Проект "Масленица"
проект (младшая группа) на тему

Формирование у детей представлений о традициях русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_maslenitsa.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Ромодановского муниципального района Республики Мордовия

Проект «Масленица!»

для воспитанников второй младшей группы

                                                                           Автор: Базаркина Людмила Николаевна

                                                                           воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                                 

п. Ромоданово

2016 г.

Проблема проекта:

    Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. При проведении общерайонного праздника было замечено отсутствие эмоционального отклика среди взрослого населения, а так же, активного участия в мероприятиях праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагога, родителей и детей.

Проблемный анализ деятельности:

    Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомив детей с традициями проведения этого праздника, я постаралась, чтобы они были не сторонними наблюдателями, а принимали непосредственное участие в празднике, которое, как я считаю, оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Тема праздника очень объемна, и чтобы постараться охватить как можно больше познавательной информации, мною было принято решение разработать проект.

Цель: знакомство с традицией проведения народного праздника «Масленица».

Задачи:                                                                                                                                                           1. Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника.                                                2. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.                                        3. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Сроки реализации проекта – три недели

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатель второй младшей группы, музыкальный руководитель.

Этапы проекта:

1. Мотивационный.                                                                                                                                

1.1. Разработка проекта:

- Обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в празднике родителей и детей.                                                                                                                                                           - Подготовка информации для родителей о народном празднике «Масленица».                                   - Планирование и проведение занятий, совместной и игровой деятельности с детьми.

2. Моделирование и реализация.

2.1. Разработка праздника:

- Планирование проведения праздника;                                                                                                    - Обсуждение оформления группы.                                                                                                       - Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике.                                                                                - Оформление уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»                                                                                                                                                   -Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов.

2.2. Совместная деятельность взрослых и детей.

-Беседы о празднике, о его праздновании на Руси;                                                                                   -чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков, дразнилок, частушек;                                         -разучивание хороводных и подвижных игр;                                                                                          -рисование по теме: «Зимние забавы»;                                                                                                      -ручной труд: изготовление куклы Масленицы;                                                                                     -изготовление печенья для сладкого вечера.

3. Рефлексивный:

1. Проведение масленичной недели.                                                                                                      2. Разучивание хороводных и подвижных игр.                                                                                   3. Чаепитие на сладкий вечер - «Среда - лакомка».                                                                               4. Организация кафе «Блинчик».                                                                                                              5. Проведение праздника «Прощание с Масленицей».

Рефлексивный этап продолжается всю следующую неделю после проведения масленичной недели. По прошествии праздника дети делятся впечатлениями о посещении общерайонного праздника Масленица.

Планирование работы над проектом:

•проведение в группе обсуждения идеи проекта.                                                             •распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:                                                                                                                                                            -выбор декораторов (помощь в оформлении);                                                                                                  -выбор затейников (для организации игр).                                                                                 •работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей с помощью родителей.                                                                                            •выбор формы реализации проекта.                                                                                                 •помощь в подборе музыкального сопровождения.                                                              •разучивание с помощью родителей песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.                                                                                                                              •организация места проведения праздника.                                                                                      •проведение инструктажа по технике безопасности.

План работы второй младшей группы по реализации проекта.

1. Совместная деятельность с детьми

Знакомство детей с народным праздником масленица                                                                                   - беседа «Что за праздник Масленица?                                                                                                        - чтение стихотворения «Масленица»                                                                                                        - рассматривание иллюстраций как изготавливается чучело - масленицы.

Первый день Масленицы «ВСТРЕЧА»

- рассказ о праздновании первого дня Масленицы.                                                                                       - знакомство с поговорками про масленицу.                                                                                             - заучивание стихов о Масленице.                                                                                                             - знакомство с народным фольклором закличка;

Изобразительная деятельность:                                                                                                          - изготовление вместе с детьми куклы Масленицы.

- рисование на тему «Зимние забавы».

Музыкально – художественная деятельность:                                                                           Знакомство с народными играми «Лошадки» (эстафета), «Силачи» (перетягивание каната).

