Роль игры в развитии детей раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Борщева Галина Анатольевна

 

 

 

 

 

Роль игры в развитии детей раннего возраста

(реферат)

 

 

 

Исполнитель:

Борщева Галина Анатольевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 97» г.Новокузнецка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк-2018

 

Содержание

Введение                                                                                                                      2

1. Особенности психического развития детей раннего возраста                          3

2. Игра,  её значение для развития ребенка                                                            8

3. Значение дидактических игр и игрушек в развитии детей раннего возраста  13           

Заключение                                                                                                              21     

Список использованной литературы                                                                      22   

 

Введение

Ранний возраст определяется как чувствительный период, характеризующийся резким изменениям в физическом, когнитивном, речевом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения ребенка в период дошкольного и школьного периода жизни, и может сохраниться до конца жизни.

Ранний возраст знаменуется появлением фундаментальных жизненных достижений: хождения, предметной деятельности, речи. Благодаря свободному передвижению ребенок вступает в эпоху самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Развивается ориентирование в пространстве, растут познавательные возможности.

Ведущие исследования в этой области принадлежит отечественным ученым Г.М. Бреславу, Л.С. Выготскому, А.В. Запорожцу, А.И. Захарову, Н.Л. Кряжевой, И. Лисиной, Я.З. Неверович и т.п., которые изучая особенности развития личности, много внимания уделяли именно раннему возрасту и, подчеркивая его эффективность, занимались исследованиями влияния окружающей среды и процесса общения на развитие когнитивной и эмоциональной сферы личности в раннем возрасте.

 

1. Особенности психического развития детей раннего возраста

Ранний возраст (от 1-го до 3-х лет) является одним из ключевых в жизни ребенка. За это время ребенок овладевает прямой ходьбой, предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии, а речь - средством общения, зарождаются игровая и изобразительная деятельность, развиваются различные формы общения со взрослыми и сверстниками, интенсивно формируются новообразования в познавательной и личностной сфере ребенка.

Достигнутый к концу младенческого возраста уровень физического и психического развития обуславливает переход ребенка на новый возрастной этап - раннее детство. В дальнейшем ему не удастся уже столько достичь и получить в своем психическом развитии, как за эти годы. Ребенок не только овладевает прямым хождением, но и уверенно, ловко двигается. Он не только усвоил речь, но и применяет сложную игру личных местоимений. Он уже умеет любить и бояться, проявлять свою личность, демонстрировать, на что способен.

Особенностью социальной ситуации развития в раннем детстве является совместная деятельность ребенка со взрослым на правах сотрудничества. Раскрывается она в отношениях "ребенок - предмет - взрослый". Содержание совместной деятельности заключается в усвоении ребенком специально выработанных способов использования предметов. В конце младенческого возраста он выделил предметы как нечто постоянное, наделенное устойчивыми свойствами. Теперь он хочет научиться действовать с ними.

Ребенок в этом возрасте, по словам Л. С. Выготского, находится в мире вещей и предметов, в своеобразном их "силовом поле". Каждый предмет побуждает ребенка прикоснуться к нему, взять в руки или, наоборот, не трогать его. 1-3-летний ребенок, увлеченный предметом, не может от него отвлечься. Погруженный в предметное действие, он не видит, что под предметом всегда фигурирует взрослый, создает предметы определенного назначения, обладает способами их использования. Ребенок не может самостоятельно познать функции предметов, поскольку их физические свойства прямо не указывают, как их нужно использовать. Только взрослый может подсказать способы использования предметов. В этом заключаются противоречия социальной ситуации развития в раннем детстве.

Ребенок выполняет индивидуальное действие в соответствии с заданным взрослым образцом, иначе он не сможет достичь правильного результата. Поэтому ведущей для него становится предметная деятельность, а ситуативно-деловое общение - средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на овладение ребенком назначению предметов, умение действовать с ними в соответствии с заложенной в них функций.

По мнению Д. Б. Эльконина, основными направлениями развития предметной действия ребенка являются:

- переход от совместного со взрослым до самостоятельного ее исполнения. Следствием этого является выделение взрослого как образца действия, с которым ребенок начинает себя сравнивать;

- развитие средств и способов ориентации ребенка при выполнении предметной действия. Это способствует овладению специфическими способами использования предмета, переносу действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую, а в целом - к обобщению действия и возникновения игрового действия. Вследствие этого социальная ситуация развития распадается, возникает предметное отношение к действительности, при которой ребенок не только узнает о назначении, а о функции предметов, а также возникает личная действие, осознанное "Я сам".

Итак, в процессе предметной деятельности, используя ситуативно-деловым общением, ребенок под руководством взрослого овладевает умением действовать с предметами согласно их функционального назначения.

Таким образом, основными достижениями раннего детства, определяющие развитие его психики, являются:

- овладение прямой походкой;                                               

- развитие предметной деятельности;

- овладение речью.

Овладение прямой походкой делает ребенка более самостоятельным и создает условия для дальнейшего освоения пространства. Приближаясь или отдаляясь, обходя предметы, передвигая их, подходя под них, дети открывают их новые качества, определяют расстояние, узнают расположение предметов в пространстве, их величину. И.М. Сеченов назвал хождение дробным анализатором пространства и времени. Исследования ученых свидетельствуют, что установление зрительных, мышечных и вестибулярных координации является условием восприятия пространства и возникновение пространственных представлений. Соединяясь с соответствующими словами ("над", "под", "вперед", "влево" и т.д.), эти представления превращаются на более поздних этапах развития в обобщенные пространственные понятия. Хождение и практическое освоение пространства благодаря передвижению ведут к функциональной перестройке всей структуры пространственной ориентировки, которое осуществляется на втором-третьем году жизни, когда закрепляется вертикальное положение тела.

Хождение играет важную роль в формировании способности ребенка ловко двигаться, преодолевать трудности подъема, перешагивания через препятствия. Увеличивается арсенал произвольных действий ребенка. Умышленное подражание - это важный фактор в развитии всех форм активности ребенка.

Предметная деятельность имеет решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится выделять предмет как объект деятельности, перемещает его в пространстве, действует несколькими предметами относительно друг друга. Все это создает условия для знакомства с ранее неизвестными свойствами предметов, учится действовать с предметами не только непосредственно, но и косвенно, т.е. с помощью других предметов или действий.

