Рабочая программа Элективного курса "Шахматы"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Щепкина Надежда Александровна

Актуальность

Очень часто педагогам детских садов  приходится отвечать на вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?

Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А. В. Запорожец. Веское авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания для популяризации обучения интеллектуальным играм в дошкольном возрасте. Анализ истории шахмат, позволяет отметить, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Капабланка, Карпов, Керес,  Решевский,  Агзамов - в 4 года,  Стейниц,  Эйве,  Гаприндашвили, Чибурданидзе - в 5 лет, Каспаров, Спасский, Фишер - в 6-летнем возрасте, Алехин, Таль - к 7 годам.

Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Борису Спасскому, Анатолию Карпову и Гари Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.

Это подтверждается и многолетним практическим опытом: российским и зарубежным.

Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В ваших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир. Даже если знакомство вашего малыша с Шахматной страной ограничится этими занятиями, не беда – развивающий эффект процесса обучения древней игре несомненен.

Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне доступном для ребенка.

Занятия шахматами в детском саду помогут детям лучше усвоить учебные предметы в школе. Например, с такими понятиями как «центр», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» и другими дети познакомятся в детском саду раньше, чем на уроках математики или геометрии в школе. Шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет детям в школе решать математические задачи любой сложности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_shahmatam.docx363.72 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\win7\Desktop\титульный.jpeg

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Рабочая программа элективного курса «Шахматы»

Направление

Познавательное развитие

Классификация

По времени реализации – 2 года

По форме организации - кружковая

По возрастным особенностям – для детей от 5 до 7 лет

Составитель программы

Щепкина Надежда Александровна

Название учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 57 «Одуванчик» г. Нерюнгри

Адрес учреждения

Республика Саха/Якутия/ г.Нерюнгри пр.Мира 1\1

Целевая группа

Дети дошкольного возраста  от 5 до 7 лет

Цель программы

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы.

Задачи программы

  1. Образовательная: Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.
  2. Воспитательная: Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер, формирование адекватной самооценки, самообладания, воспитание, уважения к чужому мнению, привитие устойчивого интереса детей к занятиям по шахматам; воспитание важных личностных качеств(усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, воля к победе).
  3. Общеразвивающая: Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Формирование системного и конкретного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого воображения, развитие умений производить логические операции, развитие навыков самостоятельной работы, формирование творческих качеств личности.

Методическое обеспечение

  1. Александра Костенюк, Наталия Костенюк «Как научить шахматам». Дошкольный шахматный учебник. Изд. «Russian chess house», М:2008
  2. И.Г. Сухин. «Удивительные приключения в шахматной стране». Занимательное пособие для родителей и учителей. Москва.Изд. Поматур, 2000
  3. Ильин Е. «Приключение пешки».
  4. В. Касаткина «Шахматная тетрадь». ООО»Дайв», 2009

Периодичность

1 раз в неделю во второй половине дня

Продолжительность

20-30 минут

Количество детей

Индивидуально и со всей группой

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка                                                                          4
  2. Учебно - тематическое планирование                                                 16
  3. Содержание программы                                                                        17
  4. Заключение                                                                                             30
  5. Литература                                                                                              32

Приложение 1. Дидактические игры и игровые задания                   33

          Приложение 2. Глоссарий                                                                     37

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Очень часто педагогам детских садов  приходится отвечать на вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?

Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А. В. Запорожец. Веское авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания для популяризации обучения интеллектуальным играм в дошкольном возрасте. Анализ истории шахмат, позволяет отметить, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Капабланка, Карпов, Керес,  Решевский,  Агзамов - в 4 года,  Стейниц,  Эйве,  Гаприндашвили, Чибурданидзе - в 5 лет, Каспаров, Спасский, Фишер - в 6-летнем возрасте, Алехин, Таль - к 7 годам.

Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Борису Спасскому, Анатолию Карпову и Гари Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.

Это подтверждается и многолетним практическим опытом: российским и зарубежным.

Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В ваших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир. Даже если знакомство вашего малыша с Шахматной страной ограничится этими занятиями, не беда – развивающий эффект процесса обучения древней игре несомненен.

Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне доступном для ребенка.

Занятия шахматами в детском саду помогут детям лучше усвоить учебные предметы в школе. Например, с такими понятиями как «центр», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» и другими дети познакомятся в детском саду раньше, чем на уроках математики или геометрии в школе. Шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет детям в школе решать математические задачи любой сложности.

Цель программы:

Развитие интеллектуальных способней детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы.

Задачи:

  1. Образовательная:

Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

  1. Воспитательная:

Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер, формирование адекватной самооценки, самообладания, воспитание уважения к чужому мнению, привитие устойчивого интереса детей к занятиям по шахматам; воспитание важных личностных качеств (усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, воля к победе).

  1. Общеразвивающая:

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства, развитие мотивации к познанию; создание условий для развития творческого потенциала посредством обучения игры в шахматы; формирование системного и конкретного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого воображения; развитие умений производить логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); развитие навыков самостоятельной работы; формирование эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства; формирование творческих качеств личности (быстроты, гибкости, оригинальности, точности).

Особенности содержания программы

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.        

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания различных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним (приложение 1), дается  примерный вариант распределения программного материала. Также предлагается перечень основных терминов, глоссарий, с которыми можно познакомиться (приложение 2).

Программой предусматривается 33 занятия (одно занятие в неделю). Данный курс включает шесть разделов: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из начального положения». На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том,  что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.  

Программа второго года обучения  предусматривает 33 занятия, по одному занятию в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.

Важным моментом в овладении шахматными основами становится умение ставить мат.

Данный курс включает пять разделов: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала». Шахматный материал закрепляется большим количеством дидактических заданий и игр.

Чтобы почувствовать красоту и очарование игры в шахматы, ребенок должен твердо усвоить сравнительную силу фигур. Если, например, он не знает, что ладья сильнее слона (в большинстве позиций), и поэтому, как правило, ладью невыгодно отдавать за слона, то он никогда не ощутит то творческое волнение, когда обыденное приносится в жертву неординарному, и более сильная фигура идет под удар менее ценной.

Сначала дети должны понять, что преимущества в одну фигуру чаще всего достаточно для победы и что стремление к материальному перевесу – разумная стратегия (при прочих равных условиях). Только затем следует показывать детям эффектные исключения из правил (когда маленький шахматный отряд одолевает превосходящее войско неприятеля). Это объясняет структуру курса, в котором дети сначала учатся реализовывать огромное материальное преимущество (мат ферзем и ладьей, мат двумя ладьями, мат ферзем, мат ладьей) и получают элементарные навыки согласования взаимодействия своих фигур при постановке мата.

Программный материал второго года обучения несколько сложнее, чем материал первого года, так как если раньше нужно было просто усвоить элементарные правила шахматной игры и возможности каждой отдельной фигуры, то теперь ребята должны почувствовать, как фигуры взаимодействуют между собой при защите, атаке, постановке мата.

Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет группы общеразвивающей направленности, срок реализации 2 года. Занятия по шахматам проводятся 1 раз в неделю, длительностью:

старшая группа – 25 минут,

подготовительная группа - 30 минут.

Пути, средства, методы достижения цели

Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с постепенным расширением теоретических знаний, практических умений и навыков.

Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: 

  • принцип психологической комфортности - создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  • принцип mini-max - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности/

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы обучения

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

  1. При знакомстве с шахматными фигурами
  2. При изучении шахматной доски
  3. При обучении правилам игры
  4. При реализации материального перевеса

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребенок овладевает тактическим арсеналом шахмат. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично - поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства дошкольника (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения

  1. Практическая игра
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов
  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения
  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки
  5. Участие в турнирах и соревнованиях

Результаты образовательной деятельности

  • Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности;
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре;
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Педагогический контроль

Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального  развития ребёнка.  

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.  

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке.

