Социальный портрет выпускников ДОУ
методическая разработка на тему

В связи с изменениями в последние несколько лет законодательной базы и требований к дошкольному образованию, необходимо тщательное изучение и анализ наполнения содержания образования дошкольника, чтобы добиться положительных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnyy_proekt_po_pedagogike.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

  Информационный проект по педагогике

Выпускник: социальный портрет выпускников ДОУ

     

                         Санкт-Петербург

                                                      2016 – 2017


Выпускник: социальный портрет выпускников дошкольного образовательного учреждения.

В связи с изменениями в последние несколько лет законодательной базы и требований к дошкольному образованию, необходимо тщательное изучение и анализ наполнения содержания образования дошкольника, чтобы добиться положительных результатов.

Поэтому цель моей работы изучение нормативной базы и требований к выпускнику дошкольного учреждения.

 В законе об образовании прописано «Статья 64. Дошкольное образование»

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.»  Исходя из этого делаю вывод, что дошкольное образование является первой ступенью образования детей.

Каким же должен быть выпускник ДОУ?


В современном обществе требования к выпускнику дошкольного образовательного учреждения прописаны в Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте Дошкольного образовательного учреждения в виде целевых ориентиров. А именно:

  •  ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  •  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
  • ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Разработчики стандарта утверждают, что «не ребёнок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребёнку» Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее чем умение читать и писать, ребёнку важнее психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

В течении 2008- 2010 г на кафедре дошкольной педагогики РГПУ имени А.И.Герцена были проведены исследования проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России.

Детство… Дошкольное детство… Ребенок… Дети… Какие они — самые маленькие граждане России? Что им интересно, чем они занимаются, о чем думают, как размышляют? Эти вопросы привлекают многих — и тех, кто воспитывает детей, родителей и педагогов; и ученых, изучающих феномен детства; и тех, кто выбрал эту удивительную профессию — помогать растущему человеку познавать мир.

Образование ребенка дошкольного возраста происходит в широкой социокультурной среде, сущностными особенностями которой являются поликультурность, многонациональность, полиэтничность современного общества.

Участники исследования: дети старшего дошкольного возраста (5–7лет; методы исследования — беседы, интервью); родители детей старшего дошкольного возраста (методы исследования — анкетирование, опрос); педагоги дошкольных образовательных учреждений (методы исследования — анкетирование, опрос).

Диагностические методики для детей представлены семью блоками: «Я и мои ценности», «Я и другие люди», «Я и детский сад», «Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и моя страна», «Я и мир вокруг меня». Диагностические методики для педагогов и родителей включают анкеты и опросники, ориентированные на получение данных об особенностях понимания взрослыми современных детей дошкольного возраста и их проблем.

Исследование проведено как межрегиональное

Многоаспектный анализ выявленных проблем позволил определить типичные и специфичные для регионов особенности поведения и деятельности детей дошкольного возраста в изменяющемся поликультурном пространстве современной России.

Определено, что типичные ценностные ориентации современных детей старшего дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Дошкольники в возрасте от 5,5 до 7 лет чувствуют себя уверенно в жизни, стремятся к самостоятельности, инициативности, свободе, чувствуют ответственность и за себя, и за других, более младших по возрасту детей. Возрастает субъектность современных дошкольников, наиболее значимым для детей становится наличие собственного мнения, собственной оценки, которую они стремятся выразить доступными средствами. Следует отметить, что среди опрошенных детей сегодня встречаются случаи абсолютной устойчивости ценностных ориентаций, примерно 1–2ребенка на 25–27детей возрастной группы. К предпочитаемым видам детской деятельности дети по-прежнему относят игру, затем художественные виды деятельности, такие как изобразительная, музыкальная.

Современные дошкольники 5–7лет хорошо ориентируются в социальных категориях, в целом направлены на простые человеческие качества, такие как доброта, забота, внимание, защита, дружба. Дети оценивают сверстника по личностным качествам и свойствам и по достижениям в деятельности. Представления о человеке, о том, кто он есть, — один из самых сложных моментов для современных детей.

Современный ребенок стремится к установлению разнообразных содержательных связей с миром близких взрослых и обществом сверстников. Дети преимущественно ориентированы на созидательность, гуманистические, доброжелательные отношения с окружающими людьми. Для их мироощущения важны устойчивость, надежность и доброта отношений, это придает дошкольникам социальную уверенность, стимулирует проявления активности и самостоятельности.

Проявление негативных, деструктивных черт в поведении окружающих негативно оцениваются всеми детьми.

Современный старший дошкольник проявляет особый интерес к взрослым, родителям, педагогам. Ограничение возможности постоянного и содержательного личностного, делового и познавательного общения со взрослыми в семье и детском саду становится причиной острых переживаний ребенка.

Отношения современного дошкольника со сверстниками регулируются комплексом личных, деловых, познавательных мотивов, имеющих разную индивидуальную выраженность у детей. Дошкольники преимущественно оценивают сверстника по его эмоционально-личностным проявлениям и качествам (дружелюбие, открытость контактам, доброта, щедрость, приветливость и пр.) и его достижениям в деятельности.

