Консультация для воспитателей
консультация (младшая группа) по теме

Маренкова Екатерина Валерьевна

Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx159.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

На тему: Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

https://content.schools.by/smolevichi-sad5/library/55a107b9e09c1.jpg

      

 Составила:

Маренкова Е.В.

Должность: воспитатель

воспитатель I кв. категории

 2017 год.

Актуальность

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из приоритетных заданий педагога ДОУ. Детям необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике.

Для этого я использую педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

Личный пример.

Алгоритмы действий.

Использование сюжетных и дидактических игр.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Игровые и проблемные ситуации.

Использование фольклора и художественной литературы, беседы.

Формирование культурно – гигиенических навыков процесс длительный, поэтому работа по воспитание культурно-гигиенических навыков проводится ежедневно, в процессе разнообразных видов деятельности.

В процессе режимных моментов в течение дня. (Приём детей, в процессе умывания и организации приёма пищи, формирование навыков самообслуживания при раздевании и одевании)

В непосредственно образовательной деятельности, в игровой деятельности детей.

Все режимные моменты проходят в игровой форме, все приёмы обеспечивают динамичность, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельной деятельности. Дети становятся старше, и мы постепенно предоставляем им всё больше самостоятельности. Я перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.

Прием детей. «-Добрый день! – тебе сказали, 
-Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали – 
Теплоты и доброты.
Так стихи могут эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Проводится утреннее приветствие. Приглашаю детей сесть на ковре в круг, взяться за ручки и поздороваться.

Придумано кем-то просто и мудро – 

При встрече здороваться – 

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым, 

Доверчивым,

Пусть доброе утро длиться до вечера!

Далее мы здороваемся 

Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. 

Во время утреннего приема воспитываем общую культуру поведения детей- привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, не кричать. Обращаю внимание на внешний вид детей, побуждаем к стремлению выглядеть опрятно.

Отдельно обращаю внимание детей на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забывать о правилах хорошего тона, а именно прощаться с детьми и воспитателем, помощником воспитателя. Я думаю, это формирует положительное отношение к детскому саду и дает настрой на следующее посещение.

В процессе умывания уточняем правила мытья рук, используя алгоритм «Моем руки», объясняя целесообразность мытья рук. Напоминаю о правилах поведения в ванной комнате:

Мы друг друга не толкаем, 

Никого не обижаем,

Мы другу другу помогаем.

Во время приёма пищи в течении дня совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи. Проводятся ситуативные беседы о правилах поведения за столом ("Чтобы не было беды, вспомним правила еды», о пользе здоровой пищи, уточняем название блюд, продуктов.

После еды предлагаю прополоскать рот водой.

Цель: мера профилактики от кариеса.

Упражнение «Небылица»: предлагаю детям представить, что на тарелках завтрак необычный, например, шоколадная каша, на бутерброде «волшебное масло».

Цель: побудить детей к приему пищи. Обращаю внимание на то, что после завтрака необходимо себя привести в порядок: помыть руки, щеки и прополоскать рот от еды. Во время второго завтрака дети могут непринужденно пообщаться. Напоминаю детям о правилах поведения за столом.

Цель: воспитание КГН

Подготовка к прогулке (одевание) Перед тем как выйти в раздевалку – ждем «Тишину», далее в такой тишине одеваемся постепенно. Слежу за тем, чтобы дети одевались одновременно. 

Упражнение «Одевайся по команде»: кто одел колготки и свитер, может одевать штаны. Все надели сапоги? Теперь можно одевать куртки и шапки. Напоминаю, что одежду необходимо заправлять внутрь, для того чтобы было тепло. 

Делаю положительную оценку детям, которые одеваются правильно, быстро и тихо:

Одеваемся по порядку,
Привыкаем к порядку.

Обращаю внимание на тех, кому нужна помощь.

При возвращении с прогулки (раздевание) - побуждаю детей не только к самостоятельным действиям, но и воспитываю стремление оказывать посильную помощь друг другу.

Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду в шкафчик». Обращаю внимание, что Вероника или Василиса очень аккуратно сложили свою одежду в шкафчик. Предлагаю детям помочь друг другу. 

Чтобы дети раздевались быстро и правильно, нужна тишина в раздевалке. На помощь приходит «золотой ключик» (закрываем ротики на ключик).

Слежу за тем чтобы дети не только аккуратно убирали вещи в шкаф, но и выворачивали каждую вещь на лицевую сторону. Контролирую процесс последовательности одевания-раздевания, включая детей в обсуждение: - как удобнее одеваться и раздеваться? - почему вы не хотите в первую очередь надеть шапку? или рукавицы? - что удобнее снять в первую очередь по приходу с улицы? и т.д. Воспитываю бережное отношение к личным вещам, аккуратность. Совершенствую широкий круг задач: называю название одежды и ее назначение, название деталей одежды.

Подготовка ко сну - продолжать учить аккуратно, складывать одежду на стульчики. Упражнение «Волшебная дорожка». После того, как дети разделись проводиться игра «Волшебная дорожка». Нужно пройти по массажной дорожке.  Говорю, что в спальне нельзя шуметь.

Игра «Звездочка». Обращаю внимание детей на то, что тот, кто сегодня будет хорошо спать, тому под подушку придет маленькая звездочка, которая исполнит ваше желание. 

Подъем детей - совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;

Формирование знаний о здоровом образе жизни во время проведения гимнастики пробуждения; Используем комплекс гимнастик пробуждения. Например:

«Солнце глянуло в кроватку разбудило всех детей

Потягушки - потягушки,

Потянитесь поскорей.

Поскорей, скорей проснись

С добрым днем глазки, (ушки, ручки, ножки) - поглаживание

Вы проснулись.

Глазки смотрят, ушки слушают, ручки хлопают, ножки топают

Я проснулся! Мы проснулись!». 

Желаю всем доброго дня. 

Дети проходят босиком по массажной дорожке в групповое помещение. 

Обращаю внимание детей как нужно правильно одеваться. После того, как дети оделись, девочкам предлагаю– посещение парикмахерской (девочки идут причесываться).

Планировала такие беседы «Где прячутся микробы», «Почему нужно мыть руки перед едой» Цель: Дать элементарные знания о вреде микробов. «Правила этикета за столом», Цель: Закрепление правил поведения за столом «Распорядок дня» Цель: Закрепление знаний о режиме дня.

«Зачем нам расческа?», «Чистота залог здоровья» «Как пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены?», «Где хранятся вещи. Цель: закрепление навыков самообслуживания.

Для положительного настроя детей используется художественного слова, иллюстративный материал.

Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

Дидактические игры: на формирование навыков самообслуживания, закрепить правила личной гигиены: «Крокодил-чистюля» Научим Машу правильно мыть руки», «Усади гостей за стол». Цель: Навыки культурной еды.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, упражняют детей в застегивании, шнуровании, завязывании: «Зашнуруй башмачок», «Ромашка»,

«Собери бусы», «Волшебные шнурки», и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Накроем праздничный стол», «У нас обед» - на закрепление навыков сервировки стола.

«Салон красоты», «Парикмахерская» - на закрепление навыков самообслуживания.

«Кафе», «День рождение мишки» - на формирование умения правильно вести себя в обществе, правила культурного поведения,

Художественно – эстетическое развитие «Красивое полотенце», «Сложи красиво салфетки», раскраски по тематике и т.д.

Приобретённые навыки гигиенической культуры закрепляем в процессе чтения художественной литературы: чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе» К. Чуковский «Мойдодыр».

Цель: Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Чтение сказки «Муха-Цокотуха», стихотворения Н. Гернер; заучивание «Песенки о вежливом чижике» направлены на воспитание навыков культурного поведения.

Чтение стихотворений А. Воронковой «Маша растеряша», Г. Ладонецикова «Кукла и Катя» О. Кригера «На прогулку» направлено на формирование навыков самообслуживания:

Чтение стихотворения Н. Найденова «Наши полотенца». Цель: Формирование навыков личной гигиены» и др.

Тесный контакт с родителями воспитанников позволяет мне более успешно решать проблему формирования КГН. Дети дома с родителями повторяют знакомые потешки, стихи, сказки, закрепляя навыки КГН, развивая речь, расширяя представления об окружающем.

 

 

Используемая литература

1 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991

2 Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста – Изд. 5-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010

Смирнова Е.Т., Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях – Москва, 1973


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...