Рабочая программа по экологии на 2016-2017 учебный год (старшей группы, возраст детей - 5-6 лет)
рабочая программа на тему

Кольцова Наталья Владимировна

 

Рабочая программа по экологии на 2016-2017 учебный год

(старшей группы, возраст детей -  5-6 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_koltsovoy_po_ekologii.doc389 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Колокольчик»

ПРИНЯТА                                                                                        

решением педагогического  совета                                                                      

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  города Когалыма  «Колокольчик»

Протокол  от

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  города Когалыма  «Колокольчик»

от «

 

Рабочая программа по экологии

на 2016-2017 учебный год

(старшей группы, возраст детей -  5-6 лет)

                                                                       

                                                                     

                                                                     

                                                                      Разработчик: Кольцова Наталья Владимировна, воспитатель.

                                                                                               ( должность, Ф.И.О. полностью)

г. Когалым, 2016 -2017 год.

Содержание.

1 Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи реализации программы

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

1.4 Особенности программы

1.5 Возрастные особенности воспитанников

1.6 Целевые ориентиры

11 Содержательный раздел

2.1 Содержание работы с детьми

2.2 Формы и обучение

2.3 Этапы реализации программы

2.4 Учебно-тематическое планирование

2.5 Взаимодействие с семьями воспитанников

111

3.1 Условия реализации программы

3.2 Особенности организации предметно-развивающей среды

3.3 Материально-техническое обеспечение программы

3.4 Методическое обеспечение программы

3.5 Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»   В. Сухомлинский.    В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».

В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

1.1 Пояснительная записка

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды. Настоящая рабочая программа разработана на основе программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под  угрозой  будущее всего человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений — одна из актуальных задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды детства. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой               природы.
В программе показан системный подход к решению задач экологического воспитания старших дошкольников через проведение экологических акций.  Представлена   работа с детьми, педагогами, родителями.

        Программа нацелена на тесное взаимодействие с родителями и показывает практические шаги по активному вовлечению родителей в экологическое  воспитание детей.                                                       

        Данная программа является результатом работы  старшего дошкольного возраста  детского сада «Колокольчик». Материалы программы разрабатывались с учетом современных достижений педагогики, психологии и практики дошкольного образования и воспитания.

        

1.2 Цели и задачи реализации программы

Цель: Формирование  осознанного и бережного отношения детей к природе.

Задачи:

  1. Развитие интереса к окружающему миру.
  2. Расширение представлений о свойствах живой и неживой природы.
  3. Повышение уровня познавательной активности детей.
  4. Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ.
  5. Развитие взаимопонимания и взаимопомощи между детьми, педагогами, родителями, потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры.
  6. Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
  7. Воспитание у детей внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.

Ожидаемые результаты:

  • создание на территории ДОУ и в группе экологически благоприятной среды;
  • повышение уровня знаний по экологии у детей;
  • повышение уровня познавательной активности детей;
  • воспитание у детей внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.

1.3  Принципы и подходы к формированию Программы

Программа разработана на основе требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155;

С использованием следующих нормативов:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Программа разработана с учетом:

  • Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • Парциальной программы экологического воспитания С.Н.Николаевой «Юный эколог»
  • Учебно-методического пособия  по краеведению «Давайте сохраним…», О.Р.Меремьяниной, С.А.Суворовой.

1.4 Содержание программы 

Программа «Занимательный мир природы» является авторской и создана с учетом Федеральных государственных требований дошкольного образования и. Целью является, воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о живой и неживой природе, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к природе. Программа предназначена для работы с детьми старшего возраста – от 5-6 лет. Она рассчитана на один года обучения. Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Содержание работы по экологическому воспитанию представлено по возрастным особенностям детей. Разработано тематическое перспективное планирование на один год. Содержание программы рассчитано помесячно. Работа с детьми проводится ежедневно, продолжительность образовательной нагрузки соответствует СанПиНу. В программе более подробно описаны условия для экологического воспитания, а также методы и приемы по работе с детьми. Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др. Программа может быть реализована в дошкольных учреждениях для работы с детьми старшего возраста. Продолжительность НОД составляет один раз в неделю, продолжительностью: Старшая – 25 мин

1.5 Психолого-педагогические и индивидуальные особенности развития детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры, строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Вигре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболееактивного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследованияобразца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектови явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1.6 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • В соответствии с п. 4.7 ФГОС ДО целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

2.1 Содержание работы с детьми

Экологическое воспитание дошкольников, по мнению Н.С. Николаевой, можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

        Осознанно-правильное отношение к природе строится на:

  1. Понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания;
  2. Осознание специфики живого и его самоценности, зависимости жизни и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека;
  3. Понимание изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных или специально созданных условиях.

        На первом этапе реализации программы было проведено педагогическое обследование природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста (21 ребенок)   при помощи диагностики, разработанной В.Г.Фокиной, О.М. Газиной . Результаты обследования  следующие:

        Всего  выяснилось, что 67% из них имеют высокий и средний уровень знаний (В-10%, Ср-57%). Эти дети имеют достаточный для своего возраста объем знаний.  Дети понимают слова «живое» и «неживое», классифицируют объекты на живые и неживые. Дошкольники умеют различать сезоны и определять, словом их характерные признаки. Знают общие потребности растений, зависимость их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании,  умеют классифицировать растения по месту произрастания. Умеют  группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.

         Наряду с этим,   33%  детей имеют низкий объем знаний по данным вопросам. Дети затрудняются в ответах на вопросы: Чем отличается живая природа от не живой? Что объединяет все живые существа? Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки? Путают признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.

        Некоторые из детей, перечисляя домашних животных, не могут ответить, почему они так называются и что бы с ними произошло, если бы человек перестал заботиться о них, не понимают связь внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания. Несколько детей затрудняются в назывании птиц и особенностей их внешнего вида.

        Результаты данного обследования показывают, что работа по формированию природоведческих знаний дошкольников, расширению и обобщению знаний детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе должна быть продолжена и углублена.

О показателях готовности к принятию и пониманию, усвоению экологической культуры ребенка 5-6 лет взрослым следует судить по следующим проявлениям:

  • соблюдение правил поведения в окружающей среде (выработанные привычки);
  • контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке (лес, аудитория и т. п.);
  • выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;
  • способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности (покормить птиц, полить цветы и т. п.);
  • доброта, отзывчивость и внимание к окружающим его животным,
    птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную бес

    корыстную помощь нуждающимся в ней.

2.2. Формы и методы реализации программы: 

Планомерная и систематическая работа по экологическому образованию, включающая проведение экологических акций, привела к качественным изменениям. У детей  сформировался познавательный интерес к природе, который проявляется в стремлении больше познать ее, чтении (слушании) книг о природе, деятельности по ее защите, изображении природных объектов в рисунках, лепке, аппликациях и разных увлечениях, связанных с природой.    

