Рабочая программа в старшей группе
рабочая программа (старшая группа) на тему

Магомедова Патимат Нурмагомедовна

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_starshaya_gruppa_2015-2016.docx84.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золушка»

г. Когалым  ХМАО-Югра

 

 

 

Принято на заседании                                                                            Утверждаю:

педагогического совета                                                                          Заведующий МАДОУ            

протокол № ________                                                                             детский сад «Золушка»

«______»_________    2015г                                                                   _________Гладкова Л.А.

                                                                                                                  «______» ___________2015г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

 

                                                                                                                                                                        

Рабочая  программа совместной деятельности педагога

с детьми 5-6 лет

старшая группа №19

МАДОУ детский сад  «Золушка»

2015-2016 учебный год

                                                                                                            Составители: Джанболатова Н.Г.

                                                                                                                                    Магомедова П.Н.                              

г. Когалым

   2015 г.

Содержание

  1. Целевой раздел - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3

Пояснительная записка - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  2

Характеристика особенностей развития детей - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6

Планируемые результаты освоения Программы- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9

2. Содержательный раздел - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 10

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями

развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях - - - - 11

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации

Программы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 15

Способы и направления поддержки детской инициативы - - - - - - - - - - - - - -18

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -19

3.Организационный раздел - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -21

Режим пребывания детей- - - - - - - - - - - - - - - - - --21

Лист здоровья воспитанников - - - - - - - - -23

Социальный паспорт группы - - - - - - - - - 24

Профилактико-оздоровительный план------------------------------25

Традиции группы----------------------------26

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по образовательным областям---27

Приложения:

Организация предметно-пространственной среды--------------------------------32

Учебный план - - - - - - - - -36

Расписание НОД------------------------------------38

Картотека прогулок--------------------------38

Комплексы утренней гимнастики-------38

 

                                       1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Рабочая программа старшей группы МАДОУ «Золушка» (далее Программа) является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования для старшей группы.  

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и с учетом  примерной основной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по которой работает учреждение (в отсутствии федерального реестра примерных образовательных программ дошкольного образования).

 

Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:

  • Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
  • Конституция РФ, ст. 43, 72;
  •       Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г.  № 28564);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
  • Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Золушка» города Когалым.

      Ведущие цели Программы:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие   психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

  • патриотизм;
  • активная жизненная позиция;
  • творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
  • уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и  всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.4.)

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество детского сада с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

   

 Программа базируется на ряде значимых подходов, соответствующих пониманию приоритетов развития и воспитания детей на современном этапе:

Наименование подхода

Определение подхода

Реализация в МАДОУ

1.Культурно-

   исторический

Образовательные цели ориентированы на развитие культуры ребенка, присвоение знаний, умений, ценностей, норм.

Взаимодействие ребенка и педагога строится на основе стимулирования и рефлексии всех видов деятельности, с учетом зоны ближайшего развития; педагог-эксперт, авторитет и ценитель в повседневной жизни.  

2.Системно-деятельностный

Деятельность является средством становления и развития субъектности ребенка.

В основе процесса- совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.

3.Личностно-ориентированный (принцип гуманизации)

Признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, уважение к личности и потребностям детей, признание неограниченных возможностей их развития.

Выстраивание взаимодействий с воспитанником на основе личностно-ориентированного подхода, формирование индивидуальной программы развития детей, дифференциации, индивидуализации, вариации программы развития и амплификации детского развития в целом.

4.Гендерный подход

Индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.            Целью гендерного подхода является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Отказ от дифференцированных по половому признаку воспитательных влияний;

Нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лицами женского и мужского пола;

Реализация идей гендерного равенства;

Обеспечение каждому ребенку свободы выбора, поощрение его индивидуальных интересов и предпочтений;

Создание условий для возможности быть разными и девочкам, и мальчикам.  

5.Дифференцированный и индивидуальный

подход

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Осуществляется этот принцип через создание условий для развития, воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. В МАДОУ созданы условия для коррекции ОДА. Образовательная среда насыщена предметами, игрушками, продуцирующими деятельность определенного вида и удовлетворяющими различные типы интересов детей.  

6.Региональный подход

Учет культурно-исторических, национальных, климатических особенностей края при разработке содержания и порядка реализации  ООП.

Осуществляется через календарно-

тематическое планирование работы ДОУ; реализуется в содержании работы по ОО «Познание»; акцентируется при реализации программ патриотического и гражданского воспитания.

Возрастная характеристика контингента детей 5-6 лет.

    Старшую группу посещают 28 человек в возрасте от 5 до 6 лет.  В целом детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности), испытывают затруднения в общении с педагогами (Хайбулаев Хасан, Насибов Яшар). В группе 17 девочек и 11 мальчиков.      

     В этом возрасте ребенок  стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей, совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Несмотря на то, что  дети в большинстве случаев используют в речи слова оценки хороший — плохой, добрый — злой, они значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий — вежливый, честный, заботливый и др.

    В поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

     В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы.     В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них.

   В 5–6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом.

   В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнерам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.  Согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство, игровые действия становятся разнообразными.

    Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

    Расширяются представления об основных свойствах предметов. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках, может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Освоение времени все еще не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

   Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослыми.

    В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.      

    Возраст 5–6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее.  Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.

