Проект "Экологическая тропа", направленного на экологическое воспитание дошкольников
методическая разработка на тему

Паспорт проекта «Экологическая тропа»

Наименование проекта

Экологическая тропа

Основание разработки проекта

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ, 01.09.2013г.

2. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26);

4. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384

5. Закон «Об образовании в Свердловской области» в редакции от 15.07.2013 № 78 – ОЗ. (с изменениями от 30.06.2014г. №65 – ОЗ).

6. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утвержден 26 января 2016 год №37 Начальником Управления образования городского округа Сухой Лог.

7.Основная образовательная программа Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» утверждена 01.09.2017 года приказ № 59-2 ОД Директором МАОУ СОШ № 4

8. Положение об экологической тропе созданной на территории Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» утверждено приказом Директора МАОУ СОШ № 4

от 12.09.2016 г., Приказ от 12.09.2016г. № 12

Организация- заявитель проекта

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Адрес

624826, Свердловская область, Сухоложский район, село Талица, ул. 8 Марта 43

Телефон

8(34373) 91-2-67.

Вид проекта

Долгосрочный

Участники проекта

Воспитатели, дети и родители

Сроки реализации

2016-2018 г.

Продолжительность проекта

3 года

Обоснование актуальности проекта

Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская и др.).

Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога на экологической тропе (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Метод проектов позволяет приобщить детей дошкольного возраста к природоохранной деятельности, способствует формированию у них элементов экологической культуры.

 

Цель проекта

Целью данного проекта является разработка методического обеспечения проекта «Экологическая тропа», направленного на экологическое воспитание дошкольников детского сада МАОУ СОШ №4, городского округа Сухой Лог.

Задачи

1.         Изучить научно-теоретическую, психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию дошкольников.

2.         Создать модель экологической тропы и оборудовать ее на территории детского сада.

3.         Разработать и систематизировать методический и дидактический материал по экологической тропе.

4.         Обобщить результат деятельности по решению данной проблемы.

Формы и методы, используемые в ходе реализации проекта с детьми

- экологические беседы; 

- наблюдения в природе; 

- целевые прогулки; 

- дидактические игры.

- подвижные игры;

- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе;

- создание изопродукции на основе впечатлений от природы;

- экспериментирование;

- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);

- просмотр книг, картин, презентаций природоведческого содержания.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

  - изготовление поделок, рисунков; 

- субботник по облагораживанию территории детского сада;

- фотовыставки.

Планируемый результат

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети смогут различать живую природу (растения, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.

2. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

4. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно - следственны связи.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровое обеспечение:

 

 

 

Научно - методическое обеспечение

Участие в проекте двух воспитателей работающий в данном учреждение

 

Старший воспитатель Николаиди Н.Ю. соответствии занимаемой должности, стаж работы 25 лет.

Воспитатель Сарсимбаева Г.С.

соответствии занимаемой должности, стаж работы 4 года

 

В ДОУ имеется метод кабинет, оснащенный компьютером и медиатекой.

Организовано сотрудничество с МАОУ СОШ № 4

Методологической и теоретической основой проекта являются следующие исследования, которые помогли в определении подходов к решению данной проблемы:

- Учет возрастных особенностей ребенка, воспитание природой, использование ее благотворительной силы. (Ж. Ж. Руссо)

- Использование в работе «золотого правила дидактики», “все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами” (Я.А. Коменский).

Этой же теории придерживалась Е.А. Тихеева, по ее мнению, чем больше органов чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее.

- Целесообразность обучения детей не только наблюдениям, но и осуществлением ухода за растениями и животными как важного источника знания и опыта. Благотворное влияние природы на образование и воспитание тех «кто рано открывает свое сердце и ум для нее». (Ф. Фребель);

- Знакомство с родной природой должно занять ведущее место в воспитании и обучении детей. Одна из основных задач воспитания – дать детям возможность на практике применять свои знания. (А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов);

- Положения о развитии экологической культуры дошкольном детстве (С. Н. Николаева, С. Т. Ашиков, Н. А. Рыжова и др.)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskaya_tropa_-_kopiya.docx828.78 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы реализации проекта «Экологическая тропа»

1 этап

2016-2017 год

Организационно-подготовительный

- Осмысление проблемы.

