Главные вкладки

    Консультация для родителей "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"
    консультация (подготовительная группа) по теме

    Соколова Наталья Ивановна

    Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Материал консультации ответит на многие интересующие родителей вопросы, поскажет, как правильно воспитать ребенка в современных условиях, какие принципы положить в основу воспитания, как общаться с ребенком, чтобы раскрыть его индивидуальность, воспитать его личностью.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Как правильно воспитать ребенка? Какие принципы положить в основу воспитания? Примером для воспитания современных детей может служить семья Николая II. Взаимоотношения, которые были между родителями и детьми – это то, к чему мы должны стремиться, это подлинный идеал христианской семьи. Чего стоит одна  переписка! Многие ли родители  писали такие письма детям?  Многим ли родителям  так отвечали дети?

    Последний русский император Николай II царствовал с 1894  по 1917 год. Он был образованнейшим человеком своего времени. Николай II был военным, отличался силой, здоровьем, был спортсменом, наездником, купался в ледяной воде, почти никогда не болел.

    Царь Николай Александрович Романов родился 6 мая (ст. ст.) 1868 года, в день, когда Православная Церковь отмечает память святого Иова Многострадального. Отец его Александр III был глубоко верующим человеком, хорошим семьянином. Воспитание и образование Николая II проходили под личным руководством его отца, на традиционной религиозной основе.

    Будущий император получил весьма хорошее домашнее образование – знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком.

    Близкие люди отмечали, что у будущего императора, –  «душа чистая как хрусталь, и горячо всех любящая». Николай любил ходить в церковь и молиться. Нравилось Николаю Александровичу зажигать и расставлять свечи перед образами, а по мере сгорания свечей, тушил их так, чтобы огарок как можно меньше дымил. На службе Николай любил подпевать церковному хору, знал много молитв.

    В неофициальной обстановке с Государем общались немногие. И все, кто знал его семейную жизнь не понаслышке, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие членов тесно сплоченной семьи.

    Отношения детей с Государем были трогательны – он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы

    Императрица Александра Федоровна (Аликс) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства. Её матерью была принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. Аликс воспитывалась в глубоко патриархальных традициях.  Мать старалась с детства привить ей качества, основанные на глубоко христианском подходе к жизни.

    В возрасте тридцати пяти лет мать будущей русской императрицы умерла, и воспитание, образование отныне проходило под контролем бабушки. Аликс окончила Оксфордский университет и получила степень доктора философии.

    С Николаем II Аликс познакомилась в 1884 году, между молодыми людьми завязалась дружба, перешедшая затем в крепкую любовь.

    Глубокая и искренняя религиозность выделяла Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Духом православной веры было проникнуто и воспитание детей Императорской семьи.

    Царская чета не только посещала храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклонялась чудотворным иконам и мощам святых, но и совершала паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского.

    Обстоятельством, омрачавшим жизнь Императорской семьи, была неизлечимая болезнь Наследника. Приступы гемофилии, во время которых ребенок испытывал тяжкие страдания, повторялись неоднократно. Во всех храмах России служились молебны о его выздоровлении. Характер болезни являлся государственной тайной.

    Будучи глубоко верующей, Императрица всей душой предавалась усердной молитве в надежде чудесного исцеления. Она готова была поверить всякому, кто был способен помочь хоть как-то облегчить страдания сына. Так появился во дворце крестьянин Григорий Распутин, которому суждено было сыграть свою роль в жизни Царской семьи, да и в судьбе всей страны.

    Семья Николая II – положительный пример для воспитания детей. Все, кто знал эту семью, единодушно отмечают, что дочери были хорошо воспитаны, скромны и никогда не выставляли своего высокого звания. Они были истинными христианками и патриотами своей Родины. Со смирением и кротостью взошли они на Екатеринбургскую Голгофу и приняли мученическую смерть.

    Как же воспитывались эти девочки? Кто занимался их воспитанием? Прежде чем воспитывать детей, необходимо воспитать себя. Вот один из принципов воспитания в Царской Семье. Для Государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удерживание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети росли в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу.

    Государыня сумела воспитать и передать детям чувство почитания отца, занимающего центральное место в семье. Для детей он был одновременно царем, перед которым они преклонялись, отцом, которого они любили, и товарищем в их детских забавах. Отец при большой занятости государственными делами, любое свободное время посвящал жене и детям.

    В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание – самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», – писала в дневнике Государыня. Это воспитание ребенок получает в семье. Дом – «это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым».

    Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, –  писала Государыня своей дочери Ольге, – и ты научишься слушаться Бога, когда станешь старше». Она не сомневалась, что послушание – это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознательно, никогда не требовала от детей невозможного. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее.