    Становится нормой правильное произношение звуков. Свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

   Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

   Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики. Он  способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

      В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

      В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки.

В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности.

В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное. Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в несколько треугольников, прямоугольник — в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.

Планируемые результаты освоения программы

Целевые  ориентиры.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

               • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами

                 деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах

                 деятельности  —  игре, общении, познавательно-исследовательской

                  деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,

                 участников по совместной деятельности.

                • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным

                  видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного

                 достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,

                 участвует в совместных играх.

               • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

                 сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет

                 свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать  

                 конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным

                 вопросам.

               • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские

                 функции в совместной деятельности.

               • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на  

                 помощь тем, кто в этом нуждается.

               • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

               • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать

                 свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,

                 чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

                  выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

               • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,

                 владеет основными движениями, может контролировать свои движения и

                 управлять ими.

               • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам

                 поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях

                 со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного

                 поведения и навыки личной гигиены.

               • Проявляет ответственность за начатое дело.

               • Ребенок знаком с произведениями детской литературы, обладает

                 представлениями из области живой природы, естествознания, математики,

                 истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на

                 свои знания и умения в различных видах деятельности.

               • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно

                 добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

               • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения

                 народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную

                 деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

               • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну,

                 ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии,

                 многонациональности, важнейших исторических событиях.

               • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных

                 ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет

                 уважение к своему и противоположному полу.

              • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные

                 ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,

                 стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о

                 младших.

               • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает

                 здоровый образ жизни как ценность.

     

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:

                 

                             СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

                                           (из примерной программы)

Цели и задачи:

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательном учреждении;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Работа по реализации задач социально-коммуникативного развития планируется календарно в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособие:

- Комплексное перспективное планирование в старшей группе детского сада./ Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию не проводится. Задачи социально-коммуникативного развития реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

Направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

- игровая деятельность;

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- культурно-нравственное и этическое воспитание;

- гендерное, семейное, гражданское воспитание;

            - трудовое воспитание;

- основы безопасной жизнедеятельности.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до школы», а также в комплексно-тематическом плане (см. Приложение 3 к Содержательному разделу Программы).

К социально-коммуникативной области следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» направления «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», «Ребенок в семье и сообществе», «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», «Формирование основ безопасности», направление «Развивающая речевая среда» (область «Речевое развитие»).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(из примерной программы)

Цели и задачи:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Направления образовательной области «Познавательное развитие»:

-познавательно-исследовательская деятельность;

-формирование элементарных математических представлений;

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное окружение, социальное окружение, ознакомление с природой). 

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до школы», а также в комплексно-тематическом плане (см. Приложение 3  к Содержательному разделу Программы).

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию планируется по методическим пособиям:

- Комплексное перспективное планирование. Старшая  группа. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

          -И.А. Помораева, В.А.Позина. Занятия по формированию математических представлений в старшей  группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

- О.В.Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей  группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Задачи познавательного развития реализуются также интегрировано с другими образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно по методическому пособию:

- Перспективное планирование по программе «От рождения до школы». Старшая группа./ Под ред. Т.С.Комаровой- Волгоград: Издательство «Учитель», 2012.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

(из примерной программы)

Цели и задачи:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направления образовательной области «Речевое развитие»:

- формирование словаря;

- звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная речь;

- подготовка к обучению грамоте;

- знакомство с детской литературой.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до школы»,  а также в комплексно-тематическом плане (см. Приложение 3 к Содержательному разделу Программы).

К речевому развитию следует относить представленные в Программе «От рождения до школы»  направления  «Развитие речи» и «Художественная литература».

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию планируется перспективно по методическим пособиям:

- Комплексное перспективное планирование. Старшая   группа. / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

- В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей  группе детского сада. Планы занятий – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Задачи речевого развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно.

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

(из примерной программы)

Цели и задачи:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование);

- приобщение к искусству;

- музыкально-художественная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах).

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе « Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до школы», а также в «Примерном музыкальном репертуаре» (см. Приложение  6 к Содержательному разделу Программы).

К художественно-эстетической области следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» направления «Приобщение к искусству»,  «Изобразительная деятельность», «Конструктивно-модельная деятельность», «Музыкальная деятельность», направление «Художественная литература» (область «Речевое развитие»).

Непосредственно образовательная деятельность по продуктивной деятельности планируется по методическим пособиям:

- Комплексное перспективное планирование. Старшая  группа. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

         - Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

          - Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей  группе детского сада: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Непосредственно образовательную деятельность по музыке планирует и осуществляет музыкальный руководитель в музыкальном зале ДОУ. Воспитатели присутствуют на занятии, оказывают помощь музыкальному руководителю в проведении музыкально-дидактических игр, разучивании танцевальных движений и песенного репертуара, инсценировках.

Задачи художественно-эстетического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей, культурно-досуговой деятельности совместно со взрослыми. Работа в данном направлении планируется календарно. План культурно-досуговой деятельности представлен (см. пункт «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников», «Традиции группы»).