- Анализ нормативно-правовой, психолого- педагогической, методической литературы.

2 этап

2017-2018 год

Содержательно-технологический

- Создание и разработка станций проекта экологической тропы, для осуществления экологического воспитания дошкольников.

- Разработка дидактических и методических материалов по экологическому воспитанию дошкольников на экологической тропе

3 этап

2018 год

Итого-аналитический

- Обобщение результатов деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.

- Определение наиболее эффективных аспектов работы с дошкольниками на экологической тропе.

База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4», детский сад с. Талица

Паспорт проекта «Экологическая тропа»

Наименование проекта

Экологическая тропа

Основание разработки проекта

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ, 01.09.2013г.

2. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26);

4. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384

5. Закон «Об образовании в Свердловской области» в редакции от 15.07.2013 № 78 – ОЗ. (с изменениями от 30.06.2014г. №65 – ОЗ).

6. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Утвержден 26 января 2016 год №37 Начальником Управления образования городского округа Сухой Лог.

7.Основная образовательная программа Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» утверждена 01.09.2017 года приказ № 59-2 ОД Директором МАОУ СОШ № 4

8. Положение об экологической тропе созданной на территории Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» утверждено приказом Директора МАОУ СОШ № 4

от 12.09.2016 г., Приказ от 12.09.2016г. № 12

Организация- заявитель проекта

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Адрес

624826, Свердловская область, Сухоложский район, село Талица, ул. 8 Марта 43

Телефон

8(34373) 91-2-67.

Вид проекта

Долгосрочный

Участники проекта

Воспитатели, дети и родители

Сроки реализации

2016-2018 г.

Продолжительность проекта

3 года

Обоснование актуальности проекта

Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская и др.).

Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога на экологической тропе (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Метод проектов позволяет приобщить детей дошкольного возраста к природоохранной деятельности, способствует формированию у них элементов экологической культуры.

Цель проекта

Целью данного проекта является разработка методического обеспечения проекта «Экологическая тропа», направленного на экологическое воспитание дошкольников детского сада МАОУ СОШ №4, городского округа Сухой Лог.

Задачи

1.        Изучить научно-теоретическую, психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию дошкольников.

2.        Создать модель экологической тропы и оборудовать ее на территории детского сада.

3.        Разработать и систематизировать методический и дидактический материал по экологической тропе.

4.        Обобщить результат деятельности по решению данной проблемы.

Формы и методы, используемые в ходе реализации проекта с детьми

- экологические беседы; 

- наблюдения в природе; 

- целевые прогулки; 

- дидактические игры.

- подвижные игры;

- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе;

- создание изопродукции на основе впечатлений от природы;

- экспериментирование;

- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);

- просмотр книг, картин, презентаций природоведческого содержания.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

  - изготовление поделок, рисунков; 

- субботник по облагораживанию территории детского сада;

- фотовыставки.

Планируемый результат

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети смогут различать живую природу (растения, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.

2. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

4. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно - следственны связи.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровое обеспечение:

Научно - методическое обеспечение

Участие в проекте двух воспитателей работающий в данном учреждение

Старший воспитатель Николаиди Н.Ю. соответствии занимаемой должности, стаж работы 25 лет.

Воспитатель Сарсимбаева Г.С.

соответствии занимаемой должности, стаж работы 4 года

В ДОУ имеется метод кабинет, оснащенный компьютером и медиатекой.

Организовано сотрудничество с МАОУ СОШ № 4

Методологической и теоретической основой проекта являются следующие исследования, которые помогли в определении подходов к решению данной проблемы:

- Учет возрастных особенностей ребенка, воспитание природой, использование ее благотворительной силы. (Ж. Ж. Руссо)

- Использование в работе «золотого правила дидактики», “все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами” (Я.А. Коменский).

