Мастер - класс "Эмоциональное развитие дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

 Развитие  эмоциональной отзывчивости дошкольников на основе синтеза искусств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_na_sayt.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

                     Мастер  класс  для  музыкальных  руководителей

                                        и   воспитателей по  теме

          «Развитие  эмоциональной   отзывчивости    дошкольников  

                                  на основе  синтеза искусств».

Цель:  Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем ознакомления         и овладения   приемами  развития эмоциональной отзывчивости у   дошкольников  на         основе синтеза искусств.

Материалы:   Презентация

                   Карточки с эмоциональными  характеристиками   музыки.

                  Карандаши

                  Листы для рисования

                 

1 часть -  актуальность. 

Мы постоянно ищем пути решения проблемы духовного  воспитания человека, пробуем, экспериментируем. Как разбудить в  наших детях  интерес   к самим себе?  Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих?  Как заставить душу трудиться?

А искусство- это  и есть наша  душа. Искусство - необходимая часть жизни человека.  

Именно музыка является самым  близким каждому  видом искусства.  Музыка больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни. Встреча с  музыкальным искусством - это уникальная возможность развития ассоциативно-образного и  абстрактно- логического мышления, духовного начала и эмоциональной отзывчивости детей.

Благодаря  музыке в ребёнке пробуждается представление о прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Дети начинают  ощущать, а затем  осознавать, что музыка – это звучащие образы, воплощенные в ритме, мелодии, гармонии, она передает  богатый мир человеческих эмоций и чувств, рассказывает языком интонации о  мыслях человека и состояниях его души. Но работа с музыкальным произведением,  предполагает  интегративное привлечение  разных видов искусств.  Интеграция искусств позволяет  ребенку увидеть и познать  красоту в ее многообразии, более глубоко и  разностороннее осмыслить создаваемые ими образы, глубже  погрузиться в искусство и явления жизни.   Стихотворчество,  художественная  композиция,  театральное действо и пластическое движение  - все это включается в поток детского творчества. Творческая деятельность, как игровая деятельность захватывает ребенка целиком: его чувственные восприятия, образное мышление, его эмоции, интеллект, его волю и воображение.  

 Используя  интересные игровые методы и  приемы, мы,  педагоги  должны  знать не только  произведение искусства,  но иметь представление о том, насколько ребенок может воспринять художественное произведение в соответствии с его  сегодняшним жизненным опытом,  

 Вниманию  слушателей и участников  предлагается несколько   приемов развития эмоционального восприятия в музыкальной деятельности  через синтез искусств, с помощью зрительных,  двигательных и слуховых анализаторов, для того, чтобы перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

 Нам  с вами  представится   возможность  почувствовать себя и актером,  и художником и слушателем.    В основе игровых форм и творческих заданий заложен комплекс образовательных  задач.

Слайд 2.   2 часть.  «Мы слушатели и художники».    Звук, движение  и эмоции.  

                                                                                

Задача:            Находить общность эмоциональных характеристик музыкального                                      произведения, предмета живописи   и произведения литературы.

                    Услышать  характер движения в звуке.         

        

  • Звук и эмоции       Перенесение  эмоционального опыта на  характер звуков.                
  • Звук и движение.  Знакомство с движением  в произведениях искусства, в                                           окружающем нас мире   (движение-неподвижность).

                                  Способность  услышать  характер движения в звуке        

слайд  3  -    Практическая работа  

Не называя произведения,  предлагаю   послушать,  почувствовать   и выбрать  эмоциональные характеристики   музыки,  подчеркнув их на карточках

 (звучит   музыкальное произведение  М. Мусоргского «Богатырские ворота»)

Как  помогли  выбранные  музыкальные характеристики,   подсказала  ли музыка сюжет  картины и есть ли в ней  движение?

В музыке проходит  тема   нравственности - мужество, героизм,  сила,  надежность…,  поэтому  в ней  ощущается  чувство  статичности,  постоянства,  непоколебимости, чувство  надежной опоры.  Созвучна  ли музыка картине, подтвердятся ли наши  предположения, ощущения?  

 (под звучание музыки на экране открывается картина «Богатырские ворота» художника Гартмана),

 Вывод:   Мы перенесли  свой  опыт физических ощущений на характер   звуков - тяжелый,

             объемный, плотный, громоздкий, широкий,  а  наличие у нас эмоционального  опыта              помогло распознать   общий характер           произведения.  

             

слайд 4

Предлагаю  выбрать  эмоциональные характеристики   музыки,  подчеркнув их на карточках, затем   выбрать  соответствующий   поэтический   отрывок созвучный  музыке  

(звучит «Утро»   Э. Грига). 

        1.        Летний вечер тих и ясен, посмотри, как дремлют ивы.

                Запад неба бледно красен и реки блестят извивы.

            2.          Ясно утро, тихо веет  теплый ветерок.

                Луг, как бархат зеленеет, в зареве восток.

Есть ли  в картине движение?  Конечно. Мы   слышим в музыке осторожное, мягкое, легкое,  светлое звучание,  восторженное,  зовущее и манящее, ощущение  какого-то  развития,  пробуждения и т.д.  Наши эмоции   созвучны  языку музыки  и поэзии,   а  краски живописи    позволяет  увидеть  и познать красоту в ее многообразии.