    Царица была строгой матерью. Она не допускала, чтобы дети праздно проводи ли время, они всегда были заняты – будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чтение. «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам неприятно», – пишет Александра Федоровна. Когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге, Великие Княжны с отцом и преданными слугами разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, строили горку, занимались рукоделием, ставили домашние сценки и что самое поразительное – не прекращали обучения.

    Государыня не прятала своих детей от жизни, она сказала как то, что «кроме красоты, в мире много печали». Так в 1911-1913 годах государыня с дочерьми участвовали в благотворительных базарах в Крыму и в Ялте в пользу туберкулезных больных – Днях Белого цветка. На личные средства императрицы и благотворительные сборы был построен прекрасный санаторий. Когда мать не могла посещать дома туберкулезных больных, то посылала туда дочерей.

    Государыня очень заботилась о нравственном воспитании дочерей. «Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они читали. Их величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». Александра Федоровна стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния.

    Таким образом, с одной стороны царские дочери видели и знали красоту окружающего мира - они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. С другой стороны, они знали и горестные стороны жизни, посещая дома туберкулезных больных, работая сестрами милосердия в госпитале.

    Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей окончили курс медсестер и работали наравне с другими медсестрами в Царскосельском госпитале. Работа была тяжелой и в физическом, и в моральном плане.

    Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц домашнего очага. «Дом и семья – это то, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это еще в детстве»,  писала Императрица и в этом была уверена. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье.

    В семье последнего Российского Императора было четыре дочери – Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Это были четыре личности, четыре характера со своими положительными и отрицательными качествами.

    Великая Княжна Ольга Николаевна Романова родилась 3 ноября 1895 года.  Ольга стала первым ребенком в семье Николая II. Ольга Николаевна Романова отличилась способностями в изучении наук, любила уединение и книги. Великая княжна была очень умна, у нее отмечались творческие способности. Первая дочь  унаследовала от матери черты лица, осанку, а так же волосы золотистого оттенка.

    Более других детей Ольга была похожа на Государя, которого она, по словам учителя Сиднея Гиббса, «любила больше всего на свете». Ее так и называли – «дочь отца». Любимая дочь Императора Николая II, она наследовала от него все лучшие стороны его души: простоту, доброту, скромность, любовь к Отчизне. Ольга обладала удивительно чистой христианской душой. Царевна отличалась врожденным чувством справедливости, не любила лжи. Отношения с матерью у Ольги складывались сложнее. Ольга была упряма, капризна, своевольна. Старшая царевна была вспыльчива, хотя и отходчива.

    Дети в царской семье, как и в других семьях, ссорились. Вот как мать уговаривала старшую дочь: «Старайся быть более послушной и не будь чересчур нетерпеливой, не впадай от этого в гнев. Меня это очень расстраивает, ты ведь сейчас совсем большая. Ты видишь, как Анастасия начинает повторять за тобой».

    Со временем Ольга Николаевна научилась бороться со своими недостатками. Не зря именно через Великую Княжну Ольгу Государь передал свою последнюю волю: «Отец просит передать всем, кто ему остался предан и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него – он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что зло не победи т зло, а только любовь».     

     Великая княжна Татьяна Николаевна Романова родилась 11 июня 1897 года, и была вторым ребенком в чете Романовых. Татьяна внешне напоминала мать, характер же был отцовский. Татьяна Николаевна Романова была менее эмоциональна, нежели сестра. Татьяна редко шалила, и имела удивительное, по словам современников, самообладание. Из-за болезни матери, Татьяна Романова часто заведовала домашним хозяйством, Великую княжну это ни сколько не обременяло.

    Татьяна Николаевна была «Великой Княжной с головы до ног, так она была аристократична и царственна», писала Ф.Я. Офросимова. Среди сестер она была главной. Дети дразнили ее «гувернанткой», когда в отсутствии матери она неуклонно заставляла всех выполнять волю Государыни.

     Во время Первой мировой войны (1914 - 1918) Татьяна вела активную общественную деятельность. Вместе с матерью-императрицей и старшей сестрой Ольгой регулярно работала в госпиталях и лазаретах. Занималась сбором пожертвований на оказание помощи раненым и пострадавшим.

    Она была любимицей Императрицы, именно Татьяна стремилась окружить ее постоянной заботой. «Пожалуйста, дорогая мама, не бегай по комнатам, проверяя, все ли в порядке»; «Миленькая, не беспокойся о Беби. Я присмотрю за ним, и все будет в порядке»; «Я даю тебе слово, что буду делать все, чего ты хочешь, и всегда буду слушаться тебя, любимая»; «Я молюсь, чтобы Бог сделал меня лучше», - писала она матери в 1916 г

    Великая Княжна Мария Николаевна Романова родилась 27 июня 1899 года. Она стала третьим ребенком Императора и Императрицы. Мария Николаевна Романова была типичной русской девушкой. Ей было присуще добродушие, веселость, и приветливость. Мария обладала прекрасной наружностью и жизненной силой.