Повторное обследование природоведческих знаний  показало следующие результаты: 

        В группе увеличилось количество детей, имеющих  высокий  уровень  природоведческих знаний  (10%-33%) за счет перехода детей со средним уровнем  на более высокий уровень (57%-43%). Снизилось количество детей, имеющих  низкий  уровень природоведческих знаний (38%- 24%).

2.3. Этапы реализации программы

1 этап - аналитический (август) 

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап - организационный (сентябрь) 

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап - практическая деятельность (учебный год)

   Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

4 этап - итоговый, диагностический (май) 

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

    2.4 Учебно-методическое планирование

Сентябрь

Задачи:

1.Формировать представление о первом периоде осени как времени года (стало холоднее, увеличилось количество дождливых дней; созрели овощи и фрукты; люди стали по-другому одеваться).

Развивать умения самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе 28 (частые дожди способствуют росту грибов в лесу; похолодало — первыми спрятались насекомые).

2.Обобщать знания детей о живом объекте на примере животных (дышит, двигается, питается, растет, размножается).

3.Формировать интерес к человеку как биологическому объекту. Устанавливать связи между внешним строением человека и его образом жизни.

4.Развивать умственную операцию «сравнение» и доказательную речь. 5.Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

Беседы: «Правила друзей леса»; «Наш урожай»; «Природа и человек»; «Грибы: друзья или враги?»; «Наши чудесные помощники-руки»; «Как мы дежурим в уголке природы».

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Месяц прощания с Родиной»; П. Вяземский «Осень»; А. Майков «Пейзаж»; Н. Павлова «Растения осенью»; А. Прокофьев «Рябины»; Е. Благинина «Рябина», «Осень»; Ю. Тувим «Овощи»; О. Дриз «Новость в узелке»; Г. Глушнев «Черепаха»; Ф. Лев «Пять дней из жизни черепахи».

Фольклор:

Пословицы и поговорки о явлениях природы в сентябре, народные приметы, загадки об овощах и фруктах.

Экологические игры: «Съедобное — несъедобное», «Вершки — корешки», «Осенние листочки», «Прогулка по лесу», «Грибы» ,«Чудесный мешочек» (овощи — фрукты) , «Почтальон принес посылку», «Собери урожай» , «Где что зреет».

Подвижные игры: «Кто скорее соберет «Все по домам».

 Наблюдения и опыты:

Наблюдения за солнцем (светит ярко, долго). Спросить, как солнце грело летом и как греет теперь. Обратить внимание детей на ежедневный путь солнца (осмотр участка утром и вечером).

♦ Наблюдения за погодой. Обратить внимание на дующие прохладные ветры, приносящие дожди и пасмурную погоду. В сентябре бывают грозы, несущие холодные дожди (вспомнить признаки грозы). Обратить внимание на утренние туманы и росы и объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха).

♦ Наблюдения за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев у дуба, клена, березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.

♦ Наблюдения за насекомыми. Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.

♦ Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Понаблюдать за скворцами, которые собираются в стаи.

 Опыт. Цель: установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. Содержание: обрезать корнеплоды до половины, поместить в плоскую емкость с водой, поставить в теплое светлое место. Дети наблюдают за ростом зелени, зарисовывают результат наблюдения. Когда зелень начнет вянуть, рассмотреть корнеплод. Сделать выводы.

Труд в природе: 

В уголке природы: уход за комнатными растениями (полив, удаление пыли, рыхление почвы, умение при уходе пользоваться картотекой потребностей растений). Уход за срезанными цветами (смена воды, подрезка стебля). Перенос цветущих клумбовых растений в группу.

В природе: уборка участка. Перекопка земли вокруг кустарников. Заготовка листьев и семян растений (для кормления птиц, аппликаций, поделок). Совместно с воспитателем: чистка клеток, замена воды в аквариуме. Самостоятельная деятельность детей: 

Уголок природы. Внести модели строения растений; модели рассказов об овощах и фруктах; муляжи овощей и фруктов; иллюстрации с изображением сбора урожая.

Уголок художественно-творческой деятельности. Создать условия для поделок из природного материала, предложить детям обводки трафаретов овощей, фруктов, грибов, кустарников, деревьев; выкладывание аналогичных силуэтов на панно; рисование контуров по точкам.

Уголок экспериментальной деятельности. Поместить емкости (небольшие подносы, миски) с водой и разнообразные корнеплоды.

Октябрь.

 Задачи: 

1. Продолжать формирование представлений о втором периоде осени — золотая осень (дальнейшее похолодание, первые заморозки, сокращение светового дня, холодные затяжные дожди, расцвечивание листьев).

2.Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды (через опыты).

3. Познакомить детей с составом почвы (через опыты).

4.Закрепить представление о приспособлении растений и животных к осенним изменениям (листья желтеют и опадают — почему?; перелетные птицы улетают на юг, зимующие — ближе к человеческому жилью; отмирают наземные части некоторых растений).

5.Расширять представления о многообразии неживой природы: реки и их характерные признаки. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (познакомить детей с особенностями зрения).

 Беседы: «Мой четвероногий друг», «Как растения готовятся к зиме» (почему опадают листья, происходит отмирание наземных частей), «Дождь» (хорошо — плохо). Народный календарь. «Покров» — первое зазимье. «Октябрь — хлебник» — полны закрома, убраны все поля. «О чем поведал колосок».

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Месяц полных кладовых», «Зима скоро»; А. Майков «Осень»; А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила»; К. Бальмонт «Осень»; А. Блок «Осенний день высок и тих»; С. Есенин «Отговорила роща золотая…»; И. Бунин «Осень в чаще леса»; А. Барто «Перед отлетом»; К. Ушинский «Хлеб», «Кто нужнее»; А. Кольцов «Урожай»; Э. Сорби «Осенние колосья», «Прощание с журавлями»; Е. Благинина «Улетают — улетели»; М. Пришвин «Последние грибы», «Птицы и листья»; В.Дацкевич «От зерна до каравая».

Фольклор. Загадки об осенних явлениях природы; считалки; потешки о домашних животных; загадки о хлебе.

Экологические игры: «Откуда хлеб пришел» (процесс изготовления булочки или хлеба), лото «Домашние и дикие животные», лото «Где что растет?», «К названному дереву беги», «Магазин — семена», «Съедобное — несъедобное», «Овощехранилище», «Детки на ветке». Подвижные игры: «Волк и ягнята».

Наблюдения и опыты:

♦ Наблюдения за солнцем. Отметить с детьми сокращение световой части суток на примере прихода и ухода детей из детского сада.

♦ Наблюдения за осадками. Понаблюдать за изменениями осадков, сравнить с сентябрем (кроме дождей мокрый снег, иней по утрам).

♦ Наблюдения за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по нему. Выяснить причину быстрого движения туч.

♦ Наблюдения за почвой.

Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозем). Цель: подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав. Содержание. В три стеклянные банки насыпать различную почву, залить водой, взболтать. Дети увидят, что песок скоро осядет, глина долго будет находиться в воде в виде мути. Предложить детям оставить следы на песчаной и глинистой почве. Сделать выводы о том, что песок пропускает воду, а глина задерживает. В третьей банке всплывут оставшиеся в почве корешки растений. Обратить на них внимание детей, уточнить, что через корни растения впитывают из почвы питательные вещества и влагу.

♦ Опыт с водой «Первые заморозки». Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Содержание. В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая — остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Определить причину замерзания воды.

 ♦ Наблюдения за птицами. Наблюдать, какие птицы остаются зимовать (воробьи, галки, вороны — всеядные); отметить, что все чаще можно увидеть лесных воробьев с белой полоской на крыле, на зиму они перелетают ближе к людям — подкормиться.

♦ Длительное наблюдение за многолетним растением — одуванчиком. Объяснить, что корень остался в земле. Отметить колышками место, где рос одуванчик — весной здесь вырастет новый.

♦ Наблюдения за деревьями. Рассмотреть ель и сосну. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев. Порассуждать с детьми, почему октябрь называют «золотым периодом» осени. Обратить их внимание на то, что после первых заморозков начнется листопад; полюбоваться этим явлением. Предложить детям самостоятельно объяснить, почему облетают листья.

Труд в природе: В уголке природы: уход за комнатными растениями; совместная уборка. Посев семян. Зарисовки опытов в календаре наблюдений. В природе: сбор семян растений для кормления зимующих птиц; уборка веток и сухих листьев. Посадка одного—двух кустарников.

Самостоятельная деятельность детей:

Уголок природы. Модели признаков домашних животных, модели ухода за растениями. Гербарий злаковых растений, готовые хлебные изделия.

Уголок художественно-творческой деятельности. Обводка детьми трафаретов домашних животных, их раскрашивание, рисование контуров растений и животных по точкам, использование книжек-раскрасок.

Уголок экспериментальной деятельности. Поместить емкости с почвой, глиной, песком, емкость с водой, палочки либо пластмассовые ложки для самостоятельных опытов.

Ноябрь.

Задачи:

1.Закрепить представление о последнем периоде осени. Ноябрь — это ворота зимы. (Дождь идет часто со снегом; средняя температура становится ниже 0°С. Наблюдения за термометром; дуют холодные ветры. Ввести понятие «снеговей».)

2.Развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением (почему ноябрь называют «сумерки года»).

3.Формировать представления об образе жизни зверей в лесу (внешний вид, повадки).

 4.Развивать умственную операцию «сравнение», умение составлять описательные рассказы.

5.Воспитывать вдумчивое, осознанное отношение к животным и растениям. 6.Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (органы чувств — слух).

Беседы: «Как следы осени искали» (предложить детям на прогулке заметить «следы» осени, а в группе зарисовать; «Как животные леса готовятся к зиме?»; «Как человек готовится к зиме?»; «О чем рассказывают растения?» (беседа о потребностях растений); «Птицы осенью»; «Ноябрь — ворота зимы» (обобщающая беседа об осени с использованием моделей, иллюстраций, художественной литературы, дневников наблюдений).

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Месяц зимних гостей», «Смотрины зимы»; Л. Кубарев «Кому, где тепло?»; С. Есенин «Нивы сжаты»; Н. Сладков «Синичкин запас», «Почему ноябрь пегий»; А. Пушкин «Дни поздней осени…»; Е. Чарушин «Собака», «Лиса»; А. Барто «Лиса»; Б. Заходер «Лиса и крот»; В. Сухомлинский «Старый пес»; Т. Снегирев «Топ».

Фольклор. Загадки о домашних и диких животных, скороговорки, поговорки.

Экологические игры: «Найди, что опишу», «Что лишнее», «Кто где живет», «С какой ветки детки?», «Угадай, чей голосок», «Угадай, что звучит».

Подвижные игры: «К названному дереву беги», «Хитрая лиса», «Пастух и козы».

Наблюдения и опыты:

♦ Продолжить наблюдения за солнцем: светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь — сумерки года (обсудить с детьми, почему так говорят).

♦ Наблюдения за небом и осадками. Поздняя осень — предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом. Понаблюдать за звездным небом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»). Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, на траве). Иней образуется так же как и роса. Он может быть и летом, т. к. это кристаллы воды (роса, когда темпера- тура воздуха выше 0°С). Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром). Ноябрь — самое темное время года, потому что нет снежного покрова.

♦ Наблюдение за растениями. Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в покое.

♦ Наблюдения за птицами. Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.

♦ Опыт. Цель: установить необходимость почвы для жизни растений.  Содержание. Влажные бумажные салфетки поместить в коробку и высыпать на них семена кресс-салата. Салфетки постоянно поддерживать влажными. Часть семян поместить в почву. Понаблюдать с детьми, где лучше и быстрее будут прорастать семена. Сделать выводы о необходимости почвы для роста растений.

Труд в природе: Совместно с воспитателем: чистка аквариума (террариума, клеток); проращивание злаков для корма животных; сортировка семян для корма птиц. В уголке природы: уход за питомцами — дежурные. А нивидуальные поручения — уход за растениями в группе. На участке: установка кормушек, подкормка птиц; отряхивание снега с веток после сильного снегопада; утепление корней молодых деревьев; расчистка дорожек. Самостоятельная деятельность детей: 

Уголок природы Поместить модели, закрепляющие понятия «звери дикие и домашние»; модели, обозначающие уход за домашними животными.

Уголок художественно-творческой деятельности Поощрять желание детей изображать животных (обводки, трафареты, книжки-раскраски).

Дидактические игры Лото «Кто где живет?», разрезные картинки, кубики. Уголок экспериментальной деятельности Поместить бумажные салфетки, ящик с почвой, пустую коробочку, семена кресс-салата и овса.

Декабрь

Задачи:

1.Формировать представление детей о первом периоде зимы (обсудить, почему декабрь называют полночью года). Установить связь между продолжительностью дня и ночи и освещенностью.

2.Закрепить представление о снеге как особом состоянии воды (обсудить различные состояния).

3.Познакомить с защитными свойствами снега (опыт). Выяснить причину замерзания воды в лужах, реках. Определить постепенность замерзания (где быстрее замерзнет — в луже или реке?).

4.Учить устанавливать связи между явлениями неживой природы и живой на примере зимующих и перелетных птиц (куда улетели перелетные птицы, почему; особенности поведения зимующих).

5. Закрепить представление о дифференцированной потребности растений во влаге. Учить определять температуру воздуха, используя термометр.  Развивать умение сравнивать живые объекты природы. Воспитывать интерес к исследовательским действиям.

6. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку: как человек приспособился к жизни в зимних условиях.

