Тренинг для молодых педагогов ДОУ
методическая разработка на тему

Майорова Людмила Павловна

Тренинг для молодых специалистов ДОУ позволяет им проанализировать свою профессиональную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_shkoly_molodogo_pedagoga.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 15 с.Кабанск»

Тренинг для молодых педагогов ДОУ

(в рамках «Школы молодого педагога»)

Составила Майорова Л.П., педагог-психолог.

Цель: помочь молодым специалистам проанализировать свою профессиональную деятельность, определить свои достоинства, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития, обозначить трудности и пути их преодоления.

1. Упражнение «Карусель комплиментов»

– Многие из нас в детстве любили кататься на карусели, сейчас мы также покатаемся, но на необычной «карусели комплиментов». Необходимо образовать два круга (внешний и внутренний) и встать лицом дуг к другу. Когда вы окажитесь перед человеком, то необходимо сказать ему комплимент. Карусель останавливается тогда, когда вы оказались перед первым человеком.

Вопросы:

  • что изменилось в вашем состоянии;
  • трудно и было выполнять упражнение.

4. Упражнение «Хвасталки»

– Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.

– Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».

Вопросы:

  • легко ли было говорить о своих успехах;
  • узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь;
  • легко ли было радоваться вместе с другими;
  • как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.

4. Упражнение «Мои профессиональные планы».

Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.
Начать процедуру можно следующим образом:

1. «Прошлое, настоящее и будущее».

Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями.
После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки. 
Вопросы, которые могут задаваться:

  • Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?
  • Какая между ними связь?
  • Чем отличаются рисунки участников? и т.д.

2. «Значимые профессиональные события в прошлом и наиболее желанные в будущем». 

Каждому участнику предлагается представить свою профессиональную жизнь и найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем. При обсуждении делается акцент на события, ожидаемые в будущем.
Вопросы для обсуждения:

  • От кого зависит возможность осуществления этих планов?
  • В какое время они должны произойти?
  • Что может помешать тебе осуществить свои планы?
  • Если эти события не произойдут, что ты будешь чувствовать? и т.д. Желательно, чтобы каждый участник группы принял участие в этой процедуре.

Основной смысл данного тренингового действия – принятие каждым на себя ответственности за свое ближайшее профессиональное будущее. Когда человек вслух формулирует собственные цели, он тем самым как бы публично берет на себя обязательства выполнить их. При этом эффект будет более высоким, если профессиональные перспективы каждого участника зафиксировать еще и на бумаге.

5. Упражнение «Чемодан»

Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу дается воображаемый чемодан и участникам предлагается «собрать» его в «дорогу» – профессиональный путь в данной школе. «Вещи» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.

3. Беседа о соответствии первоначальных представлений о работе действительности

Цель: отследить динамику представлений педагога о своей  работе.

Примерные вопросы:

  • как вы представляли себе работу поначалу;
  • что оказалось не таким, как вы себе представляли;
  • как вы представляете себе эту работу сейчас;
  • что вам кажется сложным;
  • что для вас оказалось самым легким;
  • что вам доставляет наибольшее удовольствие в работе;
  • хочется ли вам сейчас работать воспитателем?

4.    Создание образа идеального воспитателя

Цель: составить коллективный список качеств, присущих идеалу воспитателя.

Инструкция. Педагогам предлагается ответить, на вопросы:

  • каков в вашем представлении идеальный воспитатель;
  • какими качествами он должен обладать?

Свои представления участники тезисно излагают на бумаге, после чего проводится обсуждение индивидуальных списков и составление общего.

5.    Упражнение «Какое качество важнее?»

Цели: сформировать у участников более глубокое представление о личностных качествах педагога, стимулировать их к рефлексии собственных качеств.

Инструкция. Участникам последовательно предъявляются листы с написанными на них тремя положительными качествами:

  • мудрость, надежность, настойчивость;
  • активность, бескорыстие, вежливость;
  • сила воли, скромность, смелость;
  • самозабвенность, тактичность, терпеливость;
  • гордость, гибкость, доброжелательность;
  • невозмутимость, обаяние, общительность.

Задача - в каждой строке определить самое важное качество и обосновать свое решение. По окончании упражнения проводится обсуждение.

6.    Упражнение «Мои профессиональные качества»

Цели: стимулировать участников к рефлексии своих личностных качеств, ресурсов и ограничений; составить план профессионального самосовершенствования.

Инструкция педагога-психолога: «Стремитесь ли вы стать идеальным воспитателем? Имеются ли в вашем окружении воспитатели, на которых вам хотелось бы равняться? Как вы думаете, можно ли этого добиться, или с этим надо родиться?

Подчеркните в описании вашего "идеала" те качества, которыми вы обладаете сейчас, развитие в себе остальных качеств будет являться вашей целью.

Теперь разделите лист бумаги на две колонки: в первой укажите те качества, которые вам помогают в профессиональной деятельности, во второй - те, которые мешают.

Внимательно посмотрите на качества, которые вам необходимо развить, для того чтобы приблизиться к идеалу. Выберите из них три главных, первостепенных для вас.

Теперь надо разработать план по достижению намеченных целей по схеме:

  • сама цель;
  • мероприятия по ее достижению;
  • факторы, которые будут способствовать (в том числе личностные особенности) или препятствовать достижению цели;
  • сроки реализации;
  • способы контроля или факторы продвижения к цели.

Дома составьте план достижения трех целей (план выработки у себя профессиональных качеств)».

Цель: обучить педагогов снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.

На этом этапе педагог-психолог может познакомить молодых специалистов с упражнениями на релаксацию.

1) Релаксация «Воздушный шарик».

Инструкция : «Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и ровно. Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание и не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего начинайте медленно и спокойно выдыхать. Шарик сдувается... А потом надувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, затем медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

2) Релаксация «Абажур».

Инструкция «Представьте себе, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но когда вы начинаете нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит, вам становится жарко и некомфортно.

Вообразили себе такую ситуацию? А теперь надо осознать, что в ваших силах ее исправить. Представьте, что абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...»

Игра «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (Участники разделены на два круга)

Произнести фразы:

  • Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)
  • Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для молодых педагогов «Искусство говорить»

Специальные дыхательные упражнения для правильной и красивой речи...

Тренинг для молодых педагогов "Искусство говорить"

Умение говорить красиво и правильно – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда воспитателя.Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, характ...

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...

Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов «Личностный и профессиональный рост педагогов»

Цель семинара: поиск резервов для эффективной педагогической деятельности....

Тренинг для молодых педагогов "10 лайфхаков для молодых специалистов"

Особенностью   труда  начинающих педагогов  является то,  что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же  ответс...