Значительным достижением этого возраста является овладение речью. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д.Б. Эльконин, следует рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает точно так, как овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и т.д.). Развитие речи - это "веточка" в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Возраст от одного до трех лет - это стадия сензитивности (особой чувствительности, восприимчивости) ребенка к речевым влияниям. Автономная речь ребенка в первые месяцы второго года жизни трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию и по смыслу слова заменяются словами языка "взрослых". Понятно, что быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях - в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослым. Если общение недостаточное или, наоборот, родные выполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, развитие речи замедляется. Наблюдается задержания речевого развития и в тех случаях, когда в семье растут близнецы, которые интенсивно общаются друг с другом на общей детской речи.

На втором году у ребенка появляются первые двух-трехсловные предложения, первые вопросы. Этот язык осуществляется в форме диалога. "Дай булку", "Вова хочет пить", "Что это такое?", "Как это называется?" Охотно вступая с ними в диалог, отвечая терпеливо вопросы, взрослые развивают у детей потребность общения, стремление обращаться к старшим как к источнику информации.

Как указывал Л.С. Выготский, речь ребенка превращается из средства общения в средство влияния на ребенка и на собственное поведение. Это наблюдается ближе к третьему году его жизни. Речь ребенка постепенно начинает выступать и в роли организатора его собственных действий, включаться в них в разных формах и на разных этапах выполнения этих действий, в частности, в форме так называемого "эгоцентрического" речь, т.е. разговора ребенка с собой, который формируется на основе общения с другими.

На третьем году жизни в речи ребенка появляются категории предметности, действия, качества, определение. Ребенок практически овладевает основными синтаксическими конструкциями, грамматическими формами, системой звуков родного языка, хотя еще трудно дается произношение таких звуков как Р и Л, Ж, Ш, В, С.

В раннем возрасте начинают формироваться нравственные чувства. Это происходит в тех случаях, когда взрослые приучают ребенка считаться с другими людьми. "Тише, мама устала, она спит", "Подай дедушка тапочки" и прочее. На втором году жизни у ребенка возникают позитивные отношения с товарищами, с которыми он играет. Формы переживания симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, и приятное ласковое слово, и сочувствие, и проявления внимания, и желание разделить радость с другим человеком. Если на первом году жизни чувства симпатии еще непроизвольное, бессознательное, неустойчивое, то на втором году оно становится более осознанным.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка тесно связано с зарождающейся в это время самосознанием. Примерно в два года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно дотрагивались к носу каждого ребенка, оставляя на нем маленькую пятно красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до двух лет никак не реагировали на свои грязные носы, не относя к себе красные пятна, которые видели в зеркале. Большинство детей старше двух лет, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа, - соответственно, узнавая себя.

Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, как мы уже упоминали, когда ребенок начинает себя называть сначала по имени, в третьем лице: "Вова", "Ната". Затем, в три года, появляется местоимение "Я". В этом же возрасте ребенок нередко заявляет "Я сам" в тех случаях, когда взрослые делают за него то, что он уже может сам сделать.

 

2. Игра,  её значение для развития ребенка

Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Игра издавна ис­пользовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла её для воспитания детей разных возрастов. Играя, ребёнок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познаёт, так как учится ставить цель, находит средства для её выполнения. Основная особенность игры состоит в том, что ребёнок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлеченного мышления и речи.

Основой детской игры является реальная жизнь. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность.

Игра- основная деятельность детей. Силой воображения, игро­вых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.

Игра-потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них- учеба, игра для них- труд, игра для них- серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников- способ познания окружающего.

Игра- самая любимая и естественная деятельность малышей. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Игра сопровождает малыша в течение всего времени пребывания в детском саду.

Игровые моменты во время умывания, приёма пищи, сборов на прогулку повышают интерес малышей к выполнению режимных процессов.

 

 

Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет.  

 Игра — естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стрем ление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. Каждый день несет ребенку массу впечатлений, и, хотя многое ему еще не доступно, он многого не знает, не умеет, но неудержимое желание стать участником «взрослых» дел заставляет его отражать в действии то, что захватило его ум и воображение. Игра как раз и предоставляет ему такую возможность. Играя ребёнок стирает границы между фантазией и действительностью. В волшебном мире игры можно легко превратиться в бесстрашных любимых героев, или вдруг оказаться, например козлёночком или волком. Еще интереснее испытать себя в роли матери или отца, принимающих очень важные решения. Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом самые разнообразные виды развивающих игр для детей. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему. Игра - это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки. Игра учит детей общаться и понимать других людей. Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия ''верно-неверно'', ''можно-нельзя'' и другие. Очень важно то, что отрицательные эмоции, напряжения и страхи, которые в обычном общении ребёнок подавляет или стесняется выразить, высвобождаются, как правило, в игровой ситуации. Поэтому игра является мощным и безотказным психотерапевтическим инструментом. Не надо мешать детям играть в прятки, догонялки, классы, скакалочки; куклы, машинки и другие игрушки. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они. Желание подражать старшим лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности, в ходе которой ребенок в условном плане, “понарошку” может действовать как взрослый. Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек, детских фильмов. Первые игровые действия малыша возникают в совместной игре с взрослыми: мама или бабушка показывают, как баюкать куклу, как можно покормить ее, причесать, покатать в колясочке и т.д. Вначале ребенок играет с небольшим количеством игрушек, чаще всего с теми, с которыми играл вместе со старшими партнерами. Постепенно круг игровых предметов расширяется. Так, если в год малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то через некоторое время он начинает баюкать и мишку, и собачку, и кошечку, и другие игрушечные персонажи, которые есть в его игровом уголке. Так складываются обобщенные действия, в которых ребенок действует «как мама». Если родители уделяют внимание игре малыша, играют вместе с ним, его интерес к играм с сюжетными игрушками постепенно усиливается, он все чаще начинает играть не только по инициативе старших, но и по собственному побуждению. Со временем увеличивается и число игровых сюжетов. Малыш купает, одевает кукол и животных, готовит еду, моет посуду, лечит игрушки, строит из кубиков домики, гаражи для машин и пр. В этом возрасте он действует преимущественно с реалистическими игрушками, т.е. с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, с игрушечной посудой, кроваткой, с игрушками из специальных наборов для игры в парикмахерскую, больницу и пр.). Однако после полутора лет ребенок с помощью взрослого уже может использовать в игре предметы-заместители (например, подражая взрослому, кормить куклу палочкой вместо ложки, кубиком вместо хлеба, заменять тарелку колечком от пирамидки или картонным кружком и др.) или воспроизводить воображаемое действие вовсе без предметов (например, поднести пустую ладошку или щепотку ко рту куклы, как будто кормит ее). Итак, на втором году жизни у ребенка появляется и увеличивается интерес к играм с сюжетными игрушками, он с удовольствием подражает действиям взрослого, умеет самостоятельно воспроизводить некоторые игровые эпизоды. В то же время самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, она зависит от тех игрушек, которые попадают в поле зрения малыша. Вот он увидел чашку – и начинает поить из нее куклу, увидел расческу – принимается причесывать ею - то себя, то куклу, затем снова кормит ее, увидел кубик – начинает стучать им по столу, и такая однообразная последовательность отдельных действий может продолжаться довольно долго. Именно поэтому так велика роль взрослого на данном этапе становления игры. Он помогает малышу развивать сюжет, подсказывает, как можно разнообразить игровые действия, сделать игру более содержательной, интересной. При создании благоприятных условий для развития сюжетной игры она достигает своего расцвета на третьем году жизни ребенка. Теперь ему уже не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают побуждать его к разнообразным игровым действиям. Двухлетний малыш может играть долго, увлеченно, игра становится все более самостоятельной и содержательной. Например, если раньше, ухаживая за куклой, ребенок просто проводил по ее волосам расческой и откладывал ее в сторону, то теперь он берет пустой флакон и «моет» ей голову «шампунем», сбрызгивает «лаком», пристраивает на волосах заколочку или ленточку, подносит к ее лицу зеркальце, чтобы она полюбовалась на себя, что-то говорит ей. Таким образом, на смену разрозненным игровым действиям приходит последовательное и самостоятельное развитие ребенком выбранного сюжета, включающее множество разнообразных действий, их повторения и вариации с использованием различных предметов. На протяжении всего раннего возраста у ребенка постепенно развивается способность брать на себя роль в игре и наделять ею игрушечные персонажи. Первоначально он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя, укладывая куклу спать, делая ей, укол или строя гараж для машины, действует как мама, врач или строитель. После двух - двух с половиной лет у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу дочкой или сыночком и пр. Также как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное принятие ребенком роли зависит от взрослых. Если они не помогают малышу в этом, ролевое поведение формируется значительно позже.

