Главные вкладки

    Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ "Правила эффективного общения с родителями воспитанников"
    материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Семинар-тренинг посвящен знакомству педагогов с правилами эффективного общения с родителями (техника рефлексивного слушания, знакомство с типологией родителей), а также направлен на снятие психоэмоционального напряжения педагогов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

    ТЕМА: ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

    ЦЕЛИ:

    1. Развитие у педагогов навыков эффективного общения.

    2. Профилактика эмоционального выгорания и психоэмоционального напряжения педагогов.

    ЗАДАЧИ:

    1. Познакомить педагогов с техникой эффективного общения – рефлексивным слушанием.

    2. Познакомить педагогов с типологией родителей и способом определения типа родителей.

    3. Способствовать формированию практического навыка эффективного общения с родителями.

    4. Создать условия для психоэмоциональной разгрузки педагогов.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

            1. Набор различных предметов, игрушек.

            2. Раздаточный материал с информационным материалом для педагогов.

            3. Проектор.

            4. Пластилин разных цветов.

    5. Ватман.

    6. Цветные карандаши, фломастеры.

    7. Аудиозапись Поль Мариа «Одинокий пастух».

    ХОД СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА:

    1. Мотивация на работу

    Мы много говорим об эмоциональном, психологическом, физическом благополучии детей дошкольного возраста, выполняем много  работы для обеспечения этого благополучия. В этой работе большой объем отводится и благополучию родителей наших воспитанников. Но в этой профессиональной «гонке» мы меньше всего времени уделяем нашему собственному эмоциональному благополучию. Нам не хватает времени в течение рабочего процесса, или нет желания для дополнительных встреч по этому поводу. Поэтому, сегодня наш семинар будет наполовину посвящен методической работе, и наполовину – нашему собственному эмоциональному состоянию. И именно поэтому, сегодня у нас семинар-тренинг с включением типичных упражнений психологического тренинга.

    2. Упражнение «Привет, индивидуальность!»

    Цели: 1) способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению; 2) способствовать положительному восприятию членов коллектива.

    Ход упражнения:

    Мы все давно друг друга знаем. У каждого из нас есть свои достоинства, свои положительные черты характера. Но  вполне может оказаться, что не все коллеги знают об этих наших достоинствах. Поэтому, сейчас у нас будет возможность рассказать об этом.

    Напишите на листочке свои Ф.И.О. Выберите любую букву, присутствующую в написании ваших Ф.И.О., на которую начинается какое-то положительное, на ваш взгляд, качество вашего характера. И озвучьте его нам.

    Рефлексия:

    - Трудно или нет было выполнить упражнение? Почему?

    - Как себя чувствовали во время упражнения?

    3. Упражнение «Рассмотри предмет»

    Цели: способствовать позитивному восприятию окружающей действительности.

    Ход упражнения:

    В нашем помещении много различных предметов, игрушек. Выберите себе любой и возьмите его в руки.

    Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на этот предмет. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план... Рассмотрите, каковы его цвет, форма.. . Каков он на ощупь... Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях... Заметьте все его особенности, особенно те, которые не видны на первый взгляд...

    А теперь расскажите нам, что нового, или удивительного, или интересного, или необычного вы увидели в этом предмете при детальном рассмотрении.

    Анализ упражнения:

    Мы всегда куда-то бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли глядеть на то, что нас окружает.  Оказывается, как много интересного можно увидеть в окружающем нас мире!

    4. Упражнение «Счет»

    Цель упражнения: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

    Ход упражнения:

    Нас … человек. Сейчас я буду называть  по очереди числа, от 1 до…( не превышающее количество человек в группе). Названное количество человек должно встать и остаться стоять. Главное условие упражнения: нельзя договариваться, обсуждать, подавать друг другу какие-либо знаки. Как только останется стоять нужное количество человек, я назову другое число.

    Рефлексия:

    Что вы чувствовали во время упражнения?

    5. Практикум «Анализ высказываний»

    Цель упражнения: развитие умения анализировать и создавать эффективные и конструктивные типы высказываний в процессе общения с родителями.

    Ход упражнения:

    Наше эмоциональное благополучие зависит от многих факторов, в том числе и от коммуникативных трансакций с окружающими нас людьми, и, конечно же, с родителями.

    Вашему вниманию предложено 17 высказываний, которые могут быть началом общения с родителем. 5 из них являются не самыми удачными. Давайте их найдем.

