Проект " Экологический десант"
проект на тему

Мухаметова Гульнар Фаритовна

Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskiy_desant.docx204.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска «Детский сад № 26 «Радость»

                                                     

ПРОЕКТ

«Экологический Десант»http://afisha.mosreg.ru/sites/default/files/events_photo/1_232.jpg

         

                                                                     Автор проекта:   воспитатель

                                                                             Мухаметова Гульнар Фаритовна

  г. Нефтеюганск

Содержание

Глава 1.

         1.

Актуальность  проекта  

3

1.2.

Новизна

3

1.3.

Цель и задачи проекта

4

Глава 2.

2.1.

Методологическая и теоретическая основа проекта

4

2.2.

Принципы реализации проекта    

5

2.3.

Технологии

5

2.4.

Методы и приемы  

7

Глава 3. Основное содержание проекта

3.1.

Организация работы с воспитанниками

8

3.2.

Взаимодействие с родителями

9

3.3.

Взаимодействие  с социальными партнерами проекта

10

Глава 4.  

4.1.

Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект

13

4.2.

Диагностический инструментарий

14

Глава 5. 

Заключение

15

Список  литературы

15

Приложение 1

16

                                             «Природа для нас – кладовая солнца

                                                                    С великими  сокровищами…

                                                                     и охранять природу  –

                                                                    значит  охранять Родину»

                   М.М. Пришвин

Глава 1.

1.Актуальность

         В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьезной и актуальной проблемой.

Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека. И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то несомненно, мы вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе способствует расширению национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.

В Ханты – Мансийском автономном округе самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением. При знакомстве с окружающей действительностью, при общении с природой родного края, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе родного края, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе, обществе, формируется духовная личность, способная поступать нравственно по отношению к природе и окружающей действительности.

1.2  Новизна

Новизна идеи состоит в том, что проект решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирования положительного отношения к родному краю путем включения регионального компонента в образовательный процесс.

 Использование регионального компонента  предполагает следующее:

  1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе вариативной программы " Мой город Нефтеюганск".
  2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
  3. Деятельностный  подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
  1. Цель и задачи проекта

Цель: создание системы работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через экологическое образование.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
  2. Создать  педагогические условия  для формирования нравственно-патриотических качеств через экологическое образование.
  3. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей

  старшего дошкольного возраста через экологическое образование.

  1. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в  нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста через экологическое образование.
  2. Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников через экологическое образование.

Глава 2

2.1  Методологическая и теоретическая основа проекта

В основе инновационного опыта по реализации проекта «Экологический десант»  лежат исследования:

         В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников

обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский,Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

 Существенный вклад в изучение проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста внесли  Л.Б. Дерягина, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова. Отмечая важность воспитания любви к Родине, они тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. опыта, и, проявляющийся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству».

         Исследователи  утверждают, что чувства патриотизма не могут возникнуть путём естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания. Н.Ф. Виноградова указывает при этом, что необходимо учитывать степень насыщенности предлагаемого детям материала. 

 Авторы фиксируют внимание на том, что необходимо учесть наиболее ценное для формирования правильного эмоционально положительного отношения к окружающему и опереться на него в воспитательном процессе. 

 Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.

  Вывод о том, что знания о родном городе, республике, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условием воспитания патриотических чувств, содержится в исследованиях многих ученых. Вместе с тем, процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определённых обществоведческих знаний. 

Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, В.И Лутовинов, С.А. Пряхина) гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма. 

По определению А.Н. Вырщикова, нравственно-патриотическая воспитанность - это «актуальный уровень развития внутренней культуры детей дошкольного возраста, обусловленный усвоением ими опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического

Г.Н. Куликова считает, что «нравственно-патриотическая воспитанность предполагает наличие у детей общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания».

                      С.А. Пряхина в  нравственно-патриотической воспитанности  детей дошкольного возраста выделяет «патриотическое сознание на основе знания истории, культуры, традиций своего народа в процессе усвоения опыта познавательной деятельности; чувства любви, сострадания и гордости за свое Отечество, верности своему Отечеству, готовности заботиться о нем и ценностного отношения человека к Отечеству, опыта эмоционально-ценностных отношений; патриотического поведение и деятельность в процессе усвоения действенно-практического опыта».

        Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание заключается в формировании у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края; воспитание собственного достоинства, как представителя своего народа; уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

2.2. Принципы реализации проекта

Деятельность по нравственно – патриотическому  воспитанию дошкольников в МАДОУ « Детский сад № 26 «Радость» построена с учетом следующих принципов:

  1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
  2. Гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
  3. Деятельность - знания, которые ребенок  усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
  4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и нравственно патриотического воспитания в экологическое, эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
  5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, развитие способностей, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
  6. Непрерывность  и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

 2.3. Технологии

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

  • Технология проектной деятельности. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний, включает всех воспитанников в режим самостоятельной работы, развивает умения применять знания к жизненным ситуациям, способности к аналитическому, исследовательскому, критическому и творческому мышлению. Концептуальные позиции проектной технологии представлены принципами заинтересованности ребенка, сотрудничества ребенка и взрослого, уважения к иной точке зрения, использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
  • Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в образовательном процессе строится на личностно-ориентированной основе, использовании дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности; личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
  • Игровая технология. Чтобы процесс формирования нравственно –патриотических качеств через экологическое образование был результативным,   организовывать процесс обучения в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
  • Информационно – коммуникационные технологии. Мультимедийные средства позволяют использовать презентации по ознакомлению с окружающей действительностью,  родной природой, организовывать видеопросмотры, обеспечивают получение необходимой информации, общение со сверстниками из детских садов – партнеров по проекту.
  • Здоровьесберегающая технология. Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности:  плотность занятия, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности,  частота чередования различных видов учебной деятельности, наличие эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата.
  • 2.4. Методы и приемы

         В образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через экологическое образование используются как традиционные, так и современные интерактивные методы.

Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей действительности.

Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим, нравственно-патриотическим  подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к окружающей действительности.

Современные интерактивные методы.

Задачи по формированию нравственно – патриотических качеств  через экологическое образование реализуется с помощью таких методов как:

  •  экологические марафоны, викторины, КВН;
  • экологические акции, особенно совместно с родителями;
  • составление экологических карт и планов экологических троп;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • создание экологических музеев; - экологические тренинги;
  • создание экологических агитбригад и «зеленого патруля»;
  • коллекционирование объектов природы;
  • инсценировки и театрализации на экологические темы;
  • встречи с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды;
  • участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов.

Глава 3. Основное содержание проекта

3.1. Организация работы с воспитанниками

 Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет решать следующие задачи:

  • воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
  • обогащать знания детей о природе;
  • формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

 В нашей группе игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником их положительных эмоций.  Через (экологические  игры, экологические подвижные игры, викторины, дидактические игры) дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края регулярно  проводятся экологические развлечения :  «У природы нет плохой погоды», «Природа-волшебница».

 На наш взгляд  опытно-экспериментальная деятельность является, также  одним из главных способов познания окружающей действительности, в ходе которой  дети учатся не только наблюдать, но и размышлять, творить, экспериментировать.  В нашей группе реализуются дополнительная образовательная программа « Я исследователь», целью которой является: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности

 Формированию  патриотических чувств также способствует художественно – творческая деятельность. Стремление рисовать родной город,  смастерить поделки из природного материала вызывает у детей не

Только  положительные  эмоций, но и гордость  за родной  город, и родной край.  

 Организуя работу с детьми по ознакомлению  с родным городом,  родным краем, мною была организована выставка воспитанников « Осенний Нефтеюганск».  В рамках экологической акции воспитанники смастерили  Елочки из бросового материала, а также планируется провести акции: «Помоги птицам зимой», Экология – забота общая», «Чистый мир», «Посади дерево и сохрани его». Воспитанниками и их родителями создан  центр умных книг, где выставляются книги познавательного характера, иллюстрации, фотоальбомы о родном крае, городе, созданные воспитанниками.