 

3. Значение дидактических игр и игрушек в развитии детей раннего возраста

Игра – обязательный спутник развития ребенка. Дидактические игры не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. Малыши осваивают такие действия, как соединение, разъединение, проталкивание, показывание предметов, развиваются мыслительные функции. Дидактические игры выполняют еще одну очень важную задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев, ведь речь ребенка находится именно на кончиках пальцев.

Дидактическая игра так же развивает память, запоминание, узнавание и воспроизведение, смекалку. Воспитывает первые волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами, т. е научиться

не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения. Именно в дидактической игре дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры, в процессе обучения повышает интерес малышей к занятиям, развивает сосредоточенность, усидчивость обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Детки учатся подбирать детали по цвету, размеру, форме, величине и т. д.

Особенность дидактических игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, т. к задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Это интересно и ненавязчиво. 

Дидактическая игра - индивидуальная, групповая и коллективная учебная деятельность детей, включающая в себя элемент соперничества и самодеятельность в усвоении знаний, умений и навыков, приобретение опыта познавательной деятельности и общения в процессе игрового обучения.

Дидактические игры, игровые занятия и приемы повышают эффективность восприятия учащимися учебного материала, разнообразят их учебную деятельность, вносят в нее элемент любопытства.

1. Дидактическая игра обогащает чувственный опыт ребенка, обеспечивает развитие восприятия. Развитие сенсорных способностей в дидактической игре происходит вместе с развитием логического мышления и умения выражать мысли словами, ведь для решения игровой задачи ребенку приходится находить характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, группировать, классифицировать их, делать выводы, обобщения. Выполнение интересных игровых действий и правил способствует развитию наблюдательности, произвольного внимания, быстрого и прочного запоминания.

2. Решение дидактического задания формирует также и волю. Добросовестное выполнение правил требует выдержки, дисциплинированности, приучает к честности, справедливости, влияет на развитие произвольного поведения, организованности. Содержание и правила дидактических игр помогают формированию у детей нравственных представлений и понятий (о бережном отношении к предметам как продуктам труда, о нормах поведения, отношениях со сверстниками и взрослыми и т. д.).

3. Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками способствуют эстетическому развитию. Интересная дидактическая игра вызывает положительные эмоции, улучшает самочувствие.

Дидактическая игра, как метод обучения имеет свою структуру. Так, В.В. Волина определяет 4 этапа в структуре учебного процесса, который предусматривает дидактическую игру:

1. Ориентация. Педагог характеризует тему, которая изучается, основные правила игры и ее общий ход.

2. Подготовка к проведению. Распределение ролей, изучение игровых заданий, процедурные вопросы.

3. Проведение игры. Педагог следит за игрой, фиксирует последствия (подсчеты баллов, принятия решений), разъясняет то, что непонятно.

4. Обсуждение игры. Педагог руководит дискуссионным обсуждением игры. Внимание уделяется сопоставлению имитации с реальным миром, установлению связи игры с содержанием учебной темы.

Дидактические (учебные) игрушки особенно способствуют умственному воспитанию детей. Используя их, дети учатся распознавать, различать, называть форму, размер, цвет предметов, знакомятся с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями.

Разнообразные игрушки (конусные башенки, цветные миски, шарики, разнообразные мозаики и тому подобное) призваны помогать сенсорному развитию ребенка. Разборные игрушки, конструкторы формируют у детей способность к анализу, синтезу, обобщению, сравнению, классификации. Игры с образными игрушками расширяют и уточняют представление ребенка об окружающем мире, развивают мышление, воображение, речь, обогащают словарный запас. Использование технической игрушки развивает ее конструкционные способности, формирует интерес к технике, создает предпосылки для технической изобретательности, творчества. Используя в играх строительный материал, дети знакомятся с объемными геометрическими телами, у них развиваются представления о форме, размере, направлении, положении, протяженности и тому подобное. Игрушки помогают усваивать через игровые ситуации правила и нормы поведения и взаимодействия людей.

Поэтому дидактическая игра - "одна из форм учебного влияния педагога на ребенка". Она пригодится во время усвоения детьми любого материала, предвиденного программой, и может проводиться на занятиях; может входить в музыкальное занятие, быть одним из элементов прогулки, а также особым видом деятельности. Вторая цель дидактической игры - сугубо игровая, ради которой действует ребенок. Это, в частности, игры, в которые дети играют самостоятельно, вне занятий, когда могут выбирать их по собственному желанию.