Беседы: «Как помочь птицам зимой», «О чем грустит растение», «Почему люди зимой не мерзнут», «С кем дружит ель». «Как человек приготовился к зиме?» (с использованием моделей и картинок), «Наш участок зимой», «Что случилось зимой на реке?», «Декабрь — полночь года», «Снежная шуба для всего живого» (обсудить с детьми защитные свойства снега).

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Месяц белых троп», «Первый снег», «Книга зимы», «Волчья хитрость», «Большая собака и волк»; «Лисичка-сестричка и серый волк» (русская народная сказка); И. Бунин «Первый снег»; А. Стрижев «Декабрь»; А. Клыков «Зимой под водой»; С. Маршак «Это — снежная страница»; В.Архангельский «Летят пушистые снежинки»; Н.Сладкое «Жалобная книга»; Г. Скребицкий «На лесной полянке»; 3. Александрова «Новая столовая»; Л. Толстой «Белка и волк», «Волк и собака»; А. Чехов «Белолобый».

Фольклор. Загадки о снеге, пословицы и поговорки о природных явлениях в декабре. Народные приметы, народный календарь. Загадки о волке.. Экологические игры: «Что изменилось?», «Найди дерево по семенам». Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Птицы, звери, рыбы».

Наблюдения и опыты:

♦ Наблюдения за продолжительностью светового дня. Выяснить, что в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи (22 декабря — самая длинная ночь в году). Зафиксировать время, когда выключаем свет в группе утром и включаем вечером (заносим в дневник и потом наглядно сравниваем). Обратить внимание детей на солнце — появляется редко и невысоко. Понаблюдать за луной (отметить время, когда можно увидеть одновременно луну и солнце).

♦ Наблюдения за ветром и осадками. Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная. Рассказать детям о снегозадержании на полях, вдоль железной дороги. Наблюдение за снегопадом при вечернем освещении (в свете фонарей). Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой).

♦ Опыт. Вносим в группу снег и лед — что быстрее растает? В одно ведро поместить рыхлый снег, во второе — утрамбованный, в третье — лед.

♦ Опыт. Замерзание воды — где вода быстрее замерзнет? В подносе с водой или в ведерке? Объяснить, почему на подносе замерзнет быстрее. Обсудить с детьми, почему нельзя выходить на лед.

Труд в природе: Ежедневная подкормка птиц. Уборка участка после снегопада. Отряхивание кустов и молодых деревьев от снега. Строительство и заливка снежных горок для кукол. Уход за комнатными растениями (обрезка сухих листьев, полив) в уголке природы. Посев овса и салата, посадка лука.

Самостоятельная деятельность детей: 

Уголок природы Модели, закрепляющие понятие «звери», иллюстрации с изображением волка (стая, движение, волчий след); растения и модели ухода за растениями.

Уголок художественно-творческой деятельности. Закрепить все полученные знания (книжки-раскраски, обводки, штриховка, разные картинки, кубики, рисование по точкам, выкладывание силуэтов на фланелеграфе). Дидактические игры «Найди каждому свой дом», «Дикие и домашние животные», «Зоологическое лото».

Уголок экспериментальной деятельности После прогулки выложить кусок льда, баночку с плотным, утрамбованным снегом, баночку с рыхлым снегом. Понаблюдать, в какой баночке быстрее образуется вода. Сделать выводы. Отметить, что вода будет непрозрачной, мутной. Обсудить с детьми, почему. Январь

Задачи:

1.Развивать умение самостоятельно выделять и называть основные признаки глубокой зимы (снегопад, мороз, вьюга, метель, поземка), учить выделять признаки сходства и различия этих явлений. Продолжать наблюдения за снегом. С помощью лупы установить взаимосвязь между состоянием погоды и формой снежинок (крупные снежинки, крупа, снежные хлопья).

 2.Расширить и уточнить представления детей о приспособлении растений и животных к зиме.

3.Воспитывать интерес к народному календарю, учить определять погоду по приметам.

4.Формировать познавательный интерес к человеку. Познакомить с обонянием (для чего человеку нос).

Беседы: «Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой», «Если дома живет птичка». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно!», «Кто сыт, тому холод не страшен»; К. Ушинский «Почему опустел лес», «Проказы старухи зимы»; Н. Сладкое «Зимний запас»; Э. Шим «Медведь и сорока»; Э. Мошковская «Крик»; Ю. Прокопович «Раненые деревья»; И. Полуянов «Шепот снегов»; Л. Чарская «Зима»; С. Есенин «Заметает пурга…», «Заколдован невидимкой»; К. Бальмонт «Снежинка»; В. Берестов «Гололедица»; С. Маршак «Вьюга, снежная пурга…»; Т. Нуждина «Чудо — всюду» (белка, волки, медведь); Е. Чарушин «Медвежонок»; Т. Белозеров «Кувшинка».

Фольклор. Загадки о зимних явлениях в природе, поговорки о январе, потешки, народный календарь на январь, народные январские приметы.

Экологические игры: «Кто где живет?», «Найди дерево по семенам», «Узнай растение», «Найдите, что опишу», «Айболит осматривает комнатные растения», «Найдите и покормите зимующих птиц»

Подвижные игры: «Северные олени».

Наблюдения и опыты:

♦ Продолжить наблюдения за состоянием погоды и снега. Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия. Рассматривание разных снежинок в разную погоду. Показать детям раз- нообразие снежинок в зависимости от температурных условий: в мороз — отдельные снежинки, в теплую погоду — хлопья, при похолодании — в виде крупы. Объяснить, почему скрипит снег (ломаются снежинки). Вернувшись с прогулки, зарисовать снежинки.

 ♦ Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы: дым из трубы столбом — к морозу; дым стелется — к оттепели; собаки валяются в снегу — к метели; птица хохлится — к непогоде; ярко сверкают звезды — к морозу.

♦ Наблюдения за птицами. Отметить общее и различное в поведении птиц в различную погоду, предложить понаблюдать, как себя ведут птицы у кормушки, учить отличать их по следам, голосам, способу передвижения по земле.

♦ Опыт. Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды: а) на поверхности сугроба, б) зарыть неглубоко в снег, в) зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания. Опыт. Срезать ветку тополя и поставить в помещении в воду. Ветка начнет засыхать. Вывод: растения еще находятся в состоянии глубокого покоя (повторить этот опыт в феврале).

Труд в природе: В уголке природы: наблюдения за растениями, ориентируясь на сигнальные признаки; уход за питомцами, выращивание зернового корма для них (пшеница, овес); посев петрушки и укропа. В природе: подкормка птиц, ремонт и изготовление новых кормушек; уборка снега на участке, оказание помощи малышам; расчистка и заливка дорожек для катания. Конкурс на лучшую постройку из снега. Украшение елки цветными льдинкам Самостоятельная деятельность детей: 

Уголок природы  Иллюстрации с изображением зверей в зимнем лесу, модели понятия «звери», модели понятия «живое растение», модели, закрепляющие последовательность посадки растений.

