Консультация для родителей «Развитие речи у детей 3-4 лет.
консультация (младшая группа) на тему

Мы все с нетерпением ждем, когда наши крохи начнут говорить. К году они произносят долгожданные слова «мама», «папа». До двух лет ребенок выговаривает в основном несколько слов или словосочетаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие речи у детей 3-4 лет.

          Мы все с нетерпением ждем, когда наши крохи начнут говорить. К году они произносят долгожданные слова «мама», «папа». До двух лет ребенок выговаривает в основном несколько слов или словосочетаний. После двух лет в речи малыша может произойти неожиданный скачок. Он начинает связывать слова в предложения, словарный запас, который накопился в памяти, буквально вырывается наружу. К 3 годам все дети неплохо говорят, пытаясь рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. И хоть речь ребенка 3 лет не всегда понятна из-за плохого умения пользоваться речевым аппаратом и правильно связывать слова, не пугайтесь. Это нормальный процесс. Не мучайте малыша походами к врачу-логопеду. Лучше сходите к стоматологу. Многие дефекты речи могут быть обусловлены короткой уздечкой или не правильным прикусом. Врач посоветует, каким образом иногда лучше заняться лечением. Например, уздечку ребенку не подрезали в роддоме или в младенческом возрасте, в следующий раз это можно сделать в 5-7 лет. Иногда дефект устраняется с помощью несложных упражнений без операционного вмешательства.

          Уровень развития речи ребенка 3 лет позволяет ему пользоваться небольшими предложениями и даже распространёнными предложениями. Малыш высказывает свои суждения обо всем, что его окружает, делает свои умозаключения. Он пытается обобщить, объединяя сходные предметы или явления в одну группу. В это время активно формируется умение использовать падежные окончания и формы глаголов, в речи появляются местоимения (он, мой, твой), числительные (один, много), наречия (там, тут), притяжательные прилагательные (мамин, бабушкин). Ребенок в этот период очень чутко относится к звучанию языка: создает новые слова или формы слов, пытаются рифмовать, более отчетливо произносит звуки и слоги. Причем все фонетические изменения в речи малыша происходят наряду с совершенствованием грамматики. В целом, речь детей 3-4 лет характеризуется запасом в 1500-2000 слов.

          Если словообразовательные нормы начинают осваиваться ребенком, то словоизменением основных частей речи дети уже в основном овладели. Можно сказать, что грамматические формы продуктивных типов склонений и спряжений применяются правильно. В то же время аграмматизмы встречаются потому, то дети переносят окончания продуктивных типов склонения на непродуктивные, как они это делали и на третьем году жизни. Конечно, в данном возрасте таких ошибок все меньше меньше. По непродуктивному типу изменяются такие слова, как глаголы есть, ехать, расти, разносклоняемые типа имя.

          Трудно детям различать окончания винительного падежа у одушевленных и неодушевленных существительных (чаще они применяют окончание, свойственное неодушевленным существительным: «Видели конь»), но бывают ошибки ив обратом перенесении: «Купи игрушечного поезда». Дети обычно склоняют несклоняемые существительные («без пальта пойду»).

          Категория рода существительных в основном усваивается к трем годам. Но ошибки в согласовании прилагательных с существительными могут остаться и в рассматриваемом периоде.

          Чаще всего встречаются смешение окончаний женского рода и с среднего рода («красивая платья», «зелено трава»). Это связано с тем, что окончания многих прилагательных безударные, на слух воспринимаются плохо.

          Не справляются пока дети и со склонениями числительных («кошка с два котенка»), тем более что их в речи очень мало, как и причастий с деепричастиями.

          Однако несмотря на все достижения, детская речь в этом возрасте далеко не идеально. Не всегда, получается составить связный и понятный взрослым рассказ, много грамматических ошибок, неточно употребляются предлоги и падежные окончания. Не обходится и без проблем в произношении определенных звуков, например, свистящих (с, ц)  и сонорных согласных (р, л). Если свистящий звук находится рядом с другими согласным, ребенок может опустить один их звуков в своей речи (сол-стол), а в случае с сонорными согласными- заменить его похожим звуком (двель- дверь). Нередко дети путают звуки ц – с, ш – с, р –л, взаимозаменяя их. В трудно произносимых словах малыш может опускать и даже переставлять не только отдельные зуки, но и целые слоги (апельсин –лепесины), или придумывать собственные обозначения (огурец – пеха), новые грамматические формы (наелись макарон – намакарониться).