Совместная совзрослыми и самостоятельная музыкальная деятельность планируется воспитателями календарно с опорой на методическое пособие «Комплексное перспективное планирование. Старшая   группа» / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

                                                 (из примерной программы)

Цели и задачи:

-приобретение детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

-правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координация движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильное, не наносящее ущерба организму, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование  начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение  подвижными играми с правилами;

- становление  целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Направления образовательной области «Физическое развитие»:

- двигательная активность (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, спортивные игры, подвижные игры);

- воспитание культурно-гигиенических навыков (питание, одевание-раздевание, умывание, содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати);

- формирование основ культуры здоровья.

Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планирует и организует инструктор по физической культуре во взаимосвязи  с  воспитателями, которые оказывают помощь, осуществляют страховку, следят за самочувствием детей, проводят индивидуальную работу.

Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планируется в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методические пособия:

- Комплексное перспективное планирование. Старшая группа / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

- Пензулаева Л.И. Физическая культура  в детском саду. Старшая   группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Задачи физического развития реализуются также интегрированно со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей, досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно.

Воспитание культурно-гигиенических навыков планируется перспективно на каждый месяц в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособие:

 -Перспективное планирование по программе «От рождения до школы». Старшая  группа. /Под ред. Т.С.Комаровой. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2012.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до школы», а также в комплексно-тематическом плане (по плану инструктора по физической культуре).

К физическому развитию  следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» направления  «Физическая культура» и «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».

Для реализации задач физического развития детей воспитатели старшей  группы используют в воспитательно-образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии.

         

     

 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации

Программы

     Основная цель регионального компонента-воспитание любви к своей малой родине, приобщение ребенка к традициям и обычаям места, где он живет.

     Содержание регионального компонента направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:

    -формирование любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;

    -формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Югры);

    -формирование общих представлений о своеобразии природы Югры;

    -воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Югры.

     Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственно образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.

Образовательная область

Задачи

Физическое развитие

-развивать волевые качества, присущие коренным народам Севера: выносливость, быстроту («Каюр и собаки»)

-учить навыкам, необходимым в играх, отражающих промыслы коренных народов (оленеводы, охотники), а именно:

сохранять равновесие при приземлении, ходить скользящим шагом («Куропатки и охотники»).

Социально-коммуникативное развитие

-знать и владеть информацией о родном городе (в каком округе находится город, история его создания);

-знать названия 3-4 улиц города, знать его достопримечательности (парк, Музейный центр, Храм, Мечеть, памятник первопроходцам, Ледовый дворец, КДЦ «Янтарь» и др.)

-уточнить и расширить знания детей о ХМАО-Югре;

-развивать дружеские чувства к детям коренных народов севера;

-знать домашний адрес, телефон, уметь описать дорогу домой, знать значимые здания по дороге в детский сад (магазины, почта, парк, больница и т.д.).

Ознакомление с миром природы, с социальным миром

-расширять знания детей об особенностях природы севера;

-наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о взаимосвязах и закономерностях;

-знать, что зимой самые длинные ночи, летом белые ночи;

-знать и различать явления природы: пурга, метель;

-узнавать и называть растения (зона средней тайги):

      деревья (ель, сосна, береза, осина);

      травянистые растения леса и болота (мох, ягель, пушица);

      ягоды (брусника, морошка, клюква, черника, голубика);

      грибы (боровик, подберезовик, мухомор);

-узнавать и называть животных, обитающих в ХМАО-Югре:

      4-5 видов птиц (сорока, кукушка, сова, куропатка, синица);

      5-6 видов животных (олень, лось, лиса, песец, бурундук, бурый

      медведь);

-знать животных и растения, занесенных в Красную книгу ХМАО-

Югры;

-называть коренных народов ХМАО (ханты и манси);

-знать природные богатства Севера: нефть, газ;

-иметь представления о труде людей нашего города.

Музыкальная деятельность

-продолжать знакомить детей с творчеством хантыйского народа, характером исполнения народных песен;

-сопровождать пение игрой на бубне;

-прививать уважение к традициям и обычаям коренных жителей ХМАО.

Изобразительная деятельность

-узнавать и называть орнаменты народов ханты и манси;

-использовать орнаменты коренных народов Севера в украшении предметов быта и одежды (кисы, малица);

-знать орнаменты «заячьи уши», «оленьи рога», «собачья лапа»;

-узнавать и называть предметы народных художественных ремесел: берестяная посуда, меховая одежда и обувь.

Художественная литература

-развивать способность детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения коренных народов Севера;

-формировать эмоциональное отношение к произведениям фольклора народов Югры;

-познакомить детей с легендами Севера, дающих информацию о быте и труде коренных народов;

-формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству жителей Севера.

   

 Основным приоритетным направлением деятельности ДОУ по реализации образовательной программы дошкольного образования является познавательно-речевое развитие:

     -развитие речи и форм речевого общения детей;

     -обеспечение работы по подготовке к обучению грамоте;

     -развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира;

     -формирование у дошкольников умения выбирать необходимую информацию;

     -формирование у дошкольников сенсорных, элементарных математических представлений;

     -формирование начал экологической культуры;

     -развитие конструктивного мышления через конструирование и моделирование.

Программное обеспечение приоритетного познавательно-речевого

направления

ОО

Программы

Технологии, рабочие программы

Физическое  развитие

Программа «Старт» под ред. Р.А.Юдиной,

Л.В.Яковлевой (для кружка- акробатические упражнения).

Программа «Здоровье» В.Г. Алямовской

(закаливание).

