Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство с чувашским национальным костюмом".
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Тема: "Знакомство с чувашским национальным костюмом".
Цель: "Продолжать знакомить детей с костюмами народов России.Воспитывать патриотическое чувство посредством ознакомления с национальным костюмом. Развитие интереса к чувашской национальной культуре.
Задачи: 1) Расширить представление детей о народных костюмах России, народном творчестве.
2) Познакомить детей с чувашским национальным костюмом.
3) Знакомство сэлементами чувашского национального костюма : "женский праздничный наряд незамужней девушки"
4) Обогащение речи: платье-рубаха, фартук (по чувашски "саппун" ), пояс( по чувашски "пищихи"), головной убор ( по чувашски "тухья"), нагрудное украшение (по чувашски "шюлькеме"), поясные подвески ( по чувашски "йес хюре"), лапти (по чувашски "щапата").
5)Закрепление малых фольклорных форм: пословицы, загадки, народные игры, чтение стихотворения и легенды чувашского народа.
6) Развитие художественных навыков творчества - рисование узоров на платье-рубахе.
Материалы и оборудование: аудиозапись чувашской народной песни "Илемле" (в переводе на русский- красиво), кукла в чувашском нацинальном костюме,иллюстрации обозначения символики вышивок на национальном костюме , демонстрационный материал "Народы России", шаблоны платья-рубахи для изобразительной деятельности.
Ход занятия-
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте мы с вами вспомним как называется страна в которой мы с вами живем?
Дети: Россия
Восп-ль: Совершенно верно, ребята! На территории РФ живет более 150 народов. Ребята, давайте попробуем назвать их.
Дети: русские, татары, украинцы, белорусы и т.д
Восп-ль::Молодцы ребята, а чем по вашему мнению, отличаются люди разных национальностей?
Дети: разный язык, одежда, песни, стихи
Восп-ль: Правильно, у каждого народа свой язык и своя самобытная культура. Большое значение в культуре народов занимает национальный костюм, который во все времена привлекал к себе особое внимание.
(звучит аудиозапись песни"Илемле").
Живет в самом сердце России, среди вековых дубов,полей, озер-не болшой, но удивительный народ - чуваши. Вот какие слова написаны в стихотворение чувашского писателя :
Чувашский край мой, под защитой
России-матери твой взлет.
Мы с ней судьбой и сердцем слиты
Века и на века вперед.
(По В. Давыдову- Анатри, 1969 г.)
Чувашский край называют- "краем 100 тыс песен и 100 тыс. вышивок".
Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла в чувашском национальном костюме-Илемпи, это очень старинное чувашское имя в переводе на русский обозначает-красавица.
Давайте рассмотрим ее, какая одежда на кукле?
Дети: нарядная, праздничная, красивая.
Восп-ль: Мы с вами сегодня познакомимся с элементами чувашского национальног костюма, узнаем обозначение символики на одежде.Основными элементам чув-го нац-го костюма были: платье-рубаха, фартук, головной убор и нагрудные украшения и поясные подвески.
Платье-рубаха (по чувашски "кепе")-главная часть национальных костюмов- это длинная,ниже колен, одежда туникообразной формы,На подол нашивались кружева, выше которых распологалась вышивка. Для красочности и выразительности применялись различные украшения : монеты, тесьма, бисер. Саму рубаху шили из льняного холста. Расшита платье-рубаха разноцветными нитками. каждый присутствующий цвет имеет свое значение: белый- символ чистоты,справедливости,мудрости. Зеленый - цвет растительности. Желтый - цвет солнца , источник жизни. Красный - цвет счастья, жизни и земли. Давайте рассмотрим вышитые узоры внимательнее. Чаще всего это геометрические узоры в форме треугольников, ромбов, зигзагов, косых крестов и полос.Это не просто набор каких-либо узоров, в старину они многое обозначали: круг-солнышко, квадрат или ромб- земля, крест- оберег от злых сил, извилистая линия- вода. Умелицы украшая этими знаками свою одежду верили в то, что это принесет им счастье, здоровье,хороший урожай,спасет и убережет от злых сил.(Чтение потешки о воде:
Стань чистым ,стань добрым
большим стань и крепким.
