Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду.
статья (старшая группа) на тему

Ковалёва Ольга Дмитриевна

Все детки, да и взрослые не останутся равнодушными к исследованиям. Проведение опытов учит детей логически мыслить, фантазировать, находить взаимосвязи и просто увлекает в мир неизведанного и непознанного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno_-_eksperimentalnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

                                                                                                                                      Ковалева О. Д.

(г. Челябинск, Россия,

МБДОУ ДС № 366,

tatvam77@mail.ru)

Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду

     Федеральный государственный стандарт ставит перед педагогами задачу обеспечить доступность и вариативность образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования.

     В настоящее время в системе дошкольного образования успешно применяются новые разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень.

     Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально – исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому экспериментально – исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

     Ребенку гораздо интереснее мыслить, чем запоминать, поэтому на занятиях в повседневной жизни воспитатели чаще всего обращаются к детям с заданиями: подумать, догадаться, что – то усовершенствовать, спроектировать. Найденное в процессе мышления решение становится прочным знанием для ребенка, нежели информация, которую ему предложили запомнить.

     Исследования российских ученых А.Н. Леонтьева, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Поддьякова позволяют сформулировать следующие положения:

  1. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
  2. В экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции.
  3. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
  4. В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования) (3. С. 6)

     Фундаментальным доказательством ведущей роли экспериментирования в детской деятельности является тот факт, что экспериментально – исследовательская деятельность пронизывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Во многом развитие личности и познавательных способностей детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения.

     В аксиоме: «Усваивается все крепко и надежно, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон).

Литература:

  1. Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду.2013. №3 С. 4.
  2. Локтионова З.А. Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду//Методист.2006. №8. С. 60 – 64.
  3. Поддьяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности// Педагогический весник. 2007. №1. С.6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду.

Кружок "Хочу всё знать". Презентация....

Консультация для воспитателей "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду".

Задачи,оборудование для опытно-экспериментальной деятельности....

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

     К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потреб...

памятка "Как организовать опытно - экспериментальную деятельность в детском саду"

Памятка«Как организовать опытно -экспериментальную деятельность в детском саду»Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка треб...

Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

"НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ""Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросыИ получать на них фактические ответы, оказываясьНа более высоком умственном и нравст...

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...