(под звучание музыки «Утро»   Э. Грига на экране открывается картины утреннего пейзажа)

Вывод:  На примере  произведений  изобразительного  искусства,  музыки, поэзии мы                       почувствовали пространство реального мира  природы, распознали его                        

            эмоциональную          наполненность, его движение,  его гармонию.  

слайд 5  -   Звук и линия  

Мы  продолжаем говорить о движении  в произведениях искусства.  Попробуем перенести  опыт наблюдения движения в реальном мире на характер движения в произведении изобразительного искусства и музыки. Проведем аналогии между слышимым и видимым характером движения.  Движение  в музыке и графике, это более сложная  ступень - моделирование  музыкального языка на листе.

Попробуем   передать  настроение  музыки   графически (штрихи,  линии, точки и т. д.),  чтобы  характер   графического рисунка  передал   наше  эмоциональное  понимание  музыкального произведения,  где штрихи  должны  передать  темп, характер и  динамику движение  звука (отрывистые, волнистые, спиралевидные, петляющие, следующие вверх, вниз  и  т.д.).

Практическая работа.    Звучит  «Февраль. Масленица»  П. И.Чайковского

 Есть ли  в картине движение?  Подсказала ли музыка  сюжет картины?   Какое  действие  может быть изображено на картине, судя  по  интенсивным  графическим штрихам?  

 Ощущение  яркого,   шумного  веселья, ликования,  радости.  

(на экране под звучание музыки открывается картина «Масленица» Б. Кустодиева).

Картинка многолюдного  праздника.  Об этом и рассказывает  музыка  П.И. Чайковского  «Февраль».   Народ провожает зиму.  Всюду слышны песни, пляски, смех, народные мотивы.

Вывод:    В данном случае мы визуализировали  звуковую линию средствами            

             изобразительного искусства. Мы, как слушатели,  будто почувствовали себя                         участниками некоего  реального  действа, и это помогло нам,  как художникам,               отразить  характер  движения   звука  графически.  

Слайд 6    Музыка слова и пластики  «Сказочное заклинание». 

Задача:   Способствовать  развитию  музыкально-образного   представления и                        пластического раскрепощения.

Введение в материал – взаимодействие   персонажа и пространства, этапы:

  • Вхождение в ситуацию и проживание ситуации,  опираясь на свой эмоциональный опыт.
  • Создание своей творческой работы - художественного образа персонажа Цветка по заданной эмоциональной характеристике слова.

Ребенок начинает осознавать музыку через движения. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, т.к. он придумывает движения, исходя из характера, темпа,  ритма, тембра предлагаемой ему музыки.   А  эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением и  словом.   В дошкольном возрасте уделяется большое внимание  его величеству  Слову. Потому что  фоническая,  ритмическая  сторона слова созвучны  музыкальной интонации.

  

Слайд 7

Чтобы войти в ситуацию, я предлагаю эмоциональные загадки.  

Постараемся  определить  какому букету подойдет имя  Гордый, Грустный,  Добрый во взаимодействии  с  восприятием  разнохарактерной  музыки.

(на экране открываются изображения цветов)

Слайд 8  

При рождении  художественного образа и  создания своей творческой работы нам понадобятся «сказочные заклинания».  Для создания образа-персонажа  цветка музыкой будет интонация слова.  Предлагаю прочесть литературный отрывок с   разной интонацией (настроением) и одновременно показать характер  цветка  через пластику движения. Это может быть  и одинокий цветок,  а может быть «букет»  -  коллективная работа.

Практическая работа (пластические этюды)

Вывод:   Нами был использован  прием, развивающий музыкально-образное представление и             пластического раскрепощения.  Эмоциональное прочтение  одного и того же                       поэтического отрывка с  разной интонацией   повлияло на рождение и характер                       художественного образа  персонажа - Цветка.

            Взаимодействие  слова, пантомимы  и музыки позволяет глубже и эмоциональнее              воспринять произведения искусства и  при этом решать  широкий  спектр                        развивающих задач.  Подобное   увлекательное  коллективное творчество позволяет             даже робкому ребенку проявить себя, тем более  что некоторые роли  могут                         исполнять несколько детей одновременно.

Слайд 9    3 часть    Обобщение.  В основе метода лежит принцип аналогий.

Для  полноценного  эстетического  восприятие  необходимы  два качества  - способность   мыслить, т.е. интеллект и способность чувствовать, переживать.  Выстраивая   аналогии между слышимым и видимым  характером движения,  ребенок постигает общность и взаимосвязь между  различными  видами  искусств. Характер движения в музыке - характер движения в живописи, литературе и  пластике.

В процессе таких игровых приемов  ребенок учится анализировать, что происходит с ним и вокруг него,  учится осмысливать свои чувства. А это не просто интересно, а еще и полезно.

Используемый материал:

 «С кисточкой и музыкой в ладошке» -Басина Н, Э,, Суслова О.А.

«Мой первый учебник по музыке и творчеству»- Юдина Е.И.

«Справочник музыкального руководителя» №1 2013

«Путешествие в прекрасное» - Куревина О.А., Селезнева Г.С.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...

Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»

представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников» (материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)

МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    Мастер – класс«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дош...