Главные вкладки

    Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство с чувашским национальным костюмом".
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Толшева Марина Александровна

    Тема: "Знакомство с чувашским национальным костюмом".

    Цель: "Продолжать знакомить детей с костюмами народов России.Воспитывать патриотическое чувство посредством ознакомления с национальным костюмом. Развитие интереса к чувашской национальной культуре.

    Задачи: 1) Расширить представление детей о народных костюмах России, народном творчестве.

                   2) Познакомить детей с чувашским национальным костюмом.

                   3) Знакомство сэлементами чувашского национального костюма : "женский праздничный наряд незамужней девушки"

                   4) Обогащение речи: платье-рубаха, фартук (по чувашски "саппун" ), пояс( по чувашски "пищихи"), головной убор ( по чувашски "тухья"), нагрудное украшение (по чувашски "шюлькеме"), поясные подвески ( по чувашски "йес хюре"), лапти (по чувашски "щапата").

                   5)Закрепление малых фольклорных форм: пословицы, загадки, народные игры, чтение стихотворения и легенды чувашского народа.

                   6) Развитие художественных навыков творчества - рисование узоров на платье-рубахе.

    Материалы и оборудование: аудиозапись чувашской народной песни "Илемле" (в переводе на русский- красиво), кукла в чувашском нацинальном костюме,иллюстрации обозначения символики вышивок на национальном костюме , демонстрационный материал "Народы России", шаблоны платья-рубахи для изобразительной деятельности.

    Ход занятия-

    Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте мы с вами вспомним как называется страна в которой мы с вами живем?

    Дети: Россия 

    Восп-ль: Совершенно верно, ребята! На территории РФ живет более 150 народов. Ребята, давайте попробуем назвать их.

    Дети: русские, татары, украинцы, белорусы и т.д

    Восп-ль::Молодцы ребята, а чем по вашему мнению, отличаются люди разных национальностей?

    Дети: разный язык, одежда, песни, стихи

    Восп-ль: Правильно, у каждого народа свой язык и своя  самобытная культура. Большое значение  в культуре народов занимает национальный костюм, который во все времена привлекал к себе особое внимание.

    (звучит аудиозапись песни"Илемле").

    Живет в самом сердце России, среди вековых дубов,полей, озер-не болшой, но удивительный народ - чуваши. Вот какие слова написаны в стихотворение чувашского писателя :

    Чувашский край мой, под защитой

    России-матери твой взлет.

    Мы с ней судьбой и сердцем слиты

    Века и на века вперед.

                                      (По В. Давыдову- Анатри, 1969 г.)

    Чувашский край называют- "краем 100 тыс песен и 100 тыс. вышивок".

    Ребята,  к нам сегодня в гости пришла кукла в чувашском национальном костюме-Илемпи, это очень старинное чувашское имя в переводе на русский обозначает-красавица. 

    Давайте рассмотрим ее, какая одежда на кукле?

    Дети: нарядная, праздничная, красивая.

    Восп-ль: Мы с вами  сегодня познакомимся с элементами чувашского национальног костюма, узнаем обозначение символики на одежде.Основными элементам чув-го нац-го костюма были: платье-рубаха, фартук, головной убор и нагрудные украшения и поясные подвески.

    Платье-рубаха (по чувашски "кепе")-главная часть национальных костюмов- это длинная,ниже колен, одежда туникообразной формы,На подол нашивались кружева, выше которых распологалась вышивка. Для красочности и выразительности применялись различные украшения : монеты, тесьма, бисер. Саму рубаху шили из льняного холста. Расшита платье-рубаха разноцветными нитками. каждый присутствующий цвет имеет свое значение: белый- символ чистоты,справедливости,мудрости. Зеленый - цвет растительности. Желтый - цвет солнца , источник жизни. Красный - цвет счастья, жизни и земли. Давайте рассмотрим вышитые узоры внимательнее. Чаще всего это геометрические узоры в форме треугольников, ромбов, зигзагов, косых крестов и полос.Это не просто набор каких-либо узоров, в старину они многое обозначали: круг-солнышко, квадрат или ромб- земля, крест- оберег от злых сил, извилистая линия- вода. Умелицы украшая этими знаками свою одежду верили в то, что это принесет им счастье, здоровье,хороший урожай,спасет и убережет от злых сил.(Чтение потешки о воде: 

    Стань чистым ,стань добрым

    большим стань и крепким.