Этой же теории придерживалась Е.А. Тихеева, по ее мнению, чем больше органов чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее.

- Целесообразность обучения детей не только наблюдениям, но и осуществлением ухода за растениями и животными как важного источника знания и опыта. Благотворное влияние природы на образование и воспитание тех «кто рано открывает свое сердце и ум для нее». (Ф. Фребель);

- Знакомство с родной природой должно занять ведущее место в воспитании и обучении детей. Одна из основных задач воспитания – дать детям возможность на практике применять свои знания. (А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов);

- Положения о развитии экологической культуры дошкольном детстве (С. Н. Николаева, С. Т. Ашиков, Н. А. Рыжова и др.)

Модель организации работы по проекту «Экологическая тропа»

Содержание объектов экологической тропы

Станция «Береза»

Объект для наблюдения – одиноко стоящая береза, на хорошо освещенном солнцем участке. На дереве во многих местах кора с глубокими трещинами. Весной здесь собирается много насекомых. Дерево можно хорошо рассмотреть со всех сторон, потрогать листы, ветви. На поверхности снега рассмотреть оставшиеся семена. Обратить внимание на сережки, форму листьев, окрашивает ли кора руки весной.

 

Станция «Лиственница»

Объект - интересный представитель хвойных, сбрасывающий листву на зиму. Привлекает детей необычной листвой и шишками.

Цель: Расширить знания о хвойных растениях: их разнообразии, приспособленности к условиям жизни, роли в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе.

Станция «Цветочная полянка»

Объект для наблюдения – клумба с садовыми цветами: петунья, анютины глазки, однолетние георгины, цинния и т.д. Клумба находится на хорошо освещенном солнцем участке. Обсудить с детьми время цветения и продолжительность, есть ли семена у цветов. Цветы на клумбе подобраны таким образом, что получился объект «непрерывного цветения». Дети, наблюдая за этим объектом, должны получить представления о культурных растениях, их разнообразии, условиях благоприятного произрастания.

Цель: формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений.

Станция «Жужжащий, ползающий мир» (Луг).

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, кузнечики - это все объекты для наблюдения детей.

Цель: формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей.

Станция «Птичья столовая»

Мы разместили деревянные кормушки на ветвях березы для того, чтобы обеспечить удобный подход детям.

Ребята с удовольствием приходят в птичью столовую приносят с собой хлебные крошки, оставшиеся с обеда, семечки, специально принесенные из дома.

Цель: Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года.

Станция «Метеостанция»

Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкомер (посуда для сбора осадков), термометр, барометр, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения),

Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду. Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.

Станция «Цветочная поляна»

D:\Desktop\Новая папка\20180606_162822.jpg

D:\Desktop\Новая папка\20180606_162115.jpg

Один из любимых объектов всех детей детского сада – «Цветочная поляна», которая привораживает взгляд своим разнообразием и великолепием. Дети имеют возможность наблюдать за ростом разных цветов, сравнивать их, за появлением семян.

Наблюдение за цветами

Задачи:

 - развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью растений (потребность в тепле, воде, свете);

 - закрепить представления о строении цветка (стебель, листья, цветы, окраска); - учить любоваться растущими цветами;

- воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы, заботиться о растениях; закреплять в речи названия цветов и луговых растений, лекарственных трав.

Содержание:

 - Обратить внимание детей на растительный покров земли; рассмотреть травянистые растения, их внешний вид и разнообразие.

 - Отметить многообразие цветов: сравнить их по форме, цвету, запаху, строению, отметить характерные признаки.

- Объяснить, что не все запахи растений можно ощутить человеку, но насекомые прекрасно распознают эти растения и летят к этим цветам.

 - Обратить внимание, что перед дождём цветы пахнут сильнее.

 - Отметить состояние цветов: те цветы, которые не поливали несколько дней, выглядят поникшими, листья опущены к земле; в тени растения растут медленнее, чем на солнце.