«Ритмическая гимнастика» под ред. А.И.Бурениной (утр. гимнастика, кружок)

Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой.

Дыхательная гимнастика по методике

А.Н. Стрельниковой.

Познавательно-речевое развитие

Программа «Юный эколог»  С.Н.Николаевой.

«Умственное воспитание детей дошкольного возраста» под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохиной.

«Развитие речи детей» О.С.Ушаковой.

Компилятивная программа «Экология и дети».

Авторская программа по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников «Я- маленький гражданин» воспитателя И.И. Умаровой.

Авторская программа по ознакомлению с русским фольклором «Свет мой, зеркальце…»  воспитателя С.В. Неботовой.

Рабочая программа кружка «Почемучка» зам.заведующего И.В.Бредун.

Социально-коммуникативное  развитие

«Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю.Белой.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Л.Н. Князевой, Р.Б. Стеркиной.

Рабочая программа «Азбука дорожной безопасности» зам. заведующего И.В. Бредун, старшего воспитателя Е.А. Корсаковой.

 

Художественно эстетическое развитие

«Аппликация» М.А. Гусаковой

«Технология ТРИЗ для музыкальных руководителей» М.А. Сычевой, Т.Н. Дороновой.

                                                                        

 

                     

Способы и направления поддержки детской инициативы

        Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

         Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой  деятельности детей;  
  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;  
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников

Сентябрь

  1. Папки-передвижки «История города», «О мерах противопожарной безопасности»;
  2. Буклеты  для родителей «Безопасное движение»;
  3. Консультация: «Автокресло - детям»;
  4.  Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 5-6 года жизни»;
  5. Участие родителей в выставках  рисунков «Мой родной город», «День без автомобиля».

Октябрь

  1. Папка-передвижка «Права ребенка»;
  2. Консультация: «Роль театрализованных игр в воспитании ребенка»;
  3. Выставка  поделок из природного материала «Закружила осень золотая»;
  4. Подготовка к конкурсу чтецов «У природы нет плохой погоды»;
  5. Участие  родителей в подготовке Дня открытых дверей в д/саду.

Ноябрь

  1. Папка-передвижка «Азбука здоровья»;
  2. Консультация: «Растите детей патриотами»;
  3. Фотовыставка «Дары осени»;
  4. Участие родителей в подготовке и проведении Дня матери;
  5. Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала.

Декабрь

  1. Консультация: «Как с пользой провести зимние каникулы»;
  2. Папка-передвижка «Новый год- без пожара»;
  3. Помощь родителей в оформлении группы и зала к Новому году, в построении горки;
  4. Родительское собрание: «Речевое развитие детей 5-6 лет»;
  5. Участие родителей в детском конкурсе-дефиле «Новогодний костюм своими руками»;
  6. Зимняя выставка поделок «Символ года»;
  7. Выставка рисунков «Зимний пейзаж»

Январь

  1. Консультация: «Осторожно: гололед!», «Ребенок и телевизор»;
  2. Конкурс рисунков «Как я провел каникулы»;
  3. Памятка для родителей: «Пальчиковые игры в старшем возрасте»
  4. Фотовыставка «Новогодняя история».
  5. Привлечь родителей к оказанию помощи в организации уборки снега на территории детского сада;

 

Февраль

  1. Консультация «Воспитание семейных ценностей »;
  2. Выставка военной формы;
  3. Папка-передвижка «Военные профессии»;
  4. Стенгазета «Наши папы- самые сильные»;
  5. Выставка рисунков «Моя любимая буква»;
  6. Участие в спортивном досуге, посвященном 23 февраля;
  7. Конкурс макетов квартиры, дома.

Март

  1. Консультация: «Вечерние игры»;
  2. Папка-передвижка: «Правила  поведения при встрече с незнакомыми людьми»;
  3. Участие родителей в выставке «Мама может все»;
  4. Привлечь родителей к подготовке весенних праздников;
  5. Персональная выставка «Птицы нашего края»;
  6. Выставка  «Произведения К.Чуковского в рисунках детей».

Апрель

  1. Консультация: « Правила поведения при пожаре»;
  2. Всемирная акция «День Земли». Изготовление листовок - памяток для родителей;
  3. Выставка рисунков  «Мне бы в космос»;
  4. Папка-передвижка «7 апреля- Всемирный день здоровья»;
  5. Родительское собрание «Итоги воспитательно-образовательной работы за учебный год»;
  6. Фотовыставка «Спешите делать добрые дела- друзья наши меньшие»;
  7. Акция  «Птичья столовая» (изготовление кормушек).

Май

  1. Консультация: «Организация безопасности летнего отдыха»;
  2. Конкурс совместных рисунков родителей и детей «Планета Земля в опасности»;
  3. Консультативная помощь родителям, испытывающим трудности в воспитании ребёнка (в течение года);
  4. Папка-передвижка «Никто не забыт, ничто не забыто»;
  5. Фотовыставка «Мы - пешеходы»

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ

Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.

Холодный период года.