    Она была общительна, любила поговорить с простыми людьми - солдатами охраны, матросами яхты «Штандарт». Во время ареста она сумела расположить к себе всех окружающих, не исключая комиссаров Панкратова и Яковлева, а в Екатеринбурге охранники-рабочие обучали ее готовить лепешки из муки без дрожжей. Она любила возиться и нянчиться с маленькими детьми.

    Мария была религиозна. Это чувство было в ней основательным и глубоким. Чаще других детей она говорила с матерью о вере и Церкви и делилась с ней своими религиозными переживаниями: «...после молитвы у меня было такое чувство, как будто я пришла с исповеди, такое приятное, небесное ощущение».

    Но Мария не обладала сильным, волевым характером. Она находилась в полном подчинении у своей младшей сестры Анастасии. По своей доброте она старалась услужить сестрам и брату. А они называли ее «добрый, толстый Туту», или «Машка». Ей казалось, что они порой обижают ее, и она плакала и жаловалась матери. Но Александра Федоровна не позволила превратиться Марии в безвольного человека, находящегося в подчинении у других с комплексами нелюбимого ребенка. Уезжая со старшими дочерьми, она наказывала Марии: «Ты в этой группе старшая и поэтому должна хорошо присматривать за младшими». Мать давала дочери различные поручения, побуждая ее к самостоятельности.

    Великая Княжна Анастасия Николаевна Романова родилась 18 июня 1901 года. Государь долго ждал наследника, и когда долгожданным четвертым ребенком оказалась дочь, был опечален. Вскоре печаль прошла, и Император любил четвертую дочь, не меньше, чем остальных своих детей.

    Анастасия Романова по своей резвости могла дать фору любому мальчишке. Усмотреть за царевной Анастасией было нелегко. Ребенком она была очень шустрым. Любила лазить,  прятаться. Великая княжна Анастасия любила пошалить, а так же посмешить окружающих. Помимо веселости, в Анастасии нашли отражение такие черты характера, как остроумие, смелость и наблюдательность.

    Куда же могла привести подобная веселость и живость? Однажды во время обеда на яхте «Штандарт» 5-летняя Анастасия забралась под стол и стала гостей щипать за ноги. Гости в Высочайшем присутствии не смели выразить неудовольствие. Государь, поняв, в чем дело, вытащил ее за волосы, и ей жестоко досталось. Родители не поощряли злых шуток и наказывали за них. Александра Федоровна сумела шаловливость Анастасии превратить в достоинство – веселость ее не только радовала, но и утешала окружающих. «При ней даже раненые пляшут», - говорили об Анастасии Николаевне, когда она бывала в госпитале. В военное время она и Мария работали на раненых шитьем белья для солдат и их семей, приготовлением бинтов.

    Анастасия была утешительницей. «Мои ноги», - говорила Государыня про младшую дочь, когда из-за болезни вынуждена была сидеть без движения.

    Вот так из проказницы и лентяйки была воспитана смиренная и послушная день, которая очень любила своих родителей. Она писала в записке отцу перед отъездом родителей 18 апреля 1918 г.: «Храни тебя Господь и все святые, мой папа, дорогой и любимый. Мысленно и молитвенно будем все время с вами. Я даже не могу себе представить, как это мы сможем остаться без вас. Верю и надеюсь, что Господь поможет. Спокойной ночи, папа, золотой мой, ненаглядный!»

    Таким образом, с одной стороны, четыре сестры были уникальными личностями,  обладали своими личными достоинствами и недостатками. Но с другой стороны, они обладали общими достоинствами, в основе которых лежало религиозное воспитание. Они были послушны, смиренны, терпеливы, милосердны, ласковы, просты в обращении с окружающими, трудолюбивы, были патриотами своей Родины. Очень любили родителей, брата, друг друга. Заслуга в воспитании таких черт характера принадлежит, в основном, матери. Она опиралась на правила христианского благочестия и позволяла дочерям развиваться в зависимости от качеств, данных Богом. В результате малопривлекательные качества перерождались в достоинства.

    С первых дней царствования Николай II мечтал о наследнике. Цесаревич Алексей родился 12 августа 1904 года. Он был пятым и долгожданным ребенком в семье Николая II. Алексей унаследовал все лучшие от отца и матери. Родители сильно любили наследника, он отвечал им большой взаимностью. Отец был для Алексея Николаевич настоящим кумиром. Юный царевич старался подражать ему во всем. Мальчик рос  добрым и отзывчивым.

    Но наследник с детства болел неизлечимой болезнью – гемофилией, болезнью крови. Из мемуаров мы знаем, что наладить полноценное обучение наследника так, и не удалось из-за его заболевания. Занятия велись от случая к случаю, хотя существовала и определенная программа занятий. Учебная нагрузка для 10-летнего мальчика не была запредельной, всего три урока в день общей продолжительностью полтора часа, да еще подготовка к урокам в полтора часа.

