Методические рекомендации к организации сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной группы «Экскурсия в краеведческий музей»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Созыкина Нелли Владимировна

Формирование у детей дошкольного возраста игровых навыков на основе сюжетно-ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzh.rol_._igra_ekskursiya_v_kraeved._muzey.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

Методические рекомендации

к организации

сюжетно-ролевой игры

с детьми подготовительной группы

«Экскурсия в краеведческий музей»

Составил:

воспитатель ГБДОУ ДС № 11

Петродворцового района

г.Санкт-Петербурга

Созыкина Нелли Владимировна

Санкт-Петербург

Петергоф

2017

Игровая деятельность осуществляется в рамках образовательной программы ДО ГБДОУ детского сада № 11 в соответствии ФГОС дошкольного образования.

В группе воспитываются 22 ребенка 5-6 лет: 13 мальчиков и 9 девочек. Дети в группе активные, общительные, любознательные. Большой интерес у детей вызывает конструктивная и театрализованная деятельность.

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности   дошкольного возраста.

В сюжетно-ролевой  игре отчетливо проявляются: знания об окружающем мире, включая знания о деятельности взрослых, понимание взаимоотношений людей и их действий, умение применить накопленные знания в условиях игры, умение строить и регулировать собственное поведение в соответствии с содержанием игры с партнерами по игре. В игре также проявляется эмоциональное отношение детей к собственной деятельности и к действиям партнеров. Таким образом, в игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоционально сфер деятельности ребенка.

Замыслы игр в старшем дошкольном возрасте более устойчивы, но не статичны, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, уточняют точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают новые идеи и образы, т.е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией.

Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными самоделками. Широко используется в игре   подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.

Дети осознают, что соблюдение  правил является условием реализации роли.

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр. Для детей характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в играх, они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, взятые из наблюдений, книг, кино, рассказов взрослых.

Сюжетно-ролевая игра с детьми старшей группы «Экскурсия в музей» была запланирована в рамках КПК для воспитателей Петродворцового района.

В процессе сюжетно-ролевой игры были интегрированы следующие образовательные области:

  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Социально- коммуникативное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Физическое развитие»

В ходе сюжетно-ролевой игры были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии:

Формы: Групповая и индивидуальная формы образовательной деятельности.

Индивидуальная форма работы была использована в качестве оказания помощи в процессе игровой ситуации с принятием  игровой роли  ребенком.

Методы и приемы:

Наглядные: наблюдение, просмотр иллюстраций, видеороликов.

Практические: элементарный опыт

Методы повышающие познавательную активность детей: элементарный анализ, сравнение, поисковые действия.

Методы повышающие эмоциональную активность: сюрпризный момент, элемент новизны.

Технологии: здоровьесберегающая технология, технология исследовательской деятельности, игровые технологии.

 В результате сюжетно-ролевой игры воспитанники обогатят свои представления о профессиях, связанных с музейным делом.  Погрузятся в атмосферу такого социального  явления, как музей.

Предварительная работа: беседы, походы в музеи.

Игровой материал: табличка для экскурсовода, микрофон, руль, стулья, русский народный костюм, сумки, кошельки, табличка «Касса», «Обед», картинка-стенд для фотографирования, билеты, деньги, бейджики для кассира, охранника, экскурсовода, рация, запрещающие знаки в музее, русские народные музыкальные инструменты, фотоаппарат, сувениры, заготовки для поделок, экспозиция «Русская изба».

Игровые роли:  группа туристов, экскурсовод, работник музея, кассир кассы музея, охранник музея, водитель экскурсионного автобуса, фотограф.

Цель:

формирование у детей дошкольного возраста игровых навыков на основе сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

  • создавать условия для развития игровой деятельности детей
  • учить развивать сюжет на основе знаний, полученных на основе НОД, экскурсий
  • создавать условия для взаимодействия со взрослыми и сверстниками
  • развивать умение брать на себя роль и действовать в соответствии с ней до конца игры
  • воспитывать умение подчиняться правилам и социальным нормам поведения
  • развивать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры
  • учить подготавливать необходимые условия для сюжетно-ролевой игры
  • развивать эмоции, возникающие в ходе игровых действий
  • учить развивать сюжет игры путем расширения состава ролей, увеличения количества объединяемых сюжетных линий
  • способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями
  • создавать условия для творческого самовыражения
  • формировать представлений о труде взрослых
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
  • продолжать знакомить с культурным явлением «музей», его атрибутами, связанными с ним профессиями, правилами поведения
  • формировать элементарные представления об истории России через знакомство с предметами быта, реконструкцию образа жизни людей
  • развивать связную речь, ее монологическую и диалогическую формы
  • воспитывать умение работать в коллективе

Ход мероприятия

Воспитатель: «Сегодня,  ребята, мы поедем на экскурсию в музей, узнаем там много интересного. Но для вас будет задание, во время экскурсии вы должны будете вспомнить, какой праздник был недавно и что в нем необычного.  Будьте внимательны» .