- Рассмотреть с детьми цветы на клумбе, закрепить в речи детей их названия, учить различать их по величине, форме, цвету.

 - Закрепить правило – не рвать цветы на газонах, клумбах, так как их сажают для красоты.

- Рассказать, что многие растения называют «природными часами»: к 5 часам утра открывает свои соцветия цикорий, одуванчик, тюльпан, к 8- 9 часам утра открываются соцветия у бархатцев, календулы, вьюнка; некоторые называют «природными барометрами»: по ним можно судить о приближении грозы, дождя, ненастья (маргаритки, ноготки).

 - Показать детям, что растение меняется (из цветка появляются семена, которые потом распространяются путём приспособлений – пушинками, волосками, парашютиками, крючками), ближе к осени листья начинают желтеть, высыхают.

- Познакомить детей с лекарственными растениями (ландыш, одуванчик, подорожник, календула, валериана, пион, чистотел и т.д.), отметить, что они не только красивые, но и полезные для человека, их используют при изготовлении лекарственных средств.

- Рассмотреть одуванчик, закрепить знание о строении, о его лекарственной пользе; уточнить, почему его называют «луговым солнышком»; когда светит солнце – одуванчик как бы копирует его, солнце прячется за тучу – и одуванчик тоже спрячется, укроется зелёными листочками, как одеялом. Чтобы в дождь семена его не разлетелись, он сжимается и парашютики удерживаются на месте.

Цикл наблюдений за цветами мать-и-мачехи.

(старшая группа)

Наблюдение 1

«Мать-и-мачеха – первые цветы на участке»

Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомит с их названием, с особенностями строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзиночку.

Наблюдение 2.

«Где можно найти мать-и-мачеху?»

Цель: развивать у детей наблюдательность - умение замечать, что первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем места. где быстро сходит снег; учить устанавливать причинно-следственные связи: цветы растут, потому что в этих местах условия жизни лучше, чем в других - больше тепла, влаги, почва оттаявшая. Воспитатель может дать детям задание самостоятельно найти места на участке, где еще пока нет цветов, но в скором времени они могут появиться.'

Наблюдение 3.

«Сколько цветов мать-и-мачехи на нашем участке?»

Цель: отметить с детьми, что цветов стало больше: они кучками растут на всех солнечных местах; связать появление цветов с благоприятными условиями - изобилием света, тепла, влаги в этих местах

Наблюдение 4.

«Какие листья у мать-и-мачехи (почему ее так назвали)».

Цель: определить с детьми форму размер, окраску, количество появляющихся листьев мать-и-мачехи; отметить различный характер поверхности верхней и нижней сторон листа растения (нижняя сторона бледно-зеленая. теплая и мягкая на ощупь – «как родная мать», а верхняя сторона темно-зеленая, гладкая и холодная на ощупь – «как мачеха»). Уточнить интересную последовательность развития растения (сначала появляются только цветы, а листья вырастают позже.)

Наблюдение 5.

«Как растут листья и как появляются семена у мать-и-мачехи?»

Цель: вызвать у детей интерес к самостоятельным наблюдениям за знакомым растением, учить замечать его изменения; уточнить представления дошкольников о последовательности роста и развития растения (после цветов бывают семена, появившиеся листья растут и увеличиваются в размере).

Воспитатель, собрав детей вокруг хорошо развивающихся растений, предлагает рассмотреть их, отметить изменения, которые произошли с мать-и-мачехой за последнее время. Затем просит ребят высказать предположения, что будет с растениями дальше - в конце апреля, в мае, летом? Спрашивает, что бывает после цветов. Напоминает, что растения живые, они растут, все время изменяются. Интересно узнать, какие у мать-и-мачехи семена. Дает детям задание - самостоятельно наблюдать за первоцветами и сообщать о том, что нового они заметят у растений.

Конспект весенней прогулки «Наблюдение за цветущими растениями клумб»

Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе; первичных знаний о цветущих растениях клумб, их значении для человека и необходимости бережного отношения к природе.

Образовательные: закрепить название цветов, растущих на клумбах, особенностей их строения, условий, необходимых для развития;

дать представление о том, что одни цветы называются однолетними, а другие многолетними;

учить сравнивать растения по высоте, по цвету, по запаху, по форме листьев и цветов.

Развивающие: развивать наблюдательность, речь детей

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Садовые цветы», отгадывание загадок, чтение стихов.

Ход наблюдения

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Что происходит с растениями весной?

Воспитатель: У них появляются листочки и цветочки. Давайте подойдем поближе и внимательно посмотрим, как изменился цветник с приходом весны? (расцвели цветы)

На клумбе цветут цветы. Какие слова к ним можно подобрать?

(красивые, восхитительные, прекрасные, они украшают жизнь людей)

Воспитатель читает стихотворение

Здравствуй, милый мой цветок,

Ты цветешь, как огонек,

Солнце целый день тебя

Весело ласкает, лучами согревает, дождик поливает,

Пролетает ветерок,

И с тобой играет.

Воспитатель: Как называются цветы, растущие на клумбе? (ответы детей)

Воспитатель: Все цветущие растения, за которыми ухаживают люди, называются садовыми.

Давайте вспомним, как нужно ухаживать за садовыми растениями (ответы детей)

Воспитатель: Эти растения радуют нас своей красотой.

Воспитатель и дети рассматривают растения.

Воспитатель: Какие части растений вы знаете? (корень, стебель, листья, цветы)

Для чего растениям нужен корень? Стебель? Листья? Цветы?

Что нужно растениям для нормального роста и развития?

Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые цветочки растут на клумбе. Кто знает, как они называются? (тюльпаны)

Май, тепло и скоро лето.

В зелень всё и вся одето.

Словно огненный фонтан -

Раскрывается тюльпан.

Дети с помощью воспитателя отмечают, из чего состоит тюльпан? (из красных лепестков и сердцевины).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть серединку цветка, потрогать ее, на пальцах осталась желтая пыльца.

Воспитатель: Бабочки, пчелки и шмели прилетают к цветкам пить вкусный сок. Они замечают их яркий цвет и чувствуют аромат. Насекомые садятся на цветы и своим тоненьким хоботком всасывают сладкий сок – нектар. Когда насекомые садятся на цветок, на их лапках остается пыльца. Насекомые перелетают с цветка на цветок, переносят пыльцу и опыляют цветы.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!» Татьяна Кузнецова

Дети под руководством воспитателя рассматривают другие цветы на клумбах.

отмечают их цвет, строение, запах.

Исследовательская деятельность

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

Воспитатель: Какие цветы вам нравятся? Почему?

Давайте вспомним: как мы ухаживали за цветником?

Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?

Можно ли их срывать с клумбы?

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

(Т. Собакин)

Итог:

Какие изменения происходят с цветами с приходом весны?

Чем отличаются цветы от травы?

Как же мы можем узнать о внешнем виде цветов? (рассмотреть, потрогать)

Как мы чувствуем запах цветов? (нужно понюхать)

Для чего нужны цветы?

Трудовая деятельность

Цель: воспитание любви к растениям, желание о них заботиться.

Рыхление клумбы

Подвижная игра

"Раз цветочек, два цветочек"

Цель: развивать внимание.

Индивидуальная работа «Не упади».

Цель: упражнять в хождении по скамейке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Предложен материал по созданию и использованию экологической тропы на территории детского сада....

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Консультативный материал по организации экологической тропы...

Методическая разработка Тема: «Игры, направленные на экологическое воспитание дошкольников»

        Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к п...

Консультация для воспитателей "Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации представлена методика оформления экологической тропы в ДОУ...

Обзор программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников

В статье представлен обзор программ,  направленных  на экологическое воспитание дошкольников...

Экологическая тропа как форма экологического воспитания дошкольников

Экологическая тропа как форма экологического воспитания дошкольников...

Экологическая тропа как форма экологического воспитания дошкольников

Экологическая тропа как форма экологического воспитания дошкольников...