Мастер -класс "Граттаж - нетрадиционная техника рисования"
консультация на тему

МОГУТОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

Мастер - класс подготовлен для педагогов образовательного учреждения. Можно применить и в раоте с родителями, например на родительском собрании при ознакомлении с нетрадицонными техниками рисования. Предлагается кроссород и схемы, правила рисования данной техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mogutova_oyu_master_klassgrattazh.rar1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Могутова Ольга Юрьевна

МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад «Аленушка»

Мастер – класс по нетрадиционной технике рисования  - граттаж

Цель:

знакомство с нетрадиционной техникой рисования - граттаж,  для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;

Задачи:

- обучить технологии грунтовки листа под рисунок;

- способствовать развитию воображения, фантазии  участников мастер-класса;

- содействовать формированию эмоциональных, позитивных  чувств, настроения.  

Методы:

словесный, наглядный, практический.

Формы работы:

индивидуальная,  коллективная.

Педагоги  разбирают жетоны с номерами от 1 до 27.

Свое выступление я хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем, умнее ребенок»

Современные образовательные  технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федерального государственного образовательного  стандарта.  В концепции ФГОС художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности.

 Изобразительная деятельность одна из самых интересных видов детской деятельности. Она позволяет ребёнку выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру и имеет большое значение для всестороннего развития детей, помогает раскрыть и обогатить его творческие способности.

В последние годы меняются содержание и задачи изобразительной деятельности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, позволить ребенку реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование.

Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие.  Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нестандартных техник дает возможность развить творческие способности дошкольников. При содействии взрослых дети учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам, начинают экспериментировать и творить, у них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Важную роль играет и развивающая среда.

     Вопрос аудитории  - Перечислите пожалуйста, какие нетрадиционные материалы имеются  в вашей группе в уголке творчества. (ответы педагогов).

     Вопрос аудитории -  Что  вы понимаете  под значением слова нетрадиционно?  - ответы педагогов.

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ - нетрадиционно – значит, не основываясь на традиции, не по обычаю, нестандартно, оригинально, неповторимо, по-своему, на новый лад.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции.

Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Основной принцип работы: «Учение через увлечение». Первоначально необходимо вызвать у детей удивление. Вторая задача: дать возможность испытывать удовольствие на занятиях. Следующий этап - увлеченность. И заключительный - успех! Таким образом, у детей формируется эмоционально положительное отношение к процессу рисования. Появляется устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Обратимся сегодня к технике, которая по детски называется – цап-царапка. То есть ГРАТТАЖ.

       Техника рисования граттаж привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Следуя простым инструкциям, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства. Сегодня  вы узнаете все о граттаже и сможете самостоятельно рисовать в этой технике.

       Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования.  Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все. Работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.

     «Граттаж» (гравюра). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография. Под современным граттажем понимают процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, покрытой тонким слоем воска и туши. Это довольно распространенный профессиональный способ создания. Он позволяет добиться четких штрихов и с минимальными усилиями создать эффектный образ.

       Пик популярности граттажа пришелся на начало XX века, когда в России активно практиковали технику граттографии для реализации фантастических и экспрессивных произведений.

      Суть техники заключается в следующем – на лист картона или плотной бумаги наносят толстый слой воска, который затем покрывают черной тушью. Когда острый предмет процарапывает слой туши, на черном фоне появляется штрих, цвет которого соответствует цвету восковой подложки. Для процарапывания изображений и штрихов можно использовать любой острый предмет подходящего диаметра. Традиционно для этого применяют гусиные перья, не заправленные перьевые ручки, деревянные палочки

      Граттаж можно сделать позитивным или негативным. В первом случае выцарапывают светлый рисунок на темном фоне (самая распространенная техника), во втором – подложку делают темной, а фон светлым. ----------------ПОКАЗ  РИСУНКОВ.

       

Итак, какие материалы и инструменты понадобятся:   ---ПОКАЗ    МАТЕРИАЛОВ

  1. плотная бумага или лист картона;
  2.  черная тушь или гуашь;
  3.  парафиновая свеча, масляная пастель или восковые мелки, цветные карандаши или фломастеры.
  4. широкая плоская кисть с мягким ворсом;/губка для мытья посуды/
  5. деревянная шпажка (зубочистка, любой удобный инструмент для процарапывания). Простой вариант – шариковая ручка, которая перестала писать.

Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил: ---------------------------------------------------------------------РАССМАТРИВАНИЕ    СХЕМ  

  1. Поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,
  2. На поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.
  3. Лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе. Кстати, рабочую поверхность и пол вокруг стола лучше застелить, иначе все поверхности будут усеяны мелкой туше-восковой крошкой.

И ЕЩЕ - небольшая хитрость – чтобы цвета плавно перетекали друг в друга, возьмите кусочек бумажки и потрите поверхность или просто пальцем. Масляная пастель отлично размазывается, и в результате вы получите цельное разноцветное пятно. Но в некоторых случаях резкие переходы-штрихи придают изображению своеобразную уникальность, поэтому не бойтесь экспериментировать.

       Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей. Главное - подобрать правильно картинку: для младших дошкольников – простую, для старших можно и чуть-чуть посложнее. Желательно чтобы картинка была перед глазами. Можно взрослым процарапать основные контуры.

