детей к общению, дает возможность самому оценить свое поведение, понять собственный потенциал: результатом каждого занятия является поддержание положительного образа «Я» ребенка.

Музыкотерапия. Метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное личностное развитие. Музыкотерапия не только укрепляет здоровье, но и доставляет удовольствие детям. Музыка способствует развитию творчества и фантазии. Мелодия эффективно действует на детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыка может использоваться для сопровождения изобразительной деятельности, что повышает эффект деятельность обоих и дает хороший диагностический результат.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: арт-терапия относительно молодое направление в российской психолого- педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт-терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально меняет дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организация и реализация совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности психолога и ребенка. При выборе направления арт-терапии для детей желателен индивидуальный подход, нужно обязательно учитывать те или иные предрасположенности ребенка. Самое важное в подобной работе с детьми это терпение. Научить их доводить дело до конца, а не бросать все дела на полдороги. Способность закончить начатое дело сформирует более уверенную, самостоятельную, целеустремленную личность. Как показывает опыт работы, что совместная деятельность, включающая арт-терапевтические технологии, дает большой воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Список литературы:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапия. СПб., 1998
  2. Грабенко Т.Н. Песочная игро-терапия. СПб.,1998
  3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение
  4. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2011.
  5. Миллер С. Психология игры. – СПб.: Университетская книга, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Арт-терапия в работе с детьми"

Программа дополнительного образования"Арт-терапия в работе с детьми"....

Арт-терапия при работе с детьми

Разработанная мной презентация ,надеюсь,поможет вам правильно и грамотно применять основные техники Арт-терапии в работе с вашими детьми и воспитанниками. Удачи!...

метод холдинг-терапии в работе с детьми с аутизмом

Ознакомительная презентация для педагогов, психологов, родителей, работающих с детьми с  РДА...

Монтессори-терапия в работе с детьми с нарушением зрения

Каждому ребёнку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.Даже здоровым детям сложно ори...

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...

из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...