Мышление дошкольника
статья на тему

Именитова Татьяна Александровна

Особенности развития мышления в период старшего дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мышления к абстрактно-логическому от конкретною к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie_doshkolnikov.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мышление дошкольников

Особенности развития мышления в период старшего дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мышления к абстрактно-логическому от конкретною к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.

Словесно-логические операции определяют содержательную характеристику интеллектуальной деятельности.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению.

Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному   и   в   конце   периода   к   словесному   мышлению.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, учится пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий   обозначающих отношения   и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее, обычно относится уже к началу школьного обучения. Н.Н. Поддьяков специально изучал, как происходит у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления. Он выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста:

1.        Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане,
преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.

2.        В процесс решения задачи ребенком уже включена речь, но она
используется им только для называния предметов, с которыми он
манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-
прежнему решает задачи руками и глазами, хотя в речевой форме им уже
может быть выражен и сформулирован результат выполненного
практического действия.

3.        Задача решается в образном плане через манипулирование
представлениями объектов. Здесь, вероятно, осознаются и могут быть
словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на
преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи.
Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечной
(теоретической) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает
элементарная форма рассуждений вслух, не отделенного еще от выполнения
реального практического действия, но уже направленного на теоретическое
выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.

  1. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе опыт, накопленные знания в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.
  2. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.

Важный вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым в процессе исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствование мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в структурные уровни организации процесса мышления и выступают как функциональные ступени решения творческих задач. При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Иными словами, детский интеллект уже в дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены, и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Структура мышления у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:

1)        Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности.

2)        Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать,
программировать и контролировать психическую деятельность.

3)        Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций
анализа и синтеза.

Поскольку объяснение того, что ребенок видит, предполагает возможность представить себе другую ситуацию, в которой  мышление ребенка включает и его воображение. Воображение детей старшего дошкольного возраста - это психический познавательный, преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта.

Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности.

Развитие мышления ребенка совершается в двух планах – непосредственно в действенном плане и в плане речевом. Оба эти плана, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Развитие мышления в действенном плане, все более разумное оперирование вещами является и предпосылкой и результатом развития речевого мышления; обусловливая развитие речевого мышления, все более разумная практическая деятельность ребенка в свою очередь развивается под его воздействием.

В течение дошкольного периода обобщения у ребенка проходят довольно значительный путь развития.

Дошкольники начинают обобщать предметы и явления не только по внешним, но и по внутренним, существенным признакам и особенностям.

Мышление приобретает у дошкольника характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами.

Знакомясь с новыми фактами, сообразуясь с явлениями действительности, ребёнок-дошкольник научается рассуждать более или менее последовательно, избегая ошибок и противоречий.
Он также может сравнивать, сопоставлять между собой не только конкретные предметы, но и понятия. Например, старший дошкольник может рассуждать по поводу того, какое различие существует между дикими и домашними животными, между растениями и животными и т. д.

Характерной особенностью мышления дошкольников является его конкретный, образный характер. Хотя дошкольник может уже мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает и с которыми он в данный момент практически не действует, но в своих рассуждениях он опирается не на отвлечённые, абстрактные положения, а на наглядные образы конкретных, единичных предметов и явлений.

Данные наблюдения за детьми говорят о том, что ребенок рано начинает делать "выводы". Было бы неправильно отрицать у детей дошкольного и даже, может быть, младшего дошкольного возраста, возможность делать некоторые "умозаключения"; но было бы совершенно неосновательно приравнивать их к умозаключениям взрослых, в частности к тем формам умозаключения, которыми пользуется научное знание.

Для характеристики специфической формы этих детских умозаключений, господствующей в дошкольном возрасте, В.Штерн ввел термин трансдукция, отличающий ее как от индукции, так и от дедукции. Трансдукция – это умозаключение, переходящее от одного частного или единичного случая к другому частному или единичному случаю, минуя общее.

Сначала некоторая мыслительная работа – обобщения, классификации и т.п. – совершалась более или менее автоматически. Когда ребенок начинает осознавать нарушение привычного порядка, наталкивается на противоречия, вопросы, проблемы, нужна уже активная мыслительная деятельность, для того чтобы сознательно их разрешить. И эти активные процессы сознательного обдумывания, размышления, рассуждения, которыми владеет дошкольник, включают уже все стороны, моменты, аспекты мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры на развитие конструктивных умений и мышления дошкольников"

Презентация "Игры на развитие конструктивных умений и мышления дошкольников"...

Игры с использованием методов активизации мышления дошкольников

Предлагаю игры, которые можно широко использовать в активизации мышления дошкольников. Игры позволяют развивать детей не навязчиво, проводить занятия с интересом....

презентация " Влияние игр и упражнений на развитие логического мышления дошкольников"

" Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.    В.А.Сухомлинский...

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольниковЛогическое мышление детей существенно отличается от логического мышления взрослого человека. Современные психологи...

Развитие логического мышления дошкольников в организованной деятельности

методическая разработка  для  использования   в  работе   при  организации математического  развития старших  дошкольников...

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

Игровые комплексы для развития логического мышления дошкольников

Игры для развития логического мышления дошкольников...