    Высказывания:

    1. «Извините, если я помешала…»

    «Я бы хотела…»

    «Вероятно, вы об этом еще не слышали…»

    «Вам будет интересно узнать…»

    2. «Я бы хотела еще раз услышать…»

    «Мне представляется интересным то, что…»

    «Я пришла к такому выводу, что…»

    «Вы хотите…»

    «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»

    3. «Давайте с вами быстренько обсудим…»

    «Как вы знаете…»

    «Хоть вам это и неизвестно…»

    4. «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…»

    «Вы, конечно, об этом еще не знаете…»

    5. «А у меня на этот счет другое мнение…»

    «Конечно, вам уже известно…»

    «Вы, наверное, уже об этом слышали…»

    Неудачные фразы выделены шрифтом.

    Анализ упражнения:

    - Как вы считаете, почему данные фразы неэффективные?

     (Первое неудачное высказывание - обесценивание собственной значимости, установка на то, что вы лишняя, мешаете;

    Второе неудачное высказывание – позиция собственной неуверенности;

    Третье неудачное высказывание – обесценивание ситуации, темы беседы;

    Четвертое неудачное высказывание - обесценивание собственной значимости, установка на то, что вы лишняя, мешаете;

    Пятое неудачное высказывание – обесценивание собеседника, превознесение собственной значимости.)

    6. Теоретическая справка «Техника рефлексивного слушания»

    Очень распространенная конфликтная ситуация – на почве различных эмоциональных состояний, когда одна из сторон, или обе находятся в сильном, плохо контролируемом и негативном эмоциональном возбуждении. Причем, не всегда эти эмоции связаны лично с вами или с той ситуацией, которую вы обсуждаете – они могут возникнуть в силу предыдущих обстоятельств. Но, чем бы ни были обусловлены яркие негативные эмоции, они не способствуют построению конструктивной ситуации общения.

    Представьте ситуацию: утром мама одного из детей сразу начинает очень эмоционально, возбужденно предъявлять вам претензии по какому-либо поводу. Как вы считаете, какая ваша позиция в общении будет наиболее уместна на 1 стадии? (когда идет активное эмоциональное высказывание)

    Общее правило: «Выслушать, прежде чем реагировать».

    В тех ситуациях, когда собеседник находится в состоянии эмоционального стресса, сильного эмоционального возбуждения, когда он не очень хорошо понимает свои действия и не контролирует эмоции, нужно дать ему возможность высказаться. Но, при этом, нужно демонстрировать свою готовность к поддержке. Для этого используются приемы:

    - слова «я понимаю», «да-да», «конечно же» и т. п.

    - уточняющие вопросьr: «А Вы что сделали?», «А Вы как ответили?» и т. п.

    - невербальные средства: кивки головой, зрительный контакт.

    Задача слушающего - поддерживать разговор до тех пор, пока собеседник не выговорится.

    Этот этап называется – пассивное слушание.

    Пассивное слушание необходимо не только, когда собеседник раздражен, но и в любой ситуации, когда он высказывает свое мнение, свое видение ситуации. Нужно дотерпеть слушание собеседника до конца его речи, чтобы не проявить неуважение.

    Следующий этап – активное (рефлексивное) слушание.

    Слушание активное, так как основная цель - получение необходимой информации для решения проблемы.

    Техника активного слушания состоит из 4-х приемов или активных ответных реакций в общении. В зависимости от ситуации вы можете использовать один из них или несколько – если это будет уместно.

    ПРИЕМЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ:

    1. Выяснение (расспрашивание) заключается в обращении к собеседнику с вопросами для получения информации, за уточнениями.

    Это можно сделать с помощью нескольких методов:

    А) Закрытые вопросы, 

    которые требуют ответов типа «да» или «нет»

    Примеры:

    «Вы не придете в детский сад завтра?»;

    «Это все, что Вы хотели сказать?»

    Закрытые вопросы рекомендуются в случаях:

    - когда мы хотим ускорить получение согласия;

    - при выяснении конкретного факта или обстоятельства.

    В других случаях их не следует задавать, так как они создают напряженную обстановку. Поэтому, закрытые вопросы лучше держать в резерве и использовать их лишь по мере необходимости.

    Б) Открытые вопросы

    заставляют говорящего расширить или сузить свое первоначальное сообщение.

    В открытом вопросе не должно содержаться намека на ожидаемый ответ.

    Примеры:

    «Я не совсем понимаю, что Вы имеете в виду?»;

    «Каково Ваше мнение по данному вопросу?»;

    «Что Вы предлагаете?»;

    «Что Вы думаете по поводу?..»;

    «Как Вы расцениваете?..»

    «Что вы имеете в виду?»