Виды контроля

  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
  • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие;
  • итоговый контроль  проводится в конце каждого учебного года, в форме блиц - опроса, для определения уровня освоенных навыков, а также для определения объема освоенных теоретических знаний.

Основные формы организации детского коллектива

  • подгрупповые тренировки;
  • малыми подгруппами (парами) ;
  • тренировки по индивидуальным планам.

Результаты и достижения воспитанников

  • спортивные соревнования и матчевые встречи различного уровня;
  • спортивно - массовые мероприятия.

Предполагаемые результаты:

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять «шах», «мат»;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

К концу второго года обучения дети должны знать:

  • шахматные правила FIDE;
  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • правильно вести себя за доской;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

Методические рекомендации

После окончания курса начальной подготовки, когда юные шахматисты уже имеют понятия о шахматной игре, необходимо, опираясь на полученные знания, совершенствовать их подготовку.

При написании программы многолетняя подготовка рассматривается как единый педагогический процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:

  1. строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;
  2. неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;
  3. непрерывное совершенствование спортивной техники;
  4. неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;
  5. правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания;
  6. осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.

На занятиях по шахматам в группах начальной подготовки применяются разнообразные методы и формы, которые вводят детей в удивительный мир деревянных королей. Широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки, занимательные задания, головоломки.

Оборудование

  • магнитная демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами - 1 штука;
  • шахматные часы - 2 штуки;
  • комплекты шахматных фигур с досками - 10-12 штук.

Введение нового  шахматного материала закрепляется с помощью разнообразных дидактических игр.

Материально – техническое обеспечение

  • таблицы к различным турнирам;
  • раздаточные материалы для тренинга;
  • вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
  • словарь шахматных терминов;

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения - старшая группа

Кол-во занятий -33

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

 Шахматная доска

50 мин.

1ч 15 мин.

2 ч 5 мин.

2

Шахматные фигуры

30 мин.

20 мин.

50 мин.

3

Начальная расстановка фигур

20 мин.

30 мин.

50 мин.

4

Ходы и взятие фигур

2 ч 40 мин.

4 ч

6 ч. 40 мин.

5

Цель шахматной партии

1 ч

1 ч 30 мин.

2ч 30 мин.

6

Игра всеми фигурами из начального положения

20 мин.

30 мин.

50 мин.

ИТОГО

5 ч 40 мин.

8 ч 5 мин.

13 ч 45 мин.

2 год обучения – подготовительная группа

Кол-во занятий -33

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

История развития шахмат

20 мин.

40 мин.

2

Шахматная нотация

1 ч

2 ч

3 ч

3

Ценность шахматных фигур

40 мин.

1 ч 20 мин.

2 ч

4

Техника матования одинокого короля

40 мин.

1 ч 50 мин.

2 ч 30 мин

5

Достижение мата без жертвы материала

20 мин.

40 мин.

1 ч

6

Шахматная комбинация

2 ч

4 ч

6 ч.

7

Итоговое занятие

20 мин.

40 мин.

1 ч

Городские соревнования

1 ч 30 мин.

1 ч 30 мин

ИТОГО

5 ч 20 мин.

12ч 40 мин

18 ч

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

РАЗДЕЛ 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Тема 1. «В стране шахматного королевства»

Цель: Познакомить детей с понятием «Шахматная игра, способствовать развитию интереса к игре в шахматы.

Тема 2. «Волшебная доска»

Цель: Познакомить с новыми понятиями – «шахматная доска», «белые и черные поля, чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски.

Беседа с детьми

Игры-задания

   

Тема 3. «Волшебная доска» (продолжение темы)

Цель: Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями горизонтальная и вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

Игры - задания:

  • Показать любую вертикаль на шахматной демонстрационной доске;
  • Расставить фишки по любой из вертикалей на шахматной доске;
  • Нарисовать вертикальную линию.

Тема 4. «Волшебная доска» (продолжение темы)

Цель: Повторить понятие горизонтальных и вертикальных линий, познакомить с новым понятием: «диагональ». Начать знакомство с шахматным алфавитом, упражняться в нахождении «адреса» шахматного поля.