Важно, чтобы обе цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение детьми определенных знаний.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста. Во время занятий у ребенка формируются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей постепенно формируется способность сосредоточиваться на том, что им показывает и говорит взрослый. Используя склонность маленьких детей к наследованию, воспитатель побуждает их воспроизводить увиденные действия, услышанные слова. "Развитие сосредоточенности и способности к наследованию - необходимые условия усвоения детьми сведений и умений. Это - одна из важных задач, которая должна решаться во время занятий, тем более, что не все дети одинаково овладевают этими качествами".

Посредством развивающих игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

Обучение игре базируется на системе дидактических принципов, носит комплексный характер, требует создания развивающей среды и т.д. Наряду с этим процесс обучения игре детей будет иметь свои особенности:

- широкое использование индивидуальных и групповых форм обучения игре, учет индивидуальных возможностей и игрового потенциала каждого ребенка;

- постоянная стимуляция познавательной и игровой активности детей при усвоении социального опыта, овладении представлениями об окружающем мире, используемыми ребенком в сюжетно-ролевой игре;

- адаптированный темп формирования игровой деятельности у детей,

- выделение в игровом действии и в цепочках игровых действий составляющих  операций, их понимание, запоминание и сопровождение речью;

- повторность в обучении игре для обеспечения переноса формируемых знаний, умений и навыков в новые игровые ситуации, на оперирование новым материалом.

Игра и игрушка для ребенка - средство познания окружающего мира. Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, изучает растений и животных. В процессе игры ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающую среду, ищет выхода из положения. Такие игры воспитывают детей-организаторов, которые умеют настойчиво идти к цели и вести за собой других, организовывать их.

Взаимосвязь образа, игрового действия и слова и представляет стержень игровой деятельности, является средством отображения действительности.

Функционально все виды дидактических игр сориентированы на то, чтобы обучать и развивать детей через игровой замысел. Это их свойство обусловливает особенности работы педагога по использованию игровых методов в развитии детей.

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Взрослые специально создают ее с воспитательной целью, для подготовки ребенка к вступлению в общественные отношения. Для ребенка игрушка является предметом забавы, развлечения, радости и важнейшим средством его психического развития.

В разные возрастные периоды дидактические игрушки выполняют неодинаковые функции в его психическом развитии: у младенца вызывают приятные переживания и позитивные эмоции; в раннем и дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр (сюжетно-ролевые, строительные, дидактичные, режиссерские, игры-драматизации). Образные игрушки расширяют сферу игровых действий, помогают развивать их сюжет, создавать игровые ситуации.

В большинстве игр девочки используют куклу, которая в то же время является для них идеальным партнером в общении, с которым можно поговорить, поделиться заботами, радостями, печалью. Ребенок, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами: сегодня она "шалит", завтра - "послушная девочка". Он заботится о кукле, воспитывает, учит, передает ей свои знания, то есть выполняет относительно куклы функции, которые взрослый выполняет относительно него. Это является существенным фактором привлекательности для ребенка игр с куклами. Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой эмоциональный и моральный опыт, в то же время, осознавая для себя и закрепляя его. Он проигрывает с куклой разнообразные формы поведения и оценивает их. Благодаря этому в его сознании возникают эмоциональная и моральная идентификация, моральные оценки, развиваются эмоциональные переживания, формируются моральные качества.

Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, которая проявляется в выборе игрушек и действиях с ними. Игры с образными игрушками помогают ребенку защититься от негативных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых. Именно они чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла подобна человеку, а мягкие игрушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ей кажется, что игрушка отвечает благосклонностью.

В раннем детстве с помощью игрушек-орудий (лопатки, формочки, ведерки) у детей развиваются предметные действия, они включают эти игрушки в игры с природным материалом (ребенок насыпает в ведерко песок, высыпает и опять насыпает). В раннем детстве игрушки-орудия используют и в строительных играх и в трудовой деятельности.

Технические игрушки (машины, самолеты) открывают для ребенка отрасль техники, подталкивают его к экспериментированию, побуждают возникновение познавательных вопросов (почему вертятся колеса?), стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.

Театрализующие игрушки дети используют в спектаклях, развлечениях, наделяя их чертами в соответствии с внешним видом. Часто театрализующие игрушки являются любимыми персонажами сказок. Они вызывают у детей желание вспомнить и воссоздать в игровой форме их содержание. Выполнение роли с помощью таких игрушек формирует у ребенка выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

Спортивно-двигательные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственного ориентирования, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Игрушки-самоделки дети создают самостоятельно в соответствии с игровой целью. Их изготовление производит у ребенка умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, помогает познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения (сделать подарок маме, помочь детям). Такие игрушки являются своеобразным способом самопроявления, предметом гордости. Немало из них является многофункциональными, потому особенно интересны ребенку.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы дети раннего возраста овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить.

Разнообразные двигательные игрушки и пособия - стол-барьер, тележка - помогают ребенку крепко стать на ноги, уверенней делать первые шаги.

Большое влияние для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук оказывают народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. Это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию сенсорной культуры. Дидактическая игрушка обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для игр-занятий с детьми раннего возраста.

Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения. Но наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия "больше-меньше", поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.

Дидактическая игра, является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Ребенок многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра - явление социальное по своему происхождению и содержанию, она является историческим образованием, предопределена развитием общества, его культуры. Это особенная форма жизни ребенка в обществе, в котором дети в игровых условиях исполняют роль взрослых, воссоздавая их жизнь, труд и отношения.

В раннем детстве центральным моментом игры являются предмет и способы действия с ним.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от другой деятельности детей. Она состоит из игрового замысла, игрового задания, игровых действий и правил. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры, иногда имеет форму игровой задачи, или же выступает в форме интеллектуального задания. Он вызывает живой интерес у детей, побуждает их активность.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения.

Ребенку важно не количество, а разнообразие игрушек в соответствии со своим возрастом и ситуацией их использования. Основной задачей взрослых является научить ребенка действовать с игрушками.

 

Список использованной литературы

1.Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. - М. : Просвещение, 1972. -  176 с.                                                                                

2. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 144с., илл.

3. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. - М.: Карапуз : Сфера, 2009

4.Печора К. Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк, учреждения. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 172с.