ВРЕМЯ

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

Дома

6.30-7.30

Подъем, утренний туалет

В дошкольном учреждении

7.00-8.10

Приём и осмотр детей, самостоятельная деятельность

8.10-8.20

Утренняя гимнастика

8.20-8.40

Подготовка к завтраку, завтрак

8.40-9.00

Игры, самостоятельная деятельность

9.00-10.35

Непосредственно образовательная деятельность

10.35-11.50

Подготовка к прогулке, прогулка

11.50-12.10

Возвращение с прогулки

12.10-12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30-15.00

Подготовка ко сну, сон

15.00-15.20

Подъем, закаливание, полдник

15.20-16.50

Непосредственно образовательная деятельность (музыкальная), самостоятельная игровая и художественная деятельность

16.50-17.10

Подготовка к ужину, ужин

17.10-18.40

Подготовка к прогулке, прогулка, совместная и самостоятельная деятельность

18.30-19.00

Игры, уход детей домой

Дома

19.00-19.30

Прогулка

19.30-20.30

Возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры

20.30-6.30

Ночной сон

РЕЖИМ   ДНЯ

для детей старшей   группы.

                                          Теплый  период года.

ВРЕМЯ

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

Дома

6.30-7.30

Подъем, утренний туалет

В дошкольном учреждении

7.00-7.50

Приём детей, самостоятельная деятельность

7.50-8.25

Утренняя гимнастика, игры

8.25-8.45

Подготовка к завтраку, завтрак

8.45-9.00

Игры, подготовка к прогулке

9.00-10.00

НОД на участке (наблюдения, труд, игры)

10.00-10.10

Второй завтрак

10.10-12.00

Прогулка: игры, воздушные и солнечные ванны

12.00-12.10

Возвращение с прогулки

12.10-12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40-15.00

Подготовка ко сну, сон

15.00-15.25

Подъем, закаливание

15.25-15.35

Полдник

15.35-16.35

Прогулка: игры, самостоятельная деятельность, возвращение с прогулки

16.35-17.00

Подготовка к ужину, ужин                            

17.00-17.10

Подготовка к прогулке

17.10-18.55

Прогулка, чтение худ. литературы, индивидуальная работа, малоподвижные игры

18.55-19.00

Уход детей домой

Дома

19.00-19.30

Прогулка

19.30-20.30

Возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры

20.30-6.30

Ночной сон

                               ЛИСТ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ

ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА

ГРУППА  ЗДОРОВЬЯ

1

     Алибекова   Асият

II

2

     Ахунянов    Мансур

II

3

     Бикбаев      Данияр

II

4

     Бодрова    Кира

I

5

     Бурангулова  Полина

I

6

     Ермакова    Снежана

I

7

     Житлова    Екатерина

II

8

     Журебихин   Егор

II

9

     Землянова   Ангелина

I

10

     Каракулова   Яна

I

11

     Колыгина     Арина

II

12

     Магафурова   Айгина

II

13

     Мнацаканян    Анна

I

14

     Моисеев   Вадим

II

15

     Насибов    Яшар

I

16

     Петров    Ярослав

II

17

     Попович   Анна

I

18

     Садриева   Алина

I

19

     Сидоров   Арсений

II

20

     Синельников   Артем

II

21

     Солодов   Тимофей

II

22

     Татарцева   Татьяна

II

23

     Тищенко   Мария

I

24

     Тужик   София

II

25

     Хайбулаев   Хасан

II

26

     Чуднов  Иван

II

27

     Черниченко   Мария

I

28

     Ястребова   Ульяна

II

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ  ГРУППЫ

Социальная характеристика

Количество

Служащие

29

Рабочие

16

Предприниматели

2

Неработающие

6

Количество семей:

Молодые семьи до 30 лет

7

Семьи с 30 до 40 лет

16

Семьи с 40 до 45 лет

5

Дети коренных национальностей

1

Количество детей в семье:

1  ребенок

6

2  ребенка

17

3  ребенка

5

4  ребенка

Образовательный уровень:

Высшее

35

Среднее специальное

7

Среднее

11

Незаконченное высшее

Незаконченное среднее

Состав семьи:

Полная семья

25

Дети из неполных семей, воспитываемые:

Матерью

3

Отцом

Опекаемые дети

Многодетные

5

Дети из семей родителей-инвалидов

Дети из неблагополучных семей

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Дети из семьи матери-одиночки

Сведения о состоянии здоровья воспитанников:

Всего детей

28

Из них мальчиков

11

Девочек

17

Количество детей с I группой здоровья

11

 Со II группой здоровья

17

 С III группой здоровья

С IV  группой здоровья

С V   группой здоровья

                                                –

Ни разу не болевшие

1

ПРОФИЛАКТИКО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН

Месяцы

Оздоровительные  мероприятия

Сентябрь

Закаливание

(солевое, контрастное,

воздушное  и др.)

Витаминизация  третьих

блюд.

По возможности–

орошение зева солевым

раствором или настойкой

календулы, настойкой

эвкалипта(1 ст. л. на стакан

воды)

Ревит, 1 драже 2 раза  в день

Октябрь

Ревит, 1 драже 2 раза  в день;

в носовые ходы- оксолиновая мазь

2 раза в день (2 недели)

Ноябрь

Ревит, 1 драже 2 раза  в день;

в носовые ходы- оксолиновая мазь

2 раза в день (2 недели)

Декабрь

Ревит, 1 драже 2 раза  в день;

в носовые ходы- оксолиновая мазь

2 раза в день (2 недели)

Январь

Ревит, 1 драже 2 раза  в день;

в носовые ходы- оксолиновая мазь

2 раза в день (2 недели)

Февраль

Ревит, 1 драже 2 раза  в день;

в носовые ходы- оксолиновая мазь

2 раза в день (2 недели)

Март  

Ревит, 1 драже 2 раза  в день;

в носовые ходы- оксолиновая мазь

2 раза в день (2 недели)

Апрель

Ревит, 1 драже 2 раза  в день;

Май

Ревит, 1 драже 2 раза  в день;

Июнь

Ревит, 1 драже 2 раза  в день;

Июль

Ревит, 1 драже 2 раза  в день;

Август

Ревит, 1 драже 2 раза  в день;

                                                        ТРАДИЦИИ  ГРУППЫ

        

В старшей группе сложились традиции празднования определённых событий, праздников, мероприятий:

Сентябрь – День знаний, День города, День воспитателя.

