МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для воспитателей. Секреты древних технологий изготовления тряпичной куклы
учебно-методический материал по теме
Интерес к народному творчеству, как к особому типу художественного творчества, из года в год не теряет своей актуальности. Возвращение к истокам является главной темой в творчестве фольклорных ансамблей, на подиумах высокой моды, ремесленные традиции возрождаются и широко пропагандируются в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla_metod_rekomendatsii.docx | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ТЕМА: СЕКРЕТЫ ДРЕВНИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
СЕКРЕТЫ ДРЕВНИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
Введение
Интерес к народному творчеству, как к особому типу художественного творчества, из года в год не теряет своей актуальности. Возвращение к истокам является главной темой в творчестве фольклорных ансамблей, на подиумах высокой моды, ремесленные традиции возрождаются и широко пропагандируются в обществе.
Основными темами, которые отражаются в народном искусстве, всегда были человек и окружающий его мир. Тряпичная кукла как вид декоративно-прикладного искусства очень тесно связана с человеком, с его образом, с его бытом и верованиями. Кукла обретает жизнь благодаря фантазии и воображению своего создателя. Так как кукла это часть культуры она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
Изучение национальной тряпичной куклы является одной из важных и интересных проблем современного декоративно прикладного искусства. Важно не только знать виды кукол, уметь классифицировать и относить их к определенному региону, но иметь представления о технологическом процессе и отделке изделия.
Теоретические вопросы
Традиционная народная кукла, почти не изменялась с тех давних пор, когда ее придумали наши предки. Куклами принято было не только играть, они помогали человеку в жизни – собирать урожай, участвовали в свадебных обрядах, облегчали недуги, служили добрыми подарками при встрече гостей. Любящие мамы изготавливали для своих детей маленьких куколок для игры и для того чтобы они отгоняла злых духов в которых верили наши предки. Куклу делали из разных материалов: трава, солома, лыко, веточки и лоскуты.
Самой популярной была тряпичная кукла. Тряпичных кукол изготавливали и взрослые, и дети, начиная с 5 лет, без иголок и ножниц. Изготовление тканей в домашних условия было трудоемким процессом, а фабричные ткани требовали существенных затрат, куклу делали из ношенной ткани из старой ветхой одежды, полотенец, рушников. Прохудившаяся ткань легко рвалась, что было не маловажным условием, так как существовало поверье, что при изготовлении кукол нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Сама по себе ношенная одежда являлась оберегом, так как хранила тепло души человека, который ее носил.
Куклы наряжали, но никогда не изображали лицо, так как кукла без лица была не доступной для вселения в нее недобрых сил. Отсутствие лица было знаком того, что кукла вещь не одушевленная и не сможет навредить своему владельцу. Кукол не бросали в избе, где попало, их бережно хранили в берестяных коробках или аккуратно изготовленных мешочках.
Прежде чем приступить к технологическому процессу изготовления куклы необходимо рассмотреть такие вопросы – виды кукол по назначению, виды кукол по способу изготовления, материалы, способы декорирования и отделки.
Виды кукол па назначению: обереговые, обрядовые, игровые.
Обереговые – это куклы которые создавались для того чтобы оберегать человека от различных напастей. Их брали с собой в дорогу, укладывали в кроватку маленьких детей и целыми гроздьями развешивали в избах, чтоб уберечься от проделок злых духов. К обереговым куклам относятся - «Куватка», «Ангелочек», «Колокольчик», «Кубышка-Травница», «Бессонница», «Берегиня», «Малышок-голышек», «Десятиручка», «Узелковая» и многие другие.
Обрядовые – это куклы которые принимали участия во время различных обрядов, без которых не возможно было осуществлять посевы, сборы урожая, свадьбы и многие другие обряды. К обрядовым куклам относятся – «Крупеничка», «Покосница», «Масленица», «Домашняя масленица», «Неразлучники», «Коза», «Пасхальная голубка», «Отдарок на подарок» и другие.
Игровые – это куклы, которые создавались для игры с детьми, сначала делала мама, а вскоре дети сами делали для себя кукол. Благодаря куклам дети развивались, девочки получали первые навыки рукоделия, мальчики, играя в куклу «Куклак» мерялись силой. В целом через игру с куклами дети учились понимать вопросы социально бытовой стороны жизни. Игрушка служила и служит наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. К игровым куклам относятся – «Зайчик на пальчик», «Куклак», «Малышок голышек», «Сорока-Белобока», «Узелковая», «Бабочка», «Столбушка» и другие.