5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., Просвещение, 2011. - 583 с.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnyy_list.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии детей раннего возраста

(реферат)

Исполнитель:

Борщева Галина Анатольевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 97» г.Новокузнецка        

Новокузнецк-2018


Содержание

Введение                                                                                                                       2

1. Особенности психического развития детей раннего возраста                          3

2. Игра,  её значение для развития ребенка                                                            8

3. Значение дидактических игр и игрушек в развитии детей раннего возраста  13            

Заключение                                                                                                              21        

Список использованной литературы                                                                      22        


Введение

Ранний возраст определяется как чувствительный период, характеризующийся резким изменениям в физическом, когнитивном, речевом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения ребенка в период дошкольного и школьного периода жизни, и может сохраниться до конца жизни.

Ранний возраст знаменуется появлением фундаментальных жизненных достижений: хождения, предметной деятельности, речи. Благодаря свободному передвижению ребенок вступает в эпоху самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Развивается ориентирование в пространстве, растут познавательные возможности.

Ведущие исследования в этой области принадлежит отечественным ученым Г.М. Бреславу, Л.С. Выготскому, А.В. Запорожцу, А.И. Захарову, Н.Л. Кряжевой, И. Лисиной, Я.З. Неверович и т.п., которые изучая особенности развития личности, много внимания уделяли именно раннему возрасту и, подчеркивая его эффективность, занимались исследованиями влияния окружающей среды и процесса общения на развитие когнитивной и эмоциональной сферы личности в раннем возрасте.


1. Особенности психического развития детей раннего возраста

Ранний возраст (от 1-го до 3-х лет) является одним из ключевых в жизни ребенка. За это время ребенок овладевает прямой ходьбой, предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии, а речь - средством общения, зарождаются игровая и изобразительная деятельность, развиваются различные формы общения со взрослыми и сверстниками, интенсивно формируются новообразования в познавательной и личностной сфере ребенка.

Достигнутый к концу младенческого возраста уровень физического и психического развития обуславливает переход ребенка на новый возрастной этап - раннее детство. В дальнейшем ему не удастся уже столько достичь и получить в своем психическом развитии, как за эти годы. Ребенок не только овладевает прямым хождением, но и уверенно, ловко двигается. Он не только усвоил речь, но и применяет сложную игру личных местоимений. Он уже умеет любить и бояться, проявлять свою личность, демонстрировать, на что способен.

Особенностью социальной ситуации развития в раннем детстве является совместная деятельность ребенка со взрослым на правах сотрудничества. Раскрывается она в отношениях "ребенок - предмет - взрослый". Содержание совместной деятельности заключается в усвоении ребенком специально выработанных способов использования предметов. В конце младенческого возраста он выделил предметы как нечто постоянное, наделенное устойчивыми свойствами. Теперь он хочет научиться действовать с ними.

Ребенок в этом возрасте, по словам Л. С. Выготского, находится в мире вещей и предметов, в своеобразном их "силовом поле". Каждый предмет побуждает ребенка прикоснуться к нему, взять в руки или, наоборот, не трогать его. 1-3-летний ребенок, увлеченный предметом, не может от него отвлечься. Погруженный в предметное действие, он не видит, что под предметом всегда фигурирует взрослый, создает предметы определенного назначения, обладает способами их использования. Ребенок не может самостоятельно познать функции предметов, поскольку их физические свойства прямо не указывают, как их нужно использовать. Только взрослый может подсказать способы использования предметов. В этом заключаются противоречия социальной ситуации развития в раннем детстве.

Ребенок выполняет индивидуальное действие в соответствии с заданным взрослым образцом, иначе он не сможет достичь правильного результата. Поэтому ведущей для него становится предметная деятельность, а ситуативно-деловое общение - средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на овладение ребенком назначению предметов, умение действовать с ними в соответствии с заложенной в них функций.

По мнению Д. Б. Эльконина, основными направлениями развития предметной действия ребенка являются:

- переход от совместного со взрослым до самостоятельного ее исполнения. Следствием этого является выделение взрослого как образца действия, с которым ребенок начинает себя сравнивать;

- развитие средств и способов ориентации ребенка при выполнении предметной действия. Это способствует овладению специфическими способами использования предмета, переносу действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую, а в целом - к обобщению действия и возникновения игрового действия. Вследствие этого социальная ситуация развития распадается, возникает предметное отношение к действительности, при которой ребенок не только узнает о назначении, а о функции предметов, а также возникает личная действие, осознанное "Я сам".

Итак, в процессе предметной деятельности, используя ситуативно-деловым общением, ребенок под руководством взрослого овладевает умением действовать с предметами согласно их функционального назначения.

Таким образом, основными достижениями раннего детства, определяющие развитие его психики, являются:

- овладение прямой походкой;        

- развитие предметной деятельности;

- овладение речью.

Овладение прямой походкой делает ребенка более самостоятельным и создает условия для дальнейшего освоения пространства. Приближаясь или отдаляясь, обходя предметы, передвигая их, подходя под них, дети открывают их новые качества, определяют расстояние, узнают расположение предметов в пространстве, их величину. И.М. Сеченов назвал хождение дробным анализатором пространства и времени. Исследования ученых свидетельствуют, что установление зрительных, мышечных и вестибулярных координации является условием восприятия пространства и возникновение пространственных представлений. Соединяясь с соответствующими словами ("над", "под", "вперед", "влево" и т.д.), эти представления превращаются на более поздних этапах развития в обобщенные пространственные понятия. Хождение и практическое освоение пространства благодаря передвижению ведут к функциональной перестройке всей структуры пространственной ориентировки, которое осуществляется на втором-третьем году жизни, когда закрепляется вертикальное положение тела.

Хождение играет важную роль в формировании способности ребенка ловко двигаться, преодолевать трудности подъема, перешагивания через препятствия. Увеличивается арсенал произвольных действий ребенка. Умышленное подражание - это важный фактор в развитии всех форм активности ребенка.

Предметная деятельность имеет решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится выделять предмет как объект деятельности, перемещает его в пространстве, действует несколькими предметами относительно друг друга. Все это создает условия для знакомства с ранее неизвестными свойствами предметов, учится действовать с предметами не только непосредственно, но и косвенно, т.е. с помощью других предметов или действий.

Значительным достижением этого возраста является овладение речью. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д.Б. Эльконин, следует рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает точно так, как овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и т.д.). Развитие речи - это "веточка" в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Возраст от одного до трех лет - это стадия сензитивности (особой чувствительности, восприимчивости) ребенка к речевым влияниям. Автономная речь ребенка в первые месяцы второго года жизни трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию и по смыслу слова заменяются словами языка "взрослых". Понятно, что быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях - в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослым. Если общение недостаточное или, наоборот, родные выполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, развитие речи замедляется. Наблюдается задержания речевого развития и в тех случаях, когда в семье растут близнецы, которые интенсивно общаются друг с другом на общей детской речи.

