Особенности проявления самооценки у детей дошкольного возраста
статья на тему

Федина Татьяна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Сборник статей    VII Международной научной конференции «Актуальные вопросы современного образования», печатное издание «Логос» 2015, стр.54

                                                                                Федина Татьяна Владимировна

Самосознание — это сложная психологическая система, которая развивается на протяжении всей жизни. В статье говорится об особенностях появления самооценки у детей дошкольного возраста. О роли взрослого и путей развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

        Ключевые слова: Дошкольный возраст, самооценка. развитие личности.

        Параллельно с осознанием внешнего мира (переход ощущения к представлению и от него - к мысли), происходит осознание себя, что приводит к осознанию «Я», которое преобладает чувствами и мышлением.

Возникает самосознание в период субъективного отделения ребенком своих действий со всей структуры его предметной деятельности, становится возможным, благодаря воспитательным воздействием взрослых.(показа, обучения, оценки). В совместных действиях ребенка и взрослого «элемент содействия взрослого становится ведущим». Затем, ребенок начинает отделять себя от собственных действий, в связи с использованием своего имени. Затем ребенок начинает выделять свое имя, меняется речь, появляются абстрактные высказывания: «мое», «у нас», «я».

По мнению Б.Анафьева, путь формирования детского самосознания проходит от осознания собственных действий через оценки их другими к самооценке. Поэтому, самооценка является сложным продуктом развития созидательной деятельности ребенка, одним из основных новообразований дошкольного возраста. [4]

Оценка дошкольником себя напрямую зависит от того, как оценивают его взрослые. Заниженные оценки ослабляют уверенность ребенка в себе, завышенные - вызывают переоценки личных и качеств и своих возможностей. Однако, у младших дошкольников, мнения оценки взрослого не вызывают никаких сомнений, тогда как старшие дошкольники способны воспринимать оценку взрослого через призму сложившегося опыта и могут не согласиться с оценочным мнением взрослого. Но все же чем точнее оценочное мнение взрослого, тем адекватнее представление ребенка о своих возможностях и результатах действий.

        Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности зависит от умения анализировать результаты других детей. В общении со сверстниками формируется способность оценивать другого человека, что стимулирует возникновение самооценки. [5] Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников.

С возрастом, самооценка становится более адекватной возможностям ребенка, это обуславливают продуктивные виды деятельности, игры по правилам, где он видит и сравнивает свой результат (поделку, рисунок) с результатом других детей и дает себе правильную оценку.

На основе самооценки дошкольник во взаимодействии со сверстником может занять эгоистическую (равнодушную к другим детям), конкурентную (понимание необходимости определенного поведения), гуманную (относится к людям как к самоценным личностям).

Постепенно самооценка дошкольников становится мотивированной, а так же складывается такой важный показатель как осознание себя во времени. Прошлое, настоящее и будущее для ребенка становится возможностью осознать себя в жизни во всех временных измерениях. Перспектива, открывающаяся перед ним, определяет развитие его личности.

Самооценка имеет два компонента: интеллектуальный (представление о себе, знание о себе, сравнение с другими и анализ), эмоциональный компонент (отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых к ребенку, удовлетворением его положений в семье и отношением сверстников). [4]

От личностных качеств взрослого, стиля его поведения, умения выбирать правильный тон в общении, корректно формулировать свои оценки и мысли, зависит эффективность воздействия на формирование самооценки дошкольника. Типы взрослых: «строгие» (замечают только грехи и неудачи), «увлеченные взрослые» (сильно захваливают, во вред), «равнодушные взрослые» (случайно оценивают, порождают недисциплинированность), «справедливые взрослые» (оценивают адекватно и плохое и хорошее).

Оценки взрослого бывают, как положительные (побуждают к действиям), так и отрицательные (с целью не допустить определенные действия).[З]

Негативную оценку следует смягчать своими надеждами, положительными прогнозами. Не следует злоупотреблять повышенным тоном, напоминаниями, преждевременными негативными оценками. Все это порождает пассивность, низкую инициативность, несамостоятельность.

Для дошкольного возраста характерна завышенная самооценка. Это помогает ребенку справляться со сложностями окружающего мира. К концу дошкольного возраста дети начинают воспринимать себя более адекватно. [1 ]                         Взрослым при общении с детьми следует: использовать метод убеждения; мягко, гармонично оценивать ребенка; можно корректировать самооценку своего ребенка, изменив стиль семейного воспитания и способы общения с ребенком.[2]

Ребенок не чувствует ценности положительной оценки если нет

отрицательной. Теряется воспитательная сила. Так же большое количество отрицательных оценок при отсутствии положительных порождает заниженную самооценку. Благоприятные условия для развития личности, ее

самосознания, создают только уравновешенное, гармоничное сочетание  положительной и отрицательной оценок.

 

                                            Список литературы:

  1. Божович Н.Л. Личность и ее формирование в детском возрасте-

      М.,Проспект 2012

  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - Союз, 2007

3.  Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству - М., 2000.

  1. Обухова Л.Ф.Детская психология/ Л.Ф.Обухова. - М. Владос,20О7
  2. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми-М. Книголюб,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Консультация для педагогов САМООЦЕНКА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ И СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной сте...

Доклад «Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста»

В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение р...