ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
материал на тему

Проклова Наталья Александровна

Проблема речевого развития дошкольников всегда была насущна в педагогике и не теряет своей актуальности и по сей день. Пару десятилетий назад, когда таких специалистов как логопеды можно было встретить в дошкольных учреждениях крайне редко, работа по всем направлениям в методике развития речи велась воспитателями. За последнее время, по моим личным наблюдениям, работа по разделу «Звуковая культура речи» в общей системе занятий по развитию речи занимает крайне мало места. Зачастую этот раздел просто выпадает из работы т.к. воспитатели считают, что заниматься постановкой звуков должны только логопеды, а воспитатель не компетентен в этой работе. А ведь этот раздел является базовым для всех остальных – развития фонематического слуха, лексико-грамматического строя, а за ними и связной речи. И ранний дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования этой языковой функции. К тому же, в дошкольных учреждениях, логопед начинает заниматься с детьми с пяти лет, поскольку именно в этом возрасте можно говорить о том, что есть ПРОБЛЕМЫ с формированием речевых навыков, а до этого времени идет процесс АКТИВНОГО ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ. И воспитатель может и должен помочь, направить детей, по пути правильного его развития. К тому же именно воспитатель является важным помощником логопеда, на этапе закрепления произношения звуков. И конечно же методика развития речи дошкольников не исключает раздел «Звуковая культура речи» из системы работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_proklova.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение педагогов дошкольного образования городского округа Власиха Московской области

Тема: «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»

Деловая игра для педагогов ДОУ «Дидактические игры для формирования звуковой культура речи»

Провела: Проклова Н.А.,

 учитель-логопед высшей квалификационной категории

МДОУ Детский сад № 1 комбинированного вида

городского округа Власиха Московской области

                                       

                                                      -2017-

Проблема речевого развития дошкольников всегда была насущна в педагогике и не теряет своей актуальности и по сей день. Пару десятилетий назад, когда таких специалистов как логопеды можно было встретить в дошкольных учреждениях крайне редко, работа по всем направлениям в методике развития речи велась воспитателями. За последнее время, по моим личным наблюдениям, работа по разделу «Звуковая культура речи» в общей системе занятий по развитию речи занимает крайне мало места. Зачастую этот раздел просто выпадает из работы т.к. воспитатели считают, что заниматься постановкой звуков должны только логопеды, а воспитатель не компетентен в этой работе. А ведь этот раздел является базовым для всех остальных – развития фонематического слуха, лексико-грамматического строя, а за ними и связной речи. И ранний дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования этой языковой функции. К тому же, в дошкольных учреждениях, логопед начинает заниматься с детьми с пяти лет, поскольку именно в этом возрасте можно говорить о том, что есть ПРОБЛЕМЫ с формированием речевых навыков, а до этого времени идет процесс АКТИВНОГО ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ. И воспитатель может и должен помочь, направить детей, по пути правильного его развития. К тому же именно воспитатель является важным помощником логопеда, на этапе закрепления произношения звуков. И конечно же методика развития речи дошкольников не исключает раздел «Звуковая культура речи» из системы работы.

И сегодня я попытаюсь доказать вам, что вашего педагогического мастерства и богатого опыта достаточно, чтобы активно работать в этом направлении. И конечно поделюсь с вами некоторыми своими находками.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО речевое развитие дошкольников, как и любое другое должно строиться в игровой форме. Я предлагаю Вам сегодня окунуться в эту тему и, как и дети, немного поиграть. Для этого мы разделимся на 2 команды и придумаем названия для команд.

1 ЭПАП: Изолированное произношение.

Итак, знакомя детей со звуками стоит сначала придать звуку видимый образ. Я часто задаю детям вопрос: «На что похож звук?». Игровая форма подразумевает сюрприз, интригу. Я для отработки произношения часто использую магнитные лабиринты, сделанные мной. По лабиринту с помощью магнита передвигается некий объект (живой или не живой), а ребенок озвучивает его нужным звуком. Сейчас я дам каждой команде вот такую таблицу, в одной графе которой написаны звуки, которые, как правило, вызывают трудности у детей дошкольного возраста. Ваша задача: за одну минуту вписать во вторую графу какой предмет, объект или существо которое ассоциируется у вас с этим звуком.