На втором году у ребенка появляются первые двух-трехсловные предложения, первые вопросы. Этот язык осуществляется в форме диалога. "Дай булку", "Вова хочет пить", "Что это такое?", "Как это называется?" Охотно вступая с ними в диалог, отвечая терпеливо вопросы, взрослые развивают у детей потребность общения, стремление обращаться к старшим как к источнику информации.

Как указывал Л.С. Выготский, речь ребенка превращается из средства общения в средство влияния на ребенка и на собственное поведение. Это наблюдается ближе к третьему году его жизни. Речь ребенка постепенно начинает выступать и в роли организатора его собственных действий, включаться в них в разных формах и на разных этапах выполнения этих действий, в частности, в форме так называемого "эгоцентрического" речь, т.е. разговора ребенка с собой, который формируется на основе общения с другими.

На третьем году жизни в речи ребенка появляются категории предметности, действия, качества, определение. Ребенок практически овладевает основными синтаксическими конструкциями, грамматическими формами, системой звуков родного языка, хотя еще трудно дается произношение таких звуков как Р и Л, Ж, Ш, В, С.

В раннем возрасте начинают формироваться нравственные чувства. Это происходит в тех случаях, когда взрослые приучают ребенка считаться с другими людьми. "Тише, мама устала, она спит", "Подай дедушка тапочки" и прочее. На втором году жизни у ребенка возникают позитивные отношения с товарищами, с которыми он играет. Формы переживания симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, и приятное ласковое слово, и сочувствие, и проявления внимания, и желание разделить радость с другим человеком. Если на первом году жизни чувства симпатии еще непроизвольное, бессознательное, неустойчивое, то на втором году оно становится более осознанным.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка тесно связано с зарождающейся в это время самосознанием. Примерно в два года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно дотрагивались к носу каждого ребенка, оставляя на нем маленькую пятно красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до двух лет никак не реагировали на свои грязные носы, не относя к себе красные пятна, которые видели в зеркале. Большинство детей старше двух лет, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа, - соответственно, узнавая себя.

Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, как мы уже упоминали, когда ребенок начинает себя называть сначала по имени, в третьем лице: "Вова", "Ната". Затем, в три года, появляется местоимение "Я". В этом же возрасте ребенок нередко заявляет "Я сам" в тех случаях, когда взрослые делают за него то, что он уже может сам сделать.


2. Игра,  её значение для развития ребенка

Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла её для воспитания детей разных возрастов. Играя, ребёнок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познаёт, так как учится ставить цель, находит средства для её выполнения. Основная особенность игры состоит в том, что ребёнок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлеченного мышления и речи.

Основой детской игры является реальная жизнь. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность.

Игра- основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.

Игра-потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них- учеба, игра для них- труд, игра для них- серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников- способ познания окружающего.

Игра- самая любимая и естественная деятельность малышей. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Игра сопровождает малыша в течение всего времени пребывания в детском саду.

Игровые моменты во время умывания, приёма пищи, сборов на прогулку повышают интерес малышей к выполнению режимных процессов.

Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет.  

 Игра — естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стрем ление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. Каждый день несет ребенку массу впечатлений, и, хотя многое ему еще не доступно, он многого не знает, не умеет, но неудержимое желание стать участником «взрослых» дел заставляет его отражать в действии то, что захватило его ум и воображение. Игра как раз и предоставляет ему такую возможность. Играя ребёнок стирает границы между фантазией и действительностью. В волшебном мире игры можно легко превратиться в бесстрашных любимых героев, или вдруг оказаться, например козлёночком или волком. Еще интереснее испытать себя в роли матери или отца, принимающих очень важные решения. Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом самые разнообразные виды развивающих игр для детей. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему. Игра - это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки. Игра учит детей общаться и понимать других людей. Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия ''верно-неверно'', ''можно-нельзя'' и другие. Очень важно то, что отрицательные эмоции, напряжения и страхи, которые в обычном общении ребёнок подавляет или стесняется выразить, высвобождаются, как правило, в игровой ситуации. Поэтому игра является мощным и безотказным психотерапевтическим инструментом. Не надо мешать детям играть в прятки, догонялки, классы, скакалочки; куклы, машинки и другие игрушки. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они. Желание подражать старшим лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности, в ходе которой ребенок в условном плане, “понарошку” может действовать как взрослый. Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек, детских фильмов. Первые игровые действия малыша возникают в совместной игре с взрослыми: мама или бабушка показывают, как баюкать куклу, как можно покормить ее, причесать, покатать в колясочке и т.д. Вначале ребенок играет с небольшим количеством игрушек, чаще всего с теми, с которыми играл вместе со старшими партнерами. Постепенно круг игровых предметов расширяется. Так, если в год малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то через некоторое время он начинает баюкать и мишку, и собачку, и кошечку, и другие игрушечные персонажи, которые есть в его игровом уголке. Так складываются обобщенные действия, в которых ребенок действует «как мама». Если родители уделяют внимание игре малыша, играют вместе с ним, его интерес к играм с сюжетными игрушками постепенно усиливается, он все чаще начинает играть не только по инициативе старших, но и по собственному побуждению. Со временем увеличивается и число игровых сюжетов. Малыш купает, одевает кукол и животных, готовит еду, моет посуду, лечит игрушки, строит из кубиков домики, гаражи для машин и пр. В этом возрасте он действует преимущественно с реалистическими игрушками, т.е. с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, с игрушечной посудой, кроваткой, с игрушками из специальных наборов для игры в парикмахерскую, больницу и пр.). Однако после полутора лет ребенок с помощью взрослого уже может использовать в игре предметы-заместители (например, подражая взрослому, кормить куклу палочкой вместо ложки, кубиком вместо хлеба, заменять тарелку колечком от пирамидки или картонным кружком и др.) или воспроизводить воображаемое действие вовсе без предметов (например, поднести пустую ладошку или щепотку ко рту куклы, как будто кормит ее). Итак, на втором году жизни у ребенка появляется и увеличивается интерес к играм с сюжетными игрушками, он с удовольствием подражает действиям взрослого, умеет самостоятельно воспроизводить некоторые игровые эпизоды. В то же время самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, она зависит от тех игрушек, которые попадают в поле зрения малыша. Вот он увидел чашку – и начинает поить из нее куклу, увидел расческу – принимается причесывать ею - то себя, то куклу, затем снова кормит ее, увидел кубик – начинает стучать им по столу, и такая однообразная последовательность отдельных действий может продолжаться довольно долго. Именно поэтому так велика роль взрослого на данном этапе становления игры. Он помогает малышу развивать сюжет, подсказывает, как можно разнообразить игровые действия, сделать игру более содержательной, интересной. При создании благоприятных условий для развития сюжетной игры она достигает своего расцвета на третьем году жизни ребенка. Теперь ему уже не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают побуждать его к разнообразным игровым действиям. Двухлетний малыш может играть долго, увлеченно, игра становится все более самостоятельной и содержательной. Например, если раньше, ухаживая за куклой, ребенок просто проводил по ее волосам расческой и откладывал ее в сторону, то теперь он берет пустой флакон и «моет» ей голову «шампунем», сбрызгивает «лаком», пристраивает на волосах заколочку или ленточку, подносит к ее лицу зеркальце, чтобы она полюбовалась на себя, что-то говорит ей. Таким образом, на смену разрозненным игровым действиям приходит последовательное и самостоятельное развитие ребенком выбранного сюжета, включающее множество разнообразных действий, их повторения и вариации с использованием различных предметов. На протяжении всего раннего возраста у ребенка постепенно развивается способность брать на себя роль в игре и наделять ею игрушечные персонажи. Первоначально он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя, укладывая куклу спать, делая ей, укол или строя гараж для машины, действует как мама, врач или строитель. После двух - двух с половиной лет у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу дочкой или сыночком и пр. Также как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное принятие ребенком роли зависит от взрослых. Если они не помогают малышу в этом, ролевое поведение формируется значительно позже.