Какие действия родители помогут быстрее исправить недостатки детской речи?

  • Прежде всего, взрослые должны корректно и ненавязчиво исправлять малыша, если он неверно употребляет слово или его грамматическую форму. Повторите фразу ребенка правильно.
  • Следите за своей речью. В ней не должно быть слов – «паразитов», иначе через некоторое время вы услышите их из уст своего сына или дочери. Помните, что «выдавать» он может их где угодно: в магазине, в транспорте, в гостях. И как бы вам не пришлось за него краснеть.
  • Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов также не идет ребенку на пользу. Произносить их намного сложнее, и ваш кроха, скорее всего, начнет говорить неразборчиво, невнятно. Лучше называйте слова, таким образом, как они есть на самом деле. Например, говорите слон, а не слоник, глаз, а не глазик, рот, а не ротик. Иначе в будущем ваш ребенок так и будет называть эти слова.
  • Если вы не уверены, что сами являетесь образцом литературной речи, больше читайте ребенку книги, стихотворения, народные и авторские сказки, где текст проверен веками.
  • Развитие речи детей 3 лет напрямую зависит от развития мелкой моторики (т.е. стимулирование кончиков пальцев). Учеными доказано, что люди, которые в старости имеют хобби, связанные с мелкими движениями пальцев, дольше сохраняет ясность ума. Детский ум тоже развивается быстрее, если ребенок занимается рукоделием или играет с мелкими предметами. Поэтому прививайте малышу любовь к творчеству:
  1. Лепите с ним игрушки из пластилина, теста или глины;
  2. Делайте аппликации;
  3. Плетите бусы из бисера или камешков;
  4. Играйте мелкими игрушками и т.д.

          Если у вас не хватает умения и фантазии, существует масса методических пособий для родителей с заготовками для поделок. В конце концов, поиграйте с ним в пальчиковые игры. Вспомните, как в детстве папа и мама показывали вам театр тетей только с помощью рук, складывая из пальцев мордочки животных. Пусть и ваш кроха попробует сделать кошечку или собачку. Увидите, сколько будет восторга!

          Еще один немаловажный момент в развитии речи ребенка в три года – грамотное и заинтересованное общение с ним родителей. Нельзя просто слушать малыша, поддакивая ему, в этот момент думая о своем. Задавайте вопросы, стимулирующие логическое и образное мышление. Например, «какого цвета этот листок?», «какого цвета бывают листья на деревьях?», «какой лист на ощупь?». Расскажите малышу, что каждый предмет может иметь несколько характеристик: вода прозрачная и прохладная, яблоко красное и гладкое и т.д. Если вы читаете сказку ли стихотворение, попросите его пересказать содержание. При этом следите, чтобы слова произносились как можно внятнее и отчетливее, обращайте на это внимание. Можно поиграть с ребенком в ролевые игры. Предложите малышу представить себя в роли продавца в магазине, воспитателя детского сада, какого-нибудь сказочного персонажа (мишки, зайки). Такие упражнения стимулируют управление силой и высотой голоса. Самое главное в занятиях – стараться не кричать на ребенка, не раздражаться, когда что-то не получается.

Рекомендации и выводы

Помните: ваши дети только учатся говорить. Речь ребенка 3- 4  года еще очень далека от речи взрослого человека, и это нужно принять как факт. Чем больше вы  будете беседовать с малышом, заниматься с ним, играть, активизировать его внимание на особенностях ударения или произношения слов, тем быстрее вы добьетесь результата. Важно не только научить правильно говорить, но и «слушать» язык, чтобы ребенок, когда подрастет, в куче «словесного мусора» нашей сегодняшней жизни мог увидеть бриллианты: говорить не на языке уличной шпаны, а на языке Пушкина, Достоевского и Толстого…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация с родителями: "Развитие речи у детей"

Консультация с родителями: "Развитие речи у детей"...

Консультация для родителей «Развитие речи у детей раннего возраста»

В возрасте 11-12 месяцев ребенок быстрее, чем раньше, усваивает названия, обозначающие различные действия, предметы и изображения; связь его с окружающим миром расширяется, игра усложняется, движ...

Консультация для родителей "Развитие речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие речи у детей дошкольного возраста"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие речи у детей с ДЦП»

Консультация учителя-логопеда или педагога-дефектолога родителям детей с ДЦП....

Консультация для родителей «Развитие речи у детей от года до трех»

Особенности развития речи детей младшего возраста...