Вместе с тем у части детей выявлена недостаточная ориентация в комплексе

качеств, обеспечивающих дружеское общение в среде сверстников, что не в полной мере соответствует возможностям социального развития в старшем дошкольном возрасте.

Совместные игры со сверстниками сохраняют свою традиционную привлекательность для современного дошкольника. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. Задача состоит в обогащении игровой палитры ребенка новыми современными играми и игрушками, интерес к которым проявляют многие дети.

 Типичны для детей ориентация на свою семью, выраженная потребность в том, чтобы у ребенка были мама и папа, другие родственники, понимание того, что невозможно жить без них. Дети ориентируются в будущем на хорошую, полную, благополучную семью. В оценке своих родителей дети беспристрастны и искренни. Результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что чем меньше город, тем более выражены ориентиры детей на ценности семейных взаимоотношений.

Как показали результаты, наибольшее удовольствие во взаимодействии с ребенком родителям доставляют достижения его развития, изменения, происходящие с ним. Также удовольствие при взаимодействии с ребенком доставляют эмоции, чувства ребенка, разнообразие его проявлений. Важно подчеркнуть, что для современных родителей оказалось легче материально обеспечить ребенка, но гораздо сложнее — быть интересным для ребенка, строить с ним партнерские отношения.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети знают города, в которых они живут, и совершенно точно знают свою страну. Они имеют разнообразные и глубокие представления о своем городе, знают его особенности и даже недостатки. О России у детей более скромные представления, хотя дети неплохо ориентируются в своей стране, знают, что она большая, что в ней живет много людей, что есть президент, другие города с другим климатом, морем, солнцем, есть люди, непохожие на русских людей по внешнему виду. В оценке людей других национальностей дети сориентированы на внешние признаки и характер деятельности, это в целом присущая детям стратегия оценки других. Толерантность к национальностям у старших дошкольников есть, но она не является осознанной. В целом отношение детей к своим городам можно охарактеризовать как типично созидательное, дети стремятся сделать свой город лучше, чище, красивее, приятнее, удобнее и совершеннее.

Современному ребенку присущи разнообразие и широта взглядов на мир. Социальная ориентация в жизни ребенка позволяет ему к шести годам неплохо разбираться в окружающем мире, понимать его самобытность и разнообразие. Дети хотят учиться в школе, понимают, что образование тесно связано с их будущим, знания необходимы для работы. Образование для современного дошкольника имеет прикладной характер, что отражает тривиальные, обыденные взгляды на образование большинства людей в обществе. Дети российских городов показывают хорошую ориентацию в мире материальных ценностей, значимыми для них становятся компьютер, игрушки, телефон и телевизор. В детской субкультуре наблюдается колоссальное разнообразие, сегодня она шире, чем традиционная классификация содержания субкультуры дошкольников, предложенная взрослыми. Существенно обновился «секретный мир» детства, его необходимо тщательнее и подробнее изучать, чтобы правильно интерпретировать и понимать.

Таким образом, современная дошкольная педагогика находится в движении; включенная в общую систему развития современного научного педагогического знания, она разрабатывает теоретические основы дошкольного образования как педагогического процесса, основываясь на уникальности и самобытности дошкольного периода детства, результатах научных исследований и педагогического опыта.

Существуют следующие пути достижения результата успешного выпускника ДОУ

- Создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

- Использование новых современных инновационных образовательных технологий.

- оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.

Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующе области:

-Социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно- эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие направленно на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и   сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Познавательное развитие предполагает:

  • Развитие интересов детей, любознательности, и познавательной мотивации; формирование познавательной деятельности, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете земля как общем доме людей, об особенностях её природы многообразии стран и народов мира.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

  • двигательный, в том числе связанный с выполнением упранений, направленых на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
  • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развития равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений ( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
  •  формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, о владении подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, в двигательном режиме, закаливании. При формировании полезных привычек и др.)

Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  •  обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  •  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно –эстетическое развитие предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  •  формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  •  стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и т.д.)

Таким образом портрет старшего дошкольника выглядит так:

  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
  • Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  • Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребёнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.        Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  •   Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

           В портрете выпускника отражаются качества личности ребёнка и степень их сформированности.

Вывод: под социальным портретом выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представление о наиболее важных качествах личности ребёнка.


Список литературы

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.:

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии СПб 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет выпускника.

Выступление на методическом объединение. Дать краткую характеристику каким должен быть выпускник при выходе из детского сада. ...

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС

Сравнительня таблица "Портет выпускника детского сада в соответствии с ФГТ и ФГОС"...

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС

Сравнительня таблица "Портет выпускника детского сада в соответствии с ФГТ и ФГОС"...

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС

Сравнительня таблица "Портет выпускника детского сада в соответствии с ФГТ и ФГОС"...

доклад «Портрет выпускника детского сада.

доклад «Портрет выпускника детского сада....

Портрет выпускника

Психологическая  характеристика ребенка на пороге поступления в школу....

Социальный портрет выпускника ДОУ

Социальный портрет выпускника ДОУ...