Октябрь –  Осенний праздник, Праздник белых журавлей.

Ноябрь – День народного единства, День матери, День открытых дверей.

Декабрь – День Конституции РФ, Новогодний праздник.

Февраль – День защитника Отечества, Масленица.

Март – Международный женский день, Всемирный день Земли.

Апрель – День авиации и космонавтики, День подснежника, Международный день птиц.

Май – День Победы.

Июнь – День защиты детей

Июль – День семьи.

        На основе выше перечисленных традиционных событий, праздников, мероприятий построены комплексно-тематический план, план культурно-досуговой деятельности, план летне-оздоровительной работы.

ПРОГРАММНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА     ПО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

          Методические пособия

            Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников(3-7 лет).

            Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М.: - Мозаика-Синтез, 2007-2010.

           

Наглядно-дидактические пособия

            Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России»; «День Победы».

Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в произведениях художников»;  «Защитники Отечества».

Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле»; «Расскажите детям об Отечественной войне 1812 года».

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Методические пособия

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет.

Формирование основ безопасности

Методические пособия

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников(3-7 лет).

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).

 Наглядно-дидактические пособия

Бордачева И.Ю. Безопасность на дороге. Плакаты для оформления родительского уголка

в ДОУ.

Бордачева И.Ю. Дорожные знаки: для работы с детьми 4-7 лет.        

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Методические пособия

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников(4-7 лет).

Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром

(3-7 лет).

            Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке(3-7 лет).

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Играем в сказку»: «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три поросенка». Веракса Н.Е., Веракса А.Н.  

Ознакомление с предметным окружением и социальным миром

Методические пособия

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа

(5-6 лет).

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»;  «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»;  «Посуда»; «Школьные принадлежности».

Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии».

Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте»; «Расскажите детям о специальных машинах»;

«Расскажите детям о хлебе».

Формирование элементарных математических представлений

Методические пособия

Помораева И. А., Позина В. А. Формирование  элементарных математических представлений. Старшая  группа(5-6 лет).

Рабочие тетради

            Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Наглядно-дидактические пособия

Плакаты: «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма».

Ознакомление  с  миром  природы

Методические пособия

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа(5-6 лет).

 Наглядно-дидактические пособия

             Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние питомцы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты».

             Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья

с поросятами»; «Собака с щенками».

 Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные-домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки- друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».

 Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа».

 Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях». «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах»;

             Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Репка»; «Теремок».

             Плакаты: «Алфавит»; «Английский алфавит»; «Немецкий алфавит».

            Образовательная область «Речевое развитие»

Методические пособия

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа(5-6 лет).

Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте.

Рабочие тетради

Денисова Д., Дорожин Ю. Развитие речи у дошкольников. Старшая группа.

            Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа.

            Денисова Д., Дорожин Ю. Прописи для дошкольников. Старшая группа.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один-много»; «Словообразование»; «Ударение».

             

            Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

            Методические пособия

            Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа(5-6 лет).

Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада.

            Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Старшая группа(5-6 лет).

            Хрестоматии  

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Народное искусство - детям»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь - народная игрушка»; «Музыкальные инструменты»; «Полхов - Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».

 Плакаты:  «Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов-Майдан»; «Изделия. Полхов-Майдан»; «Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты».

             Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о музыкальных инструментах»; «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле».

 Серия «Искусство-детям»: «Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры Северной Двины», «Филимоновская игрушка», «Хохломская роспись».

           

           Образовательная область «Физическая культура»

           Методические пособия

           Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.

           Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа(5-6 лет).

           Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7 лет.

           Сборник подвижных игр/ Автор-сост. Э.Я.Степаненкова.

           

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь».

            Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня».

             Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о зимних видах спорта»; «Расскажите детям об олимпийских играх »; «Расскажите детям об олимпийских чемпионах».

             Плакаты: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта».

                                                                                                                                         

                                                                                                                                      Приложение 1

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ  СРЕДЫ

РАЗДЕВАЛКА

1. Информационный стенд для родителей;

2. Информационный стенд «Времена года»;

3. Информационный стенд «Разное»;

4. Советы специалистов (консультации);

5. Советы воспитателей (консультации);

6. Стенд «Юные таланты»;

7. Стенд «Меню»;

8. Полочка для обуви;

11. Индивидуальные шкафчики для раздевания.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ УГОЛОК

1. Мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера);

2. Бубен большой и маленький;

3. Скакалки, гантели детские;

4. Кегли (большие и маленькие);

5. Кубики, флажки;

6. Кольцеброс;

7. Дидактический материал по теме «Спорт. Спортивные профессии»;

8. Кольцо для игры в баскетбол;