    После отречения государя от престола и ареста всей семьи, не зная, что ожидает их в будущем, родители решили, что дети не должны прерывать учебу. Александра Федоровна лично преподавала всем детям закон Божий, государь Николай – географию и историю сыну, великая княжна Ольга Николаевна – своим младшим сестрам и брату английский язык. Пьер Жильяр учил царских детей французскому языку, Екатерина Шнейдер — арифметике и русской грамматике, графиня Генне — истории. Доктору Деревенько было поручено заниматься с Алексеем Николаевичем естествознанием, а доктору Боткину — «русским чтением», как вспоминает дочь Боткина Татьяна Мельник: «Они оба увлекались лирикой Лермонтова, которого Алексей Николаевич учил наизусть, кроме того, он писал переложения и сочинения по картинам, и мой отец наслаждался этими занятиями». И только расстрел всей семьи со слугами остановил эту учебу…

    Мало с чем сравнимым утешением во время заточения была для царственных страстотерпцев духовная литература. В доме Ипатьева среди вещей семьи судебные власти нашли немало книг духовного содержания. Эти книги царственные узники захватили даже в последнее место заключения – Екатеринбург, и берегли до самого конца. Их страницы отмечены многочисленными подчеркиваниями. Например, в одной из книг великая княжна Татьяна Николаевна отметила такие строки: «Верующие в господа Иисуса Христа шли на смерть как на праздник… становясь перед неизбежною смертью, сохраняли тоже самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту… Они шли спокойно навстречу смерти потому что надеялись, что вступят в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».

    Таким образом, в семье последнего императора сложилась система воспитания императорских детей, направленная не только на раскрытие индивидуальности ребенка, но и на то, чтобы отшлифовать его личность по определенному образцу.

     Родители и воспитатели понимали, что такого рода подготовка имеет особое значение для процветания государства, обеспечивает нормальный ход исторического развития нации, так дает ребенку прочные знания и умения, помогает найти оптимальное решение в любой ситуации.

    Главная цель воспитания в царской семье состояла в том, чтобы постоянно соотносить идеальные модели поведения  с реальной жизнью и тем самым  раскрыть для ребенка значимость следования нормам и правилам поведения.

    Образцом для воспитания современных детей может быть воспитание детей в семье последнего императора Николая II. Современные родители многое могут почерпнуть для себя и получить ответы на многие вопросы о воспитании детей из писем Александры Федоровны, последней Государыни Российской.

    Список используемых источников

    1. Митрополит Амфилохий (Радович). «Основы православного воспитания». - Пермь: Православное общество «Панагия», 2000.

    2. Бокова Вера. Как растили наследников русского престола - М.: «Благо», 2003.

    3. Верная Богу, Царю и Отечеству/Сост. Рассулин Ю. - СПб.: «Царское Дело», 2005.

    4. Воскобойников Валерий. Царская семья. – СПб.: ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2014.

    5. Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. Дивный свет. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. - М.: Русский Паломник, Валаамское общество Америки, 2010.         

    6. Записки о семейной жизни (1899). Опубликовано в журнале «Русский мир» № 4, 2001г.

    7. Кравцова М. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников. - М.: «Благо», 2003.

    8. Покаяние/Ред.-сост. Голованова Е. - Екатеринбург: ИД «Филантроп». УГМК-Холдинг.2007.

    9.  Радзинский Эдвард Николай II Жизнь и смерть - М.: АСТ: АСТ Москва, 2007

    10.  Соколов Н.А. Убийство царской семьи. - М.:, Алгоритм, изд. «БСК», 2007.

    Источники в Интернете:

    http://www.tsaarinikolai.com/

      http://nevsepic.com.ua/nostalgiya/10726-fotografii-semi-nikolaya-ii-243-  foto.html

    http://nikolaj2.tw1.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей: "Математика в семье"

    О необходимости повторения и закрепления пройденного материала по математике дома....

    Консультация для родителей «ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»

    Консультация для родителей«ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ» «Счастье дается только знающим». Эти слова Бунина в полной мере можно отнести к родителям. Любить детей мало, надо знать их, а этому надо учиться.Мн...

    Консультация для родителей Игры в семье с нестандартным оборудованием).

    Использование нестандартного оборудывания в семье -консультация для родителей...

    Консультация для воспитателей Тема: Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности.

    Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возра...

    Консультация для родителей «Роль взаимодействия семьи и детского сада в нравственном и патриотическом воспитании»

    В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных иде...

    Презентация "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"

    Данная презентация поможет воспитателям более ярко и достоверно раскрыть для родителей тему: "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II  - пример для воспитания с...

    Консультация для родителей. Воспитание в семье дошкольника средствами музыки.

    Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребёнком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир ...