«Детское экспериментирование как метод познания мира»
статья на тему

Палагина Татьяна Васильевна

Описание опыта работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 г. Россоши Россошанского муниципального района

Воронежской области

«Детское экспериментирование

как метод познания мира»

Палагина Татьяна Васильевна - воспитатель

Россошь - 2018г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение……………………………………………………………….... 3

2. Основная часть…………………………………………………………. 4

3. Заключение……………………………………………………………… 7  

4. Список используемых источников……………………………………. 9

Введение.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е. естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и самовыражаться. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития  представлений   дошкольника.  В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет если?), учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стараясь узнать что-то новое. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. д.

Наиболее интересны для детей опыты-эксперименты. Опыты, словно фокусы, только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Словарь  детей  обогащается  словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы,  цвет, форма, величина, мнётся – ломается, высоко - низко – далеко, мягкий – твёрдый, холодный  - тёплый и т.д.

Основная часть.

Опираясь на опыт работы с детьми, я полностью уверена, что экспериментальную деятельность необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, закладывать начальные предпосылки исследовательской деятельности, начиная от самого простого. Составлен перспективный план работы с детьми по возрастам. Работа построена  по трём направлениям:

  • живая природа
  • неживая природа
  • человек

В группе оборудована «Мини-лаборатория» (уголок экспериментирования).

Приборы и оборудование, которые размещены в мини - лаборатории:

  Микроскопы, лупы, зеркала, весы; магниты, термометры, бинокли, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, мыло, щётки, губки, пипетки, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы.

Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).

Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.

В 2–3 года  дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму, наблюдать за состоянием природы:

  • «Вода льется из крана»
  • «Песок – сухой, мокрый»
  • «Надуваем мыльные пузыри»
  • «Маленький цветочек»
  • «Наблюдение за состоянием природы»

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов:

  • «Свойства и признаки воды»
  • «Солнечные зайчики»
  • «Кинетический песок и его свойства»
  • «Уличные тени»
  • «Бумага, ее качества и свойства»

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств:

  • «Окрашивание воды. Играем с красками»
  • «Отгадай на вкус»
  • «Мыло - фокусник»
  • «Магнит и его свойства»
  • «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение  экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов:

  • «Посадка лука»
  • «Зачем человеку глаза?»
  • «Мир бумаги»
  • «Мир ткани»
  • «Свойства воды»
  • «Путешествие в мир стеклянных вещей»

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления:

  • «Сухая и влажная почва»
  • «Фильтрование воды»
  • «Комнатный садик»
  • «Вулкан»
  • «Свойства солёной воды»

Экспериментирование проходит через все виды детской деятельности.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, мною разработан перспективный план опытов и экспериментов. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы знакомим детей со свойствами воды, воздуха, и света, во время рисования - со свойствами материалов, занимаясь лепкой, дети узнают о качествах пластилина и глины, на занятиях по ознакомлению с природой - о способах выращивания растений из семян и луковиц.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь занятиями. В режимных моментах используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы. Так, на прогулке  предлагается детям выяснить, почему черви любят дождь, почему снег в группе превращается в воду и т.д. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории). Вовлекаем детей в исследовательскую работу - проведение простейших опытов и экспериментов таких, как например: "С кем подружится Капелька?", "Изготовление цветных льдинок", «Волшебные рукавички". Такие опыты чем - то напоминают детям фокусы, они необычны, а главное - дети проделывают их самостоятельно.
4. 
Совместная работа с родителями.

Организуя работу с родителями, мы стараемся уделить большое внимание детскому экспериментированию как средству познавательного развития. В индивидуальных беседах и консультациях убеждаем родителей поощрять стремление ребёнка узнавать новое, самим выяснить непонятное, проявлять творчество. Родители принимают активное участие в различных исследовательских проектах, обогащении предметно - развивающей среды и развитии любознательности у детей.

Заключение.

В результате проделанной работы, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность помогает ребёнку логически мыслить, обобщать, делать выводы, объяснять некоторые закономерности в природе. Дети с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Интересно наблюдать, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в глазах маленьких исследователей в момент важного открытия!

Таким образом, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, сегодня он должен обладать такими качествами как, любознательность и активность. Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Дошкольник  учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

Очень точно гласит китайская пословица: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Т.М. Бондаренко « Экологические занятия с детьми 6-7 лет» -  Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009г.
  3. Новиковская О.А. «Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников» – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  4. Е.А.Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»: издательство «Учитель», 2014г.
  5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детское экспериментирование как метод познания мира".

Статья для воспитателя детского сада.«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и спос...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Статья "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет...

Для воспитателей статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и с...