Уголок художественно-творческой деятельности Книжки-раскраски, обводки, трафареты, рисование по точкам лесных обитателей. Выкладывание изображений животных и растений на фланелеграфе и панно. Разрезные картинки, кубики. Лото «Звери», «Птицы», «Деревья».

Уголок экспериментальной деятельности Поставить в воду срезанные ветки тополя. Поместить емкости для принесенных с прогулки снега и льда, а также весы, палочки для размешивания, пластмассовые стаканы. Дети самостоятельно взвешивают воду, лед, снег, определяют, что тяжелее. Дети опускают в воду кусочки льда и наблюдают, как изменяются свойства воды (когда лед растает — увеличивается объем воды, она становится холодней, но остается прозрачной).

Февраль

Задачи:

1.Формировать у детей представление о феврале как о заключительном месяце зимы. Развивать умение выделять первые признаки весны (длительные оттепели, образование сосулек, таяние снега на открытых местах, прибавка светового дня, заканчивается глубокий покой у деревьев и кустарников). Оживление среди птиц.

2.Развивать умение устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой через исследовательскую деятельность (необходимость тепла, света, влаги для роста растений).

3.Развивать умственную операцию «сравнение» через нахождение сходства и различия между объектами природы.

4.Расширять представление детей о приспособлении животных к среде обитания. Развивать у детей познавательный интерес к человеку через формирование элементарных знаний о нервной системе.

Беседы: «Февраль — месяц „лютого» голода для зверей и птиц», «О чем рассказывает Красная книга» (познакомить с редкими растениями и животными, назначением Красной книги), «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Чтение художественной литературы: В. Волина «Последний месяц зимы»; Л. Дьяконов «Февральская сказка»; В. Бианки «Месяц дотерпи до весны», «Невтерпеж», «Кому законы не писаны»; Е. Кохан «Сугроб»; З.Александрова «До свидания, зима»; Г.Скребицкий «На пороге весны»;  С. Маршак «Зебры», «Жираф»; Р. Киплинг «Слоненок»; С. Егоров «Жираф»; Е. Котенева «Кенгуру»; Е. Серова «Крокодил»; Б. Заходер «Слон», «Страус»; Т. Нуждина «Чудо — всюду» (верблюд, жираф, кенгуру, крокодилы, слон, сосульки); Б.Житков «Про слона», «Про обезьянку»; С.Сахарное «Что я видел в Танзании»; В.Дуров «Мои звери»; В. Чаплина «Кинули», «Фомка белый медвежонок».

Фольклор. Февральские народные приметы; загадки о зимних явлениях природы; поговорки; народный календарь.

Экологические игры: «Угадай, какой наш дом», «Да и нет»

Подвижные игры: «Лисы и зайцы», «К названному дереву беги».

Наблюдения и опыты:

♦ Продолжение наблюдений за солнцем. Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем день длиннее). ♦ Наблюдение за небом: светлее облака; вечером еще светло, а на небе уже появляется луна.

 ♦ Наблюдения за снежным покровом. На солнечной стороне отмечаем появление сосулек (установить связь — почему первые сосульки появляются на солнечной стороне дома).

♦ Продолжать наблюдение за ветром (по возможности определять направление и силу ветра).

♦ Опыт. Срезать ветки разных деревьев (береза, ива, то А н, вишня). Поставить в группе на солнце и в тень. Понаблюдать, где быстрее появятся набухшие почки (на свету или в тени).

♦ Опыт на выявление значения влаги, тепла, света для роста растений: а) луковица помещается в банку без воды в уголке природы; б) луковица помещается в банку с водой на подоконник; в) луковица в банке с водой закрывается пакетом из-под молока или другим предметом и помещается в уголке природы. Результаты опыта зарисовать. Все опыты сопроводить моделями (потребности растений: почва, влага, свет, тепло).

♦ Наблюдения за повадками птиц на участке: кто что ест и какие следы оставляет.

Труд в природе: В природе: Расчистка дорожек от снега и посыпание песком. Подкормка птиц на участке. Сбор сухих обломанных веток. В уголке природы: уход за посадками.

Самостоятельная деятельность детей: Уголок природы Иллюстрации с изображением животных жарких и холодных стран; модели, закрепляющие понятие «звери», потребности растений для роста. Уголок художественно-творческой деятельности Книжки-раскраски, трафареты, рисование по точкам зверей жарких стран и севера, коллективное рисование на доске творчества «север» и «пустыня». Уголок экспериментальной деятельности 39 Поместить луковицы в банки для самостоятельных опытов детей

Март

Задачи:

1. Формировать представление детей о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе (увеличение светового дня, появление капели, первых проталин, первых кучевых облаков), формировать представление о ледоходе. Развивать умение устанавливать связи между этими изменениями и положением солнца, между живой и неживой природой (оживление комнатных растений, появление на проталинах первоцветов; изменяется поведение птиц: воробьи чирикают, устраивают дуэли, поют синицы, прилетают с юга грачи и скворцы).

2. Развивать умственную операцию «обобщение» и систематизацию животных по разным признакам.

3.Формирование желания ухаживать за комнатными растениями и выработка необходимых для этого навыков (пересадка, подкормка растений). 4.Познакомить детей с черенкованием растений, со структурой этого трудового процесса.

5. Развивать умение выявлять причинно-следственные связи (круговорот воды в природе).

6. Формировать познавательный интерес к человеку: зачем человек питается? Беседы: «Пробуждение природы» (обобщение наблюдений с ис- пользованием моделей), «Март — месяц воробьиных дуэлей и синичьих песен» (что происходит в жизни птиц весной, почему воробьи устраивают дуэли). Рассматривание иллюстраций с изображением грачей. «Что такое туманы и облака», «Весенний лед» (чем он опасен).

Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Прощай, зима»; В. Бианки «Март»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; Н. Заболоцкий «Оттепель после метели»; В. Корабельников «Голубые потоки весны»; М. Пришвин «Весна света и воды», «Земля показалась», «Первая песня воды»; В. Маяковский «Тучкины штучки»; Ф. Абрамов «На мартовском солнышке»; Т. Нуждина «Мать и мачеха», «Облака», «Пар», «Весна», «Воробьи», «Синицы».

Фольклор. Поговорки и пословицы о марте.

Экологические игры: «Кто где живет?», «Чей клюв, чьи лапы, чьи хвосты?». Подвижные игры: «Кто летает, прыгает, плавает».

Наблюдения и опыты:

♦ Наблюдение за увеличением светового дня (солнце светит дольше — использовать графические модели).

♦ Сравнительные наблюдения, что изменилось по сравнению с февралем: снег тает на солнце, рыхлый, ручейки в солнечную погоду, сосульки, капель (откуда берется, как звенит).

 ♦ Наблюдение за небом. Появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Уточнить, что снег и лед — это разное состояние воды.

♦ Наблюдение за птицами. Вороны начинают постройки гнезд, воробьи щебечут, синицы поют.