3. Значение дидактических игр и игрушек в развитии детей раннего возраста

Игра – обязательный спутник развития ребенка. Дидактические игры не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. Малыши осваивают такие действия, как соединение, разъединение, проталкивание, показывание предметов, развиваются мыслительные функции. Дидактические игры выполняют еще одну очень важную задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев, ведь речь ребенка находится именно на кончиках пальцев.

Дидактическая игра так же развивает память, запоминание, узнавание и воспроизведение, смекалку. Воспитывает первые волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами, т. е научиться

не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения. Именно в дидактической игре дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры, в процессе обучения повышает интерес малышей к занятиям, развивает сосредоточенность, усидчивость обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Детки учатся подбирать детали по цвету, размеру, форме, величине и т. д.

Особенность дидактических игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, т. к задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Это интересно и ненавязчиво. 

Дидактическая игра - индивидуальная, групповая и коллективная учебная деятельность детей, включающая в себя элемент соперничества и самодеятельность в усвоении знаний, умений и навыков, приобретение опыта познавательной деятельности и общения в процессе игрового обучения.

Дидактические игры, игровые занятия и приемы повышают эффективность восприятия учащимися учебного материала, разнообразят их учебную деятельность, вносят в нее элемент любопытства.

1. Дидактическая игра обогащает чувственный опыт ребенка, обеспечивает развитие восприятия. Развитие сенсорных способностей в дидактической игре происходит вместе с развитием логического мышления и умения выражать мысли словами, ведь для решения игровой задачи ребенку приходится находить характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, группировать, классифицировать их, делать выводы, обобщения. Выполнение интересных игровых действий и правил способствует развитию наблюдательности, произвольного внимания, быстрого и прочного запоминания.

2. Решение дидактического задания формирует также и волю. Добросовестное выполнение правил требует выдержки, дисциплинированности, приучает к честности, справедливости, влияет на развитие произвольного поведения, организованности. Содержание и правила дидактических игр помогают формированию у детей нравственных представлений и понятий (о бережном отношении к предметам как продуктам труда, о нормах поведения, отношениях со сверстниками и взрослыми и т. д.).

3. Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками способствуют эстетическому развитию. Интересная дидактическая игра вызывает положительные эмоции, улучшает самочувствие.

Дидактическая игра, как метод обучения имеет свою структуру. Так, В.В. Волина определяет 4 этапа в структуре учебного процесса, который предусматривает дидактическую игру:

1. Ориентация. Педагог характеризует тему, которая изучается, основные правила игры и ее общий ход.

2. Подготовка к проведению. Распределение ролей, изучение игровых заданий, процедурные вопросы.

3. Проведение игры. Педагог следит за игрой, фиксирует последствия (подсчеты баллов, принятия решений), разъясняет то, что непонятно.

4. Обсуждение игры. Педагог руководит дискуссионным обсуждением игры. Внимание уделяется сопоставлению имитации с реальным миром, установлению связи игры с содержанием учебной темы.

Дидактические (учебные) игрушки особенно способствуют умственному воспитанию детей. Используя их, дети учатся распознавать, различать, называть форму, размер, цвет предметов, знакомятся с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями.

Разнообразные игрушки (конусные башенки, цветные миски, шарики, разнообразные мозаики и тому подобное) призваны помогать сенсорному развитию ребенка. Разборные игрушки, конструкторы формируют у детей способность к анализу, синтезу, обобщению, сравнению, классификации. Игры с образными игрушками расширяют и уточняют представление ребенка об окружающем мире, развивают мышление, воображение, речь, обогащают словарный запас. Использование технической игрушки развивает ее конструкционные способности, формирует интерес к технике, создает предпосылки для технической изобретательности, творчества. Используя в играх строительный материал, дети знакомятся с объемными геометрическими телами, у них развиваются представления о форме, размере, направлении, положении, протяженности и тому подобное. Игрушки помогают усваивать через игровые ситуации правила и нормы поведения и взаимодействия людей.

Поэтому дидактическая игра - "одна из форм учебного влияния педагога на ребенка". Она пригодится во время усвоения детьми любого материала, предвиденного программой, и может проводиться на занятиях; может входить в музыкальное занятие, быть одним из элементов прогулки, а также особым видом деятельности. Вторая цель дидактической игры - сугубо игровая, ради которой действует ребенок. Это, в частности, игры, в которые дети играют самостоятельно, вне занятий, когда могут выбирать их по собственному желанию.

Важно, чтобы обе цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение детьми определенных знаний.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста. Во время занятий у ребенка формируются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей постепенно формируется способность сосредоточиваться на том, что им показывает и говорит взрослый. Используя склонность маленьких детей к наследованию, воспитатель побуждает их воспроизводить увиденные действия, услышанные слова. "Развитие сосредоточенности и способности к наследованию - необходимые условия усвоения детьми сведений и умений. Это - одна из важных задач, которая должна решаться во время занятий, тем более, что не все дети одинаково овладевают этими качествами".

