Программа кружковой работы "В гостях у сказки""
рабочая программа на тему

Смирникова Лилия Федоровна

Сказкотерапия - это психологическое направление, которое, используя метафорические позволяет развить ресурсы сказки, самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные отношения с окружающим, избавиться от многих страхов и комплексов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty_v_gostyah_u_skazki.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Смирникова Л.Ф.

Педагог-психолог

МБДОУ Детский сад №14 «Журавлик»

Программа кружковой работы  «В гостях у сказки»

Сказкотерапия – это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и  комплексов. Сказкотерапия  дословно означает «лечение сказкой». Данный метод в своей работе используют психотерапевты, психологи, педагоги, воспитатели,  и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуется  вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Актуальность данной программы связано с тем, что в нашей стране очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей и т.д. Нужно стараться решать эти проблемы, и арттерапия может в этом помочь, а именно улучшить психическое состояние детей и родителей.

Цель - улучшение коммуникативных способностей детей. Выбор  пал не случайно на эти умения: многие дети не умеют общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, взаимоотношения во многих семьях не складываются. Сказкотерапия направлена на помощь ребенку в достижении внутренней гармонии.

Задачи:

  1. Развитие эмоционально - личностных и поведенческих проблем: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе.
  2. Развивать умение поддерживать непринуждённую беседу;  последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
  3. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.
  4. Формировать понимание сказки на основе построения наглядной модели; умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
  5. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных

Сроки реализации программы – учебный год.

Количество детей – 10 детей.

Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.

    Психологическое направление, которого, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и  комплексов».

    В своей работе использую методику сказкотерапии, предложенной О.А. Шороховой. Развитие личности дошкольника, по мнению автора, происходит в гармонии и согласовании  с успешным овладением грамотной и связной речью.

Работа по ее системе ведется по нескольким направлениям, которые между собой логически связаны и осуществляются в комплексе.

     

№ п/п

Направления деятельности

Реализация направлений деятельности

1

Активность

Удовлетворение потребности детей в эмоциональной разрядке; активизация образной лексики и положительных эмоциональных проявлений; самовыражение в активном действии.

2

Самостоятельность

Ориентировка в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов; поиск лучших способов самовыражения в речи и движении; обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве.

3

Произвольность

 От полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений — через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

4

Эмоциональная устойчивость

От эмоционального заражения образами сказки —через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове — к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

5

Творчество

От подражания взрослому в эмоциональном дей-ствии и выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции — к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

6

Связная речь

Творческие импровизации по сюжету; продолжение фраз взрослого; словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций; исполнение пантомимических этюдов, ритмизация сказочных образов.

Формы и приёмы работы:

  • Рассказывание сказки.
  • Рисование сказки.
  • Сказкотерапевтическая диагностика.
  • Сочинение сказки.
  • Изготовление кукол.
  • Постановка сказки.
  • Использование развивающих игр В.В. Воскобовича.

Примерная структура занятий:

1.Разминка;

2.Основное содержание занятия – изучение нового материала;

3.Физминутка, пальчиковая гимнастика - кинезиология;

4.Закрепление нового материала;

5.Ритуал прощания.

Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребенком

  • В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т.п. Ребенок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему.
  • Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой». Это позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней.
  • Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребенка и ваших собственных.
  • Вы должны знать, насколько устойчиво внимание о ребенка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.
  • Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика – всё это может указывать захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребенка сосредоточено на описываемом действии, Вы – на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так, или ребенок еще не готов её воспринять.
  • После прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
  • О чем сказка?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Какие герои запомнились? Почему?
  • Что случилось с тем или иным персонажем?
  • Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
  • Какие чувства, какое настроение после сказки?
  • Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
  • Случались ли у тебя похожие ситуации?
  • Чему мы можем научиться у этой сказки?
  • Как можно применить полученные знания в жизни?

Результат  оценки эффективности  работы педагога- психолога

    Для обследования детей были использованы методики, которые наиболее полно характеризуют особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений. Выбранные нами методики исследования эмоциональной сферы подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста:

Название теста

Цель

1

Цветовой тест (М.Люшер)

выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности;

2

.«Рисунок несуществующего животного» (М.3.Друкаревич)

выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов;

3

Тест « Автопортрет»

изучение отношения к себе;

4

Графическая методика «Кактус»

определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности.

Результаты:

Цветовой тест Люшера

Высокий

20%

нормальным интеллектуальным развитием, они подняли дополнительные цвета на 4 – 5 позицию и опустили основные цвета на 6 – 7.

Средний

60%

основные цвета были опущены до 7 позиции.

Низкий

20%

незначительный уровень тревожности, что обозначает низкий уровень тревожности.

«Рисунок несуществующего животного» М.З. Друкаревич

Высокий

20%

с нормальным психическим развитием

Средний

70%

тревожный характер линий сильный или слишком слабый нажим на карандаш.

Низкий

10%

низкий уровень тревожности.

Тест «Нарисуй себя»:

Высокий

40%

Средний

20%

Низкий

10%

Кактус

Агрессия

10%

Эгоцентризм, стремление к лидерству

30%

Неуверенность в себе

30%

Стремление к защите

20%

Наличие чувства одиночества

10%

Соотнеся показатели четырех методик исследования  были выделены три уровня сформированности эмоциональной сферы: высокий уровень (В/У), средний уровень (С/У) и низкий уровень (Н/У).

 Высокий уровень набрано в четырех заданиях 3,5 – 4 балла. Средний уровень - 3 – 2 балла в четырех заданиях. Низкий 0 – 1 балл в четырех заданиях.

Соотнесение после 4-х методик показало:

Уровень тревожности

Высокий

30%

Средний

50%

Низкий

20%