Закреплять полученные знания с помощью игр-заданий. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.        

Игры:

  • Горизонталь;
  • Вертикаль;
  • Игра с квадратами;
  • Индивидуальная работа: нарисовать вертикаль и горизонталь;
  • «Какой буквы не хватает» ;
  • «Шахматное лото» ;
  • «Почта».

Тема 5. «Волшебная доска». Обобщающее занятие

Цель: Повторить и закрепить знания о шахматной доске – горизонтали, вертикали, белые и черные поля, чередование полей, шахматный алфавит, шахматная нотация.        Работа парами за шахматной доской.

            Индивидуальная работа:

  • Раскрасить шахматные «дорожки»;
  • Написать буквы шахматного алфавита;
  • Графический диктант.

РАЗДЕЛ 2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Тема 6. «Шахматные фигуры»

Цель: Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.        

Игры - задания:

  • «Найди фигуру»;
  • «Угадай-ка»;
  • «Кто быстрее».

Тема 7. «Шахматные фигуры» (продолжение темы)

Цель: Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр - заданий.        

Иры - задания:

  • «Чудесный мешочек»;
  • «Белые и черные» ;
  • «Снежный ком» ;
  • «Какой фигуры не стало».

РАЗДЕЛ 3 НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

Тема 8. «Начальное положение»

Цель: Познакомить детей с новыми понятиями: « начальное положение или  начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.        

Игры - задания:

  • «Путаница»;
  • «Что пропало?» ;
  • «Чудесный мешочек».

Тема 9. «Начальное положение» (продолжение темы)

Цель: Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Формировать навык самоконтроля и самооценки.        

Блиц-опрос по пройденной теме

РАЗДЕЛ 4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

Тема 10. «Шахматная фигура Ладья»

Цель: Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

Индивидуальная работа, творческое задание

Тема 11. «Шахматная фигура Ладья» (продолжение темы)

Цель: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.        

Тема 12. «Шахматная фигура Ладья» (игровая практика)

Цель: Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать  взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.

Разыгрывание позиций

Тема 13. «Шахматная фигура Ладья» (итоговое занятие)

Цель: Повторить и закрепить данные детям знания о шахматной фигуре «Ладья» - место ладьи в начальной позиции, ход, взятие, решение простейших шахматных задач.        

Индивидуальная работа

Работа парами за шахматной доской

Тема 14. «Шахматная фигура Слон»

Цель: Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.

Индивидуальная работа

Творческое задание

Тема 15. «Шахматная фигура Слон» (продолжение темы)

Цель: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернопольные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.        

Игры - задания:

  • «Цепочка»;
  • «Самая короткая дорожка»;
  • «Лабиринт».        

Тема 16. «Ладья против слона» (игровая практика)

Цель: Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.

Игры - задания:

  • «Атака неприятельской фигуры»;
  • «Двойной удар»;
  • «Взятие»;
  • «Защита».

Тема 17. «Ладья против слона» (игровая практика)

Цель: Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать определенным правилам во время шахматной партии  - делать ходы поочередно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Работа парами «Разыгрывание позиций»

Тема 18. «Шахматная фигура Ферзь»

Цель: Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.        

Индивидуальная работа.

Дидактические игры-задания:

  • «Цепочка»;
  • «Самая короткая дорожка».

Тема 19. «Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)

Цель: Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Игра - задание «Разыгрывание позиции»

Тема 20. «Шахматная фигура Конь»

Цель: Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие. Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

Творческое задание.

Индивидуальная работа

Тема 21. «Шахматная фигура Конь» (игровая практика)

Цель: Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

Игры-задания:

  • «Атака неприятельской фигуры»
  • «Двойной удар»;
  • «Взятие»;
  • «Защити свою фигуру»;
  • «Выиграй фигуру».

Тема 22. «Шахматная фигура Пешка»

Цель: Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.