Виды кукол по способу изготовления:
Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и то какой способ был выбран для того чтобы ее изготовить. Способ изготовления определяет то, какой будет форма куклы. Традиционно выделяют следующие формы способов изготовления:
- Столбушка;
- Крестушка или крестец;
- Кукла на палочке;
- Узловая кукла;
- Пеленашка;
- Закрутка;
- Набивная кукла мешок.
В конструкциях русских тряпичных кукол наиболее часто встречается скрутка или обмотка куском ткани. Технология скручивания в рулон полосок ткани позволяет не только сформировать устойчивую основу куклы, но и имеет более мифическую основу, а именно передает представление людей об устройстве мира, человека и окружающей его природе. Человек в его представлении имеет уровни и слои. Направлению наматывания придавалось особое значение. Если мотали по часовой стрелке или «по солнцу» это было связанно с жизнью, если же мотали «против солнца» то желали попасть в миры, где искали ответы на многие вопросы во время гаданий и тайных обрядов.
Особенности изготовления тряпичной куклы
Кукол мастерили не торопясь, в процессе изготовления основы не использовали ножниц и иголок. Ткань и нитки не резали, а отрывали. После того как ткань оторвали по краю оставалась бахрома которая придавала кукле особый колорит и определяла ее рукотворность.
Для закрепления нити применялась ловчая петля или силковый узел. Этот узел обладает свойством плавно и равномерно затягиваться. Нить поддевается пальцами, перекручивается вокруг них дважды, полученная петля надевается на куклу и затягивается. Применение подобных узлов необходимо для того, чтоб сформировать голову или определить место талии.
Часто нитки, которые из ткани формировали основу куклы, особым образом скрещивались в так называемый «обережный крест». Обережный крест на груди выполнялся от талии к шее в направлении с права на лево обводился сзади по шее и замыкался на груди в обратном направлении возвращаясь на талии где нитка закреплялась.
Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались, их наматывали по часовой стрелке. Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, в редких случаях хранили молчание.
Важной особенностью, на которую нужно обращать внимание при изготовлении куклы является то, что кукол делали безликими. В первом случае это было связанно с тем, что для рисования лица нужен художественный навык и специальные краски или чернила которые отсутствовали в избе простого крестьянина. Но есть и иная более глубокая и тайная версия. Отсутствие лица подтверждала то, что кукла является вещью не одушевленной, а значит злые, потусторонние силы не смогут вселится в нее, через рот, глаза, нос и уши и навредить ее владельцу. Ведь кукла должна приносить человеку радость, благополучие и здоровье.
В тряпичных куклах «Мотанках» лицо также не изображали но и не оставляли его белым, мастерицы особым образом наматывали на лице куклы радужный крест который был символом солнца и являлся оберегом.
Важно при изготовлении куклы сделать ее в один прием без откладывания на другой день. Считалось что дело, сделанное во второй раз, перечеркнет то, что было сделано в первый.
Костюм куклы
Кукла своим внешним видом напоминала человека, поэтому и костюм куклы повторял форму и манеру одеваться ту, которая бытовала в определенный период времени. Кукла сохраняет в себе образ создающего ее народа.
В традиционной тряпичной кукле закреплены наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. В женском костюме силуэт имеет свободную форму и не подчеркивает особенностей телосложения. Простой прямой или трапециевидный силуэт компенсируется богатством отделки и цветовой гаммы. Основными техниками отделки били вышивки, аппликации и ткачество. Но украшали костюм не только с эстетической целью, вышивка была призвана оберегать человека от воздействия злых сил. Поэтому вышивка присутствует в отделки таких элементов одежды как подол, грудь, манжеты. Даже стыковочные швы на полотнищах ткани особым образом украшали сигнальным красным цветом.
Какие же элементы входили в состав традиционного народного женского костюма? Современные исследователи выделяют два основных комплекса – рубаха с сарафаном и рубаха с юбкой или поневой.
С сарафаном принято носить на голове кокошник, а с поневой надевали разнообразные головные уборы, такие как сорока, кичка или головной платок. Без головного убора могли себе позволить ходить только молодые не замужние девушки, которые украшали голову лентой. Под платок или кокошник одевали специальную текстильную шапочку – повойник, которая скрывала и закрепляла волосы под основным головным убором. Головные уборы богато украшались вышивками, бусинами, бисером, лентами.
В костюме присутствовал передник, который тоже богато украшался и крепился на талии или плечах. Передник использовали в быту, чтобы сохранять одежду от загрязнений, а в праздники передник служил дополнением костюму.
Важной принадлежностью костюма был пояс, который не только закреплял элементы одежды на талии, но и выполнял магическую охранную функцию. Пояс обязательно носил каждый человек, с обряда опоясывания начиналось приобщение новорожденного к человеческому миру. Пояса могут быть ткаными и вязанными богато украшенные узорами, с кисточками или помпонами на концах.
