Викторина – развлечение: «Быт и традиции русского народа» (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Викторина – развлечение:

«Быт и традиции русского народа»

(подготовительная группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ города Москвы «Школа № 1793

имени Героя Советского Союза  А.К.Новикова

ДК №3

Викторина – развлечение:

«Быт и традиции русского народа»

(подготовительная группа)

         Воспитатель: Арапова Л.С.

Москва 2018

   Цель: Закрепить знания у детей о быте и традициях русского народа.

  Задачи:

-Повторить пословицы и поговорки; сказки, загадки.

-Продолжать обогащать речь детей малыми формами русского фольклора.

-Развивать чувство товарищества.

Материалы и оборудование: иллюстрации, предметы быта и утвари, народные костюмы, обувь, головные уборы, картинки по сказкам.

Магнитная доска, листы бумаги, фломастеры, карандаши, разрезные картинки, проектор с презентацией для показа.

Эмблемы, листы бумаги, фишки.

            Ход

На завалинках, в светелке

И на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлым небосводом,

 Говорили, песни  пели.

И ходили хороводом

А играли как! В горелки

Словом  эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей сейчас отмечен веком,

Поменялся старый мир.

И сидим мы в одиночку,

В уголках своих квартир.

Наш досуг стал очень мелок

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

 Их нам надо возродить.

  • Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по местам, где жили наши предки. Конечно же, это русская деревня. Вспомним наши беседы, сказки, загадки, фильмы. Закрепим, полученные знания, о быте и традициях русского народа.
  • Я предлагаю вам разделиться на команды. Выбрать капитанов команд и создать эмблему и название. (Звучит русская народная мелодия).
  • Дети выбирают название команд и рисуют эмблемы.
  • -Командиры, постройтесь по командам и назовите свои эмблемы.
  • Внимание! Викторина начинается.

Вопрос команде «Солнышко».

  • Где селились и строили избы крестьяне (Около леса, реки, куда ляжет домашнее животное, там ставили сруб и строили избу).

Вопрос команде «Реченька»

  • Из какого леса строили избу? (сосна, ель)
  • Воспитатель: Приготовится командам «Солнышко» и «Реченька».

Эстафета «Кто быстрее нарисует избу» и расскажет ее конструкцию.

Вопрос командам. Нужно поочередно перечислить сказки, где есть избы.

Вопрос команде «Солнышко»

Что являлось оберегом у русской избы? (Конек). Виды коньков назови.

 Предлагаю команде «Реченька» отгадать загадку:

   В избе – изба

   На трубе труба,

   Зашумело в избе

   Загудело в трубе.

   Видит пламя народ

   А тушить не идет! (печь)

- Из какого материала складывали печь, и кто ее делал?

  • Внимание! Нужно рассказать устройство печи по картинке, предлагаю ответить на этот вопрос команде «Солнышко» (дымоход, печурки, подпечье, лежанка, полати, шесток).

Команде «Солнышко» предлагаю отгадать загадки.

  • - Посмотрите какова!

Нрав совсем не робкий!

Я ворочаю дрова в раскаленной топке (Кочерга)

-Рогат, да не бык, хватает да не ест (Ухват).

  • Воспитатель: Для чего нужен был ухват и кочерга (ответы детей)
  • На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Он является покровителем жилища, предпочитает место в доме, где тепло и сытно. Вопрос всем (ответы детей)
  • Да, конечно печку предпочитает домовой. А когда людям приходилось переезжать из одного дома в другой, говорили так
  • Домовой, домовой пойдем со мной. Обязательно звали его с собой, ведь он оберегал жилище.

Долгими зимними вечерами люди зажигали лучины и что они могли делать?

Вопрос команде «Реченька» (ответ -  плели лапти из лыка, вырезали деревянную утварь, шили и вышивали узором одежду, пряли пряжу)

Воспитатель:

-Работы было много. Родители прививали детям любовь к труду с раннего детства. Старшие братья и сестры следили за младшими, учили их мастерству.

Вопрос команде «Солнышко»

-Назовите сказки, где старшие дети следили за младшими (Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Гуси-лебеди).

Воспитатель:

-Пора нам ребята и отдохнуть. Предлагаю поиграть в игру. На Руси много было народных игр: «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Бояре» и другие.

Дети выбирают игру.

Воспитатель:

-Отдохнули, поиграли и продолжим викторину.

-Вспомните, во что одевались люди на Руси?

- Командиры, приготовьте свои команды к выполнению заданий.

-Отвечает команда «Реченька»

Д. игра «Опиши, во что одет крестьянин»? (зимняя и летняя одежда)

Вопрос команде «Солнышко»

Д. игра «Расскажи про женскую одежду северных и южных губерний».

Воспитатель:

-Молодцы, команды. Хорошо справляетесь с заданиями.

Народ на Руси был гостеприимным. Гостей всегда ждали и встречали с почестями. Сажали за стол в передний угол, встречали с хлебом и солью.

-Ребята, вспомните, какие пословицы вы знаете про гостеприимство?

Команды отвечают по очереди. Ответы детей:

- Гость на порог – хозяину радость. Много гостей – много новостей!

Что есть в печи – на стол мечи! Не красна изба углами, а красна пирогами.

Самовар кипит - уходить не велит. Чай попьешь – до ста лет проживешь.

Воспитатель:

- На столе всегда был хлеб. Люди говорили так: Без хлеба, нет обеда.

-Ребята, поговорки про хлеб, кто знает?  Команды отвечают по очереди.

 Хлеб – всему голова.

 Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Хлебушко – калачу дедушка.

Воспитатель:

-Предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Стала Маша гостей приглашать»

Вопрос команде «Реченька»

-Как называлось полотенце по-другому? (рушник). Где его использовали.

 (предлагали гостям руки вытирать, накрывали караваи).

Вопрос команде «Солнышко»

- Как называлась мебель, где хранили одежду? (сундук). В нем же и хранили приданое, для девочек.

Вот и закончилось наше развлечение. Давайте посчитаем   количество баллов в каждой команде. Ребята считают количество фишек, определяют победителей.

Воспитатель:

-Ребята, я думаю, дружба всегда побеждает. Приглашаю вас на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...

Конспект НОД по поликультурному развитию « Быт и культура русского народа» Подготовительная группа дошкольного возраста.

Цель данного конспекта  обогатить знания детей о русской народной культуре. Закрепить знание детей о тнародном творчестве. Воспитывать чувство любви к русской культуре, истории свокго еарода....

Развлечение "Культура и традиции русского народа"

Развлечение  для подготовительной группы....

Образовательный проект "Культура и традиции русского народа" (подготовительная группа)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАВ наше время мало внимания уделяется искусству и народным традициям.Народное искусство поднимает темы большого содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает...

НОД «Культура и традиции русского народа» (средняя группа)

НОД «Культура и традиции русского народа»Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа и семейных традициях.Задачи: -По...

Занятие "Культура и традиции русского народа" (средняя группа)

Воспитывать интерес к русскому народу, уважение к культуре, традициям и обычаям русского народа....