Рекомендации родителям: "Как выучить стихотворение с ребенком"
консультация (средняя группа) по теме

Шмидт Татьяна Николаевна

Безусловно, не для всех детей заучивание стихотворения – это проблема. Некоторые малыши мгновенно запоминают то, что им особенно нравится. В семьях, где родители и родственники часто и много разговаривают с малышом, читают, дети уже в 1 годик заканчивают строчки «Я люблю свою лошадку» из стихотворения Барто.

Но есть дети, для которых запоминать стихи это просто каторжный труд. Чаще всего это происходит из-за того, что стихотворение он учит неправильно или стихотворение не подходит ему по возрасту и по темпераменту. Есть несколько простых советов, которые помогут выучить стих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_po_zauchivaniyu_stihotvoreniya.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям: "Как выучить стихотворение с ребенком"

1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым.

Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения. Постарайтесь передать свое отношение к стихотворению.

Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение В. Орлова «Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.

Дятел,
Даже молодой, -
Вежливая птица:
Он всегда
Перед едой
К червячку
Стучится!

2 этап. Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения.

Спросить, о чем говорится в стихотворении? Понравилось ли стихотворение ребенку? Что понравилось особенно ? что не понравилось? Задать вопросы по тексту.

Какой дятел? (Молодой, вежливый)
Почему дятел вежливый? 
(потому, что стучится)
Зачем он стучится к червячку? 
(чтобы добраться до червячка, найти его)

3 этап. Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно.

Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста. Объяснить значение не понятных слов, опираясь на жизненный опыт ребенка. Если вам трудно самостоятельно   объяснить значение слова, покажите его на картинке.

4 этап. Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает.

Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом), обязательно передавая выражение. Соблюдая знаки препинания.

5 этап. Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.

Здесь можно сделать так:
на первой строчке показать длинный нос – дятел,
На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,
На слова «перед едой» — показать как движется ложка ко рту,
«К червячку стучится» — постучать по столу.

Это вызовет интерес и улучшит запоминание.

Так можно придумать любые движения, чтобы сработала двигательная память и ребенку легче будет запомнить порядок строк. Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или при заучивании. Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.

6 этап. Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.

Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок. Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.

7 этап. Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.

Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Заучивание совмещать с показами картинок и движениями.
Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, — вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2-3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой» и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2-3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится». Затем повторить все стихотворение вместе 1-2 раза и отложить на время.

Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.

8 этап. Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.

Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.
Можно попросить малыша, чтобы он выучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д. Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету, и с удовольствием будут рассказывать и вымышленному домовёнку, и луне за окном и дождику.

9 этап. Повторите стихотворение через день, через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.

Вот и все. Если вы пройдете эти 8-9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека ( слуховую, зрительную, образную память включаем, кинестетическую – движения) и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.

Если Вы будете учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.

УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО.

  1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их. Помогай себе следить пальцем, закладкой.
  2. Старайтесь понять то, о чём читаете. Если вам что - то не понятно ввернитесь начало и прочтите еще раз. Перечитайте не понятную часть.
  3. При чтении будьте внимательны к каждому слову. Если вам не известно значение данного слова спросите его значение у старших, найди в словаре. Что бы запомнить данное слово запишите его в словарик, или зарисуйте в тетради.
  4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
  5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.
  6. При чтении вслух сядьте удобно, уберите посторонние предметы, выключите телевизор, музыку, вас ничего не должно отвлекать.
  7. При появлении вопросов по тексту, делай на полях пометки, оставляй закладки с вопросами.

УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

  1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
  2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.
  3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
  4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
  5. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
  6. Выделите голосом важные места.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

  1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.
  2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.
  3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро, но правильно.
  4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хорошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.
  5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.
  6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставления и другие.
  7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю.
  8. Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться поставленной цели.

Словесное рисование картин по тексту

  1. Прочти рассказ или одну законченную часть.
  2. Определи количество картин.
  3. Подумай, о чем каждая картина.
  4. Подчеркни в предложении слова, помогающие представить первую картину, вторую и т.д.
  5. Представь картину мысленно.
  6. «Нарисуй» картину словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям на тему: "Что нужно знать родителям при разучивании стихотворения с ребенком"

Содержит рекомендации родителям при разучивании стихотворения с детьми...

Рекомендации родителям «Что нужно знать родителям при разучивании стихотворения с ребенком»

Рекомендации родителям  «Что нужно знать родителям при разучивании стихотворения с ребенком»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17095339","attributes":{"alt":"","class"...

Как выучить стихотворения с ребенком к праздникам.

Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры ...

Консультация для родителей "Как выучить стихотворение с детьми наизусть"

Стихи учить необходимо, потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ развития ребёнка...

Рекомендации родителям: "Как выучить стихотворение с ребёнком"

Как хорошо  когда ребёнок знает много стихотворений и с удовольствием их рассказывает. Ведь стихотворные строки расширяют кругозор, способствуют более быстрому обогащению устной речи, учат воспри...

Рекомендации родителям. Как выучить алфавит с ребенком

В нашей статье мы расскажем, когда начинать учить алфавит, как сделать процесс интересным для ребенка, и какие методики лучше всего подходят для детей разных возрастов...

Консультация для родителей «Как выучить алфавит с ребенком»

Консультация для родителей«Как выучить алфавит с ребенком»...