Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ "Правила эффективного общения с родителями воспитанников"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Семинар-тренинг посвящен знакомству педагогов с правилами эффективного общения с родителями (техника рефлексивного слушания, знакомство с типологией родителей), а также направлен на снятие психоэмоционального напряжения педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

ТЕМА: ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

ЦЕЛИ:

1. Развитие у педагогов навыков эффективного общения.

2. Профилактика эмоционального выгорания и психоэмоционального напряжения педагогов.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить педагогов с техникой эффективного общения – рефлексивным слушанием.

2. Познакомить педагогов с типологией родителей и способом определения типа родителей.

3. Способствовать формированию практического навыка эффективного общения с родителями.

4. Создать условия для психоэмоциональной разгрузки педагогов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

        1. Набор различных предметов, игрушек.

        2. Раздаточный материал с информационным материалом для педагогов.

        3. Проектор.

        4. Пластилин разных цветов.

5. Ватман.

6. Цветные карандаши, фломастеры.

7. Аудиозапись Поль Мариа «Одинокий пастух».

ХОД СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА:

1. Мотивация на работу

Мы много говорим об эмоциональном, психологическом, физическом благополучии детей дошкольного возраста, выполняем много  работы для обеспечения этого благополучия. В этой работе большой объем отводится и благополучию родителей наших воспитанников. Но в этой профессиональной «гонке» мы меньше всего времени уделяем нашему собственному эмоциональному благополучию. Нам не хватает времени в течение рабочего процесса, или нет желания для дополнительных встреч по этому поводу. Поэтому, сегодня наш семинар будет наполовину посвящен методической работе, и наполовину – нашему собственному эмоциональному состоянию. И именно поэтому, сегодня у нас семинар-тренинг с включением типичных упражнений психологического тренинга.

2. Упражнение «Привет, индивидуальность!»

Цели: 1) способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению; 2) способствовать положительному восприятию членов коллектива.

Ход упражнения:

Мы все давно друг друга знаем. У каждого из нас есть свои достоинства, свои положительные черты характера. Но  вполне может оказаться, что не все коллеги знают об этих наших достоинствах. Поэтому, сейчас у нас будет возможность рассказать об этом.

Напишите на листочке свои Ф.И.О. Выберите любую букву, присутствующую в написании ваших Ф.И.О., на которую начинается какое-то положительное, на ваш взгляд, качество вашего характера. И озвучьте его нам.

Рефлексия:

- Трудно или нет было выполнить упражнение? Почему?

- Как себя чувствовали во время упражнения?

3. Упражнение «Рассмотри предмет»

Цели: способствовать позитивному восприятию окружающей действительности.

Ход упражнения:

В нашем помещении много различных предметов, игрушек. Выберите себе любой и возьмите его в руки.

Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на этот предмет. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план... Рассмотрите, каковы его цвет, форма.. . Каков он на ощупь... Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях... Заметьте все его особенности, особенно те, которые не видны на первый взгляд...

А теперь расскажите нам, что нового, или удивительного, или интересного, или необычного вы увидели в этом предмете при детальном рассмотрении.

Анализ упражнения:

Мы всегда куда-то бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли глядеть на то, что нас окружает.  Оказывается, как много интересного можно увидеть в окружающем нас мире!

4. Упражнение «Счет»

Цель упражнения: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения:

Нас … человек. Сейчас я буду называть  по очереди числа, от 1 до…( не превышающее количество человек в группе). Названное количество человек должно встать и остаться стоять. Главное условие упражнения: нельзя договариваться, обсуждать, подавать друг другу какие-либо знаки. Как только останется стоять нужное количество человек, я назову другое число.

Рефлексия:

Что вы чувствовали во время упражнения?

5. Практикум «Анализ высказываний»

Цель упражнения: развитие умения анализировать и создавать эффективные и конструктивные типы высказываний в процессе общения с родителями.

Ход упражнения:

Наше эмоциональное благополучие зависит от многих факторов, в том числе и от коммуникативных трансакций с окружающими нас людьми, и, конечно же, с родителями.

Вашему вниманию предложено 17 высказываний, которые могут быть началом общения с родителем. 5 из них являются не самыми удачными. Давайте их найдем.

Высказывания:

1. «Извините, если я помешала…»

«Я бы хотела…»

«Вероятно, вы об этом еще не слышали…»

«Вам будет интересно узнать…»

2. «Я бы хотела еще раз услышать…»

«Мне представляется интересным то, что…»

«Я пришла к такому выводу, что…»

«Вы хотите…»

«Думается, ваша проблема заключается в том, что…»

3. «Давайте с вами быстренько обсудим…»

«Как вы знаете…»

«Хоть вам это и неизвестно…»

4. «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…»

«Вы, конечно, об этом еще не знаете…»

5. «А у меня на этот счет другое мнение…»

«Конечно, вам уже известно…»

«Вы, наверное, уже об этом слышали…»

Неудачные фразы выделены шрифтом.

Анализ упражнения:

- Как вы считаете, почему данные фразы неэффективные?

 (Первое неудачное высказывание - обесценивание собственной значимости, установка на то, что вы лишняя, мешаете;

Второе неудачное высказывание – позиция собственной неуверенности;

Третье неудачное высказывание – обесценивание ситуации, темы беседы;

Четвертое неудачное высказывание - обесценивание собственной значимости, установка на то, что вы лишняя, мешаете;

Пятое неудачное высказывание – обесценивание собеседника, превознесение собственной значимости.)

6. Теоретическая справка «Техника рефлексивного слушания»

Очень распространенная конфликтная ситуация – на почве различных эмоциональных состояний, когда одна из сторон, или обе находятся в сильном, плохо контролируемом и негативном эмоциональном возбуждении. Причем, не всегда эти эмоции связаны лично с вами или с той ситуацией, которую вы обсуждаете – они могут возникнуть в силу предыдущих обстоятельств. Но, чем бы ни были обусловлены яркие негативные эмоции, они не способствуют построению конструктивной ситуации общения.

Представьте ситуацию: утром мама одного из детей сразу начинает очень эмоционально, возбужденно предъявлять вам претензии по какому-либо поводу. Как вы считаете, какая ваша позиция в общении будет наиболее уместна на 1 стадии? (когда идет активное эмоциональное высказывание)

Общее правило: «Выслушать, прежде чем реагировать».

В тех ситуациях, когда собеседник находится в состоянии эмоционального стресса, сильного эмоционального возбуждения, когда он не очень хорошо понимает свои действия и не контролирует эмоции, нужно дать ему возможность высказаться. Но, при этом, нужно демонстрировать свою готовность к поддержке. Для этого используются приемы:

- слова «я понимаю», «да-да», «конечно же» и т. п.

- уточняющие вопросьr: «А Вы что сделали?», «А Вы как ответили?» и т. п.

- невербальные средства: кивки головой, зрительный контакт.

Задача слушающего - поддерживать разговор до тех пор, пока собеседник не выговорится.

Этот этап называется – пассивное слушание.

Пассивное слушание необходимо не только, когда собеседник раздражен, но и в любой ситуации, когда он высказывает свое мнение, свое видение ситуации. Нужно дотерпеть слушание собеседника до конца его речи, чтобы не проявить неуважение.

Следующий этап – активное (рефлексивное) слушание.

Слушание активное, так как основная цель - получение необходимой информации для решения проблемы.

Техника активного слушания состоит из 4-х приемов или активных ответных реакций в общении. В зависимости от ситуации вы можете использовать один из них или несколько – если это будет уместно.

ПРИЕМЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ:

1. Выяснение (расспрашивание) заключается в обращении к собеседнику с вопросами для получения информации, за уточнениями.

Это можно сделать с помощью нескольких методов:

А) Закрытые вопросы, 

которые требуют ответов типа «да» или «нет»

Примеры:

«Вы не придете в детский сад завтра?»;

«Это все, что Вы хотели сказать?»

Закрытые вопросы рекомендуются в случаях:

- когда мы хотим ускорить получение согласия;

- при выяснении конкретного факта или обстоятельства.

В других случаях их не следует задавать, так как они создают напряженную обстановку. Поэтому, закрытые вопросы лучше держать в резерве и использовать их лишь по мере необходимости.

Б) Открытые вопросы

заставляют говорящего расширить или сузить свое первоначальное сообщение.

В открытом вопросе не должно содержаться намека на ожидаемый ответ.

Примеры:

«Я не совсем понимаю, что Вы имеете в виду?»;

«Каково Ваше мнение по данному вопросу?»;

«Что Вы предлагаете?»;

«Что Вы думаете по поводу?..»;

«Как Вы расцениваете?..»

«Что вы имеете в виду?»

«Давайте уточним…»

«Не повторите ли Вы еще раз?»

«Объясните, пожалуйста»

И т.п.

2) Перефразирование.  Цель - с помощью собственной формулировки слов собеседника проверить точность своего понимания его сообщения. Вы адресуете «говорящему» его сообщение своими собственными словами, переформулировав слова партнера. Главное сохранить в неискаженном виде мысль собеседника.

Примеры:

- «Если я Вас правильно понял, то Вы считаете, что...»;

- «Иначе говоря, по Вашему мнению...»;

- «Другими словами, Вы считаете...»;

- «Как я понял Вас, Вы хотите...»;

- «По Вашему мнению, для выполнения задания не хватает...»;

- «Вы думаете, что...»

- Руководитель: «Иван Иванович, не скрою, мне неприятно об этом говорить, но я совершенно не удовлетворен тем, как вы выполнили это задание».

Подчиненный: «Я вижу, что вы раздражены и недовольны. Я готов обсудить этот вопрос подробнее» (реакция перефразирования на эмоциональную окраску высказывания)

- и т.п.

3) Отражение эмоций и чувств – отражение чувств собеседника с помощью слов.

Этот прием способствует транслирует вашему собеседнику, что вы к нему внимательны, вы его чувствуете, способствует поддержанию контакта, поощряет собеседника к дальнейшему разговору.

Примеры:

- «Мне кажется, что Вы взволнованы (обрадованы, огорчены, удивлены) тем, что...»;

- «Мне кажется, Вы чувствуете себя несколько встревоженным (огорченный…) в связи с тем, что Вы сказали о...»;

- «Вы, как мне кажется, несколько расстроены тем, что...» (дальше идет пересказ своими словами того, что Вы поняли из слов собеседника, то есть перефразирование его сообщения);

- «Вероятно, Вы чувствуете себя несколько обиженным (расстроенным, взволнованным…) из-за того, что...»;

- «Не чувствуете ли Вы себя несколько встревоженным (рассерженным…) в связи с тем, что...»;

- «Вы выглядите несколько огорченным (обеспокоенным…) из-за того, что...»

- «У меня такое ощущение, что Вы…»

- и т.п.

В ряде ситуаций общения бывает уместно и нужно отразить не только чувства собеседника, но и свои собственные – чтобы ваш собеседник понимал, что он вас сейчас обидел, растревожил, обрадовал и т.д.

Примеры:

- «Я чувствую себя встревоженным, услышав от Вас то, что...»;

- «Я несколько сбит с толку Вашим заявлением о том, что...»;

- «Меня несколько смущают Ваши слова о том, что...»

- и т.п.

4) Резюмирование – подытоживание основных идей и чувств собеседника.

Резюме целесообразно применять:

- в продолжительных беседах;

- при проведении заседаний;

- в ситуациях при обсуждении разногласий;

- при урегулировании конфликтов;

- при рассмотрении претензий;

- при решении каких-либо проблем.

Примеры:

- «Как я понял, Вашими основными идеями являются...»;

- «Если подытожить сказанное Вами, то...»;

- «Таким образом, Вы считаете, что...»;

- «Короче говоря, Вы хотите...»;

- «Таким образом, главное…»;

- «Итак, Вы предлагаете…»;

- и т.п.

Приемы активного слушания используются не только при конфликтных ситуациях, но и при любой трансакции для построения конструктивного общения.

7. Практикум «Активное слушание»

        Цель: закрепление понимания правил активного слушания.

Ход работы:

Кто-либо из присутствующих проговаривает пример конфликтной ситуации из общения с родителями. Остальные должны предложить варианты построения активной ответной реакции.

Провести упражнение 2-3 раза.

8. Анкетирование «Типы родителей»

Цель: познакомить педагогов с типологией родителей и методом диагностики типов.

Ход работы:

А сейчас я попрошу вас ответить на вопросы анкеты (Приложение 1).

Все люди разные, разные и родители наших воспитанников. Но разнообразие личностных особенностей психология всегда пыталась как-то систематизировать по различным критериям. И сейчас вы ответили на вопросы анкеты, позволяющей определить тип родителя. Но, т.к. родители – такие же люди, как и мы, этот тест вы апробировали сейчас на себе.

Итак,

- если большинство ваших ответов располагается в столбце «А» - вы – «родитель-вертолет»;

- если большинство ваших ответов располагается в столбце «Б» - вы – «родитель – танк»;

- если большинство ваших ответов располагается в столбце «В» - вы – «родитель – гоночная машина»;

- если большинство ваших ответов располагается в столбце «Г» - вы – «родитель – скорый поезд»;

- если большинство ваших ответов располагается в столбце «Д» - вы – «родитель – 3-х колесный велосипед».

Результаты анкетирования сообщать нам не нужно.

- Ознакомьтесь самостоятельно с характеристикой каждого типа (Приложение 2).

- Вынесите свое решение: полученные в ходе анкетирования результаты и характеристика соответствующего типа совпадают?

9. Практикум «Типы родителей»

        Цель: закрепление сведений о типологии родителей.

        Ход практикума:

Кто-то из присутствующих, по желанию, моделирует и демонстрирует присутствующим ситуацию поведения родителя, соответствующую тому типу, который получился у педагога в ходе анкетирования.

Присутствующие должны определить тип родителя и построить конструктивные ответные высказывания.

10. Релаксация

Цель упражнения: способствовать снятию психоэмоционального напряжения педагогов.

Ход упражнения:

Этапы релаксации:

1. Предупреждение о возможных негативных ощущениях и необходимости прервать упражнение.

2. Придание телу «позы кучера».

3. Формулы ввода

4. Релаксация.

5. Формулы выхода

Текст релаксации:

- Сядьте на край сиденья так, чтобы край стула пришелся на ягодичные складки;

 - Расставьте ноги;

 - Голени поставьте перпендикулярно полу; если после этого остается напряжение в голенях, подвиньте стопы вперед на 3—4 сантиметра до исчезновения напряжения;

 - Голову опустите вперед, чтобы она висела на связках, и сгорбите спину;

- Положите руки на бедра так, чтобы кисти мягко огибали бедра и не соприкасались; локти слегка разведены - опираться предплечьями на бедра не следует;

- Закройте глаза;

- Дышите спокойно, делая вдох и выдох через нос.

- Слушайте мои слова, повторяйте их про себя и почувствуйте то, о чем говорите.

- Я приготовилась к отдыху

- Я успокаиваюсь

- Я отвлекаюсь от всего

- Посторонние звуки мне безразличны

- Я чувствую себя спокойно

- Представьте, что над вашей головой  сквозь темноту прорезается светлый и теплый луч.

- Он освещает все пространство вокруг головы и макушку.

- Медленно продвигается вниз, освещая и согревая лицо.

- Под его теплым светом расправляется складка между бровей

- Лоб расслабляется

- Лоб полностью расслаблен

- Нос расслабляется

- Нос полностью расслаблен

- Щеки расслабляются

- Щеки полностью расслаблены

- Челюсти разжимаются, расслабляется подбородок

- Мое лицо полностью расслаблено.

- Моя голова полностью расслаблена.

- Теплый луч осветил и согрел плечи

- Плечи расслабленные и теплые

- Луч наполнил светом все тело, до самых кончиков пальцев

- Расслабляются мышцы правой руки

- Расслабляются пальцы, кисть, предплечье, плечо

- Рука тяжелеет

- Тяжесть усиливается

- Вся правая рука наполнилась ощущением приятной тяжести

- Правая рука тяжелая, расслабленно лежит

- В правой руке появляется приятное ощущение тепла

- Тепло разливается по пальцам,

- Тепло наполняет кисть, приятно согревает всю руку

- Рука теплеет

- Правая рука тяжелая и теплая

- Расслабляются мышцы левой руки

- Расслабляются пальцы, кисть, предплечье, плечо

- Рука тяжелеет

- Тяжесть усиливается

- Вся левая рука наполнилась ощущением приятной тяжести

- Левая рука тяжелая, расслабленно лежит

- В левой руке появляется приятное ощущение тепла

- Тепло разливается по пальцам

- Тепло наполняет кисть, приятно согревает всю руку

- Рука теплеет

- Левая рука тяжелая и теплая

- Мои обе руки расслаблены

- Мои руки тяжелые и теплые

- Я предаюсь отдыху и покою

- Я совершенно спокойна

- Расслабляются мышцы правой ноги

- Расслабляется стопа, голень, колено, бедро

- Нога тяжелеет

- Тяжесть усиливается

- Вся правая нога наполнилась ощущением приятной тяжести

- Правая нога тяжелая

- В правой ноге появляется приятное ощущение тепла

- Тепло разливается по стопе

- Тепло наполняет голень, бедро, приятно согревает всю ногу

- Нога теплеет

- Правая нога тяжелая и теплая

- Расслабляются мышцы левой ноги

- Расслабляется стопа, голень, колено, бедро

- Нога тяжелеет

- Тяжесть усиливается

- Вся левая нога наполнилась ощущением приятной тяжести

- Левая нога тяжелая

- В левой ноге появляется приятное ощущение тепла

- Тепло разливается по стопе

- Тепло наполняет голень, бедро, приятно согревает всю ногу

- Нога теплеет

- Левая нога тяжелая и теплая

- Мои обе ноги расслаблены

- Мои ноги тяжелые и теплые

- Я предаюсь отдыху и покою

- Я совершенно спокойна

- Расслабляются мышцы спины

- Расслабляются межпозвоночные связки

- Ощущение легкого приятного тепла разливается от поясницы по позвоночнику.

- Все мышцы спины полностью расслаблены…

- Расслабляются мышцы грудной клетки

- Расслабляются межреберные мышцы и мышцы диафрагмы

- Ощущение легкого приятного тепла разливается по грудной клетке

- Моя грудь теплая

- В груди легко и свободно

- Дышится легко и свободно

- Дыхание спокойное и равномерное

- Свободно вдыхается и выдыхается

- Дыхание ровное, спокойное, свободное, автоматическое

- Я предаюсь отдыху и покою

- Я совершенно спокойна

- Живот мягкий и теплый

- Солнечное сплетение излучает тепло

- Живот плавно участвует в дыхании

- Стенки живота вялые и расслабленные

- Тепло прогревает стенки живота

- Тепло проникает вглубь

- Прогревается солнечное сплетение

- Солнечное сплетение излучает тепло

- Тепло волнами растекается по всему животу

- В животе легко и хорошо

- Все мышцы живота полностью расслаблены

- Все тело налито приятным теплом и тяжестью

- Я отдыхаю

- Я совершенно спокойна

- Тело свободно и расслаблено

- Дышится легко и свободно

- Прохладный ветерок овевает лицо

- Мои мысли ясны и четки

- Голова свежая, светлая

- Я совершенно спокойна

- Я отдохнула

- Руки и ноги легкие и энергичные

- Я чувствую приятное напряжение в руках, в ногах, в спине

- Дышу глубоко, свободно и ритмично

- Я чувствую легкость, бодрость, комфорт

- Я полна энергии!

- Я хочу действовать!

- Глаза открываются

- Я встаю

- Потянитесь

- Глубокий вдох

- Выдох – наклоните корпус, руки вниз

- Подвигайтесь

11. Итог семинара-тренинга

- Как вы себя чувствовали во время сегодняшней работы?

- Менялось ли ваше эмоциональное, физическое состояние? Как менялось?

- Как вы считаете, упражнения, которые были за пределами правил общения с родителями, на что были направлены: Какие задачи решали?

Список использованной литературы:

  1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений.
  2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
  3. Воспитатель ДОУ. 2011г., № 8, с.111-114. Венедиктова И.В. Развитие педагогической интуиции и сохранение здоровья участников образовательного процесса.
  4. Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ.
  5. Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2016г., № 2 (электронный ресурс) (Резванова И. Как распознать эмоциональное выгорание?) https://e.rukdobra.ru/article.aspx?aid=581134
  6. Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2015г., № 6 (электронный ресурс) (Клюева О. Как повысить стрессоустойчивость педагогов?) https://e.rukdobra.ru/article.aspx?aid=581134
  7. Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2017г., № 9 (электронный ресурс) (Фокина А. Портреты родителей – как общаться, чтобы к вам прислушивались.) https://e.rukdobra.ru/article.aspx?aid=581134
  8. Справочник старшего воспитателя 2015г., № 10 (электронный ресурс) (Авдулова Т.П. Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике) https://e.stvospitatel.ru/article.aspx?aid=415516


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг д...

Семинар- практикум "Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ"

Материал по работе с родителями: упражнения, тесты, беседы...

Консультация «Приемы эффективного общения с родителями воспитанников ДОУ».

Консультация «Приемы эффективного общения с родителями воспитанников ДОУ»....

Практикум с педагогами «Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ»

Материал для педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар - практикум «Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

«Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ» - семинар-практикум

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: 1. Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах ...

«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит»

laquo;Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит»...