Итак, прежде чем мы начнем с вами играть, давайте назовем те роли, которые будут в нашей игре.

Ответы детей.

Дети называют роли: экскурсовод, работник музея, охранник музея, кассир в кассе музея, фотограф.

Воспитатель: «Ребята, а на чем мы с вами поедем в музей?»

Дети предлагают поехать на экскурсионном автобусе.

Воспитатель: «Тогда в нашей игре будет еще одна роль, какая?»

Ответы детей.

Дети  распределяют роли, берут атрибуты для игры, расходятся по рабочим местам. Оставшаяся часть детей превращается в посетителей музея – группу туристов. Воспитатель- сопровождающий группы.

Экскурсовод. Организовывает группу для посадки в экскурсионный автобус.

Дети сооружают из стульчиков автобус и садятся.

Экскурсовод. Представляет водителя экскурсионного автобуса.

Водитель.  Напоминает правила поведения в автобусе.

Воспитатель. Обращает внимание детей на то, что пока они едут в автобусе, можно представить, что они могут увидеть из окна экскурсионного автобуса.

Дети говорят, что они увидели из окон автобуса, проезжая по городу.

Экскурсовод. Говорит детям о том, что группа подъезжает к месту назначения.

Дети с экскурсоводом организованно выходят из автобуса и идут в кассу музея за билетами.

Водитель на время экскурсии по музею приводит в порядок салон автобуса и садится читать журнал.

Детей встречает кассир кассы музея, объявляет тему выставки и предлагает приобрести билеты.

Группа встает в очередь за билетами. Дети покупают билеты и вместе с экскурсоводом идут в музей.

У входа в музей группу встречает охранник, который рассказывает детям, как нужно вести себя в музее. После группа сдает свои вещи в камеру хранения.

Экскурсовод проводит детей к экспозиции  «Русская изба».

Экскурсовод. «Раньше люди на Руси жили в домах, срубленных из дерева. Ребята, а вы знаете, как эти дома назывались?»

Ответы детей.

Экскурсовод. «Правильно. А что еще было сделано из дерева в избе?».

Дети перечисляют предметы.

Воспитатель. Спрашивает у детей,  какие предметы быта были сделаны из глины, камня.

Ответы детей.
Экскурсовод. Спрашивает детей о том, что бы главным в избе.

Ответы детей.

Экскурсовод. «А почему?»

Ответы детей.

Воспитатель. Предлагает поиграть в игру «Что бы раньше, а что сейчас»
«Сейчас люди ходят в ботинках,  а раньше …» (в лаптях)

«Сейчас воду кипятят в чайнике,  а раньше …» (в самоваре)

«Сейчас спят в кровати, а раньше…» (на печи, на лавке)

«Сейчас мусор подметают шваброй, а раньше…» (веником)

Воспитатель. «Ребята, а может  у вас есть вопросы к нашему экскурсоводу?»

Дети задают вопросы

Экскурсовод отвечает.

К группе детей подходит работник музея экспозиции «Русская изба» (в русском народном костюме).

Работник музей. Представляется детям, показывает музыкальные инструменты и предлагает научиться на них играть.

Дети под руководством музейного работника играют на музыкальных инструментах. Далее музейный работник играет с детьми в подвижную игру «Тетёра». Музейный работник говорит о том,  что раньше люди все делали своими руками. Предлагает детям сесть за стол, и приносит корзинку с заготовками для украшения пасхальный яиц.

Музейный работник. «Ребята, как вы думаете, что мы сейчас будем с вами делать?»

Ответы детей.

Воспитатель. «Ребята, а к какому празднику украшают яйца?»

Ответы детей.

Воспитатель.  «Значит, как называются эти яйца?

Ответы детей.

Дети украшают пасхальные яйца. В процессе воспитатель беседует с детьми о том, как они готовились к празднику Пасха дома.

После, того, как дети закончат делать поделки, воспитатель спрашивает, догадались ли ребята об ответе на задание, которое прозвучало   в начале игры.

Ответы детей.

Музейный работник. Прощается с детьми.

Экскурсовод. Ведет детей в камеру хранения за вещам.

Дети выходят из музея,  где их встречает фотограф.

Фотограф. Предлагает детям сфотографироваться.

Дети по очереди фотографируются.

Экскурсовод. Предлагает детям купить сувениры на память.

Дети покупают сувениры. Экскурсовод с группой садятся в автобус. Делает перекличку.

Воспитатель спрашивает у детей, что больше всего запомнилось в музее.

Ответы детей.

Экскурсовод. «Ребята, наша экскурсия подошла к концу, мы подъезжаем к детскому саду».

Воспитатель подзывает к себе всех детей, задействованных в игре.  

Воспитатель. «Дети, наша игра пошла к концу, и я бы хотела вас спросить, кто из вас в каких ролях хотел бы быть в следующий раз, когда мы будем играть?»

Ответы детей.