Второй день Масленицы «ЗАИГРЫШ»

- Рассказ о праздновании второго дня;                                                                                                  -Подвижные игры на прогулке «Блины», «Гори-гори ясно», «Масленичные ворота»;                                -катание куклы Масленицы на санках на прогулке                                                                                -слушание русских наигрышей и песен.                                                                                

Третий день масленицы «ЛАКОМКА»

- рассказ о праздновании дня «Лакомка»;                                                                                                  - информация о праздновании дня «Разгуляй»;                                                                                          -рассматривание картины В. И. Сурикова                                                                                        «Взятие снежного городка»;                                                                                                                    - разучивание и проведение хороводных игр:                                                                         «Карусели»; «Петушиный бой»;                                                                                                                      -изготовление печенья для сладкого вечера.                                                                                                     - чаепитие в группе с приготовленным печеньем.

Пятый день «ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ»

- рассматривание игрушек народных мастеров, раскрашивание русской матрешки (вечерний отрезок времени)                                                                                                                     - игра в «Снежки», хороводы вокруг Масленицы.

музыкально-художественная деятельность:                                                                                                             - веселый праздник на улице с играми плясками, блинами, чаепитием.

Ожидаемые результаты проекта:

- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие в общем действии.                                                                 - Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.                               - Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к празднику Масленица.

Продукт проектной деятельности:

- Создание альбома «Русский народный праздник», состоящего из детских работ.                             - Праздник Масленица.                                                                                                                                  - Картотеки: стихов о празднике и весне, народных подвижных игр-забав.

Материалы к проекту:

1. План проведения проекта «Масленица!».                                                                                             2. Приложение.                                                                                                                                         - Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).                                                                                                                             - Сценарий праздника: «Прощай, Зимушка – Зима, здравствуй, матушка весна! »                            - Перечень спортивных игр-забав.                                                                                                           - Масленичные частушки.                                                                                                                              - Мультфильм «Масленица - смешарики».                                                                                                   - Фотографии недели «Масленица!»

Технологическая карта проекта:

1. Образовательная область – Физическое развитие.

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, трудовая

Формы работы: Народные подвижные игры: «Карусель», «Гори-гори ясно», «Ручеек», «Потолкушки», «Жмурки», «Горелки»; помощь в расчистке территории от снега для проведения праздника.

Игры-аттракционы: катание на санках; перетягивание каната; «петушиный бой».

2. Образовательная область – Познавательное развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы работы: беседы о традициях и обрядах праздника, рассматривание иллюстраций по теме, просмотр презентации о празднике.

3. Образовательная область – Художественно – эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, изобразительная

Формы работы: разучивание закличек: «Весна-весна красная»; «А мы Масленицу дожидались» и др.; разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек; русских народных игр: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Как у дяди Якова»; «Пугало»; «Веселый бубен»; слушание пьесы П. Чайковского «Февраль. Масленица»; приготовление теста для печенья. Изготовление поделки - народная тряпичная кукла «Масленка»; участие родителей в изготовление костюмов, атрибутов для праздника, подборке иллюстраций, рассматривание репродукции картины Б. Кустодиева «Масленица», В. И. Сурикова «Взятие снежной крепости»; рисование на тему: «Масленица», «Зимушка - зима».

4. Образовательная область – Социально коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

 Формы работы: беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава! »; создание альбома «Русский народный праздник», беседы о праздниках, традициях русского народа

5. Образовательная область – Речевое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, содержание деятельности, чтение русского фольклора, стихотворений о масленице: «Этот праздник к нам идет… », «Широкая Масленица» и др.

Формы работы: просмотр театрализованного представления «Петрушечные комедии», разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице, отгадывание загадок по тематике проекта, беседы о сезонных изменениях в природе.

Заканчивается проект проведением праздничного гуляния на участке детского сада, с играми, аттракционами, чаепитием с блинами.

Литература:

1.// «Дошкольное воспитание» №3 – 1994г.

2.«Детские подвижные игры», под ред. Осокиной Т. И., изд. «Просвещение», 2008г.

3. Г. Лаптева «Развивающие прогулки круглый год», изд. «Речь», 2012г.