 ♦ Длительные наблюдения за комнатными растениями (активный рост), за деревьями (на вербе появились первые пушинки — сережки). Наблюдения за мать-и-мачехой. Сделать выводы, где цветы быстрее появляются и почему.

 ♦ Серия опытов на разные агрегатные состояния воды с использованием моделей маленьких человечков (элементы ТРИЗ): а) переход снега и льда в воду; б) переход воды в пар.

Труд в природе: уборка участка от опавших веток, уборка снега, скалывание льда.

В уголке природы: пересадка комнатных растений, уход. Уход за посадками, рыхление, полив, подготовка к пикировке, пикировка.

Самостоятельная деятельность детей:

Уголок природы Иллюстрации с изображениями животных; модели, закрепляющие понятия «звери», «растения»; модели потребности растений для роста; модели, закрепляющие понятие «живая природа».

 Уголок художественно-творческой деятельности Трафареты, обводки, книжки-раскраски, рисование по точкам, материал для изготовления цветов из природного материала (пластилин, семена растений).

Уголок экспериментальной деятельности Предложить детям разные сыпучие вещества для определения растворимости их в воде.

Апрель

Задачи:

1. Развивать у детей умение самостоятельно находить новые признаки весны в неживой природе (изменение положения солнца и в связи с этим увеличение светового дня; образование луж; скопление кучевых облаков; увеличение количества ясных, солнечных дней). Обсудить с детьми, почему апрель называют месяцем «говорливой воды», «месяцем чистоты», «звенящим», «голубым», «лучистым». Доказать вместе с детьми, почему апрель называют месяцем пробуждения от спячки. Понаблюдать за появлением первоцветов, травки, установить причины разного места их произрастания. Понаблюдать первое цветение кустарников и деревьев (ольха, ива,  орешник). Понаблюдать за обрезкой веток деревьев, обсудить для чего это делается. Понаблюдать за появлением первых насекомых. Учить различать песни синицы, зяблика, крик грача, чириканье воробья. Обсудить с детьми, почему апрель называют самым необычным месяцем (начинается снегом — заканчивается зеленой травой). 2.Развивать умственную операцию «обобщение», доказательную речь. 3.Формировать навыки посадки растений, интерес к труду в природе. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (учимся беречь себя).

Беседы: «Березы тоже плачут», «Апрель — месяц бурного пробуждения и расцвета» (обобщить наблюдения на улице с использованием моделей), «Что такое ледоход?» (использование иллюстраций), «Когда бывает половодье?». Чтение художественной литературы: А. Шевченко «Гнезда», «Весна мастерица»; О. Иваненко «Сосулька»; А. Плещеев «Уж тает снег…»; С. Городецкий «Весенняя песенка», «Как птицы учились строить гнезда»; О. Ма-риничева «Апрель — водолей», «Первоцветы»; Л.Аким «Апрель»; В. Бианки «Апрель», «Лесной оркестр»; И. Беляков «Подснежник»; В. Волина «Наводнение», «Заяц на дереве»; Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Фольклор. Пословицы об апреле. Экологические игры: «Что подсказала природа», «Отгадайте, что за растение», «Кто где живет», «Где спрятано растение», «Узнай растение».

Подвижные игры: Игра-инсценировка «Дед Мазай и зайцы».

Наблюдения и опыты:

♦ Продолжать наблюдать за увеличением продолжительности «часового» дня, светового дня. Сравнить с прошлым месяцем. Наблюдения за солнцем. Оно поднимается значительно выше, чем в марте.

♦ Наблюдения за таянием снега и льда. Задание детям: определить, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в тени). Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки с солнечной стороны тают, а в тени — нет? Установить связь с температурой воздуха, используя термометр. Обратить внимание на образование луж, ручейков (игра с лодочками).

♦ Наблюдение за первым весенним дождем. Обсудить с детьми, почему апрель называют месяцем «говорливой воды».

 ♦ Наблюдения за растениями. Выявлять признаки пробуждения растений (набухание почек). Учить узнавать растения по почкам. Цветение березы — сережки. Наблюдать за первым цветением кустарников (ольха, ива, орешник). Наблюдения за появлением первоцветов: цветение мать-и- мачехи. Обсудить особенности этого растения (листья появляются после того, как отцветут цветки). Предложить в пасмурный день найти цветы мать-и-мачехи, напомнить, что это лекарственное растение. При наблюдении за цветением березы уточнить знания детей о том, что сережки — это цветы.

 ♦ Наблюдение за птицами — прилет грачей; оживляются зимующие птицы, постройка гнезд. Учить различать голоса птиц.

♦ Наблюдения за насекомыми. Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель — это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе.

Труд в природе: В уголке природы: подкормка комнатных растений, уход за посадками, пересадка комнатных растений. Уход за питомцами. В природе: оказание помощи дворнику (побелка стволов деревьев, уборка веток); уборка участка от осенних листьев.

Самостоятельная деятельность детей:

Уголок природы. Поместить модели роста растений, потребности растений для роста; признаки весны.

Уголок художественно-творческой деятельности Предложить детям организовать выставку рисунков «Зима — весна» (сравнительные рисунки, отмечающие весенние изменения). Книжки-раскраски, обводки, трафареты птиц, первоцветов.

Дидактические игры: «Ботаническое лото», «Сложи картинку» (цветы).

Уголок экспериментальной деятельности. Поместить горох, фасоль, бумажные салфетки, прозрачные банки. Дети самостоятельно выбирают из предложенных семян: в банку плотно к стенкам кладут влажную салфетку; между салфеткой и стенками помещают замоченные фасоль или горох. Ежедневно в течение 10—12 дней наблюдают за происходящими изменениями.

Май

Задачи:

1.Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения. Обучение сравнивать цветы мать-и-мачехи и одуванчика; сравнивать цветущие деревья по запаху и по строению цветов. У многих диких и домашних животных появляются детеныши. Обсудить с детьми, почему май называют праздником природы.

2.Развивать умение устанавливать временные и причинно-следственные связи, обучать последовательному и логичному рассказу.

3.Формировать умственную операцию «обобщение» через выделение существенных признаков живой природы.

4.Познакомить детей с закаливанием — средством здорового образа жизни. Беседы: «Лесная аптека» (дать представление о лекарственных растениях с использованием моделей), «Чем опасны ядовитые растения», «Правила друзей леса», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» (закаливание организма), «Люблю грозу в начале мая…».

 Чтение художественной литературы: Т. Нуждина «Гроза», «Молния — шар», «Радуга», «Вороний глаз», «Бабочка», «Комары», «Ласточка», «Муравьи», «Скворцы»; Н. Елкина «Май — цветень»; Г. Скребицкий «Счастливый жучок», «Зеленый шут»; Н. Павлова «Под кустом»; З.Александрова «Салют весне»; В. Степанов «Летающий цветок»; А. Фет «Бабочка»; К. Ушинский «Дружба»; Э. Шим «Заяц и крот»; Ф. Тютчев «Весенняя гроза»; В. Бианки «Май — месяц песен и плясок»; А Куклин «Отчего луг желтый»; М. Пришвин «Золотой луг»; А. Клыков «В воде».