Как уже говорилось, костюм богато декорировался, основной техникой была вышивка. Вышивка на костюме куклы была более условна, но сохраняла традиционные места расположения. При изготовлении наряда для куклы иглу использовать разрешалась.
Народная вышивка в свою очередь славится своим разнообразием узоров, символикой и тонкостью работы. Большинство знаков, которые украшали одежду, использовали для того, чтобы охранять и оберегать человека от злых духов. Все в композициях вышивки было символично – прямая горизонтальная линия обозначала землю, горизонтальная волнистая линия воду, вертикальная волнистая линия – дождь, линии, которые перекрещивались – огонь. Часто в вышивках встречается образ женщины – мать земля, которая почитается особым образом, так как кормит и дает жизнь. Изображается в вышивках то что подарила нам земля – цветы, птицы которые приносят весну, деревья, травы, солнце изображалось в виде оленя или лошади. Помимо растительных и зооморфных символов в вышивках присутствует много геометрических узоров и орнаментов.
Материалы
Для изготовления кукол применяли лоскуты, оставшиеся от кроя одежды или ветхую не пригодную для носки одежду. Ткани были сотканы в домашних условиях либо фабричного производства. Основными материалами являются – ситец, сатин, батист, не отбеленный холст, грубый лен. Для изготовления нарядной праздничной одежды используются – шелк, парча, атлас, бархат.
В качестве материала который набивается внутрь куклы используют – вату, мох, солому, опилки, крупу.
Для отделки и украшения куклы понадобятся – тесьма, кружево, ленты, бисер, мелкие бусины, пуговицы и прочая фурнитура.
В наши дни следует очень тщательно выбирать ткань для изготовления народной куклы, стараться не использовать синтетические материалы с современными формами рисунков. Подойдут ткани с растительными, геометрическими узорами. Хлопчатобумажные или льняные кружева, деревянные, керамические или металлические бусины и другое.
Практические вопросы.
Изготовление изделия в материале.
Теоретический этап исследования позволит правильно изготовить традиционную куклу в материале так как теперь известны основные технологические этапы – особенности и правила изготовления, составные элементы костюма куклы, материалы и инструменты.
Изготовление куклы в материале рекомендуется на таких примерах – обрядовая кукла «Крупеничка», игровая кукла «Сорока-Ворона», обрядовая кукла «Рождественская коза», игровая кукла «Зайчик на пальчик», обрядовая кукла «Солнечный конь».
Данные образцы демонстрируют разнообразные способы изготовления, материалы, отделку и др.
Уроки по теме изготовление традиционной тряпичной куклы рекомендуется проводить в интегрированной форме: технология-изобразительное искусство-литература (русские народные сказки). Такая интегрированная форма занятий позволяет увидеть место образов не только в мире лоскутов, но и в народных сказках и песнях.
Выделим образовательные цели
Обучающие.
- Познакомить обучающихся с особенностями происхождения и изготовления русской тряпичной куклы.
- Сформировать представление о значении народных традиций в современной жизни.
- Изучить часто встречающиеся образы животных и людей в сказках народов России.
- Изучить новые приемы обработки текстильных материалов.
- Научить соблюдать пропорции тела куклы.
Развивающие.
- Развивать познавательно-исследовательские навыки обучающихся в области изучения народных обрядов и традиций.
- Развивать интерес к Русским обычаям и традициям.
- Развивать творческий подход к выполнению работы.
Воспитывающие.
- Воспитать усидчивость, аккуратность, эстетическое восприятие внешнего вида изделия.
- Ценить народный эпос как источник информации об истории народа и его традициях.
Методы обучения.
- Наглядно-иллюстративный – мультимедийная презентация иллюстративного материала, методические указания к выполнению работы, образцы кукол.
- Словесный – рассказ, беседа, инструктаж.
- Практический – изготовление изделия в материале в соответствии с заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Тряпичная кукла своими руками».
Мастер-класс для родителей дошкольников...
Мастер-класс "Технология изготовления тряпичной куклы"
Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей...
Методические рекомендации для воспитателей "Использование ТРИЗ - технологии в воспитательно- образовательном процессе ДОУ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации...
Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».
НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....
Исследовательская работа "Игрушки детей войны. Технология изготовления тряпичной куклы"
Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17 Игрушки детей войны(исследовательская работа)...
Методическая рекомендация для воспитателей «Метод кейс-технологии в ДОУ».
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствам...
Методические рекомендации для воспитателей «Использование ТРИЗ - технологии в воспитательно - образовательном процессе ДОУ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Методические рекомендациидля воспитателей«Использование ТРИЗ - технологиив воспитательно - образовательном процессе ДОУдля развития творческих способностейдетей дошкольного возраста»...