4. Интернет портал «Маам .ru»

ПРАЗДНИК МАСЛЕННИЦЫ

для детей младшего дошкольного возраста

Взрослые:

Петрушка – Ведущий

Бабушка Маланья

Масленица

Куклы би-ба-бо: Кошка, Поросенок, Заяц.

Под аудиозапись р. н. мел. Собираются дети младшего возраста с воспитателями.

Выбегает под муз. Петрушка

Петрушка

Привет, ребята,

Я – петрушка,

Веселая, задорная игрушка!

Нынче люди масленицу встречают,

Да к себе весну зазывают.

Встречу зимы с весной отмечают.

Так давайте мы споем,

Эй, весна, тебя мы ждем!

Дети исполняют со взрослыми хоровод «Мы проводим Зиму»

Петрушка:

Не сидится мне на месте,

Поплясать хотите вместе?

Тогда давайте гостей позовем:

- Гости, гости, мы вас ждем!

Под муз. входит бабушка Маланья.

Бабушка:

Здравствуйте, ребятишки!

Я бабушка Маланья, озорница, да затейница.

Играть-то вы любите? С бабушкой Маланьей поиграете?

Игра «У Маланьи»

Бабушка:

Сегодня праздник не простой, веселый, Масленицу празднуем, весну зовем.

Давайте Масленицу звать к нам на праздник.

Петрушка: Не слышит нас Масленица, что делать?

Бабушка: Есть у меня помощники, мы их позовем на помощь. Вот и первый.

Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком.

 

Показывает кошку, отдает на руку Петрушке.

Кошка: Мяу, здравствуйте, ребята, я очень люблю малышей, а еще люблю ловить мышей. Давайте поиграем, вы будете мышками, а я вас буду ловить.

Бабушка: Сейчас заиграет музыка, вы превратитесь в мышек, будете топать и хлопать, а музыка замолчит, мышки сядут на корточки и спрячутся, кошка выйдет на охоту.

Игра «Кошки – мышки»

Бабушка: Кошка, кошка, помоги, весну к нам позови.

Кошка: Я устала, про Масленицу не слыхала, уходит.

Бабушка: Ну, что же, позовем другого гостя.

Не положишь в кошелек

Этот странный пятачок,

Говорит он: - Хрю, хрю, хрю,

В лужице лежать люблю.

Показывает Поросенка, отдает Петрушке на руку.

Поросенок: Хрю, хрю, очень я играть люблю!

Бабушка: Мы тоже любим играть, а во что?

Поросенок: А давайте шарики собирать!

Игра «Собери шарики»

Бабушка: А не встречал ли ты где Масленицу?

Поросенок: Нет, про масленицу не слыхал, дальше побежал (уходит)

Бабушка, ну кого же нам позвать на помощь? А, знаю,

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Грызет морковку.

Показывает зайца, отдает на руку Петрушке.

Бабушка: Зайчик, ты нам помоги, Масленицу позови.

Зайчик: Давайте вместе позовем, будем очень дружно прыгать, хлопать и ножками топать.

Пляска «Зайки»

Зайчик: Я сейчас вот так подпрыгну, лапкой топну, побегу, да Масленицу к вам приведу.

Бежит кружок, выходит под муз. Масленица.

Весна: Здравствуйте, ребятки, Я Масленица, пришла к вам с добром, с теплом, зиму прогоню, весну приведу, а вы меня ждали?

Бабушка: Ждали тебя и солнышко ждали.

Масленица: А мы солнышко сейчас позовем, дружно блинов все напечем. Давайте тесто месить!

Игра в хороводе «Месим тесто»

Масленица: А теперь блинов напечем. Солнышко, тебя мы ждем!

Песня - хоровод  «Блины»

Петрушка:

 Масленица шумная,

 Праздник удалой!

 В этот день прощаемся,

 Зимушка с тобой

Бабушка:

Круглые как солнышко,

Мы блины едим.

Ждем весну мы очень,

Да тепла хотим.

Масленица:

Праздник завершается,

С вами я прощаюсь,

Хорошо мне с вами было,

Долго я у вас гостила.

В группу мы теперь пойдем,

Да отведаем блинов!

Все уходят под музыку.

План-конспект НОД

«Масленица дорогая - наша гостья золотая»

с дошкольниками во второй младшей группе

Цель. Знакомство детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвященным концу зимы.