9. Мешочки с песком;

10. Бросалки;

11. Дидактические игры;

12. Обручи разных размеров;

13. Массажные дорожки и коврик;

14. Летающие тарелки;

УГОЛОК ПРИРОДЫ

1. Комнатные растения;

2. Гербарий, природный материал;

3. Паспорт комнатных растений,  календарь природы;

4. Инвентарь для ухода за комнатными растениями;

5. Ящики для рассады, вазы для цветов;

6. Дидактические игры по экологии;

7. Разные виды энциклопедий;

8. Наборы картин: «Растения», «Природа Севера», «Осень», «Весна», «Зима», «Лето», «Месяцы в картинках», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животный мир (экзотика)», «Жители океана», «Кто живет у водоема», «Птицы»,  «Деревья»,  «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Лекарственные растения», «Красная книга».

УГОЛОК ТРУДА

1. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки.

2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями: тряпочки, палочки для рыхления, лейки, салфетки для протирания пыли, кисточки, клеёнки большие и маленькие, грабли пластмассовые;

3. Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды: тазики, бельевая верёвка, прищепки, мыло,

фартуки клеёнчатые.

УГОЛОК  ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

1. Материал для рисования: альбомы, акварельные и гуашевые краски, простые и цветные карандаши, мелки, баночки для воды, трафареты для рисования;

2. Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные клеёнки;

3. Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, ёмкость под клей, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон, гофрированная бумага;

4. Образцы по аппликации и рисованию;

5. Виды живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, художественные картины;

6. Альбом «Гжель», «Хохломская роспись», «Великие художники»;

7. Нетрадиционная техника рисования: печатки, трафареты.

УГОЛОК «ЗЕЛЁНЫЙ ОГОНЁК» ПДД

  1. Игровой коврик с изображением перекрёстка и улицы;
  2. Дорожные знаки;
  3. Демонстрационные картинки;
  4. Различные виды транспорта;
  5. Настольные и дидактические игры по ПДД;
  6. Строительная игра «Автодорога»;
  7. Полицейская форма инспектора ГИБДД, жезлы;
  8. Машины из материала, макет светофора, рули, нагрудные знаки с дорожными знаками,
  9. шапочки с эмблемами машин.

УГОЛОК «НАША БИБЛИОТЕКА»

1. Тематическая подборка детской художественной литературы;

2. Портреты писателей и поэтов;

3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ

1. Занимательный и познавательный материал по математике. (логико-математические и дидактические игры).

2. Наборы геометрических фигур;

3. Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски;

4. Пеналы «Учись считать»;

5. Волшебные часы;

6. Дидактические игры.

УГОЛОК СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ   ИГР

1. Конструктор деревянный мелкий и крупный;

2. Пластмассовый напольный конструктор;

3. Мозаика;

4. Пазлы;

5. Конструирование из бумаги «Оригами»;

6. Игрушки со шнуровками и застёжками;

7. Металлический конструктор;

8. Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных, макеты деревьев;

9. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

1. Дудочки; 

2. Погремушки;

3. Гитара;

4. Гармонь;

5. Бубен;

6. Микрофон;

7. Дидактический материал «Музыкальные инструменты»;

8. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки.  

УГОЛОК «МЫ ИГРАЕМ»

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»:

1. Накидки пелерины  детей;

2. Набор парикмахера;

3. Журналы причёсок.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»:

1. Касса, весы, калькулятор, счёты;

2. Кондитерские изделия;

3. Хлебобулочные изделия;

4. Изделия бытовой химии;

5. Корзины, кошельки;

6. Предметы-заместители;

7. Овощи, фрукты.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»:

1. Медицинские халаты и шапочки;

2. Ширма;

3. Набор доктора;

4. Ростомер;

5. Кукла «Доктор».

«Аптека»:

6.Вата, бинты, лекарства, градусники, мерные ложечки, пипетки, стаканчики, шпатели. Рецепты и касса.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»:

1. Комплект кукольной мебели;

2. Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая; 

3. Куклы, одежда для кукол;

4. Коляски;

5. Комплект постельных принадлежностей для кукол;

6. Гладильная доска, утюги.

Сюжетно-ролевая игра «Шофёр»:

1. Рули;

2. Инструменты; 

3. Разнообразные машины;

4. Фуражка регулировщика;

5. Жезл, свисток;

6. Светофор.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»:

1. Посылки;

2. Почтовый ящик;

3. Газеты, журналы, письма, открытки; 

4. Конверты, бланки;

5. Телефон;

6. Сумка и фуражка почтальона.

Сюжетно-ролевая игра «Салон сотовой связи»:

1. Рекламные проспекты;

2. Телефон; 

3. Компьютер;

4. Игрушки «Сотовый телефон».

Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство»:

1. Глобус;

2. Фотоаппарат;

3. Географический атлас;

4. Рекламные проспекты.

Сюжетно-ролевая игра «Стройка»:

1. Строительный материал: крупный и мелкий;

2. Строительные инструменты;

3. Каски.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»:

1. Швейная машинка;

2. Утюг;

3. Гладильная доска;

4. Виды ткани;

5. Сантиметровая лента;

ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК

1. Ширма маленькая для настольного и кукольного театра;

2. Кукольный театр;

3. Настольный театр;

4. Театр на фланелеграфе;

5. Шапочки;

6. Маски.  