Игра «Цепочка»

Творческое задание

Тема 23.        «Шахматная фигура Пешка» (продолжение темы)

Цель: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием – «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

Игры-задания:

  • «Атака неприятельской фигуры»;
  • «Двойной удар»;
  • «Взятие»;
  • «Защити свою фигуру»;

Индивидуальная работа

Тема 24. «Шахматная фигура Король»

Цель: Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.

Индивидуальная работа.

Творческое задание.

Тема 25. «Шахматная фигура Король» (продолжение темы)

Цель: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие – «контролируемое поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.        

Индивидуальная работа.

Дидактические игры-задания:

  • «Цепочка»;
  • «Самая короткая дорожка».

Блиц - опрос

РАЗДЕЛ 5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

Тема 26. «Шах»

Цель: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.

Игры-задания

Тема 27. «Шах и мат»

Цель: Вспомнить значение понятия «шах» Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.        

Индивидуальные игры-задания

Тема 28. «Мат в один ход»

Цель: Вспомнить значение понятия «мат». Познакомить с новым понятием – «мат в один ход». Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

Практические задания

Тема 29. «Ничья и пат»

Цель: Познакомить детей с новыми понятиями - «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.        

Игры - задания.

Индивидуальная работа.

Тема 30. «Ничья и пат» (продолжение темы)

Цель: Вспомнить значение понятия «ничья», в каких случаях в шахматной партии может быть ничья, повторить данные ситуации на примере шахматных позиций. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

Карточки диаграммы.

Тема 31. «Рокировка»

Цель: Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр - заданий.

Игры - задания

РАЗДЕЛ 6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

Тема 32. «Шахматная партия»

Цель: Познакомить детей с новыми понятиями - «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.

Дидактические игры - задания

Тема 33. «Шахматная партия» (продолжение темы)

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов.

Познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат», закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.

Блиц - опрос

Игровая практика

2 год обучения

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШАХМАТ

Тема I. «Краткая история шахмат»

Цель: Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

РАЗДЕЛ 2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ

Тема 2. «Шахматная нотация»

Цель: Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Дидактические игры и игровые задания.

  • «Назови вертикаль»;
  • «Назови горизонталь»;
  • «Назови диагональ»;
  • «Какого цвета поле?»;
  • «Кто быстрее»;
  • «Вижу цель»;
  • «Диагональ».

РАЗДЕЛ 3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР

Тема 3. «Ценность шахматных фигур»

Цель: Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

Дидактические игры и игровые задания.

  • «Кто сильнее?»;
  • «Обе армии равны»;
  • «Выигрыш материала»;
  • «Защита».

РАЗДЕЛ 4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ

Тема 4. «Техника матования одинокого короля»

Цель: Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические игры и игровые  задания.

  • «Шах или мат»;
  • «Мат или пат»;
  • «Мат в один ход»;
  • «На крайнюю линию»;
  • «В угол»;
  • «Ограниченный король.

РАЗДЕЛ 5. ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА

Тема 5. «Достижение мата без жертвы материала»

Цель: Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

Дидактические игры и игровые задания.

  • «Объяви мат в два хода»;
  • «Защитись от мата».

РАЗДЕЛ 6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Тема 6. «Шахматная комбинация»

Цель: Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального деревеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и

Дидактическое задание  

  • «Объяви мат в два хода»;
  • «Выигрыш материала»;
  • «Проведи пешку в ферзи»;
  • «Сделай ничью»;
  • «Проведи комбинацию».

Тема 7. Итоговое занятие.

Цель: Повторение программного материала в форме конкурсов, мини-соревнований, турниров.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.

Шахматы - это гармоничный сплав спорта, науки и искусства. Игра, привлекающая к себе внимание миллионов людей на планете. Дело занимательное, увлекательное.

Шахматы - это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Из опыта работы знаю, что ребята, играющие в шахматы, обладают высокой обучаемостью. Игра в шахматы способствует развитию личности  ребенка, формированию его творческих способностей, воспитанию важных личностных качеств. Дети способны к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Занятия шахматами развивает у детей логичность и последовательность мышления, умение анализировать, а также укрепляет характер. Ребята становятся сосредоточеннее, лучше запоминают, сравнивают, предвидят результат, планируют свою деятельность, поэтому необходимо начинать всеобуч дошкольников.

Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства.

Президент Международной шахматной федерации К. Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».

Занятия по шахматам в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.  

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих дошкольников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Мы все – одна семья».

  1. ЛИТЕРАТУРА

  1. Александра Костенюк, Наталия Костенюк «Как научить шахматам». Дошкольный шахматный учебник. Изд. «Russian chess house», М:2008
  2. И.Г. Сухин. «Удивительные приключения в шахматной стране». Занимательное пособие для родителей и учителей. Москва.Изд. Поматур, 2000
  3. Ильин Е. «Приключение пешки».
  4. В. Касаткина «Шахматная тетрадь». ООО»Дайв», 2009

Приложение 1

Дидактические игры и игровые задания.

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

         «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

         «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

         «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

         «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

         «Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Мешочек». Ребята по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,

не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой

маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.

Приложение 2

Глоссарий

Анализ - метод изучения позиции. Включает в себя разбор вариантов, выявление возможностей сторон, оценку последствий при различных продолжениях.

Атака - решительные наступательные действия, прямое нападение.

Белопольный слон - слон, перемещающийся по диагоналям белого цвета.

Большая диагональ - чернопольная линия al-h8 и белопольная a8-hl.

Вертикаль - ряд из восьми чередующихся по цвету полей, идущий от одного партнера к другому.

Вечный шах - повторяющиеся шахи, которых нельзя избежать.

Взятие - ход на поле, занятое неприятельской фигурой. Сопровождается снятием ее с доски. Особый случай — взятие на проходе (см. ниже).

Вилка - одновременное нападение фигуры на два и более равноудаленных
неприятельских объекта. Частный случай двойного (тройного) удара. Выделяют коневую и пешечную.

Двойное нападение - одновременная атака фигурой двух неприятельских объектов с угрозой взятия.

Дебют (начало) - вступительная стадия партии. Характеризуется развитием фигур, определением пешечной структуры, положения королей, созданием условий для последующих действий. Предшествует миттельшпилю.

Диагональ - линия на шахматной доске, образуемая смежными полями одного цвета. Соответственно называется белой либо черной.

Длинная рокировка - рокировка в сторону ферзевого фланга.

Единственный ход - ход, обязательный из-за отсутствия либо явной неприемлемости других. Часто является вынужденным.

Жертва - намеренная отдача противнику материала с целью получения определенных выгод. Является средством вынуждения. Бывает комбинационной (элемент форсированной тактической операции) и позиционной (выгодно меняющей условия борьбы), строго обоснованной, рассчитанной и интуитивной.

Инициатива - активность в использовании каких-либо выгод: лучшего развития фигур, перевеса в силах на фланге, контроля над центром, уязвимости неприятельского короля, слабостей в пешечной структуре противника и др. Является разновидностью преимущества.

Качество - специфический шахматный термин, означающий разницу абсолютной силы (ценности) ладьи и легкой фигуры.

Кодекс (шахматный) - свод правил игры и проведения соревнований.

Комбинация - совокупность координированных действий, посредством которых форсируется реализация тактических действий.

Короткая рокировка - рокировка в сторону королевского фланга.

Лишняя фигура - конь или слон как материальное преимущество. В других случаях говорят конкретно о «лишнем ферзе», «лишней ладье», «лишних пешках».

Малый центр - квадрат шахматной доски, образуемый полями d4, d5, е4, е5.

Мат - неотразимое нападение на короля. При мате он не может уклониться или быть прикрытым от удара, исключается и защита взятием атакующей фигуры (другими словами, мат - это шах, от которого нет защиты). Слово арабского происхождения - («умер»). Мат королю - это конец шахматной партии, конец игры.

Материальное преимущество - превосходство одной из сторон в силах: на пешку, качество, фигуру и т.д.

Матовая угроза - опасность неотразимого нападения на короля. В шахматных композициях - угроза мата на следующем ходу.

Миттельшпиль - середина игры, центральная стадия шахматной партии.

Нападение - ход с шахом, угрозой взятия.

Невозможный ход - ход, выполненный с нарушением правил игры. При обнаружении невозможного хода до окончании партии восстанавливается положение, в котором он был сделан. Затем игра продолжается с применением статьи Кодекса «Прикосновение к фигуре». Если воссоздать позицию не удается, партия аннулируется и подлежит переигрыванию. В случае, когда невозможный ход обнаруживается после окончания партии, результат остается в силе.

Ничья - результат партии, в которой не оказалось победителя. Партнеры получают по пол-очка.

Открытая линия - линия, свободная от пешек.

Партия - 1. Игра от начальной позиции до результата. Совокупность всех ходов в их последовательности, сделанных на доске белыми и черными. Основные стадии партии — дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

Пат - разновидность ничьей. Позиция, в которой одна из сторон при короле, не находящемся под шахом, и при своей очереди хода не может исполнить его.

Позиция - расположение фигур на доске с очередью хода одной из сторон.

Развитие фигур - принцип дебютной стратегии. Расстановка сил, сообразуемая с планом последующих действий. Размен - взаимные взятия.
Может быть взаимоприемлемым либо выгодным одной из сторон.

Рокировка - ход с перемещением короля и ладьи. Может быть короткой (0-0) и длинной (0-0-0). В первом случае осуществляется на королевском фланге, во втором — на ферзевом. Выполняется перемещением на два поля короля в сторону' соответствующей ладьи, после чего та переносится через него на fl и dl. Рокировка невозможна, если: а) король и ладья ранее делали ход; б) при шахе; в) король пересекает атакованное поле, либо оказывается на таковом поле после перемещения; г) между королем и ладьей, в сторону которой он переставляется, находится другая фигура.

Свободное поле - поле, не занятое фигурой или пешкой.

Связка - тактический прием. Используется с целью исключить либо ограничить подвижность неприятельской фигуры.

Тактика - совокупность идей и приемов, реализуемых в отдельных операциях. В арсенале тактики - завлечение, блокировка, связывание, двойное нападение и др.

Техника - четкость в реализации замысла, использовании приемов. Важное слагаемое мастерства.

Угроза мата - опасность решающего нападения на короля.

Ценность фигур - значимость, сила фигур. Характеризуется двояко: как абсолютная и относительная. Учитывается при разменах. Бесконечную ценность представляет король. Его потеря (мат) - проигрыш партии. Понятие абсолютной ценности фигур связывают с эквивалентностью их силы в исходном положении. Считается, что ферзь эквивалентен двум ладьям, слон - коню и т.д. Относительная ценность фигур - величина переменная, зависит от особенностей позиции.

Центр - зона полей в середине доски. Различают малый (d4, е4, d5, е5) и расширенный (c3-c6-f8-f3) центры. Захват центральных полей, контроль над ними, ослабление и разрушение центра противника - принцип стратегии.

Чернопольный слон - слон, перемещающийся по полям черного цвета.

Шах - нападение на короля. Если оно неотразимо, то партия считается закончившейся матом.

Эндшпиль - заключительная часть шахматной партии. Представляет собой, как правило, четко определившиеся позиции. Классифицируется по соотношению противодействующих сил. Может быть тяжело— и легко фигурным, ферзевым, ладейным, слоновым, коневым, пешечным. Выделяют также окончания при разном материале у сторон: «ферзь против ладьи и легкой фигуры», «ладья против слона (коня)» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

3.2. Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых в образовательной организации

1. Проект по обучению чтения  для детей с ТНР 6-7 лет - «Играя - учимся читать» (см.ниже Проект)2. Реализация программы по развитию речи для детей  5-6 лет - &laqu...

Информационная справка о наличии программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовавшихся) в образовательной организации

Информационная справка о наличии программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовавшихся) в образовательной организаци...