Задачи: Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями, знакомить детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней, разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен, развитие непосредственного эмоционального восприятия. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю

Практические приемы: пальчиковая игра, артикуляционная гимнастика, физминутка, подвижная игра.
Наглядные приемы: картинки из серии «Масленичные гуляния».
Словесные приемы: беседа, загадки.
Материалы и оборудование: картинки из серии «Народные масленичные гуляния», ватные снежки, маска «Солнышко», чучело Масленицы, фланелеграф, картинки солнце и лучи(для фланелеграфа)
Предварительная работа: знакомство с закличками , народными подвижными играми.


Логика построения НОД:


1. Сюрпризный момент.
В группу вносится волшебная шкатулка, в которой прячется солнышко. Оно приглашает детей в гости на праздник.

2. Беседа: «Проводы Зимы»
Цель: Познакомить детей с народными традициями.

Организация досуга детей.
Дать возможность детям проявить себя в коллективном деле.
Ребята, я хочу вас познакомить с веселым праздником — Масленицей. Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо — голубым , а солнце — ярким. Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник — Масленица. Веселый и озорной, длился он целую неделю: В эти дни устраивались ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски. В народе недаром этот праздник величали широкой Масленицей. С песнями и веселыми закличками звали Солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а Весна - красна не задерживалась.

а/ Что это за праздник?
б/ Зачем провожают Зиму?
в/ Вы раньше принимали участие в Масленичных гуляниях?

3. Работа с фланелеграфом.

 Коллективная аппликация - «Солнце и лучики»
Цель: Развивать зрительное внимание, умение соотнести схему с реальным изображением.
Ход: дети по очереди прикладывают к фланелеграфу лучики к солнышку.

4.Подвижная игра «Гори, Солнце, ярче»
Ход игры.
В центре круга - "Солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее. Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей.

5. Беседа «Масленичная неделя», рассматривание иллюстраций.
Цель: Познакомить детей с историей возникновения Масленицы. Дать знания об обрядах прошлого времени, традициях празднования; Рассказать, что каждый день масленой недели был особенным и имел свое название.

Длились масленичные гуляния семь дней. Целую неделю все от души веселились: катались с гор на санках, принимали участие в кулачных потехах, соревновались.. Дети играли в снежки, строили снежные крепости, а заливая ледяные горы, приговаривали: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!".
А) Как долго длится праздник?
Б) Почему этот праздник очень нравился детям?

6. Подвижная игра «Снежки» Дети по очереди кидают ватные снежки в контейнер.
Цель: продолжать учить метать снежки в горизонтальную и вертикальную цели; развивать глазомер, быстроту реакции, продолжать воспитывать умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; создавать условия для тренировки мелких и крупных мышц руки.

7. Беседа «Масленица - блинноедица»
Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.
Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо не расколет!
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.
А)Какое главное угощение на Масленицу?
Б)На что похожи блинчики?

8.Пальчиковая игра «Стала Маша гостей созывать..»                                                                          Цель. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)
Стала Маша
Гостей провожать (хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
А Митрошечка-до свидания.

9. Беседа «Соломенная Масленица»
Цель. Расширять и закреплять знания детей о народных праздниках. Обогащать словарный запас народными терминами.
Приобщать детей к народным играм, песням, хороводам.
Развивать ловкость, быстроту, внимание.
Воспитывать у детей интерес и уважение к культуре русского народа.

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица, Маслена, Авдотья Изотьевна… Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями, катали на каруселях. Веселье продолжалось всю неделю, а в заключение всех затей "провожали Масленицу" — сжигали чучело, а пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.. В этот же день ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и больше не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: «Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощение. Так заканчивалась Масленица.

Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
А)Что мастерили люди на масленичной недели?
Б)Для чего сжигали чучело Масленицы?
В)Как называется последний масленичный день?

10.Подвижная игра «Карусель»
Цель: Упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки.
Содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков. Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции. Воспитывать создавать положительный эмоциональный настрой.
Ход игры.
Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: «Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два,. Вот и кончилась игра» Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.

11.Солнышко благодарит детей за праздник, прощается с ними и угощает блинами.