Рассмотрим этапы  работы:

  1. Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем тем, чем желаете. (восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью) Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Вариант – в качестве основы можно взять цветной картон, подготовить картон уже с готовым рисунком на нем. Например, кусок коробки конфет или обложку тетради, что позволяет попробовать граттаж в домашних условиях, имея минимум материалов под рукой.
  2. Мы полностью покрываем наш лист воском. Для этого используем обыкновенную восковую  свечу.
  3. Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем  немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист  широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.  Можно после воска наложить муку или  тальк (просто посыпать сверху, потрать пальцами и стряхнуть оставшуюся муку, или протереть ватным диском). 
  4. Далее берем любой острый предмет: зубочистку, перо, вязальный крючок или спицу, стеку для пластилина,  ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.

Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, вы попробуете изготовить заготовку сейчас для следующей работы. А работать будете   на моих заготовках. Я  для вас их приготовила. (Показать технику процарапывания  на  одном листе).

Если ребенок затрудняется с выбором сюжета, то можно предложить  шаблоны. Например, по шаблону нарисовать рыбку, а  дети затем уже начинают дорисовывать, процарапывать водоросли, подводные камни, белого медведя на льдине.

Делимся на 2 подгруппы

У кого на задней стороне круги (желтые или белые)  – выходят и занимают места за столами, соответствующие цвету  круга. Желтый круг – работы должны получиться на цветной подложке. Белый круг – работы на белой подложке.

У кого нет  кругов – остаются на местах.(отгадывание кроссворда)

1 подгр.

И так творите!

Возьмите в  руки шпажку, зубочистку

И лист бумаги непростой,

И словно фокусник - царапкой

Рисунок вы создайте  свой.

Темы  работы придумываете самостоятельно, кто затрудняется – подсказка на задней стороне заготовки. 

Примерные темы:

  1. Северное сияние
  2. Рыбы  в реке
  3. Цветы в вазе
  4. Салют
  5. Дома на нашей улице
  6.  Поле из одуванчиков
  7. Новогодние игрушки на еловой ветке
  8. Зимнее дерево /зимний лес/
  9. Паучок на паутине

После завершения работ -  расскажите, пожалуйста,  о своем мнении, об ощущении, впечатлении о данной технике.

Поблагодарить педагогов в стихотворной форме.

 Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это сделано тобой.

2 подгр.

Для остальных педагогов предстоит работа интеллектуального плана.

Вам предстоит разгадать кроссворд, где зашифрованы техники и средства нетрадиционного рисования.  

После отгадывания кроссворда предложить дискуссию по вопросам:

  1. Подумайте,   где можно использовать данную технику в развивающей среде группы?
  2. Какой итоговый продукт может быть использован в проектной деятельности. Проекты: «Путешествие в морские глубины»     «Наша планета Земля».
  3. Эффективно ли использовать нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности педагога и детей? Объясните почему.
  4. В работе с родителями – как бы Вы  эффективно познакомили  с  нетрадиционными  техниками рисования на родительском собрании?

Сейчас приглашаю 10 ПЕДАГОГОВ (для экономии времени). Предлагаю вам один  из вариантов  рефлексии,  который можно провести  с детьми на фоне проведенного  мастер-класса. Вопросы могут продуманы согласно проведенного мероприятия.

       Помните сказку А. С. Пушкина «О мёртвой царевне». Царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»   Педагог показывает «волшебное зеркальце» и говорит: У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого  желаю узнать результата данного мастер-класс.

- Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи!

Как прошел мой мастер-класс? Педагоги как у нас?

А мне зеркальце в ответ:

Всё прекрасно – спору нет!

Педагоги - высший класс!

Мне б хотелось так узнать,

Как же технику  чудо-дивную энту звать?

И сейчас скажите мне

Тяжко было, али как?

Все понравилось, аль нет?

Каждый дайте мне ответ!

Педагоги передают друг другу зеркало и высказывают свое мнение.

Итог:

         Перед вами 3 тарелочки.

В первую положите свой жетон– если вы уже знаете данную технику и применяли  ее в своей работе хотя бы один  раз.

Во 2 тарелочку – положите свой жетон – если вас заинтересовала данная техника и вы попробуете ее внедрить в педагогический процесс.

В 3 тарелочку – положите свой жетон, если вы считаете, что применять не буду  граттаж, так как очень трудоемкое  дело.

         Получили ли Вы положительный  эмоциональный настрой?

Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать. Чудесные картины останутся Вам на память.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисование - рисование на снегу"

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельност...

Мастер - класс «Нетрадиционная техника рисования – рисование манной крупой»

Нетрадиционная техника рисования - это рисование необычными материалами, необычным способом. Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много. Например, рисование ладошками, рисование ватными п...

Мастер - класс "Нетрадиционная техника рисования - рисование манной крупой"

Данный мастер - класс позволит подарит детям яркие вчечатления,  разнообразит образовательный процесс. Рисование манной крупой - это одна из техник нетрадиционного рисования, котор...

Мастер- класс.Нетрадиционная техника рисования-рисование -нитью.

Мастер- класс.Нетрадиционная техника рисования-рисование -нитью....

Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования. Рисование нитью"

Необычно рисовать – Вдохновлять! Удивлять! Восхищать! В последнее время, мы - педагоги все чаще и чаще используем нетрадиционные техники рисования для работы с детьми. Рисование нетрадицион...

МАСТЕР-КЛАСС Нетрадиционная техника рисования «СИЛУЭТНОЕ РИСОВАНИЕ»

ЦЕЛЬ: Научить рисовать в силуэтной технике с помощью трафаретов Задачи:   Обучающие:Познакомить детей с новой техникой изобразительного искусства.Познакомить с понятием силуэта, историе...

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования. Рисование клеем и акварелью».

Цель моего мастер-класса - расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:   Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование кле...