Конспект занятия в старшей группе на тему:«Путешествие в прошлое книги»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Афанасьева Татьяна Витальевна

Цель: Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги.

Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей о книге и ее значении в жизни человека.

Познакомить детей с историей происхождения книги.

Сформировать представление о правильном обращении с книгами. 

Развивающие: Развивать внимание, мышление, речевую активность. Обогащать словарь детей.

Воспитательные: Воспитывать желание и стремление узнавать новое.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Оборудование: книги (словарь, энциклопедии, большие и маленькие книги), презентация о происхождении книги, проектор, экран, «река времени» с расположенными на ней остановками, ноутбук, картинки: кораблик, печатки, листы бумаги.

Предварительная работа:

Рассматривание красочно оформленных книг. Рассматривание, из каких частей состоит книга. Рассматривание иллюстраций с изображением печатных станков, старинных книг.

Чтение рассказа А.Баркова и Р.Сурьянинова «Откуда пришла книга». Чтение загадок, пословиц о книгах. Ремонт книг.

Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой».

Словарная работа: пиктограмма, береста. Египет, пергамент, писцы, рукописные.

Материал к занятию:

Иллюстрации с изображением старинных книг; узелковое письмо, береста, египетский папирус, наскальная живопись.

Иллюстрации этапов изготовления книги, изображение печатного станка. Выставка разных книг.

Иллюстрации с нарисованными на листочках древними заглавными буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_proshloe_knigi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Лесовичок» г. Камбарка

Конспект занятия

в старшей группе

 на тему:

«Путешествие в прошлое книги»

в номинации

«Организация детского исследования в форме «путешествия по карте».

Афанасьева Татьяна Витальевна

воспитатель

2016 г

г. Камбарка

Путешествие в прошлое книги

Цель: Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги.

Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей о книге и ее значении в жизни человека.

  Познакомить детей с историей происхождения книги.

  Сформировать представление о правильном обращении с книгами. 

Развивающие: Развивать внимание, мышление, речевую активность. Обогащать словарь детей.

Воспитательные: Воспитывать желание и стремление узнавать новое.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Оборудование: книги (словарь, энциклопедии, большие и маленькие книги), презентация о происхождении книги, проектор, экран, «река времени» с расположенными на ней остановками, ноутбук,  картинки: кораблик, печатки, листы бумаги.

Предварительная работа:

Рассматривание красочно оформленных книг. Рассматривание, из каких частей состоит книга. Рассматривание иллюстраций с изображением печатных станков, старинных книг.

Чтение рассказа А.Баркова и Р.Сурьянинова «Откуда пришла книга». Чтение загадок, пословиц о книгах. Ремонт книг.

Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой».

Словарная работа: пиктограмма, береста. Египет, пергамент, писцы, рукописные.

Материал к занятию:

Иллюстрации с изображением старинных книг; узелковое письмо, береста, египетский папирус, наскальная живопись.

Иллюстрации этапов изготовления книги, изображение печатного станка. Выставка разных книг.

Иллюстрации с нарисованными на листочках древними заглавными буквами.

Ход занятия:

Дети стоят на ковре

Воспитатель              Сегодня день у нас особый,

(читает стих)               Я познакомлю вас, друзья,

                                     С предметом, без которого

                                     Прожить на свете нам нельзя.

             

    -   Сейчас послушайте загадку, подумайте и скажите, что это?

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней!

(Книга).

- Правильно, это – книга. Сегодня мы поговорим о книгах.

-Для чего нужны книги? (читать, узнавать новое, быть умнее, учиться в школе).

- А у вас дома есть книги? (Да).

- Расскажите, какие бывают книги? (книги бывают большие и маленькие, словари, энциклопедии, книги для взрослых , для  детей …).

- Все правильно, книги бывают разные. Есть книги, которые учат нас читать и писать, заставляют фантазировать. Учат нас доброте, терпению, любви.

- Какие книги вы любите читать? (сказки, книги о машинах, с яркими картинками…)

- Для чего в книгах рисуют картинки? (Чтобы лучше понять, о чем говориться в книге)

- Из каких основных частей состоит книга? (корешок, переплёт, листы, обложка).

Игра «Добавь словечко»

Есть у книжицы одежка, называется (ОБЛОЖКА)

Где написано названье, автор, год её (ИЗДАНЬЯ)

Наши книги не просты, по порядку в них (ЛИСТЫ)

Чтобы никому не сбиться, нумерованы (СТРАНИЦЫ)

Все они наперечет, их скрепляет (ПЕРЕПЛЕТ)

Книги есть в саду и дома - из бумаги и (КАРТОНА)

-Где печатают книги? (В ТИПОГРАФИИ)

- А как вы думаете, всегда ли книга имела такой вид? (Нет).

- Давайте все вместе совершим небольшое путешествие в прошлое книги. Вы согласны? (Да).

-А на чем можно путешествовать? (на машине, на самолете, на велосипеде, корабле…)

- Вам сегодня предоставляется возможность побывать в разных уголках Земного шара

Я предлагаю отправиться в путешествие на небольшом кораблике, который плывет по «реке времени» и называется «Книга». (воспитатель демонстрирует «реку времени, кораблик).

- Итак, юные книголюбы, наш корабль под названием «Книга» отправляется в путешествие за знаниями об истории книги. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными, дружными.

1. Наш корабль бороздит по просторам Атлантического океана. Прямо по курсу – древняя и загадочная страна Египет (звучит музыка и показ слайдов с изображением Египта)

Давным – давно, когда книг еще на свете не было.

Люди общались друг с другом при помощи рисунков, чтобы передать друг другу информацию, предупредить об опасности они рисовали на стенах пещер. ( показ слайда)

Например, нарисуют озеро и рядом огромную рыбу – это означает память об удачной ловле рыбы. А если много мешков, то это означает, что человек собрал хороший урожай.

Игра «Расшифруй пиктограмму»

-Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по своему, другой иначе.

Позже человек стал рисовать на глиняных дощечках. (Показ слайд). На влажной глиняной дощечке писали острой палочкой.

-Позднее Египтяне изобрели папирус. Папирус – речное растение с высоким и толстым стволом. Папирусочень похожий на бумагу, но тонкий и длинный. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки. (показ слайда)

2. Продолжим наше увлекательное путешествие. Корабль держит курс на Древнюю Грецию.

На смену папирусу пришел новый писчий материал – пергамент. (Показ слайдов). В древнем городе Пергаме был придуман материал для письма. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен.

3.А сейчас нас встречает удивительная страна - Древний Китай. (Показ слайдов).

В Китае изобрели бумагу. Это был более дешевый материал. Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага. Сейчас секрет изготовления бумаги известен всем, и на бумаге печатают замечательные книги. И жизнь без них мы не можем представить

4 А сейчас наш корабль отплывает в сторону Киевской Руси. (Показ слайда)

- В Древней Руси писали на бересте. (Показ слайда).

- А вы знаете, что такое береста? (кора березы).

-Хотите сами попробовать что-нибудь нацарапать на бересте? (Предложить попробовать нацарапать что-либо на бересте).

-Но этот материал был не удобен и не практичен в использовании, так как не мог долго храниться.

На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи – писцы. Художник заполнял страницы рисунками. Каждую книгу писали долго – долго. 

И человек придумал печатный станок. (Показ слайда), ускорил изготовление книг. Машины обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготавливают переплёт, чтобы книга служила дольше.

- А первую печатную книгу в России сделал Иван Федоров (Показ слайда)

- Как вы думаете, как называются профессии людей, которые трудятся над изготовлением книги? ( редакторы, поэты, писатели, художники, переплетчики, наборщики, ).

- Выберите из данных картинок те, которые относятся к профессиям  людей, участвующих в создании книги. ( Дети работают  у доски)

-Сейчас в современном мире существует огромное разнообразие книг. Существуют не только книги из бумаги. аудиокниги  эти книги мы не можем держать в руках и читать. Их слушают. Такие книги удобны для людей со слабым зрением и слепых.

А еще существуют электронные книги - их можно читать с компьютера, в интернете, перелистывая страницы с помощью кнопки.

- Сейчас я вам предлагаю самим создать обложку для книги. ( печатки, листы бумаги)

-Таким образомистория книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по-разному пришли к письменности, используя для письма разный материал.

- Существует много пословиц и поговорок о книгах.

Давайте поиграем в игру. «Собери пословицу»

Задание: Я буду говорить начало пословицы, а вам нужно закончить фразу.

Кто много читает,              тот много знает

Будешь книги читать         будешь все знать

Книга твой друг,                без нее как без рук

Написано пером,          не вырубишь топором

- Молодцы, ребята! Отлично знаете пословицы и поговорки о книгах.

- Книга, как и человек – может заболеть и умереть – разрушиться полностью.

- Что может разрушить книгу? (вода, свет, человек)

-Вы знаете, что книгу нужно беречь. А как беречь книгу? (нельзя перегибать страницы, брать грязными руками, загибать уголки, аккуратно перелистывать страницы, хранить на полке, читать за столом)

«КНИГА ДОЛЖНА ЖИТЬ ДОЛГО»

         Релаксация:  - Мы играли, узнали много нового  и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик:

коснулся глаз - откройте глаза;

коснулся лба - пошевелите бровями;

коснулся носа - наморщите нос;

коснулся губ - пошевелите губами;

коснулся подбородка - подвигайте челюстью;

коснулся плеч - приподнимите и опустите плечи;

коснулся рук - потрясите руками;

Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся. Какое настроение он вам оставил?

Посмотрите, пожалуйста, на доску  это солнышко, но оно без лучиков. Вам нужно прикрепить лучики. Выберите то лучико, какое у вас настроение. Если вам занятие понравилось и у вас хорошее настроение – выберите лучики желтого цвета. Если вам было не интересно, скучно, то лучики  голубого цвета.

Итог занятия:

- Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем теперь. Человек всё время мыслил, думал, внимательно изучал то, что его окружало. Сейчас бумагу делают из древесины. Она и по сей день остаётся главным материалом для письма и печатания.

Все берутся за руки и проговаривают:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло

До свидания!

Литература:

1. Арбузова В.Ф «Какие бывают книги» http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/beseda-s-detmi-kakie-byvayut-knigi

2 Давыдова Т.А. «Пословицы и поговорки, крылатые выражения» М. Изд.: «Стрекоза» 2010

3.Карасени С.В «Путешествие в прошлое книги»

4. http://www.maam.ru/detskijsad/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Путешесивие в прошлое электрической лампочки"...

Конспект занятия подготовительной группы тема : "Путешествие в Австралию."

Конспект занятияТема: «Путешествие в Австралию»...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Программные задачи -Создать условия для ознакомления детей с достижением человечества – электричеством.- дать детям знания об   источниках света;-обеспечить воспроизведение п...

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Путешествие в прошлое- День Победы»

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Путешествие в прошлое- День Победы»...

Конспект занятия старшая группа ФЦКМ Тема: «Путешествие в прошлое лампочки»

Конспект занятия старшая группа ФЦКМТема: «Путешествие в прошлое лампочки»...