Фольклор. Пословицы и поговорки о мае.

Экологические игры: «Загадай, мы отгадаем», «Угадай, какой наш дом», разрезные картинки (птицы, цветы), «Где что растет?» (садовые цветы и цветы луга).

Подвижные игры: «Ласточки и мошки», «Ручеек», «Лягушки и цапля». Наблюдения и опыты:

♦ Продолжать наблюдение за увеличением светового дня. Объяснить, что в мае — начало «белых ночей» в городе Санкт-Петербурге.

♦ Небо в мае высокое, голубое, чистое. Облака кучевые и перистые, сравнить.

♦ Наблюдение за грозой. Отметить, что в мае идут дожди. Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить, почему они появляются. Обратить внимание на последовательность цветения растений: мать-и-мачеха, ветреница, одуванчик, ландыш.

♦ Наблюдение за одуванчиком (стадии роста, цветения и образования семян). Сравнить величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние тепла и света на рост растений. Наблюдения зарисовать.

♦ Наблюдение за цветением черемухи, сирени. Обсудить ароматы, почему такие ароматные. Цветение деревьев (яблоня, вишня). Закрепить знания о фруктовых деревьях. Напомнить детям, что цветы — это будущие плоды.

♦ Наблюдение за птицами. Прилет ласточек; наблюдение за жизнью скворцов. Отметить, что птицы сидят на гнездах. Май — месяц прилета ласточек. Обсудить с детьми, почему ласточки прилетают последними (питаются мошками и комарами).

♦ Наблюдение за насекомыми. Насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. Учить различать несколько видов бабочек (капустница и павлиний глаз).

Опыты. Предложить детям аккуратно поймать майского жука и сороконожку. Насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить, какие следы оставят на песке жук и сороконожка. Зарисовать следы и оформить их в виде модели. (Проследить, чтобы после опыта дети отпустили насекомых.)

Труд в природе: В уголке природы: уход за питомцами, за растениями в группе.  В природе: уборка участка. На огороде — подготовка земли. В конце месяца посадка укропа, моркови и т.д. (в группе). Сбор растений для гербария. Самостоятельная деятельность детей: 

Уголок природы Поместить модели понятия «живое», рост одуванчика, гнездование, иллюстрации: весенние цветы, лесные птицы. Высадить в горшки первые весенние цветы: одуванчик, мать-и-мачеху. На панно поместить картинки — модели, закрепляющие главные признаки весны.

Уголок художественно-творческой деятельности Раскраски, обводки, трафареты (птицы, цветы), квадраты цветной бумаги для изготовления подарков выпускникам (бабочка — техника оригами), композиция из природного материала — весна; на фланелеграфе выкладывание последовательности роста одуванчика.

2.5  Взаимодействия с семьями воспитанников

В зависимости от решаемых задач могут быть использованы различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:

1. Информационные (например, устные журналы; рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого- педагогическая пропаганда и др.)

2. Организационные (родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.).

3. Просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).

4. Организационно-деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско- родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду и др.).

5. Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; театральные представления с участием родителей; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья и др.)

Сентябрь

1. Родительские собрания в группах на тему: «Организация НОД по экологическому воспитанию: структура, цели. Совместное с детьми участие в образовательном процессе».

2. Анкетирование родителей с целью выяснения отношения к экологическому воспитанию в семье.

 3. Консультация «Экологические игры».

Октябрь

1. Создание гербария растений, растущих на территории ДОУ.

2. Совместная с родителями ярмарка поделок из урожая «Дары осени».

3. Консультация «Все живое – прекрасно!».

Ноябрь

 1. Консультация «Синичкины именины» (подкормка птиц зимой).

2. Выставки поделок из природного материала «Золотая осень».

3. Показ НОД для родителей.

Декабрь

1. Консультация «Знакомство детей с Красной книгой России».

 2. Консультация «Как сделать новогоднюю игрушку своими руками?»

3. Мастер-класс: «Новогодняя ѐлка из ватных дисков».

Январь

1. Выставки поделок из природного материала «Волшебница Зима».

2. Рекомендация для родителей «Уголок природы дома».

Февраль

1. Показ НОД для родителей.

2. Консультация на тему: «Огород на подоконнике».

Март

1. Совместная с детьми выставка – конкурс декоративно-прикладного искусства «Весна красна».

2. Консультация на тему: «Учимся наблюдать за природой».

3. Создание презентации на тему «Природа Белгородского края».

Апрель

1. Создание презентации на тему «Реки Белогорья».

2. Совместное озеленение территории детского сада.

3. Консультация для родителей: «Красная книга Белгородской области». Май

 1. Совместные экскурсии по близлежащим к ДОУ скверам.

2. Участие в акции, посвященной Дню экологических знаний «Спасая мир – спасаем себя!»

3. Открытые занятия на родительских собраниях. Отчет об образовательном процессе по экологическому воспитанию детей за год.

3.1 Условия реализации программы

Для реализации программы в дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия. В групповой комнате – уголок природы, на территории детского сада – небольшой огород, цветник, целесообразно организовать экологическую тропу, где можно познакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами, провести наблюдения, организовать игру.

Желательно чтобы дошкольное учреждение находилось в близи от лесо-парковой зоны и водоема. Данное соседство поможет расширить представление детей о природных явлениях.

Воспитателю при организации эколого развивающей среды важно учитывать требования к подбору и размещению растений и животных уголка природы в соответствии с их биологическими особенностями; возможностью содержания объектов в условиях, приближённым к естественным, возрастными особенностями детей, безопасностью объектов для жизни и здоровья детей, дидактической и воспитательной значимостью.

Практика показала важность интеграции экологического воспитания с другими областями развития ребенка, иными словами, экологизации воспитательно-образовательной работы.

Внедрение интеграции в практику дошкольного образовательного учреждения предполагает разработку таких занятий, которые строятся на соединении различных видов деятельности и задач на интересном для детей содержании и концентрацию на этом содержании.