    Прочнее станут твои ноги

    Пусть сильнее станут твои руки

    Пусть твое лицо очистится

    Стань умным, стань молодым!)

    Такой узор ,ребята ,называется оберег, заклинание в виде знаков.

    Дети: А кто такие умелицы?

    Восп-ль: Умелицы от слова "уметь"- люди которые хорошо делают свою работу, в нашем случае девушки, которые вышивали одежду повседневную и свадебно- праздничную.Зимой устраивали посиделки в какой-либо избе, где, собирались девушки и парни. Девушки вышивали, пряли , а парни плели лапти. Там же водили хороводы , играли в народные игры, рассказывали легенды. Давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем в чувашскую народную игру- "Воробьи и кошка".

    Дети соглашаются и проводится игра.После игры дети возвращаются на свои места за столом.

    Восп-ль: Давайте я вам почитаю чувашскую  легенду "Девушка на луне". (чтение легенды, книга Культурное наследие народов России.)

     Дети:охотно соглашаются и слушают легенду.

    Восп-ль: Отдохнули немного, давайте продолжим дальше.

    2 - Чувашский костюм обязательно включал в себя фартук (по чувашски "саппун").

    3 - Праздничный наряд девушки надевали с вышитым или узорнотканным  поясом (по чувашски "пищиххи"). Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами.

    4 - Поясные подвески-нахвостники ( по чувашски "йес хюре")

    5 - - На голове девушки носили головной убор ( по чувашски "тухья"). Ребята, посмотрите из чего сшит головной убор ?

    Дети: Из монет

    Восп-ль: Правильно. Головной  убор имел шлемообразную форму. По краям свисающие монеты - прикреплены свободно и при движении они издавали мелодичный звон. Обозначал социальную и возрастную принадлежность их носителей.

    6 - Нагрудное украшение (по чувашски "шюлькеме").

    7 - Шейная подвязка (по чувашски "май щиххи").

    Эти украшения так же как и головной убор украшены монетами. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения их магическое предназначение (обереги как мы уже ранее говорили) защита от злых духов и других опасностей.

    8 - Основной обувью были плетенные лапти( по чувашски "Щапата")

    Ребята ,  давайте для запоминания элементов одежды я вам буду загадывть загадки , а вы будете  показывать на кукле предмет отгадку.

    1. Дуйся - не дуйся,

    А через голову - суйся.

    Попляши день деньской

    И пойдешь на покой.  (платье-рубаха)

    2. Надену - обручем сведет,

    Сойму - змей упадет,

    Тепла не дает,

    А без него холодно. (пояс)

    3.Перед работой его надевают

    И  чаще чем платье его,

     мама стирает. (фартук)

    4. Из липысвито,

    дырявое корыто.

    Подороге идет-

    клеточки кладет. (лапти)

    Восп-ль: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Ребята , Илемпи  принесла для вас изображение платье-рубахи.

    Дети: берут листы с изображением платье -рубахи.

    Восп-ль: Чего же не хватает на рисунке?

    Дети: узоров

    Восп-ль. Ребята ,давайте украсим наше платье-рубаху элементами узоров характерные для костюма чувашского народа, с которыми мы с вами сегодня познакомились.

    В завершении занятия продуктивная деятельность детей. Творческая работа по рисованию фартука и узоров на платье-рубахе.

     

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Чувашский национальный костюм

    знакомство родителей с национальным костюмом...

    Конспект занятия по рисованию Тема: «Кукла в национальном костюме»

    Программное содержание: 1. Упражнять детей в рисовании фигуры человека, соблюдая соотношение пропорций частей и в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Передавать характерны...

    ЧУВАШСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

    ЧУВАШСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ...

    Конспект занятия по рисованию "Роспись элементов мордовского национального костюма" для детей подготовительной к школе группы.

    Коспект занятия по рисованию "Роспись элементов мордовского национального костюма" для детей подготовительной группы...

    ЗНАКОМСТВО С ЧУВАШСКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ КОСТЮМОМ

    Конспект НОД для детей младшей группы...

    Чувашский национальный костюм.

    Народный чувашский костюм — памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических ареалах, исторических обстоятельствах, в среде космогонических представлений и развивающийс...

    Конспект занятия "Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме"

    КОНСПЕКТ РАЗРАБОТАН ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ,ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ИЗГОТАВЛИВАТЬ КОНУСНУЮ КУКЛУ ИЗ БУМАГИ....