Семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ педагогики»
тренажёр (подготовительная группа) на тему

Курносова Любовь Вадимовна

Задачи:

- Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;

- Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;

- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;

- Формировать желание помогать детям, умение находить с ними контакт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_dlya_pedagogov.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов на тему:

 «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ педагогики»

Задачи:

- Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;

- Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;

- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;

- Формировать желание помогать детям, умение находить с ними контакт. Содержание:

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, всесторонне развитыми и здоровыми. А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось качественно и легко? Об этом мы сегодня и поговорим. Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Вы знаете, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается ТРИЗ педагогика теория решения изобретательных задач. Цель ТРИЗ не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Девиз тризовцев «Можно говорить все!». Как же

Ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь ребенка? Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр ( здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи).

Мы начали такую работу в группе с простых игр и упражнений, предлагаемых авторами книг:

  • Т.А. Сидарчук, С.В. Лелюх «Методика формирования у дошкольников классификационных навыков» ( технология ТРИЗ);
  • Т.А. Сидарчук, С.В. Лелюх «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» ( технология ТРИЗ);
  • С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду»

Все игры, ситуации по развитию творческого воображения мы используем как на занятиях, так и в свободное время. Обязательным условием должна быть естественность обстановки. Если дети видят розыгрыш, они сразу начинают шалить, подыгрывать. Данная теория дала нам новые подходы к подаче материала. Кроме того мы строим работу с детьми комплексно, переходя от одного вида деятельности к другому, начала одного или окончания другого занятия. Мы приучаем детей не следовать готовым штампам, образцам, а учим искать как можно больше собственных решений. Не приучаем их получать знания пассивно, а стремимся развивать в них самостоятельность мышления, познавательные интересы. Одной из важных проблем на сегодняшний день является проявление творчества педагогов в работе с детьми, формирование «системного, многоэкранного педагогического мышления». В решении этих задач как раз и помогает ТРИЗ, не заменяет обычные формы методической работы, а эффективно дополняет их. Наблюдая и анализируя практическое мышление детей, можно сделать

Вывод, что в группе, где использовался ТРИЗ, ребята стали раскрепощенными в своих рассуждениях, проявляют смекалку в решении проблем, задач и мыслят более масштабно. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе Н. Е. Веракса «От рождения до школы», дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.

А сейчас мы с вами поиграем в игры.

  • Игра «Да нет» ( найти листок дуба, задавая как можно меньше вопросов).
  • Игра «Найди противоречия в весне» (За что вы любите весну?, осенью день становится короче, а весной?, осенью с деревьев опадают листья, а весной?, осенью птицы улетают в теплые края, а весной?, что хорошего связано с весной?, что плохого?, дождик весной хорошо или плохо? И т.д.).
  • Игры: «Узнай животное?», «Угадай животное?» (Целое и части).
  • Игра «Прямая аналогия» (Детям дается пара слов или картинок. Предлагается найти такую цепочку ассоциации, которая начиналась бы первым из слов, а заканчивалась последним.

Например: книга-утюг. Цепочка: книга- картинка- краски- магазин- мама- платье- стирка-утюг). Небо-чай, очки-дерево, люстра дрова, пальто-велосипед, мороз-магнит. - Упражнение «Нарисуй с закрытыми глазами» (любой предмет, связанный с экологией). - Игра «Можно -нельзя» (нарисовать новый экологический знак). - Мнемотаблица «Угадай ка!» (составление загадок).

Тренинги.

  • «Найди реальное решение» (под стрелкой объединяются картинки, формирующие реальную картину, делают выводы).
  • «Объясни необычное сочетание» (при раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов под стрелкой и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия). При объединении случайных объектов можно придумать фантастический рассказ или сказку, а также решить проблему. (Например, если на кругах тема «Фрукты», то можно придумать сказку про фиолетовое яблоко, а также решить с ним проблему что хорошего в том, что яблоко фиолетовое?, а что плохого в том, что они фиолетовые? Как собрать их в засохшей листве? И т.д.)
  • Коллективная поделка «Волшебное превращение веточек». ( Две работы из веточек разных пород деревьев, при этом используется разный бросовый и природный материал, цветная бумага из салфеток, пластилин, клей ПВА, ножницы, шерстяные цветные нитки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – педагогики»

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта»....

Семинар -практикум для педагогов Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник в художественном творчестве»

Актуальность выбранной темы очевидна: творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задачи формирования творческой личности приобретают в настоящее время не только теорети...

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет»

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания  детей до 3-х лет»...

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет»

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания  детей до 3-х лет»...

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет»

Семинар-практикум для педагогов «Основные формы физического воспитания  детей до 3-х лет»...