Программа кружковой работы "В гостях у сказки""
рабочая программа на тему
Сказкотерапия - это психологическое направление, которое, используя метафорические позволяет развить ресурсы сказки, самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные отношения с окружающим, избавиться от многих страхов и комплексов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty_v_gostyah_u_skazki.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирникова Л.Ф.
Педагог-психолог
МБДОУ Детский сад №14 «Журавлик»
Программа кружковой работы «В гостях у сказки»
Сказкотерапия – это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и комплексов. Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Данный метод в своей работе используют психотерапевты, психологи, педагоги, воспитатели, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуется вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Актуальность данной программы связано с тем, что в нашей стране очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей и т.д. Нужно стараться решать эти проблемы, и арттерапия может в этом помочь, а именно улучшить психическое состояние детей и родителей.
Цель - улучшение коммуникативных способностей детей. Выбор пал не случайно на эти умения: многие дети не умеют общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, взаимоотношения во многих семьях не складываются. Сказкотерапия направлена на помощь ребенку в достижении внутренней гармонии.
Задачи:
- Развитие эмоционально - личностных и поведенческих проблем: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе.
- Развивать умение поддерживать непринуждённую беседу; последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
- Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.
- Формировать понимание сказки на основе построения наглядной модели; умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных
Сроки реализации программы – учебный год.
Количество детей – 10 детей.
Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.
Психологическое направление, которого, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и комплексов».
В своей работе использую методику сказкотерапии, предложенной О.А. Шороховой. Развитие личности дошкольника, по мнению автора, происходит в гармонии и согласовании с успешным овладением грамотной и связной речью.
Работа по ее системе ведется по нескольким направлениям, которые между собой логически связаны и осуществляются в комплексе.
№ п/п | Направления деятельности | Реализация направлений деятельности |
1 | Активность | Удовлетворение потребности детей в эмоциональной разрядке; активизация образной лексики и положительных эмоциональных проявлений; самовыражение в активном действии. |
2 | Самостоятельность | Ориентировка в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов; поиск лучших способов самовыражения в речи и движении; обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве. |
3 | Произвольность | От полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений — через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации. |
4 | Эмоциональная устойчивость | От эмоционального заражения образами сказки —через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове — к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный. |
5 | Творчество | От подражания взрослому в эмоциональном дей-ствии и выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции — к словесному фантазированию по музыкальной композиции. |
6 | Связная речь | Творческие импровизации по сюжету; продолжение фраз взрослого; словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций; исполнение пантомимических этюдов, ритмизация сказочных образов. |
Формы и приёмы работы:
- Рассказывание сказки.
- Рисование сказки.
- Сказкотерапевтическая диагностика.
- Сочинение сказки.
- Изготовление кукол.
- Постановка сказки.
- Использование развивающих игр В.В. Воскобовича.
Примерная структура занятий:
1.Разминка;
2.Основное содержание занятия – изучение нового материала;
3.Физминутка, пальчиковая гимнастика - кинезиология;
4.Закрепление нового материала;
5.Ритуал прощания.
Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребенком
- В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т.п. Ребенок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему.
- Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой». Это позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней.
- Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребенка и ваших собственных.
- Вы должны знать, насколько устойчиво внимание о ребенка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.
- Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика – всё это может указывать захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребенка сосредоточено на описываемом действии, Вы – на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так, или ребенок еще не готов её воспринять.
- После прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
- О чем сказка?
- Что запомнилось больше всего?
- Какие герои запомнились? Почему?
- Что случилось с тем или иным персонажем?
- Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
- Какие чувства, какое настроение после сказки?
- Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
- Случались ли у тебя похожие ситуации?
- Чему мы можем научиться у этой сказки?
- Как можно применить полученные знания в жизни?
Результат оценки эффективности работы педагога- психолога
Для обследования детей были использованы методики, которые наиболее полно характеризуют особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений. Выбранные нами методики исследования эмоциональной сферы подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста:
№ | Название теста | Цель |
1 | Цветовой тест (М.Люшер) | выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности; |
2 | .«Рисунок несуществующего животного» (М.3.Друкаревич) | выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов; |
3 | Тест « Автопортрет» | изучение отношения к себе; |
4 | Графическая методика «Кактус» | определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности. |
Результаты:
Цветовой тест Люшера | ||
Высокий | 20% | нормальным интеллектуальным развитием, они подняли дополнительные цвета на 4 – 5 позицию и опустили основные цвета на 6 – 7. |
Средний | 60% | основные цвета были опущены до 7 позиции. |
Низкий | 20% | незначительный уровень тревожности, что обозначает низкий уровень тревожности. |
«Рисунок несуществующего животного» М.З. Друкаревич | ||
Высокий | 20% | с нормальным психическим развитием |
Средний | 70% | тревожный характер линий сильный или слишком слабый нажим на карандаш. |
Низкий | 10% | низкий уровень тревожности. |
Тест «Нарисуй себя»: | |
Высокий | 40% |
Средний | 20% |
Низкий | 10% |
Кактус | |
Агрессия | 10% |
Эгоцентризм, стремление к лидерству | 30% |
Неуверенность в себе | 30% |
Стремление к защите | 20% |
Наличие чувства одиночества | 10% |
Соотнеся показатели четырех методик исследования были выделены три уровня сформированности эмоциональной сферы: высокий уровень (В/У), средний уровень (С/У) и низкий уровень (Н/У).
Высокий уровень набрано в четырех заданиях 3,5 – 4 балла. Средний уровень - 3 – 2 балла в четырех заданиях. Низкий 0 – 1 балл в четырех заданиях.
Соотнесение после 4-х методик показало:
Уровень тревожности | |
Высокий | 30% |
Средний | 50% |
Низкий | 20% |