3.2 Модель развивающей среды

Создание единой предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка, как показателя профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Система развивающей предметной среды в старшей группе Психолого-педагогическое назначение :

1. Кабинет заведующего индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями; просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание благоприятного психоэмоционального климата для сотрудников ДОУ и родителей;

2. Музыкальный зал утренняя гимнастика под музыку; праздники, досуги, музыкальные занятия, индивидуальная работа; развитие музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы; обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах; подгрупповая и индивидуальная работа по обучению пения; консультационная работа по вопросам музыкального воспитания для родителей

3Физкультурный зал утренняя гимнастика; праздники, досуги, развлечения, физкультурные занятия, индивидуальная работа; индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми консультативная работа по вопросам физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста для родителей

4. Кабинет учителя - логопеда индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми; консультативная работа с родителями и педагогами; развитие психических процессов; развитие речи детей; коррекция звукопроизношения

5. Медицинский кабинет осмотр детей; консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ; профилактическая и оздоровительная работа с детьми

6. Групповое помещение: центр сюжетно-ролевой игры; центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи; центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующими оборудованием и материалами; центр строительно-конструктивных игр; центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности;

7. «Зеленая зона» участков прогулки; игровая деятельность; самостоятельная двигательная деятельность; развитие познавательной деятельности; развитие трудовой деятельности посредством сезонного оформления участков

8. Спортивная площадка физкультурные занятия на свежем воздухе (с апреля по октябрь); утренняя гимнастика; физкультурные досуги, спортивные праздники;

3.3. Материально – техническое обеспечение.

Состояние материально-технической среды в старшей группе соответствует санитарным нормам и правилам и проектируется на основе:  реализуемой в детском саду образовательной программы; требований нормативных документов;  материальных и архитектурных условий;  общих принципах построения предметно-развивающей (гибкого зонирования, динамичности, статистичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребности и нуждам ребенка). Все базисные компоненты развивающей предметной среды включает оптимальные условия среды, включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

3.4 Методическое обеспечение программы.

Большинство авторских программ по экологическому образованию дошкольников имеют большой недостаток в плане не до укомплектованности методическими разработками. Данная программа имеет следующее материально-техническое оснащение:

- комплексно-тематическое планирование;

- конспекты занятий;

-пособие «Экологическая тропа ДОУ» с описанием объектов экотропы, разработанных конспектов по сезонам, по возрастам с описанием маршрута;

-демонстративный материал «Как вести себя в природе», «Правильно-неправильно», «Как бы поступил ты»;

-подборка дидактических и игровых упражнений;

-наличие уголков природы и центров экспериментирования в групповых ячейках ДОУ;

-наличие эстетически оформленной окружающей территории ДОУ;

-наличие мультимедийного оборудования (экран + проектор);

-подборка презентаций по экологическому воспитанию дошкольников.

Перечень игр и игровых пособий, изготовленных в соответствии с программой:

-игра «Что на что похоже»;

-пособие «Спасем дерево»;

-дидактическая игра «Кто живет в воде»;

-командная игра «Морская и речная вода»;

-дидактическая игра «Кто это потерял»;

-игра «Береги природу»;

-игровое пособие «Кем (чем) был, кем (чем) стал?»;

-игровое пособие «Если я приду в лесок…»;

-дидактическая игра « Кто, чем питается в лесу», с использованием ИКТ;

-дидактическая игра «Найди воду»;

-дидактическая игра «Кто расскажет без труда, зачем для нас нужна вода»;

-дидактическая игра «Найди воду»;

-дидактическая игра «Что светит, а что греет»;

-дидактическое пособие «Где живет вода»;

-дидактическое пособие «Где прячется воздух»;

-игра «Часть и целое»;

-дидактическое пособие «Моделирование тела человека»;

-дидактическая игра «Валеология»;

-дидактическая игра «Как вырастить дерево»;

-дидактическая игра «Собери картинку из частей».

К программе разработаны и изготовлены разрешающие и запрещающие знаки.

4. Заключение

        В рамках реализации программы  я пришла к следующим результатам:    

1.Отработан и систематизирован материал по экологическому образованию дошкольников по следующим направлениям:

  • «Экологическая тропа»- экскурсии с образовательной целью;
  • Экологизация развивающей среды в группе;
  • Диагностика. Оформление диагностических карт;
  • Сезонное оформление групповых участков ДОУ;
  • Физкульминутки, экологические игры.

2. Разработан проект «Природа».

3. Создан проект по краеведению.

4. Создана предметно - развивающая среда в группе,  адаптированная к  решению данной проблемы.

5.Создана система    взаимодействия педагогов и узких специалистов в микро и макро социуме.

6.Разработано перспективное и календарное планирование.

7.Повышен      уровень экологической культуры   родителей,    как    активных    соучастников    в практическом решении данной проблемы.

8.Стабилизирован рост качества усвоения дошкольниками раздела программы.

9. Созданы альбомы «Труд в природе», «Экскурсии в природу», «Наши выставки», «Цветники и огороды».

10.Проведены природоохранные акции «Чистая планета», «Открытие птичьей столовой», «Жизнь в капле воды»

Литература

 1. Детство / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др., С-П, 2014 2. Добро пожаловать в экологию. О.А. Воронкевич, С-П, 2010 3. Дошкольная валеология. М.А. Белых, В.К. Климова, Белгород, 2001 4. Наш дом – природа. Н. А. Рыжова, М., 2010 5. Система экологического воспитания в детском саду. О.Ф. Горбатенко, Волгоград, 2008 6. Формирование экологической культуры дошкольников. М., 2008 7. Юный эколог. С.Н. Николаева, М., 2010 8. Экологические проекты в детском саду. Масленникова О.М., Филиппенко А.А., Волгоград, 2009 9. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Л.И. Егоренков 10. Экологическое образование детей дошкольного возраста. Маркова В.В. и др., Белгород, 2007 11. Экологическое окно в детском саду. В.М. Корнилова, М., 2008 12. Зооуголок в детском саду. Содержание и уход. Катаева И., М., 2006 13. Азбука здоровья, авт-сост. Люцис К., М., 2004 14. Азбука растений, авт-сост. Люцис К., М., 2004 15. Азбука. Звери и птицы России. Шустова И.Б., М., 2008 16. Азбука. Насекомые России. Шустова И.Б., М., 2008 17. Дошкольникам о космосе. сост. Таранова В.Ф., Белгород, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя - логопеда на 2016 -2017 год

Рабочая программа коррекционно - развивающей деятельности в соответствии с ФГОС ДО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5 -6  лет...

Рабочая программа педагога-психолога на 2016-2017 учебный год

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА  Педагог-психолог Малышева М.С.             Рабочая программа педагога-психолога разра...

Рабочая программа музыкального руководителя на 2016- 2017 учебный год

Рабочая программа для музыкальных руководителей....

Рабочая программа педагога - психолога ДОО 2016 - 2017 уч.год

Рабочая программа педагога - психолога ДОО 2016 - 2017 уч.год составлена с учетом ФГОС. В программе отражается работа педагога - психолога с детьми 4 - 7 лет....

Рабочая программа по изодеятельности на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа - инструмент построения педагогом образовательного процесса по освоению  содержания  образовательной области "художественно-эстетическое развитие"...

Рабочая программа педагога-психолога на 2016-2017 учебный год.

Основная рабочая программа педагога-психолога на 2016-2017 учебный года....

Рабочая программа воспитателя ДОУ на 2019 - 2020 учебный год. Старшая группа.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО. СТАРШАЯ ГРУППА НА 2019 - 2020 г. По программе "От рождения до школы"...