Посредством развивающих игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

Обучение игре базируется на системе дидактических принципов, носит комплексный характер, требует создания развивающей среды и т.д. Наряду с этим процесс обучения игре детей будет иметь свои особенности:

- широкое использование индивидуальных и групповых форм обучения игре, учет индивидуальных возможностей и игрового потенциала каждого ребенка;

- постоянная стимуляция познавательной и игровой активности детей при усвоении социального опыта, овладении представлениями об окружающем мире, используемыми ребенком в сюжетно-ролевой игре;

- адаптированный темп формирования игровой деятельности у детей,

- выделение в игровом действии и в цепочках игровых действий составляющих  операций, их понимание, запоминание и сопровождение речью;

- повторность в обучении игре для обеспечения переноса формируемых знаний, умений и навыков в новые игровые ситуации, на оперирование новым материалом.

Игра и игрушка для ребенка - средство познания окружающего мира. Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, изучает растений и животных. В процессе игры ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающую среду, ищет выхода из положения. Такие игры воспитывают детей-организаторов, которые умеют настойчиво идти к цели и вести за собой других, организовывать их.

Взаимосвязь образа, игрового действия и слова и представляет стержень игровой деятельности, является средством отображения действительности.

Функционально все виды дидактических игр сориентированы на то, чтобы обучать и развивать детей через игровой замысел. Это их свойство обусловливает особенности работы педагога по использованию игровых методов в развитии детей.

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Взрослые специально создают ее с воспитательной целью, для подготовки ребенка к вступлению в общественные отношения. Для ребенка игрушка является предметом забавы, развлечения, радости и важнейшим средством его психического развития.

В разные возрастные периоды дидактические игрушки выполняют неодинаковые функции в его психическом развитии: у младенца вызывают приятные переживания и позитивные эмоции; в раннем и дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр (сюжетно-ролевые, строительные, дидактичные, режиссерские, игры-драматизации). Образные игрушки расширяют сферу игровых действий, помогают развивать их сюжет, создавать игровые ситуации.

В большинстве игр девочки используют куклу, которая в то же время является для них идеальным партнером в общении, с которым можно поговорить, поделиться заботами, радостями, печалью. Ребенок, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами: сегодня она "шалит", завтра - "послушная девочка". Он заботится о кукле, воспитывает, учит, передает ей свои знания, то есть выполняет относительно куклы функции, которые взрослый выполняет относительно него. Это является существенным фактором привлекательности для ребенка игр с куклами. Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой эмоциональный и моральный опыт, в то же время, осознавая для себя и закрепляя его. Он проигрывает с куклой разнообразные формы поведения и оценивает их. Благодаря этому в его сознании возникают эмоциональная и моральная идентификация, моральные оценки, развиваются эмоциональные переживания, формируются моральные качества.

Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, которая проявляется в выборе игрушек и действиях с ними. Игры с образными игрушками помогают ребенку защититься от негативных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых. Именно они чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла подобна человеку, а мягкие игрушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ей кажется, что игрушка отвечает благосклонностью.

В раннем детстве с помощью игрушек-орудий (лопатки, формочки, ведерки) у детей развиваются предметные действия, они включают эти игрушки в игры с природным материалом (ребенок насыпает в ведерко песок, высыпает и опять насыпает). В раннем детстве игрушки-орудия используют и в строительных играх и в трудовой деятельности.

Технические игрушки (машины, самолеты) открывают для ребенка отрасль техники, подталкивают его к экспериментированию, побуждают возникновение познавательных вопросов (почему вертятся колеса?), стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.

Театрализующие игрушки дети используют в спектаклях, развлечениях, наделяя их чертами в соответствии с внешним видом. Часто театрализующие игрушки являются любимыми персонажами сказок. Они вызывают у детей желание вспомнить и воссоздать в игровой форме их содержание. Выполнение роли с помощью таких игрушек формирует у ребенка выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

Спортивно-двигательные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственного ориентирования, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Игрушки-самоделки дети создают самостоятельно в соответствии с игровой целью. Их изготовление производит у ребенка умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, помогает познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения (сделать подарок маме, помочь детям). Такие игрушки являются своеобразным способом самопроявления, предметом гордости. Немало из них является многофункциональными, потому особенно интересны ребенку.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы дети раннего возраста овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить.

Разнообразные двигательные игрушки и пособия - стол-барьер, тележка - помогают ребенку крепко стать на ноги, уверенней делать первые шаги.

Большое влияние для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук оказывают народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. Это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию сенсорной культуры. Дидактическая игрушка обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для игр-занятий с детьми раннего возраста.

Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения. Но наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия "больше-меньше", поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.

Дидактическая игра, является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Ребенок многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.


Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра - явление социальное по своему происхождению и содержанию, она является историческим образованием, предопределена развитием общества, его культуры. Это особенная форма жизни ребенка в обществе, в котором дети в игровых условиях исполняют роль взрослых, воссоздавая их жизнь, труд и отношения.

В раннем детстве центральным моментом игры являются предмет и способы действия с ним.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от другой деятельности детей. Она состоит из игрового замысла, игрового задания, игровых действий и правил. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры, иногда имеет форму игровой задачи, или же выступает в форме интеллектуального задания. Он вызывает живой интерес у детей, побуждает их активность.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения.

Ребенку важно не количество, а разнообразие игрушек в соответствии со своим возрастом и ситуацией их использования. Основной задачей взрослых является научить ребенка действовать с игрушками.


Список использованной литературы

1.Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. - М. : Просвещение, 1972. -  176 с.                                                                               

2. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 144с., илл.

3. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. - М.: Карапуз : Сфера, 2009

4.Печора К. Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк, учреждения. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 172с.

5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., Просвещение, 2011. - 583 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Материал предназначен для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Раскрывается необходимость и роль игры, а также ее влияние на развитие познавательных способностей малышей....

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Материал предназначен для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Раскрывается необходимость и роль игры, а также ее влияние на развитие познавательных способностей малышей....

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Материал предназначен для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Раскрывается необходимость и роль игры, а также ее влияние на развитие познавательных способностей малышей....

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Материал предназначен для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Раскрывается необходимость и роль игры, а также ее влияние на развитие познавательных способностей малышей....

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Значение игры в жизнидеятельности ребенка....

Статья "Роль игры в развитии детей раннего возраста"

Ранний возраст – самое благоприятное время для начала развития у малыша любых способностей. Очень важно не упустить момент. Надо вовремя начать заниматься с малышом. Игра – первое, чему ну...

Консультация для родителей «Роль игры в развитии детей раннего возраста»

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить....