Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность (консультация для педагогов)
консультация на тему

Томилова Ольга Леонидовна

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов особое место занимает познавательный мотив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 84                    комбинированного вида

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность

(консультация для педагогов)

г. Владикавказ


   
Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.
   Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
   
Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.
   Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает
познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством.          Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.
    Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является
потребность и новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.). Л.И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
   Чем
разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Говоря о познавательной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию. Это деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируются восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
     В период дошкольного детства познавательная деятельность сопровождают игру, продуктивную деятельность, обусловливая эффективное познание ребенком многих доступных ему предметов и явлений. «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности», — пишет С.А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников.
      Работая с детьми дошкольного возраста, педагог, формируя базу ясных знаний, в то же время обеспечивает непрерывный рост и неопределенных неясных знаний. Однако отметим: информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого надо развивать в ребенке познавательные потребности и интересы.
     Положительное отношение создается двумя путями.
     
Первый путь создания положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка.  Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.
     
Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п.
     Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.
     
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. 
       Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования, что, несомненно, актуализирует задачу ее изучения и внедрения в образовательных учреждениях (как в детском саду, так и в начальных классах).
       
Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным, в данной деятельности, разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов у детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.
       Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе познавательно-исследовательской (опытнической) деятельности и экспериментирования.
     
Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение – изучение – исследование).
      Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования воспитанника.
        Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний педагог превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
         Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
         Педагог помогает самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
         В работе над проектом определяется его классификация, цель и задачи. Разрабатывается схема реализации, распределяется деятельность по этапам. Обозначаются участники проекта.
     
Целью проекта является развитие познавательных способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Работа над проектом строится в несколько этапов.
     
На первом этапе детей вводят в игровую ситуацию, формулируют проблему и задачи.
     
На втором этапе, а это организация работы над проектом, планируется деятельность детей. Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте. Реализация проекта проходит в непосредственно организованной деятельности с интеграцией всех образовательных областей.
       Изучается с детьми художественная литература, пересказываются сказки, разучиваются пословицы и поговорки, слушаются музыкальные произведения. Рассматриваются иллюстрации, проводятся  игры, наблюдения, тема отражается в изодеятельности.
       
Третий этап заключается в подготовке презентации проекта. Совместно с педагогами дети готовят работы, экспонаты для выставки.
       Контроль за проектной деятельностью осуществляется через мониторинг промежуточных и итоговых результатов проекта (экспресс диагностика психических процессов детей по методике Павловой Н. Н. и Руденко Л.В.).
       Таким образом, можно сделать вывод о том, что
метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
       Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими. Они приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Список литературы: 
1. Данюкова А. Вы любите проекты // Обруч. 2001. № 4. С. 11—13.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144с.
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2006.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. М., 1999.
5. Халикова В.В. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода // Воспитатель ДОУ. 2008. № 8. С. 77—83.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 84 комбинированного вида Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность Консультация для педагогов Подготовила : старший воспитатель О.Л.Томилова г . Владикавказ

Слайд 2

Самое лучшее открытие то, -которое ребенок делает сам. У.Эмирсон

Слайд 3

Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню дай попробовать — и я пойму. Китайская пословица

Слайд 4

- это воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности. Познание -

Слайд 5

Формирование познавательных интересов связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив.

Слайд 6

Познавательная активность – ценное качество , которым обладают далеко не все современные дошкольники. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности. Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях, которая перерастает затем в познавательную потребность.

Слайд 7

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-опытно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира . Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие . Познавательный интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

Слайд 8

Модернизация образования на современном этапе смещает акценты с развития личности исполнителя на развитие активной личности , что требует переосмысления не только того, как и чему учить детей, но и того, какое место в этом процессе занимает ребенок, какова его активность.

Слайд 9

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования, что, несомненно, актуализирует задачу ее изучения и внедрения в образовательных учреждениях (как в детском саду, так и в начальных классах).

Слайд 10

Метод проектов – это такой вид образовательной технологии, когда педагог и его подопечные в процессе обучения пользуются фактами и стимулами, которые берутся из окружающей действительности . Метод проектной деятельности основывается на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектный метод позволяет детям учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении.

Слайд 11

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое . Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным, в данной деятельности, разнообразным проблемам.

Слайд 12

Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение – изучение – исследование). Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования воспитанника.

Слайд 13

Метод проектов – это такой вид образовательной технологии, когда педагог и его подопечные в процессе обучения пользуются фактами и стимулами, которые берутся из окружающей действительности . Проект – это увлекательная поисково-познавательная деятельность всей группы детей и взрослых. Это отрезок жизни группы в процессе, которого и дети, и взрослые совершают свою творческую работу на благо самих себя и других людей .

Слайд 14

Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы. Педагог помогает самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Слайд 15

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам : По тематике творческие , информационные , Игровые, исследовательские .

Слайд 16

По составу участников индивидуальные, групповые фронтальные. По срокам реализации (продолжительности) краткосрочными (1-3 занятий); средней продолжительности; долгосрочные ( например : ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год ).

Слайд 17

В работе над проектом определяется его классификация, цель и задачи. Разрабатывается схема реализации, распределяется деятельность по этапам. Обозначаются участники проекта. Целью проекта является развитие познавательных способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации. Работа над проектом строится в несколько этапов . На первом этапе детей вводят в игровую ситуацию, формулируют проблему и задачи.

Слайд 18

На втором этапе , а это организация работы над проектом, планируется деятельность детей. Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте. Реализация проекта проходит во всех видах организованной деятельности, как в непосредственно образовательной, так и в режимных моментах. Третий этап заключается в подготовке презентации проекта. Совместно с педагогами дети готовят работы, экспонаты для выставки и пр.

Слайд 19

Метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Вывод :

Слайд 20

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Они приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Слайд 21

Список литературы: 1 . Данюкова А. Вы любите проекты // Обруч. 2001. № 4. С. 11—13. 2 . Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144с. 3 . Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2006. 4 . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат . М., 1999. 5 . Халикова В.В. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода // Воспитатель ДОУ. 2008. № 8. С. 77—83.

Слайд 22

Спасибо за внимание! Творческих успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность

Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость в...

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность...

Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников через проектную деятельность"

ГАОУ ДПО города Москвы "Московский центр качества образования"Выступление на вебинаре 2017.01.26 Направление вебинара "Качество дошкольного образования"Тема вебинара "Раз...

Развитие познавательного интереса дошкольников через проектную деятельность

Развитие познавательного интереса детей через проектную деятельность...

развитие познавательной активности дошкольников через проектную деятельность

Развитие познавательной активности дошкольников через проектную деятельность...

Консультация для педагогов ДОО на тему: " Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность"

Данная презентация знакомит педагогов с видами проектов в ДОО, которые можно использовать в своей работе. Подробнее останавливается на каждом из видов проетка. Надеюсь, что данная консультация поможет...