Прочнее станут твои ноги
Пусть сильнее станут твои руки
Пусть твое лицо очистится
Стань умным, стань молодым!)
Такой узор ,ребята ,называется оберег, заклинание в виде знаков.
Дети: А кто такие умелицы?
Восп-ль: Умелицы от слова "уметь"- люди которые хорошо делают свою работу, в нашем случае девушки, которые вышивали одежду повседневную и свадебно- праздничную.Зимой устраивали посиделки в какой-либо избе, где, собирались девушки и парни. Девушки вышивали, пряли , а парни плели лапти. Там же водили хороводы , играли в народные игры, рассказывали легенды. Давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем в чувашскую народную игру- "Воробьи и кошка".
Дети соглашаются и проводится игра.После игры дети возвращаются на свои места за столом.
Восп-ль: Давайте я вам почитаю чувашскую легенду "Девушка на луне". (чтение легенды, книга Культурное наследие народов России.)
Дети:охотно соглашаются и слушают легенду.
Восп-ль: Отдохнули немного, давайте продолжим дальше.
2 - Чувашский костюм обязательно включал в себя фартук (по чувашски "саппун").
3 - Праздничный наряд девушки надевали с вышитым или узорнотканным поясом (по чувашски "пищиххи"). Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами.
4 - Поясные подвески-нахвостники ( по чувашски "йес хюре")
5 - - На голове девушки носили головной убор ( по чувашски "тухья"). Ребята, посмотрите из чего сшит головной убор ?
Дети: Из монет
Восп-ль: Правильно. Головной убор имел шлемообразную форму. По краям свисающие монеты - прикреплены свободно и при движении они издавали мелодичный звон. Обозначал социальную и возрастную принадлежность их носителей.
6 - Нагрудное украшение (по чувашски "шюлькеме").
7 - Шейная подвязка (по чувашски "май щиххи").
Эти украшения так же как и головной убор украшены монетами. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения их магическое предназначение (обереги как мы уже ранее говорили) защита от злых духов и других опасностей.
8 - Основной обувью были плетенные лапти( по чувашски "Щапата")
Ребята , давайте для запоминания элементов одежды я вам буду загадывть загадки , а вы будете показывать на кукле предмет отгадку.
1. Дуйся - не дуйся,
А через голову - суйся.
Попляши день деньской
И пойдешь на покой. (платье-рубаха)
2. Надену - обручем сведет,
Сойму - змей упадет,
Тепла не дает,
А без него холодно. (пояс)
3.Перед работой его надевают
И чаще чем платье его,
мама стирает. (фартук)
4. Из липысвито,
дырявое корыто.
Подороге идет-
клеточки кладет. (лапти)
Восп-ль: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Ребята , Илемпи принесла для вас изображение платье-рубахи.
Дети: берут листы с изображением платье -рубахи.
Восп-ль: Чего же не хватает на рисунке?
Дети: узоров
Восп-ль. Ребята ,давайте украсим наше платье-рубаху элементами узоров характерные для костюма чувашского народа, с которыми мы с вами сегодня познакомились.
В завершении занятия продуктивная деятельность детей. Творческая работа по рисованию фартука и узоров на платье-рубахе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чувашский национальный костюм
знакомство родителей с национальным костюмом...
Конспект занятия по рисованию Тема: «Кукла в национальном костюме»
Программное содержание: 1. Упражнять детей в рисовании фигуры человека, соблюдая соотношение пропорций частей и в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Передавать характерны...
ЧУВАШСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
ЧУВАШСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ...
Конспект занятия по рисованию "Роспись элементов мордовского национального костюма" для детей подготовительной к школе группы.
Коспект занятия по рисованию "Роспись элементов мордовского национального костюма" для детей подготовительной группы...
ЗНАКОМСТВО С ЧУВАШСКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ КОСТЮМОМ
Конспект НОД для детей младшей группы...
Чувашский национальный костюм.
Народный чувашский костюм — памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических ареалах, исторических обстоятельствах, в среде космогонических представлений и развивающийс...
Конспект занятия "Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме"
КОНСПЕКТ РАЗРАБОТАН ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ,ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ИЗГОТАВЛИВАТЬ КОНУСНУЮ КУКЛУ ИЗ БУМАГИ....