УГОЛОК «НАША ЛАБОРАТОРИЯ» 

1. Демонстрационный материал разных видов: железо, дерево, пластмасс, стекло;

2. Демонстрационный материал: коллекции «Ткани», « Бумага», « Часы», «Открытки», «Пуговицы»;

3. Колбочки, пробирки, мерные стаканчики, лупы, разноцветные стёкла;

4. Часы  песочные;

5. Термометр для воды;

6. Микроскоп детский;

7. Резервуары с крупа.

                                                                                                                                     Приложение 2                                                                                                                                                                                       

                                                   

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Приоритетные

направления

Образовательные области

ООД

Старшая группа (5-6 лет)

Количество часов

неделя

Год

Познавательное развитие

Познание

2/25 м

64

ФЭМП

1/25 м

32

Общее  количество

3/25 м

96

2400 м

Речевое развитие

Развитие речи

2/25 м

64

Чтение художественной литературы

Общее  количество

2/25 м

64

1600 м

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

2/25 м

64

Рисование

2/25 м

64

Аппликация

0,5

16

Лепка

0,5

16

Общее  количество

5/25 м

160

4000 м

Физическое развитие

Физическая культура

3/25 м

96

Общее  количество

3/25 м

96

2400 м

ИТОГО

13/25 м

416

10400 м

Годовое комплексно-тематическое планирование   для детей старшей      группы

Календарный

месяц

Темы

Варианты итоговых мероприятий

сентябрь

октябрь

ноябрь

I блок.  

1.День знаний. Детский сад.

2.День знаний. Детский сад.

3.Осень разноцветная.

4.Педагогическая

    диагностика

II блок.

1-2.Продукты питания.

3-4.Путешествие в мир

       предметов. Посуда.

   

III блок.

1-2. Я в мире человек.

3-4. Одежда. Обувь.

        Головные уборы.

  Праздник «День знаний»

  Праздник «Золотая осень», выставка детского творчества.

  Работа кулинарного центра –  приготовление салатов и блюд из овощей и фруктов.

   Выставка чайной, столовой посуды.

Оформление выставок хлебо-булочных изделий из соленого теста.

  День открытых дверей.

  Выставка детского творчества.

  Выставка детского творчества

декабрь

январь

февраль

I блок

1-2. Моя семья.

3-4. Новогодний праздник.

II блок.

2-4. Зима в природе.

       Зимние развлечения.

III блок.

1-2. Дом, квартира, мебель.

3. День Защитника

    Отечества.

4. Знакомство с народной

    культурой и традициями.

  Создание альбомов «Моя семья», родословных.

  Новогодний утренник, выпуск поздравительной газеты, организация новогодних выставок.

  Зимние забавы.

Выставка детского творчества

  Конкурс макетов. Выставка совместного творчества взрослых и детей.

Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества.

Посиделки «Веселье и труд рядом живут»

(с участием детей и родителей),

«Русская ярмарка», выставка изделий народного творчества.

Март

апрель

май

I блок.

1. Наши мамы.

2-4.На чем мы ездим.

       Правила и безопасность

       дорожного движения.

II блок.

1. Неделя здоровья.

2. Весна. Пробуждение

    природы.

3. Растительный и животный

    мир.

4. Педагогическая

    диагностика.

III блок.

1. День Победы.

2-3. Мой город. Моя страна.

4. Лето.

  Праздник  8 Марта. Изготовление подарков. Выставка детского творчества.

  Фотовыставки, выставки детского творчества.

  Праздник «Мама, папа и я - спортивная семья».

  Фотовыставки, работа творческих мастерских.  

  Проект «Огород на окне».  Выпуск экологической газеты. Экологические проекты.

Праздник, посвященный Дню Победы.

Выставка детского творчества.  

  Экскурсии.

  Спортивный праздник. Выставка детского творчества. Конкурс рисунка на асфальте.

                                                                                                                                       Приложение 3

РАСПИСАНИЕ  НОД

ДЕНЬ НЕДЕЛИ

НОД

понедельник

1.     9.00-9.25      Физическая культура

2.     10.05-10-30  Рисование

вторник

1.     9.00-9.25      Развитие речи

2.     9.35-10.00    Музыкальное

3.     10.45-11.10  Физкультура на прогулке

среда

1.     9.00-9.25      Познание ФЭМП

2.     9.35-10.00    Познание (озн. с окр.)

3.     10.20-10.45  Рисование

четверг

1.     9.00-9.25      Развитие речи

2.     9.55-10.20    Физическая культура

пятница

1.     9.00-9.25      Аппликация/лепка

2.     9.35-10.00    Познание

3.     10.10-10.35  Музыкальное

Приложение 4

Карточки прогулок к рабочей учебной  программе  старшей группы

Приложение 5

Комплексы утренней гимнастики к рабочей учебной программе  старшей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"

Рабочая программа воспитателя старшей группы, содержит перспективные планы по математике. изо, развитию речи, экологии, ознакомлению с окружающим. Программа опробирована двумя группами, получен очень ...

рабочая программа для старшей группы по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

Моя программа поможет в работе при планировании образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет....

Рабочая программа для старшей группы по программе "От рождения до школы"

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...

Рабочая программа для старшей группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...

Рабочая программа воспитателя старшей группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Программа по развитию детей старшей  группы  разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией...