Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
статья на тему

Титова Ольга Владимировна

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В тоже время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_formy_vzaimodeystviya_dou_i_semi.doc48 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Титова Ольга Владимировна

Воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 71» г. Березники

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

От того, как прошло детство, кто вел

ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В тоже время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие [1].

В соответствии с Законом «Об образовании», ФГОС и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка и в ДОУ и в семье.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 44 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

Главным в работе любого дошкольного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников [3].

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [4].

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. [2].

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести:

Информационно-аналитические:

  • анкетирование;
  • опрос;
  • «почтовый ящик». Это коробка в виде почтового ящика, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Наглядно-информационные:

  • родительский клуб. Одно из нововведений в нашей группе. Первый год в группе проходят заседаний клуба «Родительская академия». Заседания проводились в этом году 2 раза, но по плану заседаний 4 в год. Мы старались, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). «Как сохранить здоровье», «Как быстро пройти адаптацию к детскому саду» – вот темы проведенных встреч. Еще много вопросов интересуют наших родителей, о которых мы будем говорить при других встречах. В заключении каждый родитель получает памятку по теме;
  • мини-библиотека;
  • информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;
  • выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».

Познавательные:

  • родительские гостиные;
  • нетрадиционные родительские собрания. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т.д. Часто используем видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.

Досуговые:

  • праздники, совместные досуги;
  • акции;
  • участие родителей в конкурсах, выставках.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов, что особенно необходимо при посещении детей раннего возраста детского сада.

И многое нам, педагогам и родителям, предстоит сделать вместе, чтобы ребенок постоянно удивлялся, радовался, восхищался, и всегда с уверенностью шагал навстречу добру.

Библиографический список.

  1. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ 2002 г., № 4.
  2. Евдокимова, Н.В., Додокина, Н.В., Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007.
  3. Свирская, Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002.
  4. Хабибуллина, Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями // Дошкольная педагогика 2007 г., № 7.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи Титова Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №71»

Слайд 2

Нормативно-правовые документы: Конституция Российской Федерации Семейный кодекс РФ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в редакции от 30.06.2007 г.) Международные правовые документы: Всеобщая декларация прав человека Конвенция о правах человека Декларация прав ребенка Конвенция о правах ребенка

Слайд 3

Формы взаимодействия ДОУ и семьи Современные: родительские клубы; игры; акции и пр. Традиционные: родительские собрания; лекции; практикумы и др.

Слайд 4

Познавательные: родительские гостиные; нетрадиционные родительские собрания (дискуссия, посиделки и др.) Досуговые: праздники, совместные досуги; акции; участие родителей в конкурсах, выставках Информационно- аналитические: анкетирование; опрос; «почтовый ящик» Современные формы взаимодействия Наглядно- информационные: мини-библиотека; информационные стенды; выпуск газеты

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Взаимодействие педагога и родителей в воспитаниии ребёнка....

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду....

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей в воспитании ребенка

žРассмотрели современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, направленные на воспитание ребёнка....

"«Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

     Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если ч...

Современная форма взаимодействия ДОУ с семьей "Родительский час"

Современная форма взаимодействия ДОУ с семьей...

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.Осудим это......

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом ...