Индивидуальная программа саморазвития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №9 Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
материал (средняя группа) на тему

Белякова Алеся Петровна

Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie_rech.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9"

607044 Нижегородская область г. Выкса, р.п.Ближне-Песочное, здание         № 52/1

телефон 8 (831 77) 7-11-17 E-mail: saduk9.saduk9@yandex.ru

                                                           

 

Утверждено:

 на педагогическом совете

приказ №____от «___»_______ 2017 г.

Индивидуальная программа саморазвития

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №9

Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год

                                                                                                             Разработал

    Воспитатель:

Белякова Алеся Петровна

г. о. г Выкса

2017г.

 

Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.

Введение

Профессия воспитателя очень важна, ведь он отвечает за жизнь и развитие детей. Педагог, который уважает себя, всегда будет стремиться быть компетентной, профессиональной личностью, интересной для детей и родителей. Современный воспитатель — тот, кто внимательно выслушает ребёнка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлечённо этим заниматься. Для того чтобы стать именно таким воспитателем, нужно позаботиться о развитии своих интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь этой цели можно, если заняться самообразованием. 

Саморазвитие — это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.

Пояснительная записка.

Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы по данной теме.
  • Систематизировать изученную литературу.
  • Изучить новые программы и педагогические технологии.
  • Познакомиться с передовой практикой дошкольных учреждений.
  • Обменяться практическим и теоретическим опытом с коллегами.
  • Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме.                    
  •  Подготовить (провести) цикл консультаций для педагогов  выступить на педагогическом совете.
  •  Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов
  • Выявить значение народного творчества в воспитании детей;
  • Приобщить детей к русскому фольклору, заинтересовать сюжетами;
  • Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора;
  • Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
  •  Развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность.

Ожидаемый результат для воспитателя:

  • Повысится уровень педагогической компетенции «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5лет»;
  • Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения. Желание улучшить образовательный процесс.
  • Разработка и внедрение дидактических материалов.
  • Разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах.
  • Разработка перспективного планирования по развитию речи детей.
  • Доклады и выступления по распространению опыта работы.
  • Использование малых форм фольклора при обучении родной речи, на специальных занятиях по развитию речи, но и в режимных моментах.
  • Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по развитию речи.

Ожидаемый результат для детей:

  • Дети приобщатся к русскому фольклору, заинтересуются сюжетами;
  • Научатся выразительно читать потешки, стихи, чистоговорки и т. д.
  • Продолжат знакомиться с малыми формами фольклора;
  • Сформируются навыки самостоятельной деятельности; умение владеть навыками выразительной речи.
  •  Разовьются творческие способности, любознательность, наблюдательность.

План реализации программы по самообразованию

№  

                     Тема

Форма работы

Уровень

1.

Изучение проблемы в научно-методической работе.

Создание предметно- протранственной развивающей среды. Использование методики

 Гербова В.В. Развитие речи и творчества дошкольников.

ГербоваВ.В.Приобщение детей к художественной литературе. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. Художественное чтение и рассказывание в детском саду.

 Е. И. Развитие речи детей.

 А. М. Дементьева. Обучение пересказыванию в средней группе детского сада.

. М. В. Смернова. 2500 скороговорок.

Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа.

Изучение условий организации речевого развития детей в группе, изготовление

Дидактических

,настольно- печатных игр по речевому развитию. Серии консультаций для родителей на тему: «Особенности речи детей 4-5 лет»; «С какими книгами можно дружить»; «Пальчиковые игры в развитии речи у детей»;

«Развитие речи дошкольника в семье». Анкетирование родителей «Наши любимые сказки» Посещение семинаров, конференций, занятий коллег. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

ДОУ

Обзор в Интернете информации по теме.

2.

  Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития речи детей.

Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители), анализ состояния воспитательно- образовательной работы в группе. Вопросы по изучению условий и формы организации речевого развития детей.

ДОУ

3.

  Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области речевого развития детей.

Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии) Система занятий по развитию речи детей средней группы

ДОУ

4.

Изучение условий и современных педагогических технологий по проблеме «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.»

Консультации, участие в проектах, папки-передвижки, фото - выставки, рекомендации.

ДОУ

5.

Внедрение в практику собственной профессиональной деятельности современных педагогических технологий по проблеме «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.»

Консультации, участие в проектах, папки-передвижки, фото - выставки,

рекомендации.

Разработка проекта

Пополнение центра речевого развития необходимыми пособиями и атрибутами для игровой деятельности.

Разработка консультаций для родителей; мастер-класс на тему: «Занимательные словесные и пальчиковые игры для речевого развития детей»; Разучивание потешек, песенок, скороговорок. Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку».


Участие в конкурсах в сети Интернет.

ДОУ

6.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности

Мероприятия, направленные на организацию сотрудничества между родителями, детьми и воспитателем. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек; Развлечение «Широкая Масленица» Знакомство с закличками, потешками о солнце. Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Отгадывание детьми загадок. Досуг «Вечер загадок». Разучивание потешок, песенок. Чтение русских народных сказок. Рассказывание понравившегося отрывка из сказок.

ДОУ

Участие в конкурсах в сети Интернет

7.

Мероприятия, направленные на организацию сотрудничества между родителями, детьми и воспитателем.

Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

Открытые занятия.

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Разработка конспектов с элементами театрализации, моделирования.

Составление серии опытов для развития связной речи

Организовать и обогатить развивающую предметно-пространственную среду для реализации речевого развития  детей.

ДОУ Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.

8.

 Обмен практическим и теоретическим опытом с коллегами

Оформление выставок литературы, дидактического материала. Проведение мастер-класса для педагогов. Консультация для воспитателей на тему: "Речь воспитателя как средство развития речи детей»..

«Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста" Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС;

Памятки для педагогов на тему: «Связная речь»; «Фонематический слух –основа правильной речи».

Изучение опыта педагогов ДОУ

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

 

ДОУ

9.

Практические выходы

 Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «Устное народное творчество как средство развития речи»

Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Проведение игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.»

Оформление папки-передвижки. Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Оформление сборника консультаций для родителей. Тема:» Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.»  Проект. Тема: «В гостях у сказки».

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

 

Участие в сети Интернет

ДОУ

Заключение

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Так, в среднем дошкольном возрасте зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «ЧЕБУРАШКА» муниципального образования город Ноябрьск на 2011-2015 годы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ  муниципального бюджетного дошкольного   образовательного учреждения детский сад  «ЧЕБУРАШКАадаельного учреждения детского» муниципального образования ...

Рабочая программа воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 24 «Аленький цветочек» города Новошахтинска старшей группы на 2015 – 2016 учебный год.

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психиче­с...

Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Бригантина" муниципального образования "Островский район"

Цели программы: совершенствование в Учреждении системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное  дошкольное образование, полноценное...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан на 2019-2024гг.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан на 2019-2024гг....

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №30 комбинированного вида» Старшая группа на учебный год.

Рабочая программа педагога разработана в соответствии с ООП МБДОУ"Детский сад № 30", федеральным  государственным образовательным стандартом  дошкольного образования(приказ Министе...