Обязательным компонентом  нашей  работы  является  природоохранная детская деятельность. Дети и их родители , а также педагоги ДОУ,  выходят с «экологическим патрулем» для наведения порядка на территории детского сада, площадки, близлежащего окружения,  принимают участие в городских акциях  «Чистый город», «Береги птиц». Тем самым,  наши дети участвуют в общем деле, становятся сопричастными к жизни города, социума.

Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка, большое внимание уделяем  « центру «Мой город Нефтеюганск» В  центре  размещен: «Макет  города Нефтеюганска», Фотоальбомы «Достопримечательности родного города, края», « Птицы и животные нашего края», «Растения нашего края», которые способствуют формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников.

  Систематический  проводим  «уроки доброты»,  не только в нашей группе, но и для ребят  других групп целью которых является  развитие интереса к природе, формируется положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам «Уроков доброты»: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе», «Любить природу - что это значит».

 3.2. Взаимодействие с родителями

Работа по формированию патриотических чувств через экологию строится в тесном взаимодействии с родителями. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. При выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников используются как традиционные формы работы, так и интерактивные.  В рамках проекта «Экологический десант» проводились следующие мероприятия: анкетирование по теме «Нравственно - патриотическое воспитание», опрос с целью выявления их экологической компетентности, родительские собрания «Растим патриотов», консультации, оформление и обновление информационных стендов, выпуск экофотогазет, экологических плакатов, буклетов, организация выставок поделок из природного материала, интерактивных площадок и квест-игр.  

   Родители участвуют в межрегиональных  экологических  конкурсах детского художественного творчества, экологических акциях «Экологическая ситуация в ХМАО», «День земли», «Накормите птиц зимой»,  «Здравствуйте птицы», «Сохраним ель – красавицу наших лесов»;интерактивные площадки, квест-игры. Участие родителей и детей в экологических  акциях позволяют сформировать ценностное отношение к окружающему миру, сблизить родителей с детьми, а детям – получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить их любовь и свою значимость.

Проведение  интерактивных  площадок  позволяют  родителям овладевать  способами практического осуществления различных видов детской деятельности, осознать свою значимость в процессе развития ребенка и приобрести новый опыт семейного воспитания.

Совместная с родителями  система работы по формированию патриотического сознания через экологическое образование способствует развитию у дошкольников чувства гордости за  родной край , за  Родину за свой народ, способствует формированию патриотических чувств у дошкольников.

3.3. Взаимодействие  с социальными партнерами проекта

Партнерами в реализации проекта являются: педагоги МАДОУ «Детский сад № 26 «Радость», родители (законные представители) воспитанников, муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средней образовательной школой № 4 города Нефтеюганска,

дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко» поселка  городского типа Пойковский.

План работы  по взаимодействию всех участников проекта

«Экологический десант»

Разделы проекта

сроки

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами  и социальными партнерами

Продукт детской деятельности

Сентябрь

Совместная деятельность по ремонту книг

Беседа об окружающем мире

«Приметы осени»

«Что такое экология?»,

«Экологические проблемы»,

«Как уберечь мир от экологической катастрофы?»

Дидактическая игра

«С какого дерева лист?»,

«Что это за птица?»,

«Птицы зимующие и перелетные».

Выставка фотографий «Как прекрасен мир!» «Моя планета» (презентация фотографии воспитанником, рассказ о памятнике природы)

Квест-игра «Землянам чистую планету»

Коллаж из фотографий,

Составление и оформление гербария

Октябрь

Чтение, заучивание стихов о Нефтеюганске

Беседа «Климатические условия в г.Нефтеюганск»

«Экология города»,

«Чистый город – наша забота»,

«Полезные привычки»,

Конкурс стихов, песен о родном крае, Коллективный субботник совместно с родителями

Фотоконкурс «Я люблю Нефтеюганск»,

Экскурсия в городскую библиотеку

уборка территории детского сада.

Фотовыставка  «Я люблю Нефтеюганск»

Ноябрь

«Природное богатство нашего края»,

«Животный мир ХМАО»,

«Обитатели рек и озер»

Чтение сказок о животных народов ханты и манси

Наблюдение «Приметы зимы»,

«Вода»,

«Три состояния воды» (эксперимент)

Изготовление плаката в честь Дня народного единства для городской библиотеки

Декабрь

 «Почему снежинки шестиугольные?» (рассказ о молекулярной структуре воды)

Вырезание снежинок из бумаги

«Опыты с водой Эмото Масару»

Пальчиковая игра «Снежинка»

«Воздух»,

 «Роль растений в очищении воздуха»

«Чем опасна вырубка лесов?»

Акция «Сохраните  елке жизнь»

Выпуск  буклетов

«Живи елочка»

Интерактивная площадка «Изготовление открытки из необычного вещества»

Участие в общесадовском мероприятии, конкурс-выставка совместных работ «Ёлочка живая иголочка»

Видеопоздравление «С Новым годом» воспитанникам кадетской группы детского сада «Солнышко» ПГТ Пойковский.

Изготовление снежинок и украшение ими группы.

Елочки из бросового материала

Январь

«Деятельность заповедников»,

«Красная книга»,

Презентация «Краснокнижные животные»

«Всемирно известные фонды защиты природы»

Дидактическая игра «Словесный портрет», «Как его называют?», «Угадай по приметам животное»,

Чтение русских народных сказок о животных

Акция «Помоги птицам зимой»,

Фотоконкурс «Озябли птички малые»

Театральная сказка «Как животные зиму встречали?»

Видеосюжет для кадетской группы детского сада «Солнышко» ПГТ Пойковский

«Как   птицам помогаем»

Рисунок любимого редкого животного или лепка его из пластилина,

Театрализованное представление «Как животные зиму встречали?» для младшей группы детского сада

Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.

Фотоконкурс «Озябли птички малые»

Февраль

«Самый снежный край»,

«Ледники»,

Дидактическая игра «Снежная география»

«Профессии, охраняющие природу» «Авиационная техника на страже природы»,

«Вездеходы»,

Дидактическая игра «Что это за техника?»

Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»,

Подвижные игры

Эстафета «Пожарная бригада»

Конструирование техники из ЛЕГО или лепка из пластилина,

Экскурсия в кадетскую школу, вручение поздравительного плаката на 23 февраля

Выставка работ детей,

Март

«Приметы весны»

«Чем грозит таяние ледников?»

«Гольфстрим»

«Пробуждение природы»

Эксперимент, наблюдение «Веточка березы»

Участие в интернет-викторинах «Спасаем планету вместе»

Акция «Экология – забота общая»

Праздник совместно с учениками кадетской школы «День Земли».

Выпуск буклетов «Спасаем наш мир»

Апрель

«День птиц»,

«Почва»,

Пословицы о земле, родине (русские и народов ханты - манси)

«Особенности почвы в Нефтеюганском районе», «Чем загрязняется почва?», «Лесные пожары. Причины их возникновения»

«Последствия лесных пожаров», «Правила безопасности на природе»,

«День Земли»

Эксперимент «Как прорастают семена?»

Акция «Чистый мир»

Выращивание рассады цветов для клумбы детского сада

Экологический десант

Коллективный субботник совместно с родителями

Экологический квест - игра «Спасти планету»

Изготовление плаката-обращения к жителям г. Нефтеюганска.

Уборка территории.

Май

«Поход на природу»,

«Что делать с мусором на природе?»,

«Чем опасен мусор?»

Просмотр фильма National Geographic  «Пластик»

Акция «Посади дерево и сохрани его»

Высадка саженцев, оформление клумбы вместе с детьми и родителями во время вечерней прогулки Выставка «Альтернатива пластиковым пакетам»

Глава 4.