В

Н

С

З

Ц

Ч

Щ

Л

Р

Один балл зачисляется команде, быстрее выполнившей задание.

2 ЭТАП: закрепление звука в слогах.

Какой из наиболее известных способов вы можете назвать? Конечно это чистоговорки. Они принципиально отличаются от скороговорок. Во-первых, чистоговорки произносятся в медленном темпе, а во-вторых акцент делается именно на слоги. Итак, каждой команде я предлагаю придумать серию чистоговорок, для отработки заданного звука. Постарайтесь сделать так, чтобы они были объединены между собой по смыслу.  Я предлагаю вам выбрать карточку с буквой. На выполнение задания одна минута.

Например, так:

Ла-ла–ла летит пчела,

Ла-ла-ла она мала.

Лу-лу-лу я вижу пчелу,

Лу-лу-лу  ой боюсь пчелу.

Лы-лы-лы убегаю от пчелы.

Ос-ос-ос на столе кокос.

Ас-ас-ас рядом с ним ананас.

Ус-ус-ус очень сладкие на вкус.

Эс-эс-эс килограмм их вес!

По одному баллу зачисляется командам за каждую чистоговорку.

3 ЭТАП: Закрепление звуков в словах.

Все мы знаем игру «Чудесный мешочек». Я хочу познакомить вас с существом, которое может стать альтернативой «Чудесному мешочку». Это прожорливый слон. Он ест все подряд. Для активизации слов с нужным звуком педагогу нужно положить в него соответствующие предметы. Либо попросить одного ребенка подобрать слова с нужным звуком для друга. Вот и я предлагаю вам выбрать предметы из моего волшебного сундучка. Первая команда выбирает предметы со звуками С и З. Вторая со звуками Ш и Ж.

За каждый верно подобранный предмет дается кристалл.

После выполнения задания предметы кладутся в слона и другая команда называет их, проверяя правильность выполнения задания.

4 ЭТАП: Малышам нравится помогать различным сказочным героям. Хочу познакомить вас с одним таким героем – Чебурашка. Больше всего он любит апельсины. И для того чтобы собрать целую коробку нужно назвать все картинки на апельсинчиках.

Я принесла для вас несколько похожих игрушек. Прошу выбрать каждой команде понравившиеся. Ваша задача: определить, какой звук можно активизировать в игре с помощью этого героя, придумать сюжетную линию и какие дополнительные материалы могут пригодиться главному герою, для наибольшей эффективности реализации задачи.

(Предлагаются игрушки –  Маша и Медведь, Крокодил Гена, собачка, Карлсон).

Баллы начисляются за каждый сюжет.

5 ЭТАП: Закрепление во фразе.

Приближается Новый год, волшебный праздник, который так любят все дети. Потому что это время загадывать желания, а исполнит их Дедушка Мороз. Вот у меня почтовый ящик, специально для писем волшебнику. И конверты тоже есть! Задача каждой команды, получив по три конверта, составить послание с пожеланиями от имени героев, нарисованных на конвертах. Какой звук мы будем отрабатывать догадайтесь сами. Подарки у Дедушки Мороза нужно тоже попросить такие, в которых есть тот же звук что и в имени героя. Попросить герой может несколько подарков.

Как вы думаете, например, что может пожелать Русалочка? Давайте проверим.

Надеюсь задание понятно? Давайте начнем.

Итоги этапа будем подводить по количеству звуков в пожеланиях.

 Ну вот наша деловая игра подошла к концу, и мы можем подвести итоги. Команда «» заработала …баллов. А команда «» - …. Но конечно это не важно. Я надеюсь, что смогла убедить вас, что не только логопед может и должен заниматься звуковой культурой речи. Мы как специалисты подключаемся тогда, когда у ребенка есть видимые проблемы и наблюдается выраженная задержка в формировании навыков. Задача же воспитателя сформировать интерес детей к звучащему слову, привлечь внимание к различным звукам речи через игры и игровые упражнения, научить слышать их, различать, сопоставлять. А также совершенствовать умение произносить некоторые звуки (появившиеся спонтанно либо поставленные специалистом).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 комбинированного вида

городского округа Власиха Московской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах р...

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС  личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.Цель игровой т...

Доклад «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДОУ»

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего де...

Консультация для воспитателей "ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

«… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Эрик Берн...