    «Давайте уточним…»

    «Не повторите ли Вы еще раз?»

    «Объясните, пожалуйста»

    И т.п.

    2) Перефразирование.  Цель - с помощью собственной формулировки слов собеседника проверить точность своего понимания его сообщения. Вы адресуете «говорящему» его сообщение своими собственными словами, переформулировав слова партнера. Главное сохранить в неискаженном виде мысль собеседника.

    Примеры:

    - «Если я Вас правильно понял, то Вы считаете, что...»;

    - «Иначе говоря, по Вашему мнению...»;

    - «Другими словами, Вы считаете...»;

    - «Как я понял Вас, Вы хотите...»;

    - «По Вашему мнению, для выполнения задания не хватает...»;

    - «Вы думаете, что...»

    - Руководитель: «Иван Иванович, не скрою, мне неприятно об этом говорить, но я совершенно не удовлетворен тем, как вы выполнили это задание».

    Подчиненный: «Я вижу, что вы раздражены и недовольны. Я готов обсудить этот вопрос подробнее» (реакция перефразирования на эмоциональную окраску высказывания)

    - и т.п.

    3) Отражение эмоций и чувств – отражение чувств собеседника с помощью слов.

    Этот прием способствует транслирует вашему собеседнику, что вы к нему внимательны, вы его чувствуете, способствует поддержанию контакта, поощряет собеседника к дальнейшему разговору.

    Примеры:

    - «Мне кажется, что Вы взволнованы (обрадованы, огорчены, удивлены) тем, что...»;

    - «Мне кажется, Вы чувствуете себя несколько встревоженным (огорченный…) в связи с тем, что Вы сказали о...»;

    - «Вы, как мне кажется, несколько расстроены тем, что...» (дальше идет пересказ своими словами того, что Вы поняли из слов собеседника, то есть перефразирование его сообщения);

    - «Вероятно, Вы чувствуете себя несколько обиженным (расстроенным, взволнованным…) из-за того, что...»;

    - «Не чувствуете ли Вы себя несколько встревоженным (рассерженным…) в связи с тем, что...»;

    - «Вы выглядите несколько огорченным (обеспокоенным…) из-за того, что...»

    - «У меня такое ощущение, что Вы…»

    - и т.п.

    В ряде ситуаций общения бывает уместно и нужно отразить не только чувства собеседника, но и свои собственные – чтобы ваш собеседник понимал, что он вас сейчас обидел, растревожил, обрадовал и т.д.

    Примеры:

    - «Я чувствую себя встревоженным, услышав от Вас то, что...»;

    - «Я несколько сбит с толку Вашим заявлением о том, что...»;

    - «Меня несколько смущают Ваши слова о том, что...»

    - и т.п.

    4) Резюмирование – подытоживание основных идей и чувств собеседника.

    Резюме целесообразно применять:

    - в продолжительных беседах;

    - при проведении заседаний;

    - в ситуациях при обсуждении разногласий;

    - при урегулировании конфликтов;

    - при рассмотрении претензий;

    - при решении каких-либо проблем.

    Примеры:

    - «Как я понял, Вашими основными идеями являются...»;

    - «Если подытожить сказанное Вами, то...»;

    - «Таким образом, Вы считаете, что...»;

    - «Короче говоря, Вы хотите...»;

    - «Таким образом, главное…»;

    - «Итак, Вы предлагаете…»;

    - и т.п.

    Приемы активного слушания используются не только при конфликтных ситуациях, но и при любой трансакции для построения конструктивного общения.

    7. Практикум «Активное слушание»

            Цель: закрепление понимания правил активного слушания.

    Ход работы:

    Кто-либо из присутствующих проговаривает пример конфликтной ситуации из общения с родителями. Остальные должны предложить варианты построения активной ответной реакции.

    Провести упражнение 2-3 раза.

    8. Анкетирование «Типы родителей»

    Цель: познакомить педагогов с типологией родителей и методом диагностики типов.

    Ход работы:

    А сейчас я попрошу вас ответить на вопросы анкеты (Приложение 1).

    Все люди разные, разные и родители наших воспитанников. Но разнообразие личностных особенностей психология всегда пыталась как-то систематизировать по различным критериям. И сейчас вы ответили на вопросы анкеты, позволяющей определить тип родителя. Но, т.к. родители – такие же люди, как и мы, этот тест вы апробировали сейчас на себе.

    Итак,

    - если большинство ваших ответов располагается в столбце «А» - вы – «родитель-вертолет»;

    - если большинство ваших ответов располагается в столбце «Б» - вы – «родитель – танк»;

    - если большинство ваших ответов располагается в столбце «В» - вы – «родитель – гоночная машина»;

    - если большинство ваших ответов располагается в столбце «Г» - вы – «родитель – скорый поезд»;

    - если большинство ваших ответов располагается в столбце «Д» - вы – «родитель – 3-х колесный велосипед».

    Результаты анкетирования сообщать нам не нужно.

    - Ознакомьтесь самостоятельно с характеристикой каждого типа (Приложение 2).

    - Вынесите свое решение: полученные в ходе анкетирования результаты и характеристика соответствующего типа совпадают?

    9. Практикум «Типы родителей»

            Цель: закрепление сведений о типологии родителей.

            Ход практикума:

    Кто-то из присутствующих, по желанию, моделирует и демонстрирует присутствующим ситуацию поведения родителя, соответствующую тому типу, который получился у педагога в ходе анкетирования.

    Присутствующие должны определить тип родителя и построить конструктивные ответные высказывания.

    10. Релаксация

    Цель упражнения: способствовать снятию психоэмоционального напряжения педагогов.

    Ход упражнения:

    Этапы релаксации:

    1. Предупреждение о возможных негативных ощущениях и необходимости прервать упражнение.

    2. Придание телу «позы кучера».

    3. Формулы ввода

    4. Релаксация.

    5. Формулы выхода

    Текст релаксации:

    - Сядьте на край сиденья так, чтобы край стула пришелся на ягодичные складки;

     - Расставьте ноги;

     - Голени поставьте перпендикулярно полу; если после этого остается напряжение в голенях, подвиньте стопы вперед на 3—4 сантиметра до исчезновения напряжения;

     - Голову опустите вперед, чтобы она висела на связках, и сгорбите спину;

    - Положите руки на бедра так, чтобы кисти мягко огибали бедра и не соприкасались; локти слегка разведены - опираться предплечьями на бедра не следует;

    - Закройте глаза;

    - Дышите спокойно, делая вдох и выдох через нос.

    - Слушайте мои слова, повторяйте их про себя и почувствуйте то, о чем говорите.

    - Я приготовилась к отдыху

    - Я успокаиваюсь

    - Я отвлекаюсь от всего

    - Посторонние звуки мне безразличны

    - Я чувствую себя спокойно

    - Представьте, что над вашей головой  сквозь темноту прорезается светлый и теплый луч.

    - Он освещает все пространство вокруг головы и макушку.

    - Медленно продвигается вниз, освещая и согревая лицо.

    - Под его теплым светом расправляется складка между бровей

    - Лоб расслабляется

    - Лоб полностью расслаблен

    - Нос расслабляется

    - Нос полностью расслаблен

    - Щеки расслабляются

    - Щеки полностью расслаблены

    - Челюсти разжимаются, расслабляется подбородок

    - Мое лицо полностью расслаблено.

    - Моя голова полностью расслаблена.

    - Теплый луч осветил и согрел плечи

    - Плечи расслабленные и теплые

    - Луч наполнил светом все тело, до самых кончиков пальцев

    - Расслабляются мышцы правой руки

    - Расслабляются пальцы, кисть, предплечье, плечо

    - Рука тяжелеет

    - Тяжесть усиливается

    - Вся правая рука наполнилась ощущением приятной тяжести

    - Правая рука тяжелая, расслабленно лежит

    - В правой руке появляется приятное ощущение тепла

    - Тепло разливается по пальцам,

    - Тепло наполняет кисть, приятно согревает всю руку

    - Рука теплеет

    - Правая рука тяжелая и теплая

    - Расслабляются мышцы левой руки

    - Расслабляются пальцы, кисть, предплечье, плечо

    - Рука тяжелеет

    - Тяжесть усиливается

    - Вся левая рука наполнилась ощущением приятной тяжести

    - Левая рука тяжелая, расслабленно лежит

    - В левой руке появляется приятное ощущение тепла

    - Тепло разливается по пальцам

    - Тепло наполняет кисть, приятно согревает всю руку

    - Рука теплеет

    - Левая рука тяжелая и теплая

    - Мои обе руки расслаблены

    - Мои руки тяжелые и теплые

    - Я предаюсь отдыху и покою

    - Я совершенно спокойна

    - Расслабляются мышцы правой ноги

    - Расслабляется стопа, голень, колено, бедро

    - Нога тяжелеет

    - Тяжесть усиливается

    - Вся правая нога наполнилась ощущением приятной тяжести

    - Правая нога тяжелая

    - В правой ноге появляется приятное ощущение тепла

    - Тепло разливается по стопе

    - Тепло наполняет голень, бедро, приятно согревает всю ногу

    - Нога теплеет

    - Правая нога тяжелая и теплая

    - Расслабляются мышцы левой ноги

    - Расслабляется стопа, голень, колено, бедро

    - Нога тяжелеет

    - Тяжесть усиливается

    - Вся левая нога наполнилась ощущением приятной тяжести

    - Левая нога тяжелая

    - В левой ноге появляется приятное ощущение тепла

    - Тепло разливается по стопе

    - Тепло наполняет голень, бедро, приятно согревает всю ногу

    - Нога теплеет

    - Левая нога тяжелая и теплая

    - Мои обе ноги расслаблены

    - Мои ноги тяжелые и теплые

    - Я предаюсь отдыху и покою

    - Я совершенно спокойна

    - Расслабляются мышцы спины

    - Расслабляются межпозвоночные связки

    - Ощущение легкого приятного тепла разливается от поясницы по позвоночнику.

    - Все мышцы спины полностью расслаблены…

    - Расслабляются мышцы грудной клетки

    - Расслабляются межреберные мышцы и мышцы диафрагмы

    - Ощущение легкого приятного тепла разливается по грудной клетке

    - Моя грудь теплая

    - В груди легко и свободно

    - Дышится легко и свободно

    - Дыхание спокойное и равномерное

    - Свободно вдыхается и выдыхается

    - Дыхание ровное, спокойное, свободное, автоматическое

    - Я предаюсь отдыху и покою

    - Я совершенно спокойна

    - Живот мягкий и теплый

    - Солнечное сплетение излучает тепло

    - Живот плавно участвует в дыхании

    - Стенки живота вялые и расслабленные

    - Тепло прогревает стенки живота

    - Тепло проникает вглубь

    - Прогревается солнечное сплетение

    - Солнечное сплетение излучает тепло

    - Тепло волнами растекается по всему животу

    - В животе легко и хорошо

    - Все мышцы живота полностью расслаблены

    - Все тело налито приятным теплом и тяжестью

    - Я отдыхаю

    - Я совершенно спокойна

    - Тело свободно и расслаблено

    - Дышится легко и свободно

    - Прохладный ветерок овевает лицо

    - Мои мысли ясны и четки

    - Голова свежая, светлая

    - Я совершенно спокойна

    - Я отдохнула

    - Руки и ноги легкие и энергичные

    - Я чувствую приятное напряжение в руках, в ногах, в спине

    - Дышу глубоко, свободно и ритмично

    - Я чувствую легкость, бодрость, комфорт

    - Я полна энергии!

    - Я хочу действовать!

    - Глаза открываются

    - Я встаю

    - Потянитесь

    - Глубокий вдох

    - Выдох – наклоните корпус, руки вниз

    - Подвигайтесь

    11. Итог семинара-тренинга

    - Как вы себя чувствовали во время сегодняшней работы?

    - Менялось ли ваше эмоциональное, физическое состояние? Как менялось?

    - Как вы считаете, упражнения, которые были за пределами правил общения с родителями, на что были направлены: Какие задачи решали?

    Список использованной литературы:

    1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений.
    2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
    3. Воспитатель ДОУ. 2011г., № 8, с.111-114. Венедиктова И.В. Развитие педагогической интуиции и сохранение здоровья участников образовательного процесса.
    4. Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ.
    5. Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2016г., № 2 (электронный ресурс) (Резванова И. Как распознать эмоциональное выгорание?) https://e.rukdobra.ru/article.aspx?aid=581134
    6. Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2015г., № 6 (электронный ресурс) (Клюева О. Как повысить стрессоустойчивость педагогов?) https://e.rukdobra.ru/article.aspx?aid=581134
    7. Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2017г., № 9 (электронный ресурс) (Фокина А. Портреты родителей – как общаться, чтобы к вам прислушивались.) https://e.rukdobra.ru/article.aspx?aid=581134
    8. Справочник старшего воспитателя 2015г., № 10 (электронный ресурс) (Авдулова Т.П. Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике) https://e.stvospitatel.ru/article.aspx?aid=415516


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».

    Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг д...

    Семинар- практикум "Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ"

    Материал по работе с родителями: упражнения, тесты, беседы...

    Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»

    Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....

    Консультация «Приемы эффективного общения с родителями воспитанников ДОУ».

    Консультация «Приемы эффективного общения с родителями воспитанников ДОУ»....

    Практикум с педагогами «Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ»

    Материал для педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

    Мастер-класс для воспитателей: "«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями».

        Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное врем...