"Пасхальный перезвон"
проект (старшая группа) на тему

Сидорова Ольга Всеволодна

"Пасхальный перезвон" в рамках проекта "РОССИЯ - РОДИНА МОЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pash_perezvon.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 40 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

 интегративной совместной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«ПАСХАЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН»

в рамках проекта

«РОССИЯ- РОДИНА МОЯ»

Используемые технологии: ИКТ, проектная игровая деятельность, художественное творчество

                                     Автор Сидорова О.В.

                                                         Педагог-психолог ГБДОУ № 40

                                     Приморского района

г.Санкт-Петербург

Цель занятия: Пробудить у детей интерес к празднику «Пасха».

Задачи: 1. Расширить представления детей о празднике «Пасха».

              2. Сформировать у детей представление о традициях празднования

                    «Пасхи».

              3. Расширить представление детей о «Добре», «Зле», «Душе» и

                    «Совести».

                 4. Обогатить словарный запас.

Формы организации занятия:

В ходе занятия используются:

        - расположение детей по кругу (вокруг большого спортивного

            обруча, в центре которого на ковре располагается иллюстративный

            Материал;

           - сидя за круглым столом на стульях;

         - стоя в кругу.

Материальное обеспечение

  1. Иллюстративный материал по теме: «Пасхальный перезвон».
  2. Диски с записями песен и музыкального сопровождения.
  3. Конспект тематического занятия по теме: «Пасхальный перезвон»
  4. Подбор стихов и рассказов по теме проекта.
  5. Картотека упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы.
  6. Набор «авторских» игр на развитие «Доброго отношения к другим людям, отличия «Добра» и «Зла».

 ПЛАН ЗАНЯТИЯ

п/п

Содержание

Время

мин.

1.

Вводная часть

Обозначение темы занятия и краткое раскрытие её содержания

2

П.

Основная часть

1.

Рассказ воспитателя детям о предстоящем празднике «Пасха»,

в честь чего он отмечается

3

2.

Рассказ педагога о «Традициях» празднования «Пасхи» на Руси.

3.

Физ.минутка на развитие эмоционально-волевой сферы «Волшебное яичко»

3

4.

Интерактивное обсуждение «Что такое «Душа» и «Совесть»?

5

5.

Стихи, пословицы и загадки, посвященные празднику «Пасхе».

3

6.

Рассказы детей о том, как они отмечают праздник «Пасха»

3

7.

Игра «Добро» и «Зло».

5

Ш.

Заключительная часть

Дети делятся впечатлениями, полученными на занятиях. Прощание.

2

ИТОГО

30

1.Вводная часть

В-ль: Ну, вот, мы опять  с вами встретились. На улице весны ярко светит

          солнце. У нас хорошее весеннее настроение. Ведь совсем недавно  

           прошла «Масленица», завершившаяся «Прощёным Воскресением»,

           когда все друг у друга просили прощения. И теперь на душе у нас

           спокойно и хорошо. И теперь мы все будем ждать следующего самого

           радостного праздника – праздника торжества Добра, Надежды и

           Любви, праздника России.

2.1. Воспитатель рассказывает детям о предстоящем празднике  «Пасха», в честь чего он отмечается.

Дети отвечают: - «В честь Вечной жизни», в честь весны, любви, в честь

            Веры, надежды на «вечную жизнь».

        Много лет тому назад люди наблюдали за окружающей жизнью и постепенно вырабатывали правила «мирной жизни», чтобы жизнь была спокойной, мирной и счастливой, но у них не было «чётких правил», как сделать так, чтобы жить мирно, хорошо и счастливо. Но в «Древних книгах» было написано, что родится человек – «сам Божий», который даст человечеству такие «правила жизни», которые помогут им и в «Земной жизни» жить хорошо, мирно и счастливо и унаследовать «Жизнь вечную»!

         Таким человеком был Иисус Христос – сын Божий, «Рождество» которого мы с вами праздновали, но когда Христос вырос, не всем людям понравились его заповеди, среди которых были такие, которые призывали к «Смирению» и «Послушанию». А люди привыкли к «Своеволию», и тогда они казнили Христа и распяли на кресте, но через несколько дней Христос «Воскрес» и показал своим ученикам, что при исполнении божеских заповедей «Вечная жизнь» возможна. И православные христиане верят в это и празднуют  «Пасху», то есть «Воскресение Христа».

        2.2. Педагог рассказывает детям о традициях празднования «Пасхи» на Руси.

        В-ль спрашивает: а как по вашему отмечали на Руси праздник «Пасху». Дети с помощью воспитателя отвечает: пекли куличи, красили яйца, делали друг другу добрые дела, ходили друг  к другу  в гости, говорили  друг другу хорошие добрые слова, посещали больных и бедных, играли в разные весёлые игры, водили хороводы,  пели пасхальные песни, звонили в колокола, почему и назывался «Пасхальный перезвон».

Воспитатель говорит: - да. Вы совершенно правы. Пасхальный кулич символизирует Храм Божий. Яйцо – писанка – это «Символ жизни», ведь именно из яйца происходит все живое. Изначально яйца красили только в красный цвет, потому что красный цвет – это цвет крови, без которой жизнь человеческая невозможна (  их красили в луковой шелухе). А еще из творога и яиц делали творожную пасху, символизирующую восхождение к Богу.

В-ль: а сейчас мы с вами сделаем дыхательную гимнастику на развитие способности управлять своими движениями, дыханием и волей.

Дети под руководством воспитателя делают дыхательную гимнастику.         В-ль: Несколько раньше мы с вами говорили о душе человека и сделали вывод о том. Что душа – это место. Где рождаются наши желания и чувства – «Цветок чувств, желаний и поступков». Мы с вами уже знаем. Что чувства, желания и поступки могут быть как хорошими, от которых всем становится радостно на душе, так и дурными, от которых душа огорчается. Отличить хорошие поступи от дурных  нам помогает советник – «Совесть», то есть «Совещательная весть, сообщение».

В-ль: А теперь, давайте все по очереди вспомним, когда наша совесть давала нам подсказки о наших дурных поступках.

Дети по очереди вспоминают и рассказывают о своем жизненном опыте.

Рассматривание плаката «Совесть – узорчатый платочек».

В-ль: Из всего. Что вы рассказали, можно сделать вывод. Что когда мы  делаем что-то дурное, то и самому и другим это не очень приятно, потому что душа загрязняется.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно. Здесь показано, что Душа похожа на «Расписной платочек», дурной поступок- на «Дырочку» или «Пятнышко», а в середине ее нарисована «Птичка – совесть», которая радостно щебечет, если «Душа» чиста и спокойно и огорчается и не может петь, если мы совершаем дурной, плохой поступок.

Что же нам сделать в этом случае?

Дети отвечают: - Нужно извиниться, исправить плохой поступок и т.д.

В-ль: Да, вы совершенно правы, нужно извиниться за свой поступок , попросить прощения, по возможности исправиться и больше так никогда не делать. Но признаться и  извиниться нужно обязательно («Починить Душу и Совесть), а то «Дырочка» - «Пятнышко» будет становиться все больше и больше, пока весь «Платочек – Душа» не превратится в одну большую дыру и птичка «Совесть» заболеет и улетит из нее.

В-ль: А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение Н.Юсупова «Простите»

Папа разбил драгоценную вазу,

  Бабушка с мамой нахмурились сразу,

  Но папа нашелся, взглянул им в глаза,

  И робко и тихо «Простите» сказал.

           И мама стоит, улыбается даже,

         Мы купим другую, есть лучше в продаже.

           «Простите» - казалось бы, что в нем такого?

         А вот ведь какое «чудесное слово».

        В-ль: Да, слова «Простите», «Извините» - это те «Волшебные слова». которые помогают нам содержать «Душу» в чистоте, чтобы птичка «Совесть» была спокойна и радостно пела.

        В-ль: «Пасха»- это светлый и радостный праздник и ему посвящены  стихи и пословицы и даже загадки, например, такие:

        «Яйцо пасхальное»:

        Я нарисовал яичко

        Ветка, а на ветке – птичка,

        Облако летит в простор,

        В голубое поднебесье,

        По середочке – узор,

        А внизу: - «Христос Воскресе».

        Загадки: «Напекли хозяюшки к празднику в печи

                        Пышные, румяные чудо….

                                                         Ответ:  (Куличи)

                        Солнышко играет, и щебечут птички,

                            Украшение стола – красные….

                                                         Ответ: (Яички)

        В-ЛЬ : предлагает детям рассказать, как принято отмечать  праздник «Пасхи» в их семье.

        «Дети»: по очереди рассказывают о традициях своей семьи в пасхальные дни.

        В-ль говорит  детям: А сейчас мы с вами сыграем в игру «Добро» и «ЗЛО».

        Цель игры: Закрепить у детей представление о добрых и злых делах.

        В-ль объясняет детям правила игры: перед вами карточки с плохими и добрыми поступками детей. Они перевернуты картинкой вниз. Каждый из вас выбирает ту из картинок и переворачивая её, определяет, какой поступок на ней изображен «Добрый» или «Злой».

        Игра продолжается  до тех пор, пока все карточки не окажутся открытыми.

        Заключительная часть

        По просьбе воспитателя дети делятся своими впечатлениями и новыми знаниями, полученными на занятиях.

        В-ль говорит: - Ну вот и настало время попрощаться до следующего раза. Надеюсь, что  сегодня мы узнали очень много нового о предстоящем празднике и мы ощутили настоящую «Пасхальную радость», услышали «Радостный пасхальный  перезвон» колоколов,  разделим праздничную «Пасхальную» трапезу и ощутим истинную радость от спокойствия души и чистоты «Совести».

        А теперь я говорю вам «До свидания»  и надеюсь на следующую встречу.

        

        

Пословицы о добрых делах

«Худо тому, кто добра не делает никому»

«Жизнь дана на добрые дела»

«Добро сотворить  - себя увеселить»

«Доброе слово и кошке приятно»

«Доброму Бог помогает»

« Добро не умрет, а Зло пропадет»

«Учись доброму. Так худое на ум не пойдет»

«Верная указка – не кулак, а ласка»

«Доброе слово доходит до сердца»

«Не важно лицо какое, а было бы сердце золотое»

«Хочешь сделать доброе дело – отбрось колебания»

«Совершай добро – но не попрекай им»

«Великодушному – весь мир – родня»

«Делай что должен – и будь что будет»

Пословицы о любви

«Теплое сердечко – ласковое словечко»

«Любовь побеждает все, где любовь – там и «Бог»»

«С любовью – везде простор, со злом – везде теснота»

«Любовь согласие водит, а от  ненависти вражда исходит»

«Любовь и малое принимает за великое»

«От того терплю, кого больше всех люблю»

«Ум истиною просветляется, а сердце любовью согревается»

«Где любовь, да совет, там и горя нет»

«Милее всего, кто любит кого»

«Больше той любви не бывает, как друг за другого умирает»

«Любить тяжело, не любить тяжелее того»

«Посердишься – перестанешь, а любить начнешь и конца не найдешь».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. «Православное воспитание детей дошкольного возраста»,

Р.Ю. Киркос, изд. САТИ Сб. Санкт-Петербург, 2006 г.

     2.  «Азбука для православных детей», Нина Орлова, изд. Сретенского

          монастыря, 2001 г.

  1. Демонстрационный материал «Как растёт живое» , Бородина С.В..  

изд. «АЯ» ,  2013 г.

  1. Навстречу детским сердцам», первые беседы для малышей. Борис

Ганаго, изд. Белорусского экзархата., 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пасхальный перезвон" Факультативное занятие

    Составляя данное занятие по теме "Пасхальный перезвон", преследовала цель: продолжать знакомить детей с праздниками, обычаями русского народа, воспитывать любовь к блюзким людям.В...

Конспект православного праздника Пасхальный перезвон

Праздник открывает священник, приветствуя гостей и поздравляя всех с днем Светлого Христова Воскресения!Ведущая 1:(обращаясь к детям):Христос воскресе, дорогие дети!Христос воскресе, дорогие гос...

Муниципальный конкурс-фестиваль "Пасхальный свет" в номинации "Пасхальный перезвон".

Творческая работа создана под руководством воспитателя Матюхиной Ж.И.  и воспитанницы подготовительной группы  детского сада "Радуга" с.Мокрое. Рисунок  написан с помощью цветных каранд...