4.1. Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект

  1. Разработан проект на тему  «Экологический десант»
  2. Изучены и включены в проект современные технологии, новые методические приемы.
  3. Разработаны и изготовлены дидактические, подвижные игры, творческие задания;
  4. Составлен перспективный план, разработаны конспекты образовательной деятельности для детей
  5. Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей

дошкольного возраста через ознакомление с родной природой в    группе  создана соответствующая развивающая предметная среда:

  • Центр  природы, включающий в себя коллекций семян, камней, гербариев; природный материал, географические  карты, макеты;
  • Мини лаборатория, оборудованная материалами для детского  экспериментирования;
  • Центр  «умных книг» - где расположена библиотека книг и журналов о природе родного края, подобран иллюстративный материал, фотографии,  видео- и аудиоматериалы, книги о природе родного края, изготовленные  педагогами, родителями и детьми;
  • Экологический музей «Зеленая планета», где проходят тематические выставки работ воспитанников и их родителей;
  1. Выработана система целостного образовательного пространства на основе экологических акций и проектов.
  2. Совместно с детьми разрабатываются экологические проекты, проводятся  природоохранные акции. К новому году стало традицией проводить акцию « Сохраните жизнь елку».

8.  В процессе работы над мини проектом «Поможем пернатым пережить зиму»,  «Что нам осень подарила», и т. д. дети знакомятся с природоохранной деятельностью человека, получают в увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе, её красоте.

4.2. Диагностический инструментарий

Для определения уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников  использовала программу «Мой город Нефтеюганск» под редакцией Н,И. Кузьминой, также руководствовалась методикой обследования патриотического  воспитания в детском саду М.И. Новицкой, С.Ю Афонасьевой, Н.А. Виноградовой., Н.В. Микляевой.

Критериями по формированию нравственно – патриотического воспитания выступают следующие:

Критерии /уровни

Высокий

Средний

Низкий

1.Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей;

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес;

затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого);

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн;

отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов;

2.Символика
Флаг России
Герб России
Герб родного города
Гимн России

знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города;

Знает флаг, герб, гимн России, герб города;

3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта

называет народные праздники, игрушки, предметы быта

затрудняется назвать народные праздники, игрушки;

не может назвать народные праздники, игрушки;

4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)
Виды ландшафта (горы, равнина)

называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе,

с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны;

не может назвать природные богатства России, природно-климатические зоны;

5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других

близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. 

не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

 Заключение

Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, я точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны. Наши воспитанники имеют чувства гордости любви, привязанности к Родине; знают природу родного края и ценят  и бережно относятся к природе

Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имеет  еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 Список литературы:

  1. АлешинаН.В «Патриотическое воспитание дошкольников»
  2. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитания патриотизма         средствами образования.-СПб.: КАРО, 2004.-С. 3-20
  3. Ветохина А.Я.,Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое  воспитание детей дошкольного возраста,М.,2009
  4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  5. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному    краю
  6. Николаева С. Н. Юный эколог
  7. Рыжова Н«Деревья – наши друзья»
  8. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

 Приложение 1

Анкета для родителей

1.        Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

•        воспитание любви к Родине;    

•        воспитание уважения к старшему поколению;    

•        воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

•        знание истории своей страны;

•        другое - ________________________________________________________________

•        затрудняюсь ответить.

2.        Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

•        да;

•        нет;  

•        затрудняюсь ответить.

3.        Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

•        прививать детям уважение  к людям своей страны;

•        познакомить с обычаями и традициями своего народа;

•        формировать бережное отношение к природе и всему живому;

•        расширять представления о родной земле, её столице, городах;  

•        ознакомление с историческим прошлым России;

•        воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4.        Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.        Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

•        да;  

•        нет;

•        затрудняюсь ответить.

6.        Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом за участие в городском конкурсе среди дошкольных образовательных учреждений "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕСАНТ"

Конкурс прошёл в рамках XIII Международной экологической акции "Спасти  и сохранить" в г. Нягань...

Мероприятие «Экологический десант» Тема: «Насекомые».

1. Закреплять знание о строении насекомых ( головка, брюшко, крылья, ножки ); формировать представление о пользе ( вреде ) насекомых; пополнять словарный запас; воспитывать бережное отношение к насеко...

Экологический десант "Прогулка по экологической тропе" для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) 2017 год.

На современной стадии развития человечества при возрастающих темпах преобразования окружающей среды аспекты взаимодействия общества и природы становятся все более актуальными. Среди множества стоящих ...

Экологический проект «Экологический десант. Бережем свой город» в младшей группе.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...