Мышление дошкольника
статья на тему
Особенности развития мышления в период старшего дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мышления к абстрактно-логическому от конкретною к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Мышление дошкольников
Особенности развития мышления в период старшего дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мышления к абстрактно-логическому от конкретною к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.
Словесно-логические операции определяют содержательную характеристику интеллектуальной деятельности.
Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению.
Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению.
Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, учится пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий обозначающих отношения и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее, обычно относится уже к началу школьного обучения. Н.Н. Поддьяков специально изучал, как происходит у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления. Он выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста:
1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане,
преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.
2. В процесс решения задачи ребенком уже включена речь, но она
используется им только для называния предметов, с которыми он
манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-
прежнему решает задачи руками и глазами, хотя в речевой форме им уже
может быть выражен и сформулирован результат выполненного
практического действия.
3. Задача решается в образном плане через манипулирование
представлениями объектов. Здесь, вероятно, осознаются и могут быть
словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на
преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи.
Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечной
(теоретической) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает
элементарная форма рассуждений вслух, не отделенного еще от выполнения
реального практического действия, но уже направленного на теоретическое
выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.
- Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе опыт, накопленные знания в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.
- Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.
Важный вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым в процессе исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствование мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в структурные уровни организации процесса мышления и выступают как функциональные ступени решения творческих задач. При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Иными словами, детский интеллект уже в дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены, и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Структура мышления у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:
1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности.
2) Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать,
программировать и контролировать психическую деятельность.
3) Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций
анализа и синтеза.
Поскольку объяснение того, что ребенок видит, предполагает возможность представить себе другую ситуацию, в которой мышление ребенка включает и его воображение. Воображение детей старшего дошкольного возраста - это психический познавательный, преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта.
Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности.
Развитие мышления ребенка совершается в двух планах – непосредственно в действенном плане и в плане речевом. Оба эти плана, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Развитие мышления в действенном плане, все более разумное оперирование вещами является и предпосылкой и результатом развития речевого мышления; обусловливая развитие речевого мышления, все более разумная практическая деятельность ребенка в свою очередь развивается под его воздействием.
В течение дошкольного периода обобщения у ребенка проходят довольно значительный путь развития.
Дошкольники начинают обобщать предметы и явления не только по внешним, но и по внутренним, существенным признакам и особенностям.
Мышление приобретает у дошкольника характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами.
Знакомясь с новыми фактами, сообразуясь с явлениями действительности, ребёнок-дошкольник научается рассуждать более или менее последовательно, избегая ошибок и противоречий.
Он также может сравнивать, сопоставлять между собой не только конкретные предметы, но и понятия. Например, старший дошкольник может рассуждать по поводу того, какое различие существует между дикими и домашними животными, между растениями и животными и т. д.
Характерной особенностью мышления дошкольников является его конкретный, образный характер. Хотя дошкольник может уже мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает и с которыми он в данный момент практически не действует, но в своих рассуждениях он опирается не на отвлечённые, абстрактные положения, а на наглядные образы конкретных, единичных предметов и явлений.
Данные наблюдения за детьми говорят о том, что ребенок рано начинает делать "выводы". Было бы неправильно отрицать у детей дошкольного и даже, может быть, младшего дошкольного возраста, возможность делать некоторые "умозаключения"; но было бы совершенно неосновательно приравнивать их к умозаключениям взрослых, в частности к тем формам умозаключения, которыми пользуется научное знание.
Для характеристики специфической формы этих детских умозаключений, господствующей в дошкольном возрасте, В.Штерн ввел термин трансдукция, отличающий ее как от индукции, так и от дедукции. Трансдукция – это умозаключение, переходящее от одного частного или единичного случая к другому частному или единичному случаю, минуя общее.
Сначала некоторая мыслительная работа – обобщения, классификации и т.п. – совершалась более или менее автоматически. Когда ребенок начинает осознавать нарушение привычного порядка, наталкивается на противоречия, вопросы, проблемы, нужна уже активная мыслительная деятельность, для того чтобы сознательно их разрешить. И эти активные процессы сознательного обдумывания, размышления, рассуждения, которыми владеет дошкольник, включают уже все стороны, моменты, аспекты мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры на развитие конструктивных умений и мышления дошкольников"
Презентация "Игры на развитие конструктивных умений и мышления дошкольников"...

Игры с использованием методов активизации мышления дошкольников
Предлагаю игры, которые можно широко использовать в активизации мышления дошкольников. Игры позволяют развивать детей не навязчиво, проводить занятия с интересом....
презентация " Влияние игр и упражнений на развитие логического мышления дошкольников"
" Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. В.А.Сухомлинский...

Диагностика мышления дошкольников и игры на развитие мышления
Вашему вниманию представлен пример диагностики мышления у дошкольников и игры на развитие мышления...

Консультация для родителей Развиваем мышление дошкольников ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Консультация для родителейРазвиваем мышление дошкольниковИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯМышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, нераз...

«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников
В материале рассказывается об опыте использования в работе с детьми подготовительной группы методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...

Выступление на методическом объединении на тему «Развитие экономического мышления дошкольников и повышение уровня финансовой грамотности дошкольников с помощью игр и практик»
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта ра...
